Конспект урока по теме: «Скелет человека»


Конспект урока по теме: «Скелет человека»

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях скелета человека, связанных с прямохождением, трудовой деятельностью, речью.

Обучающие задачи: сформировать и закрепить знания об основных частях скелета и выполняемых ими функциях, выработать умения находить кости скелета на таблицах и рассказывать об их строении и функциях. Показать различия в строении скелета млекопитающих и человека.

Развивающие задачи: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выявлять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с различными источниками информации.)

Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», раздаточный материал к уроку: скелет человека и кошки, позвонки человека; компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный

План:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление .

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся характеризовать особенности скелета человека, связанные с прямохождением , трудовой деятельностью и речью.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Урок начинается с актуализации знаний о скелете . (демонстрируется слад № 1 ). С этой целью учащимся предлагается вспомнить и заполнить первую колонку таблицы

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)




На выполнение этого задания отводится 2-3 минуты. После этого проводится фронтальная беседа по следующим вопросам


  • Что такое скелет? Какое значение он имеет?

  • В чем сходство скелета позвоночных животных?

  • В чем сходство скелета человека и млекопитающих животных?


Ответы учащихся:( Позвоночные животные имеют внутренний скелет, представленный хордой у ланцетника, который в ходе эволюции преобразуется в позвоночник.

Сходство заключается в том, что человек и млекопитающие имеют общий план строения скелета).

Учитель спрашивает: В чем тогда различие скелета человека и млекопитающих животных?

Предположения учащихся.

После этого учащиеся совместно с учителем формулируют цели и задачи урока. Заполняют колонку « Хочу знать».

  1. Изучение нового материала


Демонстрируются слайды № 2-3.

Совокупность твердых образований — костей, хрящей и укрепляющих их связок- называют скелетом. Скелет служит опорой тела, позволяет ему сохранять определенную форму и вертикальное положение. Костная система совместно с мышечной участвует в движении. Скелет и мышцы выполняют также защитные функции: череп и позвоночник служат футлярами для головного и спинного мозга. Грудная клетка надежно закрывает сердце , легкие, а брюшные мышцы защищают внутренние органы.

У взрослого человека скелет состоит из более чем 200 костей. В нем различают три отдела: череп, скелет туловища и скелет конечностей.

Демонстрируется слайд №4. Скелет головы- череп.

Задание учащимся:

— Рассмотрите и сравните череп человека и млекопитающих животных и ответьте на вопросы:

  1. Как развиты мозговой и лицевой отделы черепа человека и млекопитающих? (У человека преобладает мозговой отдел над лицевым, что связано с большим развитием головного мозга).

  2. Почему у млекопитающих животных челюсти значительно вытянуты вперед и лучше развиты, чем у человека (Челюсти животных являются органом защиты и нападения, у человека эту функцию выполняют руки, вооруженные соответствующими орудиями).

  3. Ещё какое отличие в лицевом отделе вы заметили? (У человека появляется подбородочный выступ, у кошки и обезьяны подбородок скошенный). С чем это связано? (С речью; речевые движения связаны с работой мышц, прикрепляющихся к подбородочному выступу).

— Дополните схему. Сделайте выводы.


Демонстрируется слайд № 5 Скелет туловища.

— Что является основой скелета туловища? (позвоночник) Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Какие отделы в нем различают? (шейный- образован 7 позвонками, грудной -12,

поясничный -5, крестцовый -5 сросшимися, копчиковый 4-5 сросшимися)

Чтобы позвоночник мог изгибаться, кости должны быть подвижными; чтобы он мог служить достаточно прочной осью тела, позвонки должны прочно скрепляться между собой.

Вопрос для обсуждения:— Как одновременно обеспечиваются прочность и подвижность позвоночника? Какое строение имеют позвонки? Что общего и чем отличается их строение. Как объяснить эти различия?

Чтобы ответить на эти вопросы, организуется работа в группах (5 минут).

Задание для групп: рассмотреть рисунки 75, 76 стр. 147 учебника, набор «Позвонки человека». Зарисовать в тетради строение позвонка, сделать выводы. Слайд № 6-7

  • Каждый позвонок состоит из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга косные кольца – позвоночный канал – костный футляр для спинного мозга.

  • Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которая обеспечивает гибкость и прочность позвоночника.

  • Размеры позвонков неодинаковы: шейные позвонки имеют небольшое тело, т.к. испытывают меньшую нагрузку. Атлант и эпистрофей участвуют во вращении головы (какое отношение имеет Атлант, герой красивой древней сказки, к позвоночному столбу, вы можете узнать из книги Руденко «Знаешь ли ты себя?»).
    — грудные крупнее шейных и сочленены с ребрами;
    — поясничные отличаются массивностью тел;
    — крестцовые срастаются в одну кость в результате приспособления к большой нагрузке в результате прямохождения;
    — копчиковые – остаток хвоста – рудимент.
    — Какие изгибы имеет позвоночник и какие функции они выполняют?
    (4 изгиба – шейный, грудной, поясничный, крестцовый. Благодаря этому позвоночник способен пружинить, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках)
    Демонстрируется слайд № 8. Грудная клетка.

Задание для учащихся:

Выясните, какими костями образована грудная клетка и какую функцию она выполняет (стр. 147, рис. 77)?

После обсуждения учитель обращает внимание на особенность соединения ребер с плоской грудиной: — IVII соединяются с грудиной и называются истинными ребрами;

VIIIX грудины не достигают, соединятся с вышележащим ребром, поэтому получили название – ложные;XIXII заканчивается в мышцах брюшной полости, отличаются большой подвижностью, называются колеблющимися.

— К ребрам прикрепляются дыхательные мышцы и диафрагма.

— В чем отличие грудной клетки человека от кошки, с чем связано? (в связи с прямохождением у человека она уплощена в передне- заднем направлении, , а у кошки сжата с боков).

Скелет верхних конечностей. Демонстрируется слайд № 9

Задание учащимся:— Выясните, чем представлен скелет верхней конечности. Дополните схему.

После обсуждения учитель обращает внимание на особенности соединения некоторых костей. ( Предплечье образовано 2 костями: локтевой и лучевой. Локтевая сочленена с плечевой и находится со стороны мизинца , а лучевая сочленена с кистью и лежит со стороны большого пальца).

— Какие особенности имеет кисть человека по сравнению с кистью млекопитающего? (У человека большой палец противопоставляется остальным, благодаря ему возможен не только силовой захват, но и точный).

Скелет нижних конечностей. Демонстрируется слайд № 10

Задание для учащихся:

— Выясните, чем образован скелет нижних конечностей, и какие особенности он имеет?

— Дополните схему.

После обсуждения учащиеся делают выводы:

— В связи с прямохождением таз человека стал шире и массивнее, сращен с крестцом- поддерживает органы брюшной полости; кости нижних конечностей также более массивны, отличаются большой длиной и прочностью, стопа имеет сводчатость.

Своды стопы присущи только человеку, смягчают толчки тела при ходьбе.

  1. Закрепление знаний. Слайд 11


— Заполняют 3-ю колонку таблицы «Что узнал(а)».

— Учащиеся выполняют тестовые задания из электронного учебника «Кирилла и Мефодия».


5. Рефлексия: Что нового узнали? Что было трудным? Что пригодится в будущем?

6. Домашнее задание. Прочитать параграф и составить таблицу: особенности скелета человека в связи с прямохождением , трудовой деятельностью и речью.


Литература:

1. А.В.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф.

2. В.С.Рохлов, С.Б. Трофимов. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина.2013 г.

3 .Батуев Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.Дрофа

4.Руденко. « Знаешь ли ты себя?»

5.Электронный учебник « Кирилла и Мефодия»

6. Интернет- ресурсы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Бразилия – уникальная»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: