Жукова Валентина Андреевна
учитель биологии
ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10
Конспект урока по теме «Водоросли» 6 класс
Задачи:
— познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;
— сформировать знания об их среде обитания;
— раскрыть особенности строения тела;
— показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;
— объяснить способы размножения водорослей;
— познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;
— показать значение водорослей в природе и жизни человека;
— продолжить развивать умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.
Средства обучения:
— кинофильм «Водоросли» (20 мин);
— иллюстрации;
— инструкционные карточки.
Словарь: высшие растения, низшие растения, ризоиды, таллом, слоевище, одноклеточные и многоклеточные водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорофилл, хлоропласты, половое размножение, гаметы, бесполое размножение, зооспоры, автотрофы.
План урока:
1.Организационный момент, фонетическая зарядка
2. Объяснение нового материала
3. Закрепление
4. Домашнее задание
Ход урока.
Организационный момент
Выступления учащихся:
1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.
2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.
3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей.
2. Объяснение нового материала.
— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
— Водоросли.
— Да. Водоросли – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам.
Все вы наверняка видели водоросли. Где?
— В аквариуме, в реке, на море.
— А из рассказов ребят, где ещё можно встретить водоросли?
— На снегу, во льдах, в горячих источниках.
— Посмотрите и скажите, где ещё живут водоросли?
ФИЛЬМ
— На деревьях, на камнях, на почве.
— Мы с вами говорили, что цветковые растения – высшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются?
|
Низшие растения | |
Есть
|
← органы → | Нет
|
корень, стебель, листья |
| ФИЛЬМ тело – таллом (слоевище), могут быть ризоиды – подобные корню |
формы слоевища:
|
| |
– нитевидные – кустовидные – пластинчатые
(подобрать название под рисунок)
Одноклеточные
ФИЛЬМ Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной. Хламидоманада
хроматофор – «носитель окраски», органоид, содержащий хлорофилл.
| Многоклеточные
ФИЛЬМ
|
ФИЛЬМ | Цветковые растения | |
В хроматофоре
| ← хлорофилл → | В хлоропластах
|
Половое
ФИЛЬМ При неблагоприятных условиях — Путём слияния двух 2 гамет и последующего нового деления Гаметы – это…. Зигота – это …. | Бесполое
ФИЛЬМ При благоприятных условиях — Путём образования зооспор
Зооспоры – это ….
|
Лабораторная работа «Размножение одноклеточных водорослей».
Осторожно вместе с тонким слоем субстрата срежьте ножом скопление одноклеточных водорослей, образующих зелёный налёт на коре деревьев (со стенки цветочного горшка)
Положите кусочек коры с налётом в воду на 1-2 мин и поместите по сильный электрический свет на 15-20 мин.
Понаблюдайте, изменился ли цвет колонии водорослей, запишите это в тетрадь.
Осторожно соскоблите препаровальной иглой едва заметное количество водорослей на предметное стекло, капните воды и покройте препарат покровным стеклом.
Рассмотрите невооружённым глазом и запишите, что вы видите.
Затем рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.
Поставьте препарат под большое увеличение, рассмотрите и так же зарисуйте увиденное.
Поищите на препарате водоросли, собранные «пакетиком», делящиеся клетки водоросли, зарисуйте их, подпишите весь рисунок. Водоросль назовите.
дыхание | питание | выделение |
Водоросль (всей поверхностью тела) | —————————→ |
питательные вещества кислород | ненужные вещества углекислый газ |
Водоросли – автотрофы. Что это значит?
+ Вода | Солнечный свет —————————→ в хроматофоре | Углевод + | Кислород |
— А водоросли вредные или полезные?
ФИЛЬМ
— А где ещё используются водоросли?
3. Закрепление
— Что это?
ФИЛЬМ «Тина» — скопление различных нитчатых водорослей
ФИЛЬМ водные растения – у них есть стебель, листья, корень
Вывод: не все растения, обитающие в воде, водоросли
ФИЛЬМ
Водоросли – это низшие споровые растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хроматофоры с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.
Домашнее задание.
Источники информации:
1. Ботаника. Учебник для 5-6 кл. Корчагина В.А.
2. Видеофильм «Водоросли» (Леннаучфильм)1987 г.
3. https://c1gas2org.wpengine.netdna-cdn.com/files/2009/07/algae.jpg — нитчатые водоросли
4. https://www.hyscience.com/archives/brown%20seaweed.jpg – кустовые водоросли
5. https://s.primamedia.ru/f/big/136/135372.jpg — пластинчатые водоросли