Контрольная работа по теме «Генетика и селекция» 9 класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омская область, Исилькульский район











Контрольная работа
по теме «Генетика и селекция»

в 9 классе



подготовила

Баймагамбетова Ирина Есеновна, учитель химии и биологии.













с. Украинка

2012



Цель: проверить уровень усвоения программного материала по теме «Генетика и селекция»


1 вариант.


  1. Как мутации и повышение исходного сортового и видового разнообразия растений и животных влияют на эффективность селекции?

  1. повышают 3) ослабляют

  2. не изменяют

  1. Назовите растения, родиной которых был Центрально-американский центр.

  1. 1)картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево

  2. кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль

  3. рис, сахарный тростник

3.Назовите процедуру, которую в селекции перекрестноопыляющихся растений используют для того, чтобы интересующие селекционера аллели накопить в организме в гомозиготном состоянии.

  1. искусственное перекрестное опыление

  2. искусственное самоопыление

  3. вегетативное размножение

4.Представим, что для селекционной работы необходимо оценить животное мужского пола по генам, отвечающим за формирование таких признаков, которые отсутствуют в фенотипе животных этого пола, но развиваются у особей женского пола. Какой метод надо использовать?

  1. анализирующее скрещивание

  2. управление доминированием

  3. получение гетерозисных животных

  4. определение качества производителей по потомству

  5. метод ментора

5.При отдаленной гибридизации возможно появление гибридов. Сравните их плодовитость с плодовитостью исходных форм, взятых для скрещивания.

  1. более высокая 3) обычно бесплодны

  2. такая же

6.Назовите явление (процедуру), благодаря которому Г. Д. Карпеченко получил плодовитые гибриды редьки и капусты.

1) мутации нескольких генов 2)полиплоидия

  1. мутации нескольких хромосом

  2. управление доминированием

7. Назовите белок, который одним из первых был получен с помощью методов генетической инженерии.

  1. гемоглобин 3) каталаза

  2. инсулин 4) фибриноген

8.Как приручение животных сказывается на степени наследственной изменчивости прирученных животных?

  1. увеличивается 3) уменьшается

  2. не изменяется

9.Г. Д. Карпеченко впервые получил плодовитый межвидовой гибрид при скрещивании редьки и капусты. Каждый из этих видов имеет в кариотипе по 18 хромосом. Сколько хромосом имеет плодовитый гибрид этих растений?

1)9

2) 18

3)27

4)36

10.Назовите животное, которое было предком крупного рогатого скота.

  1. як 4) муфлон

  2. тур 5) равнинный зубр

  3. 3)бизон

11.Назовите метод, который в селекции растений используют для повышения разнообразия исходного материала.

  1. метод ментора

  2. скрещивание отдаленных форм

  3. массовый отбор

  4. индивидуальный отбор

  5. близкородственное скрещивание

12.Назовите растения, родиной которых был Южноазиатский тропический центр.

  1. картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево

  2. кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль

3) рис, сахарный тростник
4)соя, просо

5) пшеница, рожь, виноград

13.В селекции для получения более разнообразного исходного материала ученые проводят различные мероприятия и процедуры. Найдите их среди ответов и укажите ту процедуру, которая НЕ входит в их число.

  1. искусственное получение мутаций

  2. близкородственное скрещивание

  3. неродственное скрещивание

  4. обнаружение диких форм в центрах многообразия и происхождения культурных растений

14.Назовите метод, который И. В. Мичурин использовал для того, чтобы направить развитие гибридного сорта яблони Бельфлер-китайки в нужную сторону с целью получения у нее плодов со вкусовыми качествами Бельфлера.

  1. возвратное скрещивание

  2. акклиматизация

  3. использование черенков одного из родителей в качестве привоя

  4. воздействие внешними факторами среды на развивающиеся гибриды

15.Какую форму отбора чаще всего используют на первых этапах в селекции перекрестноопыляющихся растений?

  1. индивидуальный отбор

  2. массовый отбор

16.Назовите метод, который в селекции животных используют для накопления в одном организме одинаковых аллелей изучаемого гена.

  1. отдаленная гибридизация

  2. искусственное получение мутаций

  3. близкородственное скрещивание

  4. массовый отбор

  5. метод ментора

17.Назовите в селекции растений форму отбора, использование которой приводит к быстрому выделению чистых линий.

  1. индивидуальный отбор

  2. массовый отбор

18.Какой способ размножения растений используют (если это возможно) для сохранения качеств сложных гибридов, получаемых в результате скрещивания многих исходных форм?

  1. искусственное самоопыление

  2. естественное перекрестное опыление

  3. искусственное перекрестное опыление

  4. вегетативное размножение

19.Как называется скрещивание, посредством которого были получены гибриды редьки и капусты, ржи и пшеницы, пшеницы и пырея?

  1. межлинейная гибридизация

  2. близкородственное скрещивание

  3. возвратное скрещивание

  4. отдаленная гибридизация

  5. анализирующее скрещивание

20.Укажите основную причину неблагоприятного влияния близкородственного скрещивания перекрестноопыляющихся растений на их потомство.

  1. появление новых рецессивных вредных мутаций

  2. появление новых доминантных вредных мутаций

  3. переход многих вредных рецессивных мутаций в гомозиготное состояние

  4. нарушение процесса расхождения хромосом при мейозе

21.Назовите группу растений, в потомстве которых содержится больше генов, находящихся в гетерозиготном состоянии, чем в потомстве растений другой группы.

  1. самоопыляющиеся

  2. перекрестноопыляющиеся



2 вариант.

1.Назовите группу растений, в потомстве которых содержится больше вредных рецессивных мутаций, чем в потомстве растений другой группы.

  1. самоопыляющиеся

  2. перекрестноопыляющиеся

2.Укажите последний этап получения гетерозисных растений.

1) перекрестное опыление между самоопыляющимися линиями

  1. самоопыление перекрестноопыляющихся растений

  2. отбор исходного материала

3. Назовите растения, родиной которых был Восточноазиатский центр.

  1. картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево

  2. кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль

  3. рис, сахарный тростник

  4. соя, просо

  5. пшеница, рожь, виноград

4. Назовите проявление гетерозиса, ради которого получают гетерозисные растения.

  1. повышение гетерозиготности особей

  2. повышение разнообразия особей

  3. снижение числа рецессивных неблагоприятных мутаций, находящихся в гомозиготном состоянии

  4. повышение урожайности и жизнеспособности

5. У гетерозисных организмов формируются особенности генотипа, которые называют генетическими основами гетерозиса. Найдите их среди ответов и укажите явление, которое к таким особенностям НЕ относят.

  1. появляются новые благоприятные сочетания неаллельных генов

  2. появляются полезные для организма мутации

  3. большое число неблагоприятных рецессивных мутаций переходит в гетерозиготное состояние и не проявляется в фенотипе

6. Как в селекции увеличение разнообразия исходного материала влияет на эффективность отбора?

  1. не изменяет 3) снижает

  2. повышает

7. Какую форму отбора используют в основное в селекции самоопыляющихся растений?

  1. индивидуальный отбор

  2. массовый отбор

8. Назовите скрещивание, в результате которого получаются обладающие ценными качествами, но обычно бесплодные особи.

  1. близкородственное скрещивание

  2. отдаленная гибридизация

  3. анализирующее скрещивание

  4. возвратное скрещивание

9. И. В. Мичурин использовал в своей работе несколько основных методов селекции. Найдите их среди ответов и укажите метод, НЕ входящий в число используемых им методов.

1) скрещивание географических удаленных форм (сортов)

2)отбор

  1. формирование полиплоидных гибридов

  2. метод ментора

  3. воздействие условиями внешней среды на развивающиеся гибриды

  4. отдаленная гибридизация

  5. подбор исходных родительских форм для гибридизации

10. Назовите группу растений, в потомстве которых содержится больше

генов, находящихся в гомозиготном состоянии, чем в потомстве растений

другой группы.

  1. самоопыляющиеся

  2. перекрестноопыляющиеся

11. Две группы перекрестноопыляющихся растений сначала подвергают

самоопылению, а затем их потомков скрещивают друг с другом. Как

называется наблюдаемое уже у их потомков явление повышения

урожайности и жизнеспособности?

  1. полиплоидия 4) гетерозиготность

  2. гетерозис 5) полимерия

  3. инбридинг 6) гетерогаметность

12. Что служит источником наследственных изменений в чистых линиях?

  1. комбинативная изменчивость

  2. мутационная изменчивость

  3. модификационная изменчивость

13. Назовите метод, который в селекции животных используют для оценки у особи тех генов, которые у нее самой непосредственно не проявляются в фенотипе, так как обусловленный этими генами признак развивается только у особей противоположного пола.

  1. анализирующее скрещивание

  2. возвратное скрещивание

3)определение качества производителей по потомству

4) близкородственное скрещивание

14. В селекции самоопыляющихся растений для получения исходного материала используют гибридизацию. Что после гибридизации происходит с разнообразием исходного материала?

  1. не изменяется 3) снижается

  2. повышается

15. Назовите растения, родиной которых был Юго-Западноазиатский центр.

  1. картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево

  2. кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль

  3. рис, сахарный тростник

  1. соя, просо

  2. пшеница, рожь, виноград

16. Назовите вид скрещивания, в результате которого получаются бесплодные гибриды, так как

из-за отсутствия парности хромосом у них в мейозе нарушается процесс расхождения хромосом и не формируются полноценные гаметы.

  1. межлинейная гибридизация

  2. близкородственное скрещивание

  3. возвратное скрещивание

  4. отдаленная гибридизация

  5. анализирующее скрещивание

17. Назовите основную причину, в результате которой в потомстве организмов, выдающихся по многим качествам, появляются особи, уступающие своим родителям по этим качествам.

  1. мутационная изменчивость

  2. комбинативная изменчивость

  3. нарушения развития

  4. модификационная изменчивость

18. Назовите межвидовой гибрид, который был получен Г. Д. Карпеченко и у которого путем полиплоидии была преодолена бесплодность.

  1. гибрид ржи и пшеницы

  2. гибрид редьки и капусты

  3. гибрид картофеля и томата

  4. гибрид пшеницы и пырея

19. Что происходит с плодовитостью гибридов, полученных в результате отдаленной гибридизации?

  1. не изменяется

  2. повышается

  3. снижается

  4. они обычно бесплодны

20. Назовите метод, который в селекции растений используют для повышения разнообразия исходного материала.

  1. перекрестное опыление самоопыляющихся растений

  2. самоопыление перекрестноопыляющихся растений

  3. возвратное скрещивание

  4. перекрестное скрещивание

  5. массовый отбор

21. Назовите растения, родиной которых был Средиземноморский центр.

  1. картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево

  2. кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль

  3. рис, сахарный тростник

  4. соя, просо 5)пшеница, рожь, виноград

6)маслины, клевер, чечевица, капуста


Ответы на вопросы:


1 вариант.




Единицы


Десятки

1

2

3

4

5

6

7

8

9






























2

1

3

1

1

3

1

2

3

1

4

3


1

3

1

2

6

2

3

3

2

1

2

























2 вариант.


Единицы


Десятки

1

2

3

4

5

6

7

8

9






























4

3

2

3

2

4

4

1

1

1


3

3

3

3

3

3

1

1

3

4

2

1

2




























Литература:


  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. – М.: «Вентана-граф», 2009.

  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология», М.: «Дрофа», 2008.


Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Электролитическая диссоциация"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: