Конспект урока по биология «Лекарственные растения» 7 класс


7 класс (2 часа).

Тема: «Лекарственные растения».

Задачи:

  • знакомить учащихся с целебными свойствами местных лекарственных растений: календулы, ромашки, череды, крапивы, чеснока, лука, шиповника, мяты, мать — и мачехи.

  • Учить заготавливать целебные растения и умело пользоваться при необходимости.


  • Познакомить с правилами приготовления отвара, настоя из калины, ромашки, мать — и мачехи, мяты перечной, календулы.

  • Воспитывать бережное отношение к родной природе. Ближе познакомит с природными ресурсами Кубани.

  • Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы и труда.

  • Формировать навыки последовательности и аккуратности в работе.

Оборудование:

указанные лекарственные растения, иллюстрации их, эмалированная посуда, ложки, стаканы, кипяток, таблицы, карточки, рецепты, инструкционные карты.

Словарь:

антисептика, отвар, настой, напар, календула.

Ход урока:

I. Организация.

Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

II. Повторение темы: «Домашняя аптечка».

  1. По карточке письменно отвечает один ученик на вопрос: «Термометр, его назначение, способ применения».

  2. Устно отвечают: состав домашней аптечки.

  3. Измеряют температуру два ученика.

  4. Наложение горчичников (по бригадам).

Итоги по проверке знаний, комментарий ответов отдельных учащихся.

III. Сообщение темы и её задач:

Лекарственные растения нашего края, умение приготовить лекарственные отвары и настои.

Люди всего мира все чаще используют лекарственные растения для исцеления недугов. Свои знания о целебных свойствах растений люди получают из книг далекого прошлого. Волшебными травами лечились люди очень давно, когда не было аптек.

В последние десятилетия люди хищнически обращались с лекарственными растениями. В результате чего некоторые из них остались в очень маленьком количестве, их надо беречь.

Надо уметь собирать, сушить, хранить и применять лекарственные растения, оберегать растения от варварского уничтожения.


Кубанская зоренька.

Я рано встаю,

Я солнышко встречаю утром ранним.

Бужу птиц, зверей, всё живое на земле – цветочкам, лепесточкам

Глазки открываю,

Чистою росою умываю

Со свежей, светлой песней день встречаю.

А как солнышко устанет,

Отдыхать пойдет

Я его провожаю.

Всему живому на Земле

Спокойной ночи пожелаю.

Учитель:

Ах какие красивые зори на Кубани. Сколько в них силы, очарования. Все они передают растениям, всему что растет и живет на нашей сердцу милой, Родине.

Зорька:

Откуда и повелось

Зорька да солнышко растения питают,

Дождик поливает,

И сила добрая, целебная в них нарастает.

Ничто не сравнится с исцеляющей силой природы-матушки.

Только она никогда не навредит человеку.

Учитель:

А люди должны уважать природу, оберегать и тогда она отплатит им великой своей щедростью.

Зорька:

И усталость снимет, и хворь всякую уберет.

— Знай только правила, да умело применяй.

Учитель:

Сегодня мы вас поведем по сказочным тропам, ведущим к крепкому здоровью. И если вы будете внимательны, исполнительны и точны, здоровье оставит вас у себя надолго. И, поверьте, это необыкновенно важно. И так вперед:

1. Остановка (музыка)

Учитель:

Это что за красавица такая, пышная да зеленая, кисти словно рубины, так и манят, зачаровывают.


Зорька: Я загадаю загадку, а вы ребята попробуйте отгадать:

Яркий русский сарафан

Зеленью осыпан,

Кумачовым огоньком

Ягод сок пропитан.

И кислинка и горчит

А простудился, вылечит. (Калина).

Учитель: правильно ребята.

Познакомимся ближе с лечебными свойствами калины. Растет это чудное, кустистое растение в южных регионах. Украшает нашу Кубанскую землю: весной — белыми кистями, осенью — яркими красно-зелеными листьями и яркими, сочными кистями. Калина обыкновенная.

Используют и кору, и плоды. Кора калины оказывает вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие. Плоды калины принимают как общеукрепляющее средство после тяжелых заболеваний, а также при отеках сердечного и почечного происхождения, при гипертонической болезни, заболеваниях печени, колитах, гастритах.


Настой: 3-4 столовых ложки ягод на два стакана кипятка.

Отвар калины: 3-4 г измельченной коры на стакан кипятка — (200 мл) принимают глотками в течение дня.

Кору помещают в эмалированную посуду, заливают водой и кипятят на слабом огне 20-30 минут, охлаждают. Кору отжимают, отвар фильтруют, объем жидкости кипятком доводят до первоначального количества.

Отвар принимают в теплом виде, хранят в холодильнике не более двух суток.

2. Учитель:

Отправляемся дальше. Вторая остановка и новое знакомство. -Оранжевый пожар на клумбе утром.

А к сумеркам цветочки засыпают и клумбу нежной, бархатной зеленью укрывают.

— О каком цветочном растении я вам говорю. Ну-ка вспоминайте, на уроках труда вы выращиваете эти растения. (Ноготки-календулы).

Познакомимся с лекарственными свойствами календулы.


Календула лекарственная применяется для лечения гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, почечно- и желчнокаменной болезней. Как наружное средство — для лечения носоглотки, при ссадинах, язвах, противоопухолевое средство.

Настой для внутреннего применения готовят из расчета: две столовые ложки цветков на два стакана кипятка, принимают 3-4 раза в день до еды.

Настой для наружного применения: четыре столовых ложки цветков на два стакана кипятка. Настой готовят из высушенных и измельченных частей растений, нужное количество которых помещают в эмалированную посуду, заливают кипяченной водой и доводят до кипения. Кипятят на слабом огне не более 10-15 минут. Настаивают не менее 4-5 минут, после полного охлаждения фильтруют, оставшуюся растительную массу выжимают и добавляют воды до получения требуемого количества настоя. Более удобный способ приготовления настоя с помощью термоса: 1 -2 столовые ложки сырья вечером высыпают в термос, заливают двумя стаканами кипятка и оставляют на ночь. Процеженный настой принимают с утра весь день в 3-4 приема в теплом виде. Настой хранить в термосе не более суток.

  • Свежий сок календулы хорошо залечивает раны.

  • Цветы календулы хорошо очищают и освежают воздух в помещении.

  • Собирают цветы во время цветения в солнечные дни, до обеда, с росой цветы собирать нельзя.

3. Учитель:

А кто же там у дороги в ярких желтых шапочках.

Ромашка — ты возьми, возьми цветок

Погадай на удачу дружок.

Давай поближе мы дружить

Я помогу здоровье получить.

Погублю я всех микробов,

Укреплю иммунитет

Залечу любую рану,-

Подарю нежность природы — своей волшебный букет.

Учитель:

Ребята посмотрите на снимок аптечной ромашки. Давайте вспомним, где растет это растение. Когда цветет.

Ромашка: оказывает антисептическое и противовоспалительное действие, используют при заболеваниях горла, дыхательных путей, желудка, кишечника. На поверхности кожи настоем промывают раны, ссадины.

Собирают цветы ромашки в июне, начале июля.

Настой: 2 ст. ложки сухих цветов на 0,5 л воды, заливают крутым кипятком, парят на водяной бане 15-20 минут.

Настоем полощут горло, принимают по 1 ст. ложки внутрь, обрабатывают раны. Сведения о ромашке из прошлого урока, запись в тетради.

Показ сухих материалов: ромашка, календула, мать-и-мачеха, мята перечная и кисти калины.

Учитель:

Ребята, мы сейчас с вами рассмотрели 5 различных растений. Назовите, какие вы знаете? Какие болезни лечим с их помощью?

Планируемый ответ детей:

Калинакашель, общеукрепляющее средство, заболевания печени и сосудов.

Ромашкаантисептическое средство (вспомним значение слова), заболевания горла,

кишечника, желудка.

Календулалечение носоглотки, при ссадинах, ранах, противоопухолевое средство,

противовоспалительное средство.

Учитель:

А вот и два неизвестных растения. Давайте изучим их повнимательнее (наощупь, запах, внешний вид).

4. Учитель:

Давайте пойдем дальше по тропе здоровья и узнаем, что это за незнакомцы такие.


Мягкая постелька внизу, с изнанки нежного листа.

Атласом яркой зелени одета вся листва.

А цветочек — братец одуванчика

Ну точно брат-близнец стоит.

Весну после зимнего сна будит.

Это мать-и-мачеха.

Растет во влажных, охваченных солнцем местах. На Кубани произрастает повсюду.

Цветет в марте, апреле.

Листья набирают силу в конце июня-июля.

Мать-и-мачеха. Снимает воспаление в горле, дыхательных путях, улучшает дыхание, является хорошим отхаркивающим средством, принимают при ангинах, гриппе, бронхите, воспалении легких.

Настой: 1 ст. ложка (3-4 сухих листика) на 0,5 л воды. Листья заливают крутым кипятком, плотно закрывают, настаивают в теплом месте 1,5-2 часа.

Принимают по 2 ст. ложки 4-5 раз в день.

Запись в тетрадь кратких рекомендаций по применению.

6. И последняя спутница на уроке сегодня — это царица растений — мята.

Поговорим мы о мяте перечной, великой волшебнице.

Учитель:

И настроение поднимет мяты цветок,

Только аромат вдохни ее густой.

И болезнь одолеет,

Приготовь и прими из нее целебный настой.

Если вдруг ты сердит, дружок, Всё не так, все надоели, Ты за мятой иди на лужок,

Настой: 2 ст. ложки сухих цветов на 0,5 л воды, заливают крутым кипятком, парят на водяной бане 15-20 минут.

Настоем полощут горло, принимают по 1 ст. ложки внутрь, обрабатывают раны. Сведения о ромашке из прошлого урока, запись в тетради.

Показ сухих материалов: ромашка, календула, мать-и-мачеха, мята перечная и кисти калины.

Учитель:

Ребята, мы сейчас с вами рассмотрели 5 различных растений. Назовите, какие вы знаете? Какие болезни лечим с их помощью?

Планируемый ответ детей:

Калинакашель, общеукрепляющее средство, заболевания печени и сосудов.

Ромашкаантисептическое средство (вспомним значение слова), заболевания горла,

кишечника, желудка.

Календулалечение носоглотки, при ссадинах, ранах, противоопухолевое средство,

противовоспалительное средство.

Учитель:

А вот и два неизвестных растения. Давайте изучим их повнимательнее (наощупь, запах, внешний вид).

4. Учитель:

Давайте пойдем дальше по тропе здоровья и узнаем, что это за незнакомцы такие.


Мягкая постелька внизу, с изнанки нежного листа.

Атласом яркой зелени одета вся листва.

А цветочек — братец одуванчика

Ну точно брат-близнец стоит.

Весну после зимнего сна будит.

Это мать-и-мачеха.

Растет во влажных, охваченных солнцем местах. На Кубани произрастает повсюду.

Цветет в марте, апреле.

Листья набирают силу в конце июня-июля.

Мать-и-мачеха. Снимает воспаление в горле, дыхательных путях, улучшает дыхание, является хорошим отхаркивающим средством, принимают при ангинах, гриппе, бронхите, воспалении легких.

Настой: 1 ст. ложка (3-4 сухих листика) на 0,5 л воды. Листья заливают крутым кипятком, плотно закрывают, настаивают в теплом месте 1,5-2 часа.

Принимают по 2 ст. ложки 4-5 раз в день.

Запись в тетрадь кратких рекомендаций по применению.

6. И последняя спутница на уроке сегодня — это царица растений — мята.

Поговорим мы о мяте перечной, великой волшебнице.

Учитель:

И настроение поднимет мяты цветок,

Только аромат вдохни ее густой.

И болезнь одолеет,

Приготовь и прими из нее целебный настой.

Если вдруг ты сердит, дружок, Всё не так, все надоели, Ты за мятой иди на лужок,

И все невзгоды улетели.

Растаяли как дым и вспышки гнева, и капризы,

Мяты куст подарит тебе силы, бодрость, счастливые сюрпризы.

Мята очень стойкое неприхотливое растение.

Растет и в тенистых местах, и на открытом солнце.

Целебную силу набирает в пору цветения. Срывают стебли с соцветиями.


Мята перечная применяется при расстройствах нервной системы. При легких сердечных недугах, при гипертониях.

Собирают во время цветения (всю надземную часть), мелко измельчают и сушат.

Время сбора: июль-начало августа.

Настой: 2-3 ст.ложки на 0,5 л воды, заливают крутым кипятком, настаивают в теплом месте 1,5 -2 часа.

Принимают 2-3 ст.ложки 3-4 часа в день.

Краткая запись в тетрадь о мяте.

Маленькие секреты и рекомендации

по заготовке, сбору трав, о их подготовке к хранению и применению.

Травы следует собирать в отдаленных от проезжих дорог местах. Лучше в поле, у леса, лесопосадках, у реки; там, где нет предприятий, не работают машины, не ездит любой транспорт.

  • сушат в затененных местах, желательно накрыть легкой хб тряпочкой, легким полотенцем, может даже бумагой. Для чего? (чтобы уберечь от запыления).

  • Перед высушиванием желательно стебли и листья у растений измельчить.

  • По мере высыхания растения периодически перемешивают, взрыхляют. Почему? (чтобы равномерно высыхали, не плесневели, и не подпревали)

Для индивидуальной работы.

Карточки о травах (календула, мать-и-мачеха)

Практическая работа. По бригадам готовим настой из ягод калины, отвар ромашки по инструкционной карте, по инструкции на упаковке ромашки.

Индивидуальная работа с каждым учеником. Оказываю помощь. Итог.

Комментарии действий учеников.

Отчет учеников о приготовлении настоя и отвара.

Закрепление темы.

  1. Как приготовить настой?

  2. Как его употреблять?

  3. Какие лекарственные растения растут у нас?

  4. Какие лекарственные растения можно применять от простуды, ОРЗ (острое, распиратоное заболевание)?

  5. Работа с инструкциями на упаковках, опрос 2-3 учеников.

Итог.

Комментарии ответов учеников.















Свежие документы:  Тест по биологии в 7 классе «Лишайники»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: