Конспект урока по биологии в 5 классе по теме «Строение клеток бактерий»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1

пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурская область













Конспект урока по биологии

«Строение клеток бактерий »

подготовила

учитель биологии Кравченко Галина Сергеевна















Пгт Серышево

2013


Цель урока: познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями;

показать особенности строения и распространения бактерий;

познакомить со значением бактерий в природе и жизни человека.

Тип урока – изучение новых знаний.

Оборудование: таблицы: « Царства живой природы», « Бактерии», « Формы бактерий», Учебник. Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я Колесникова Биология. Живой организм. 5- 6 класс

М. « Просвещение» 2013


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел давно звонок

Начинается урок

На свои места все сели

На меня все посмотрели.

  1. Стадия вызова

Сегодня наш урок мы начнём с загадок.

На данном этапе урока используется приём « Буквенный диктант».

Отгадав загадки и используя первую букву ответа, вы определите ключевое слово нашего урока.


Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)

Красивые цветочки расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу.
(Астра)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)


Что летом и зимой в рубахе одной?
(Ель)

Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)


Я — травянистое растение с цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)

Учитель: итак ключевое слово нашего урока – бактерии. Кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока « Строение клеток бактерий».

Учащимся необходимо определить цель урока для этого из предложенных слов составьте предложение.

Строение, бактерий, изучить, и , жизнедеятельность, особенности.

Цель урока – Изучить особенности строения и жизнедеятельность бактерий.

Давайте попробуем вспомнить, что мы знаем о бактериях?

Учащиеся высказывают свои знания, учитель фиксирует их на доске ( используется приём «Корзина»).

Далее учащимся учитель предлагает установить, верны ли данные утверждения?

( используется приём « Верные и неверные утверждения»)

  1. Клетки бактерий имеют одно или несколько ядер.

  2. Бактерии — одни из самых древних организмов на Земле.

  3. Все бактерии ведут паразитический образ жизни.

  4. Среди бактерий много полезных для человека видов.

  5. Бактерии – мелкие живые существа, которые можно увидеть лишь с помощью лупы.

  6. Многие бактерии являются возбудителями заболеваний человека.

  7. Неблагоприятные условия бактерии переживают с помощью спор.

  8. Квашение капусты, скисание молока вызывается молочнокислыми бактериями.


  1. Стадия осмысления


Необходимо проверить свои предположения для этого обратимся к тексту параграфа № 16 «Форма и размеры бактерий», «Строение бактериальной клетки».

Используем технологический приём « ИНСЕРТ»

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки.


«V» — уже знал

«+» — новое

«-« — думал иначе

«?» — не понял, есть вопросы

Далее учащиеся заполняют таблицу.

Уже знал

Новое

Думал иначе

Не понял, есть вопросы






После работы с текстом проводится физминутка для снятия усталости глаз.

Обсуждение записей в таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Каково строение бактериальной клетки?

Почему бактерии относят к прокариотам?

Где обитают бактерии?

Дополнения учителя.

Бактерии живут в горячих источниках – при температуре 80 ºС.

В 1 г льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий.

Какие формы бактерий вам известны?

Учитель – Бактерии играют огромную роль в природе и жизни человека

( используется приём « Хорошо – Плохо»)

Давайте попробуем определить положительная или отрицательная их роль?

Для этого класс делится на две команды. Первая команда рассказывает о положительной роли бактерий, вторая об отрицательной. Для этого учащиеся читают подзаголовок « Распространение бактерий и их роль в природе» страница учебника 45.

После прочтения текста учащиеся по очереди называют положительную и отрицательную роль бактерий.

Ученик –

Положительная роль

  1. Разрушение растительных и животных остатков.

  2. Образование топливных полезных ископаемых: нефть, газ, залежи угля.

  3. Превращают молоко в простоквашу.

Дополнения учителя

Бактерии брожения используются при приготовлении вина, уксуса.

Молочно – кислые бактерии используются для квашения капусты, огурцов, а так же для производства силоса.

Кишечная палочка обитает в пищеварительной системе человека, помогает при расщеплении глюкозы, молочного сахара.

Клубеньковые бактерии способствуют усвоению сельскохозяйственными бобовыми растениями азота воздуха, впоследствии эти растения используются в качестве «зелёных удобрений».

Отрицательная роль

  1. Портят продукты питания.

  2. Болезнетворные бактерии вызывают опасные заболевания (дифтерию, дизентерию, туберкулёз, холеру, сибирскую язву)

Дополнения учителя

Вызывают различные заболевания сельскохозяйственных растений.

Вызывают коррозию металлов.

Учитель – При 0º С у многих бактерий прекращаются жизненные процессы, однако они не погибают. Почему?

Учащиеся – Некоторые бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.

Учитель — Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерий?


  1. Рефлексия

Возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность на основании полученных знаний.

  1. Клетки бактерий имеют одно или несколько ядер.

  2. Бактерии — одни из самых древних организмов на Земле.

  3. Все бактерии ведут паразитический образ жизни.

  4. Среди бактерий много полезных для человека видов.

  5. Бактерии – мелкие живые существа, которые можно увидеть лишь с помощью лупы.

  6. Многие бактерии являются возбудителями заболеваний человека.

  7. Неблагоприятные условия бактерии переживают с помощью спор.

  8. Квашение капусты, скисание молока вызывается молочнокислыми бактериями.

Правильные ответы: 2, 4, 6, 7, 8.


Учащиеся составляют синквейн.

  1. Бактерии.

  2. Маленькие, разнообразные.

  3. Разлагают, вызывают, избавляют.

  4. Бактерии появились более трёх с половиной миллиардов лет назад.

  5. Бактерии – прокариоты.


Итог урока, Что нового узнал для себя?

Что непонятно?

Оценки за урок.

Домашнее задание: Параграф № 16 вопросы на стр. 45

Творческое задание: Придумайте научно – популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. Попробуйте оформить свою работу как сценарий фильма или мультфильма.

Рисуем рожицы.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы.


1. Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я Колесникова Биология. Живой организм. 5- 6 класс

М. « Просвещение» 2013

2. А. А Калинина Поурочные разработки по биологии « ВАКО» Москва 2005

3. С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке Москва

« Просвещение» 20011

4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова Занимательная зоология « АСТ — ПРЕСС» 1999

School – work. Net/zagadki/pro-zhivotnih/ page1html

School – work. Net/zagadki/pro-rasteniya/page2html





Свежие документы:  Занимательный урок по биологии "Правильная осанка - залог здоровья!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: