конспект урока «Земноводные» 8 класс


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» г. Калуги






Конспект урока

(с использованием технологии РКМЧП)




«Земноводные »

8 класс















подготовила:

учитель биологии, педагог дополнительного образования

Кладь Алла Николаевна

















Калуга, 2010


Тип урок: изучение нового материала.

Урок включает 3 стадии: вызов- осмысление – рефлексия.

Цели урока: изучить особенности строения земноводных; получить представление о многообразии земноводных; развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, решить творческие задачи; сформировать культуру общения, коммуникативные качества.

Стратегия урока: чтение с остановками и составление бортового журнала

Оборудование и материалы: учебник «Биология. Животные»; Латюшин В.В, Шапкин В.А Москва: «Дрофа», 2001г., фотографии земноводных, влажные препараты представителей отряда Бесхвостые, карточка — задание, презентация.


Ход урока

1. Организация класса

2. Изучение нового материала

Стадия «Вызова»

Накопление знаний подобно росту дерева надеюсь, что на этом уроке к стволу биологических знаний каждого из вас прирастёт новый побег знаний об удивительных животных, которых считают переходной формой от водных животных к наземным, они первые из хордовых встали на ноги, некоторые приобрели голосовой аппарат. Они имеют огромное значение в природе и жизни человека. Некоторые представители – классические подопытные животные. О ком идет речь?


Сегодня объектом нашего изучения будут земноводные.

Тема урока: «Земноводные» (запись на доске и в тетради)


Обратите внимание на название параграфа «Класс Земноводные, или Амфибии». «ЗЕМНОВОДНЫЕ» на какую особенность указывает название класса?

(Земноводные – слово русское, происходит от названий сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среды жизни)

«АМФИБИИ» на какую особенность указывает второе название класса?

(Амфибии– греческое слово, переводится как двоякодышащие, дышат с помощью легких и кожи)


Что вы помните об этих животных? Заполните бортовой журнал графу «знаю»


Особенности внешнего и внутреннего строения Земноводных

знаю

узнал

1. Земноводные обитатели…



2. Тело земноводных покрыто……….



3.Тело земноводных подразделяется на ….



4. Передвигаются на суше с помощью ………..



5. Температура тела……….



6. Взрослые дышат….



7. Глаза земноводных имеют ….






8. Сердце у всех взрослых земноводных …. ….




9. Кровь по организму взрослых земноводных течет ….



10. Орган слуха земноводных ………



11. Личинки называются ………………



12. У личинок как у рыб………




Каждый увидел пробелы своих знаний. В связи с этим вы каждый может сформулировать свою познавательную цель на сегодняшний урок. Запищите её в тетради.


2. Стадия «Осмысления»

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Подвижные игры"

Чтение текста учебника стр.115-117 и заполнение второй графы Бортового журнала «узнал» (технология «Чтение с остановками»)


Обсудите с соседом записи бортового журнала. Обсуждение с классом.


Земноводные это поистине удивительные создания, хотя и самый малочисленный класс позвоночных. Давайте определим место земноводных в системе животного мира.


Царство ……………Животные

Подцарство ……… Многоклеточные

Тип ……………… Хордовые

Подтип………… Позвоночные

Класс……………….Земноводные


Класс Земноводные представлен тремя отрядами.


Слайд № 1 — многообразие земноводных. По каким признакам можно разделить представителей земноводных, которые изображены на слайде?


(продолжаем запись на доске и в тетради)

Отряд Безногие


Отряд Хвостатые


Отряд Бесхвостые


Давайте поближе познакомимся с самым многочисленным отрядом Бесхвостые

(раздаточный материал – ванночки с жабой серой, травяной лягушкой, чесночницей и жерлянкой). Рассмотрите особенности внешнего строения представителей отряда. В чем отличия?


Лабораторная работа

«Внешнее строение травяной лягушки как приспособление

к водной и наземно-воздушной среде обитания»


Цель: Изучить внешнее строение земноводного НА ПРИМЕРЕ ТРАВЯНОЙ ЛЯГУШКИ. Выявить черты приспособленности к обитанию в водной и наземно-воздушной среде.

Оборудование: ВЛАЖНЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ПИНЦЕТЫ, ВАННОЧКИ.

Ход работы

  1. Установите, чем по внешнему виду лягушка отличается от рыбы (обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей, укороченность и компактность тела, отсутствие шеи, хвоста).

  2. В чём особенность покрова тела у травяной лягушки и жабы. Какое значение имеет такое строение покрова тела для жизни земноводного?

  3. Рассмотрите конечности лягушки. Выясните, из каких отделов они состоят. Чем задние конечности отличаются от передних? Какое значение имеет такое строение конечностей?

  4. Осмотрите голову лягушки. Найдите глаза, ноздри, барабанные перепонки. Отметьте особенности строения этих органов.

  5. Откройте рот и проведите пальцем или пинцетом вдоль челюстей. Найдите однородные мелкие зубы.

  6. На нёбе, довольно близко к концу морды, видны два отверстия – внутренние ноздри, или хоаны.

  7. Определите, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособлением к жизни в воде, какие – к жизни на суше.

  8. Подпишите рисунок и сделайте вывод.




3. Стадия Размышления – Какой цели вы достигли сегодня? Что нового узнали?


Домашнее задание

  • § 24


  • Составить вопросы для ромашки Блума


  • Для тех кто любит размышлять — С. 121 ? 4























Ромашка Блума

  • Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти


  • Уточняющие вопросы «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»


  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)


  • Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке


  • Творческие вопросы (прогноз) «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

  • Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»








































Список используемой литературы:


1. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Латюшин В.В., Шапкин В.А.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.-304 с.:ил.

2. Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2001.-120 с.



Использованные интернет-ресурсы:

1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» https://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

2. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей https://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

3. Газета «Первое сентября» https://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Олимпийский урок"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: