Методическая разработка — игра по станциям «Пять царств»


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 560

Выборгского района Санкт-Петербурга















Игра по станциям: «Пять царств».







Учитель биологии и географии

Попова Анна Евгеньевна

























Тема игры: «Многообразие органического мира, пять царств живой природы».

Данную игру целесообразно проводить как обобщение материала, пройденного в курсах «Растения», «Животные».

Цель игры: обобщить знания по пройденным темам, привлечь внимание учащихся к природе, развить бережное отношение к ней, развить умение применять теоретическую базу на практике, гигиеническое воспитание.

Урок проводится по следующей методической разработке.

Организатором (учителем) предлагается 5 станций: «Царство Бактерии и Вирусы», «Царство Грибы», «Царство Простейшие», «Царство Растения», «Царство Животные».Учащиеся заранее разделяются на 2 команды и выбирают названия команд. Учителем в классе проводится перестановка парт таким образом, чтобы получилось 5 станций. На каждой станции лежит листок с заданием, ученики выполняют его и записывают результаты на свои бланки, которые выдаются заранее учителем, после сигнала учителя (через 5 минут) они сдают эти бланки учителю и переходят на следующую станцию. Участникам предлагаются маршруты, с учетом того, чтобы команды не пересекались на одной станции и не мешали друг другу. Учитель следит за правильностью выполнения задания и за дисциплиной.

Учитель проводит организационный момент и проверяет готовность учащихся к уроку. Затем он проводит вводную беседу о том, что перед ними стоит сложная задача и ученикам нужно вспомнить материал по предыдущим разделам биологии «Растения» и «Животные» и использовать эти знания для решения заданий на станциях. Каждой команде преподаватель раздает свой маршрутный лист, которому команды должны следовать, чтобы не мешать своим товарищам. Учитель объясняет правила игры и просит представить команды.

Станция «Царство Бактерии и вирусы».



Задание: Разгадать кроссворд.





1.г

е

п

а

т

и

т



2.с

п

о

р

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е


3.я

д

р

о



4.а

р

х

е

б

а

к

т

е

р

и

и



5.м

е

т

а

н



6.в

и

р

у

с

ы



7.б

а

ц

и

л

л

а



8.с

и

м

б

и

о

з



9.ц

и

а

н

о

б

а

к

т

е

р

и

и



10.а

н

а

э

р

о

б

ы




Вопросы:

  1. Заболевание, вызываемое вирусом.

  2. Процесс, происходящий с бактериями в неблагоприятных условиях.

  3. Органоид, которого нет в клетке бактерии.

  4. Одно из подцарств в царстве Бактерии.

  5. Газ, образующийся в результате обмена веществ некоторых бактерий.

  6. Организмы, не имеющие клеточного строения.

  7. Одна из форм бактерий.

  8. Процесс взаимодействия некоторых бактерий с корнями растений (например, с бобовыми).

  9. Бактерии, способные к фотосинтезу.

  10. Бактерии, способные жить в безкислородной среде.

Станция «Царство Грибы».

Биологические задачи:

  1. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и другие цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

  2. «Пойдем в лес за грибами, сынок», — предложил отец сыну. «Папа! Сейчас только конец апреля! Где же мы найдем грибы? Да и какие?»

Пошутил ли отец? Разве можно собирать в это время года какие-нибудь грибы?

  1. Около 300 лет назад в Голландии Антуан Ван Левенгук обнаружил дрожжи. Они и по сей день используются в пивоварении и виноделии.

А для чего люди используют дрожжи при выпечке хлеба?

Ответы:

  1. Шляпочные грибы имеют гетеротрофный тип питания.

  2. Отец не пошутил. В это время года можно собирать грибы сморчки и строчки.

  3. В результате процессов жизнедеятельности дрожжей выделяется углекислый газ, в результате чего тесто «поднимается» — увеличивается в объеме.

Станция «Простейшие».

Задание: Подпишите рисунки.

Амеба обыкновенная

Инфузория туфелька

Станция «Растения».

Биологические задачи:

  1. В басне «Листы и корни» И. А. Крылова корни, споря с листьями, говорят:

-Мы те,

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас.


В чем была ошибка знаменитого баснописца?

  1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его.

Как вы объясните даме ее ошибку?

  1. Весной и осенью часто можно видеть костры, в которых сжигают побуревшие прошлогодние листья растений, сухую траву. Считается, что при этом будет лучше расти новая трава.

Согласны ли вы с этим? Почему? Объясните ответ.

Ответы:

  1. Крылов высказывает мысль, что накопление биомассы растения якобы возможно только благодаря деятельности корней, листья здесь ни при чем. На самом деле накопление органического вещества происходит в результате фотосинтеза в клетках зеленых листьев.

  2. Растения фотосинтезируют только на свету, в темноте выделение кислорода почти прекращается; процесс дыхания не уменьшает своей интенсивности. Растения могли «издышать» часть кислорода. Листья, стебли и цветы многих тропических растений имеют различные железы, выделяющие эфирные масла, их выделения небезопасны.

  3. Отрицательные последствия таковы:

— Истощение почвы, поскольку минеральные вещества, поглощенные растениями в норме возвращающиеся в виде органики опада в почву, вместо этого сгорают.

— Повреждение верхнего слоя почвы в месте, где горит этот костер.

Станция «Животные».

Задания:

  1. Распределите предложенных вам животных типа Хордовые по классам: кл. Рыбы, кл. Амфибии, кл. Рептилии, кл. Птицы, кл. Млекопитающие.

  1. Решите задачу:

Четыре садка

В живом уголке – четыре садка.

В первой квартире – четыре жука.

Ползают, роются в желтом песке.

А рядом с жуками, в соседнем садке,

Сети раскинули три паука,

Три замечательных крестовика.

В третьей квартире живет старичок –

Маленький, черный, пугливый сверчок.

В четвертой квартире одиннадцать ос.

Ну-ка, товарищ, ответь на вопрос:

Если придешь к нам в живой уголок,

Если заглянешь в каждый садок,

Сколько всего насчитаешь ты ног?



  1. Решите задачу

Многим животным требуется четкий раздел территории. Для этого им необходимо помечать свои владения.

Какими способами они могут это делать? Предложите несколько вариантов.

Ответы:

  1. У жука – 6 ног, у паука – 8 ног, у сверчка – 6 ног, у осы – 6 ног. Значит, всего у жителей четырех садков – 120 ног.

  2. Граница территории может отмечаться запахом, для чего многие животные имеют специальные пахучие железы (олени, кошки). Одни животные метят свои границы мочой (собаки, волки, лисы), другие – пометом (антилопы, слоны). Часть животных оставляют на деревьях у границы участка клочья шерсти (медведи, рыси) или повреждают деревья и кусты (бобры). Еще один способ – звуковые сигналы (пение птиц).



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Сети и сетевые технологии"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: