МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ «ВИД. КРИТЕРИИ ВИДА»


1001 идея интересного занятия с детьми

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ «ВИД. КРИТЕРИИ ВИДА»


Волощук Л.А., учитель биологии МAОУ СОШ № 4, г.Тобольска Тюменской области


Тип урока: урок изучения нового материала

Целевая аудитория: учащиеся 9-го класса


Цель урока:

Сформировать понятия «вид», «критерий вида».

Задачи урока:

а) Образовательные:

  • Изучить понятия «вид», «критерии вида»

  • Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.

  • Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.

б) Развивающая:

  • Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории

  • Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом

  • Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные.

в) Воспитательная:

  • Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении

  • Воспитание культуры общения при работе в мини группах

  • Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Подготовительная работа:

  • Создание компьютерной презентации к уроку

  • Подготовка раздаточного материала

  • Создание алгоритма работы по проекту


Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. Педагогический прием «Минутка настроения» 2 мин

Слайд № 1

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились?

* Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения» (2 минуты). Продолжите мою фразу:

У меня хорошее настроение потому что, …………………………


  1. Актуализация знаний учащихся. 5 мин (Слайд №2)

  • Проблемный вопрос .

Учитель:

Перед нашим взором фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе.

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия. Задание: Рассмотрите внимательно слайд и ответьте на вопросы: * Сколько видов растений изображено здесь? Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать? Свою точку зрения аргументируйте. Замена слова признаки на критерии

РАБОТА ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее знакомы

3. Изучение нового материала Учитель:

Молодцы ребята, особенно важно то, что многие дополняли ответы своих одноклассников, используя при этом биологические термины и понятия. Основным понятием в современной эволюционной теории, является положения о виде и его критериях. Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “Вид и его критерии»».

Слайд № 3

РАБОТА С КЛАСТЕР — ПРОЕКТОМ

Хорошо, молодцы! Изучая биологию каждый из нас испытывает удивление. Сегодня в ходе урока мы еще раз изучим всем нам знакомое животное – паука крестовика но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в пары и работаем с критерием. Результат работы всех пар объединим в кластер-проекте доски. Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам.

Задание: прочесть статью, в краткой (в виде словосочетания или простого предложения) записать, что входит в понятие того или иного критерия. 4 минуты..

  1. Морфологический

  2. Физиологический

  3. Биохимический

  4. Генетический

  5. Экологический

  6. Географический

  7. Этологический

Ребята, какую еще особенность мы не отметили применительно к пауку крестовику, которую всегда необходимо учитывать. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ).

Скажите пожалуйста какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид? (НИКАКОЙ — ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)

Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям. (В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ)

  1. Динамическая пауза (проводится в середине урока) 1 мин

Слайд № 5

  1. Закрепление 4 мин

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

Задание: на слайде появляются фразы, вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить

Фразы:

1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Работа с заданием части В

А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

1. тело покрыто мантией А) морфологический

2. раковина имеет две створки Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

В

Б

Я заметила, что суждение под цифрой 3 вызвало наибольшие затруднения, давайте вместе проанализируем, почему здесь возникли трудности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Ребята какие виды животных и растений были рассмотрены нами на уроке? А что между ними общего – ОБИТАЮТ У НАС. На какие мысли вас это наталкивает?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3мин

Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

Слайд № 8

Информация о домашнем задании. 2мин

Каждый проект хорош тем, что у него должно быть продолжение. Мне бы очень хотелось чтобы вы сделали свой проект под названием Описание вида согласно критериям. Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклета и т.д.

Пришлите ваш проект мне на электронный адрес, почтовый ящик У нас получится своеобразный виртуальный конкурс. Самые лучши6е работы будут размещены мною с вашего согласия в приложении к уроку на страницах сайта «Учительский портал». Слайд № 9.

— Большое спасибо за творчество, позитивное настроение. Урок окончен, до свидания!



Примечание: презентация и приложение к уроку размещено на

https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,69385/

5

Свежие документы:  Конпект урока биологии для 8 класса "Кожа"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: