Конспект урока Строение и функции скелетных мышц




Урок 11. Строение и функции скелетных мышц

Задачи урока:

сформировать у учащихся представления о мышцах как части опорно-двигательной системы;

выявить особенности строения скелетных мышц и их основных групп в зависимости от расположе­ния в организме и выполняемых функций;

продолжить формирование умений практического применения теоретических знаний в ходе работы с учебными иллюстрациями.



Ход урока

Организационный момент, мотивирование уч-ся на работу.

I. Актуализация и проверка знаний

Проверка знаний о строении позвоночника; о фор­мировании естественных изгибов позвоночника у челове­ка; о строении скелета конечностей и их поясов; о зна­чении строения отдельных структурных элементов скеле­та человека для жизнедеятельности его организма.

Выявление и актуализация представлений учащих­ся о строении мышечных тканей организма человека и значении мышц для животных, обитающих в наземно-воздушной среде.

II. Изучение нового материала

Мышцы как часть опорно-двигательной системы (беседа с учащимися).

Строение скелетных мышц (объяснение учителя с демонстрацией таблицы, иллюстрирующей строение скелетной мышцы). Работа с понятиями: брюшко мышцы, фасция, сухожилие.

Группы скелетных мышц (объяснение учителя с де­монстрацией наглядных пособий, иллюстрирующих рас­положение скелетных мышц в организме человека и их функции): мышцы шеи и головы, жевательные мышцы, мимические мышцы, мышцы спины, мышцы груди, межреберные мышцы, мышцы живота, в том числе, брюшной пресс, диафрагма, мышцы плечевого пояса и руки, мышцы тазового пояса и ноги.

III. Проверка понимания изученного

Какую роль скелетные мышц выполняют в ра­боте опорно-двигательной системы и всего организма?

Как устроена скелетная мышца?

Работа с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится.

IV. Закрепление знаний

    1. Практическая работа №1 «Распознавание на наглядных пособиях органов – опорно- двигательной системы». Учебно- методические средства обучения- рисунок «Скелет человека», «Основные мышцы человека».

    2. Решение биологических задач

В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)

Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?

Какие мыщцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)

Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц? (

V. Подведение итогов урока

Мышцы (активная часть опорно-двигательной систе­мы) обеспечивают двигательную и защитную функции. Их: структурной основой является поперечно- полосатая мышечная ткань, образующая скелетную мускулатуру, и гладкая мышечная ткань, образующая гладкую мускула­туру.

  1. Рефлексия деятельности уч-ся. Выводы.

  2. Домашнее задание

Изучить § 11. Ответить на вопросы и выполнить за­дание в конце параграфа (устно).

Литература

Пасечник В.В. 8 класс. Биология: учебник для общеобразовательных учреждений

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: рабочая тетрадь.





Практическая работа №1 «Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы»




















Свежие документы:  Биологический диктант "ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: