Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3»
г.Нягань, ХМАО-Югра, Тюменская область
Методическое пособие
Семинар «Вода – живительная сила»
Автор сценария и составитель:
Скрипкина Светлана Валентиновна,
учитель биологии высшей
квалификационной категории
г.Нягань, 2010г.
Пояснительная записка
26 июля 2010 года председатель правительства РФ В. Путин распорядился провести международный форум «Чистая вода — 2010. 20-22 октября 2010 года в г.Москве состоялся II Международный Форум «Чистая вода — 2010». Впервые за последние 20 лет высшее руководство страны Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ поставили задачу о реформировании водной отрасли на основе модернизации и инновации, о принятии Государственной Программы РФ «Чистая вода». Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин в своем докладе отмечает, что мы, россияне, своими водными ресурсами пользуемся расточительно и неэффективно. Поэтому одной из важнейших образовательных задач является воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России
Данное методическое пособие составлено по страницам городского семинара «Вода – живительная сила». Тема фестиваля: приурочена к Году воды.
Цель семинара:
Методическая: интеграция педагогов естественнонаучного цикла для формирования экологического сознания учащихся на основе применения современных педагогических технологий.
Социальная: привлечение внимание ученического и педагогического сообществ к проблеме сохранения воды.
Задачи:
Провести мастер-классы в технологии личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.
Создать условия для самореализации учащихся и педагогов.
Доказать актуальность проблемы сохранения воды.
Организовать обсуждение и поиск средств и форм деятельности для сохранения воды, пригодной для использования.
Форма организации: мастер – классы учителей физики, химии, географии, биологии.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно ориентированное обучение, проектная деятельность, дидактические игры.
Фестиваль прошел в следующем порядке: с 10-00 до 11-40 — работа практического семинара в актовом зале школы и подготовка экологических мини-проектов; с 11-40 до 12-10 — кофе-пауза; с 12-10 до 12-30 – презентация и защита проектов; с 12-30 до 12-40 — награждение участников фестиваля; с 12-40 до 13-00 – круглый стол.
В рамках семинара были поставлены вопросы: что такое вода? Вода – разрушитель или созидатель? Почему вода становится непригодной для использования? Что может сделать каждый, чтобы улучшить качество воды на бытовом уровне и на уровне города, района, страны? Были продемонстрированы различные способы подачи экологической информации: слайд-презентация, видеосюжет, лекция, проблемные вопросы, эксперимент, исследование, методика неоконченных предложений. Подготовка ответа на второй вопрос семинара велась в группах с опорой на подготовленный заранее раздаточный материал. Проблема истощения водных ресурсов семинара решалась в форме «мозгового штурма».
Семинар «Вода – живительная сила» проходил в форме проекта, в подготовке и проведении которого было занято 20 педагогов, включая заместителей директора школы: Скрипкина С.В., учитель биологии, высшая квалификационная категория, Порошина М.В., учитель биологии, первая квалификационная категория, Каданцева Л.М., учитель биологии, первая квалификационная категорияБутович Е. Л., учитель химии, высшая квалификационная категория, Корниченко Н. В., учитель химии, первая квалификационная категория, Меньшикова П. С., учитель биологии, высшая квалификационная категория, , Магасумова Г.В., учитель физики, первая квалификационная категория, Самойлова И.М., учитель географии, первая квалификационная категория, Кудрявцева М.Б., учитель географии, первая квалификационная категория, Иванова Г.М., учитель географии, высшая квалификационная категория, Муртазина С.И., учитель географии, молодой специалист, Мурыжникова Л.И., учитель информатики, высшая квалификационная категория, Мефодий Г.А., учитель ИЗО, высшая квалификационная категория, Сахарова Т.М., заведующая библиотекой, Сотник Л.В., библиотекарь, Якубовская Н.В., замдиректора по АХЧ, Морозова Н.В., учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория, Сайко Е.А., педагог дополнительного образования, Сахипова А. В., педагог-организатор воспитательной работы, Колмогоров Е.Л., заместитель директора по безопасности жизнедеятельности. Разработчик сценария и координатор – Скрипкина С.В. Общее руководство осуществляла заместитель директора по учебно-методической работе Фищева Н.С.
Участниками фестиваля стали представители (учителя и учащиеся) МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №6, МОУ СОШ №14, Центра «Патриот» г. Нягань.
Место проведения: актовый зал МОУ ОСШ №3
Дата проведения: 19 февраля 2010 года
Цель фестиваля:
Методическая: обобщение опыта школы по применению современных педагогических технологий для формирования экологического сознания школьников.
Воспитательная: привлечение внимания учительского и ученического сообщества к проблеме сохранения воды на планете и в городе и совместный поиск возможных путей ее решения.
Задачи:
1) обмен опытом;
повышение экологической культуры;
развитие творческого потенциала учащихся и педагогов.
Регистрация: 9-30 – 10-00
Выставка-ярмарка методических разработок: 9-30 – 10-00
Открытие фестиваля: 10-00 -10-15
Методический семинар: «Интеграция предметов
естественнонаучного цикла на основе современных
педагогических технологий в решении экологических проблем» 10-15 – 11-40
Кофе-пауза в столовой школы: 11-40 -12-10
Презентация проектов 12-10-12-30
Награждение участников фестиваля 12-30-12-40
Круглый стол: 12-40 -13-00
Сценарий
городского семинара «Вода – живительная сила»
1. Открывает семинар хор с песней «Реченька».
2. Звучит классическая музыка (или звуки воды) слайды о воде, выходят ведущие:
— Стало традицией проведение в школе №3 экологического фестиваля «Сохраним живую природу». Мы приветствуем участников III экологического фестиваля, тема которого «Вода – живительная сила» (слад 1-8).
— О воде сказано немало вдохновенных и прекрасных слов мыслителями, поэтами и учеными. Но даже они едва ли чрезмерны. Леонардо да Винчи высказался очень точно и емко (слайд 9): «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»
— Одно из наиболее поэтичных высказываний, можно сказать – признание в любви, принадлежит французу Антуану де Сент- Экзюпери (слайд 10): «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
— Земля – «Голубая планета» (слайд 11) – это общеизвестно — ведь 70% ее площади занято водой. Приведем факты о проводимых мероприятиях международной и российской общественностью о Воде:
— 22 февраля 1993 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов;
— 14 октября 2009 года Ги Лалиберте провел из космоса с корабля «Союз ТМА-16» экологическую акцию «Сдвинуть звезды и Землю ради сохранения воды»;
— 24 ноября 2009 года Организационный комитет Международного форума « Чистая вода 2009» организует проведение «Всероссийского Урока Чистой воды»;
— 20 января 2009 года в Москве под патронажем Правительства России состоялась Международная конференция «Чистая вода».
Почему люди разных стран, на разных уровнях уделяют пристальное внимание водным ресурсам планеты? Сегодня нашу встречу мы посвящаем теме «Вода – живительная сила».
Человек испокон веку почтительно относился к воде, особенно высоко ценя ее чистоту. С чистотой воды сравнивали чистоту драгоценных камней («бриллиант чистейшей воды») и ясность мысли («как в воду глядел»). Обратите внимание, что на каждом столе есть импровизированные колбы, которые вы, уважаемые члены рабочих групп, должны капля за каплей чистой воды заполнить их. Капли – это бонусы, которые можно получить в ходе нашей работы.
1 секция «Что есть вода?»
Ведущие:
— О воде мы говорим на разных предметах естественно-научного цикла и первый вопрос, на который мы постараемся найти ответ общими усилиями — «Что есть вода?» (слайд 12).
— Первое слово учителям географии: (слайды 13-22; приложение 1).
Работа секции географии.
— Что по этому вопросу скажут химики? — (слайды 24-28; приложение 1).
Работа секции химии
— Каково мнение физиков: (слайды 29-54; приложение 1).
Работа секции физики.
— Как считают биологи: (слайды 55-68; приложение 1)
Работа секции биологии
Ведущие:
— «Вода – это жизнь» — гласит старая восточная мудрость. Древние китайские философы приписывали воде высшие моральные качества. Вот некоторые из них:
1. Вода – бесцветная и прозрачная, она образец чистоты;
2. Вода смывает с человека грязь – в этом ее гуманность;
3. На вид она темная, а на самом деле она прозрачная – в этом ее совершенство;
4. Когда сосуд уже наполнен, то воды добавить нельзя – в этом ее справедливость;
5. Вода постоянно течет и останавливается там, где ровная поверхность, — в этом ее скромность;
6. Вода обнимает нас в летнем пруду, давая прохладу, — в этом ее нежность (слайд 68,69).
2 секция «Что может вода?»
Ведущие:
— Послушайте два изречения (слайд 70):
1. «Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый сложный предмет»
Лао Цзы
2. «Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему»
Сергей Аксаков
— Эти высказывания довольно противоречивы, не так ли? Мы предлагаем поработать в группах и решить: вода – созидатель или вода – разрушитель?
На столах рабочих групп:
информационные тексты из области географии, химии, физики, биологии, содержащие данные положительного «+» и отрицательного воздействия воды «-»;
синий и черный фломастер, бумага для записи.
Рабочим группам необходимо за 2-3 минуты выявить «+» и «-» влияние воды на человека и окружающую среду, записи поместить на магнитную доску соответственно под знаки «+» и «-» (рабочие группы работают по мере подготовленности, получают за работу бонусы-капли)
Подводятся итоги работы групп (слайды 72-73).
3 секция «Какой не должна быть вода?
Ведущие:
— В природе нет такой вещи, которая излечивала бы все болезни, но если бы она была, то это была бы вода в правильном использовании (доктор Диндлар) (слайд 74).
— Да, запасы водных ресурсов истощаются именно из-за неправильного ее использования. Что на планете происходит с водой? Почему вода становится непригодной для использования? Давайте разбираться – проведем «мозговой штурм». Каждая группа выскажет свое мнение по этому вопросу.
Выходит человек от группы, делает записи на доске, комментирует (рабочие группы по итогам выступлений получают бонусы-капли).
После «МШ» Учителя всех линий дополняют (слайды 75-77, приложение 3).
4 секция «Как можно помочь воде?»
Ведущие:
— Как мы можем помочь воде на бытовом уровне? Предлагаем решить эту задачу. На каждом столе рабочей группы лотки с материалами для очистки воды. Как можно использовать их? Кроме того, можно предложить свои варианты. Время работы 5 минут, выступление от группы 1 мин (рабочие группы по итогам выступлений получают бонусы-капли)
Итог на слайде (слайд 78).
Дополнительная информация по улучшению качества воды учителя биологии. (слады 79-86, приложение 4).
Ведущие:
— По данным ВОЗ: Каждый год в реки всего мира сбрасывается до 450 млрд. кубометров бытовых и промышленных отходов, поэтому вода содержит более 13000 токсичных элементов: каждые 8 секунд от болезней, вызванных грязной водой, умирает ребенок (слайд 87).
— Мы убедились – помочь воде на бытовом уровне мы можем, а как решить проблему загрязнения природных вод на уровне своего жилого района, города, может быть области? Что мы для этого можем сделать? Предлагаем творчески поработать в рамках мини проекта «Сохраним воду для будущего». Каждая группа получает творческое задание. На осуществление проекта 10 мин.
Задания:
Рекламный проект
Цикл комиксов
Оформить листовку
Проект городской акции
Составит мини-программу образовательного учреждения по сохранению водных ресурсов
Стихотворная ода или баллада о воде (жанр определяет группа)
Сценарий для агитбригады.
— Для того чтобы были силы представить свои проекты предлагаем посетить наше школьное кафе.
После кофе-паузы презентация проектов (2-3 мин). Рабочие группы по итогам выступлений получают бонусы-капли).
Подведение итогов работы. Награждение участников семинара.
Круглый стол.
Приложение 1
1 секция «Что есть вода?»
География (слайды 13-22)
Слайд-демонстрация.
—Соотношение воды на Земле:- пресная вода 3%, соленая вода 97%;
— Реки: В России насчитывается 2,5миллионов рек.
Длина рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна млн. квадратных километров.
— Озера: озер в России, как и рек, очень много. Но подавляющее число озер имеет небольшую площадь. Крупных озер мало. В России находятся два из восемнадцати крупнейших озер мира – Байкал и Ладожское озеро.
—Болота: около 10% территории страны занимают болота. Большая заболоченность характерна для Западной Сибири, Карелии, низменностей Приамурья.
— Подземные воды: запасы подземных вод велики. Они исчисляются многими миллионами кубометров. Особенно значительны запасы подземных вод в обширных артезианских бассейнах – Западно – Сибирском, Московском и др. Подземные воды – это своеобразные полезные ископаемые.
— Многолетняя мерзлота: 60% территории страны занимает многолетняя мерзлота.
В мерзлоте в виде «цемента» содержится лед – вода в твердом состоянии.
— Ледники: 95% площади современного оледенения России приходится на острова Северного Ледовитого океана. Объем льда в ледниках Арктики 15 тыс. километров кубических. Запасы пресной воды в горных ледниках 200километров кубических.
Химия (слайды 24-28)
Есть просто газ легчайший водород
Есть просто кислород, а вместе
Это июньский дождь от всех своих щедрот
Сентябрьские туманы на рассветах
Что же такое вода глазами химика?
Предлагаем поработать в группах и ответить на наши вопросы (участники получают бонусы-капли):
1 группа
Построить модель молекулы воды, используя магнитные аппликации.
2 группа
Нарисуйте масштабную модель молекулы воды, укажите заряды, которые возникают на атоме кислорода и атомах водорода.
3 группа
Вырежьте модель молекулы воды, укажите форму молекулы воды в пространстве и угол между связями.
4 группа
На рисунке показаны межмолекулярные связи, подпишите, как называются эти связи. Как они влияют на свойства воды.
Физика (слайды 29-54)
Участникам семинара предлагается участвовать в комментариях учителя, получая бонусы- капли.
1. «Физические свойства воды».
Вода – понятие собирательное
Структура воды как жидкости: молекула состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, между которыми существуют силы взаимодействия — электромагнитные силы.
— Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях
………., …………., ………….
— Вода расширяется при нагревании. (При нагревании молекулы движутся с большей скоростью и расстояние между ними увеличивается.)
— Вода расширяется при охлаждении. (Почти все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Вода ведет себя иначе. Она уменьшает свой объем при охлаждении от 100° до 4°, а в интервале от 4° до 0° опять начинает расширяться. Самая большая плотность воды соответствует температуре + 4°. Поэтому самой плотной и тяжелой вода бывает при +4оС. Зимой, охладившись до +4оС, она опускается на дно. Вот почему на дне пруда, озера, реки под слоем льда сравнительно тепло и обитатели водоемов имеют возможность жить.)
(Слайд-демонстрация)
— Жидкость в твёрдом состоянии (лёд) не тонет в воде.
— Жидкость может кристаллизоваться и испаряться.
— Тела могут тонуть, находиться внутри жидкости и всплывать на поверхность воды.
(Слайд-демонстрация)
— Вода имеет объём, но не имеет формы.
(Слайд-демонстрация)
— Естественная форма жидкости — ШАР……………………
— В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхность однородной жидкости
устанавливается …………………………
(Слайд-демонстрация)
— Жидкость плохо сжимаема.
— К воде применён закон Паскаля. Производимое на жидкость или газ давление передается. В ЛЮБУЮ ТОЧКУ ОДИНАКОВО ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ………………………….
(Слайд-демонстрация)
— Вес тела в жидкости меньше чем вес тела в воздухе, так как……………………
(Слайд-демонстрация)
— Свойство натяжения.
(Слайд-демонстрация) (Все системы стремятся уменьшить свою энергию. Точно так же сила поверхностного натяжения стремится сократить до минимума площадь поверхности жидкости. Из всех геометрических форм шар обладает при данном объеме наименьшей поверхностью. Так что собственная форма жидкости – шар. Большое количество жидкости не может сохранить шарообразную форму, она изменяется под действием силы тяжести. Если устранить действие силы тяжести, то под действием молекулярных сил жидкость примет форму шара.)
— Капиллярные явления.
2. «Характеристики воды».
Вода долго сохраняет тепло. Удельная теплоемкость воды ~4200 Дж/(кг·°С). ( Из-за исключительной способности воды поглощать тепло её температура при нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение. Большая удельная теплоемкость воды определяет климат планеты. Вода нагревается значительно медленнее суши, забирая большое количество солнечного тепла. Полученное тепло она сохраняет дольше, чем воздух и земля, выполняя при этом терморегулирующую функцию. На этом свойстве основан и принцип обогрева жилых помещений.)
Удельная теплота парообразования воды ~2 300 000Дж/кг. (Парообразование воды тоже ее терморегулирующее свойство. Например, если бы человек не потел при физической работе, он бы перегрелся. Пот, основой которого является вода, при испарении понижает температуру тела. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли до дна, и вся жизнь в них погибла.
Удельная теплота плавления льда (при t=0 °С и р=760 мм рт. ст.)
cоставляет 334 000Дж/кг. (Вода выделяет тепло, при замерзании и согревает окружающий воздух. Это свойство воды играет важную роль в формировании климата планеты Земля. Замерзание воды в реках, озерах, морях не позволяет переохлаждаться воздуху в данной местности.)
Биология (слайды 55-68)
«Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды» (академик И.В.Петрянов) (слайд 55)
На долю воды приходится основная масса любого живого существа на Земле. Вода для живых организмов это:
— растворитель и среда для диффузии веществ в клетках, этим обуславливается осмос и тургор;
— гидростатический скелет, благодаря чему поддерживается структура тела;
— транспирация у растений и тем самым транспорт органических веществ и неорганических веществ по флоэме и ксилеме;
— а также транспорт веществ по кровеносной и лимфатическим системам у животных;
— среда, где происходит оплодотворение;
— вода – это основа прорастания семян и начало нового организма;
— благодаря теплоемкости и теплопроводности вода – это терморегулятор организмов;
— компонент смазки в суставах;
— в слезной жидкости – защита органа зрения;
— основа обмена веществ и выведение шлаков из организма;
— участвует в фотосинтезе;
— среда обитания для организмов;
— способствует миграции водных животных и распространению семян растений;
— обеспечивает циркуляцию веществ в водоемах, и тем самым распространение жизни на больших глубинах;
— благодаря когезии мелкие организмы удерживаются и скользят по воде;
— лед легче воды и поэтому зимой водоемы покрыты теплым «одеялом», что повышает шансы выживания;
— вода обеспечивает плодородие почв.
Иными словами «Вода – это сама жизнь!» (слайд 68).
Приложение 2
2 секция «Что может вода?»
География ( вода «+» и «-»)
Воды суши совершают различную работу созидательного и разрушительного характера. Созидательная работа заключается в аккумуляции. Под аккумуляцией понимают процесс накопления рыхлого минерального материала и органических остатков на поверхности суши и дне водоемов. Аккумуляция обычно происходит в понижениях рельефа, где толща накопленных осадков достигает мощности до нескольких километров.
Помимо созидательной работы, воды суши размывают горные породы. Этот процесс получил название эрозия. Эрозия происходит там, где не вся энергия потока расходуется на перенос частиц; если в потоке оказывается больше частиц породы, чем он может нести, происходит аккумуляция.
Эрозия оказывает очень большое влияние: из-за нее происходит образование оврагов, уничтожаются пашни и луга, удобные земли превращаются в неудобья, что приносит большой вред народному хозяйству, уничтожая плодородные почвы. Главное значение аккумуляции и эрозии – создание определенных аккумулятивных и эрозионных форм рельефа. Карст – одно из проявлений работы подземных вод. Он способствует формированию карстовых форм рельефа: воронок, шахт, пещер. Карстовые явления осложняют создание инженерных сооружений, земледелие.
Одним из важнейших процессов в географической оболочке является круговорот воды. Водные потоки играют большую разрушительную и одновременно созидательную роль, осуществляя эрозию, перенос минерального вещества и теплоты, производя аккумуляцию веществ. Круговорот воды приводит к тому, что все части гидросферы возобновляются с той или иной интенсивностью. Особенно быстро происходит возобновление пресных вод. Если воду использовать в объеме круговорота, то источники водных ресурсов будут неисчерпаемыми, вечными.
Расширение пахотных угодий в значительных размерах возможно лишь при широком применении орошения.
Гидроэлектростанция (ГЭС) – электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.
Наводнения могут происходить как на постоянных, так и на временных водотоках, а также в районах, где вообще нет рек и озер, например в засушливых районах с ливневым типом осадков. Проблема приспособления человека к наводнениям приобретает особенно сложный характер, потому что наводнения одновременно с негативным воздействием на население и на среду его обитания имеют и положительные стороны. В опасных в отношении наводнений районах нет недостатка воды и плодородных пойменных земель. Попытки разрешить конфликт между необходимостью освоения прибрежных земель и неизбежными убытками от наводнений предпринимались на протяжении всей истории человечества.
Сель представляет собой грозную силу. Поток, состоящий из смеси воды, грязи и камней, стремительно несется вниз по реке, выдергивая с корнем деревья, срывая мосты, разрушая плотины, обдирая склоны долины, уничтожая посевы.
Приложение 2
Физика ( вода «+» и «-»)
Вода хорошо растворяет многие вещества. Она используется для очистки, как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.
Помните, вода — надежный фильтр атмосферы? Ни одна жидкость не поглощает газы с такой жадностью, как вода. Но она же при определенных условиях легко и добровольно расстается с поглощенными газами.
Схема работы атомной электростанции на двухконтурном водо-водяном энергетическом реакторе (ВВЭР)
В пожарном деле вода зачастую используется не только как охлаждающая жидкость, но и для изоляции от огня в составе пены.
Многие виды спорта проходят на водных поверхностях, на льду, на снегу и даже в воде. Это подводное плавание, хоккей, лодочные виды спорта, биатлон и многое другое.
При замерзании объем воды возрастает внезапно примерно на 11 % и так же внезапно, скачком, уменьшается в обратном направлении при таянии льда. Увеличение объема воды при замерзании имеет громадное значение, как в природе, так и в технике. При замерзании воды в замкнутом пространстве и превращении ее в лед происходит расширение объема, что приводит к возникновению избыточного давления. Именно этим объясняются как разрушительная сила замерзающей воды в замкнутых пустотах, трещинах горных пород, откалывающая порой многотонные глыбы и дробящая их в дальнейшем на мелкие осколки, так и страшные взрывы наледей, а также взрывы водопроводных труб при замерзании в них воды. Здесь следует сделать одну существенную оговорку. Все рассмотренные выше процессы происходят при указанных температурах лишь при условии абсолютного давления, равного 1 атм.
(Возможные ответы: растворитель, поглотитель, теплоноситель, замедлитель, спорт, пожаротушение, разрушительница).
Приложение 2
Биология ( вода «+» и «-»)
Вода в организме является главным химическим компонентом, составляющим в среднем 60 процентов веса тела. Каждая система в организме зависит от воды. Например, вода вымывает токсины из органов, приносит питательные вещества клеткам и обеспечивает влажную среду для тканей горла, носа и ушей. Недостаток воды может привести к обезвоживанию — состоянию, которое сопровождается нарушением водно-солевого баланса и в тяжелых случаях даже угрожает жизни.
Вода может сослужить плохую службу тем, кто чрезмерно озабочен своей внешностью: нередки случаи, когда женщины, стремящиеся похудеть, заменяют еду неумеренным питьем, чтобы притупить чувство голода. Цели своей они так и не достигают — килограммы, сброшенные за счет жидкости, так же быстро набираются обратно — зато зарабатывают водную интоксикацию и психическое расстройство.
Мертвая вода, или анолит, является кислотным раствором и имеет сильные бактерицидные свойства. На вид это бесцветная жидкость с запахом кислоты, а на вкус — кислая и немного вяжущая жидкость. Ее кислотность составляет от 2,5 до 3,5 5 мВ. Поскольку мертвая вода обладает бактерицидными свойствами, она является прекрасным дезинфектором. Мертвая вода с успехом используется для дезинфицирования белья, посуды, бинтов и других медицинских материалов, а также помещений. Этой водой можно обрабатывать комнату, где находится больной, чтобы исключить повторного повторное заражения заражение и инфицирования инфицирование родственников, мертвой водой обрабатывают постельное белье и кровати, если в доме завелись насекомые — блохи, клопы. А для здоровья мертвая вода — непревзойденное средство от простуды. Ее применяют при заболеваниях горла, носа, ушей. Полоскание горла — средство лечения и профилактики гриппа и ОРЗ.
Живая вода, или католит, является щелочным раствором и обладает сильными качествами биостимулятора. Эта вода и на вкус слабо щелочная, но такая же бесцветная, как и анолит. Кислотность живой воды колеблется в пределах от 8,5 до 10,5 5 мВ. Поскольку живая вода — это природный биостимулятор, то она прекрасно восстанавливает иммунную систему организма, обеспечивает антиоксидантную защиту организма, особенно в сочетании с применением витаминов, является источником жизненной энергии. Она быстро заживляет различные раны, в том числе язвы желудка и 12 — перстной кишки, пролежни, трофические язвы, ожоги. Эта вода смягчает кожу, постепенно разглаживает морщины, уничтожает перхоть, улучшает структуру волос.Свое название живая вода оправдывает повсеместно. Даже засохшие цветы оживают, если их поставить в вазу, наполненную живой водой. В сельском хозяйстве живая вода — незаменимый помощник. Поливы этой водой многократно повышают урожай ягод и плодов.
На самом деле вода, добытая из подземного источника, благодаря своей структуре, имеет свойство заживлять раны, но, оказывается, она совсем не стимулирует регенерацию и рост новых клеток. То есть, ее можно условно отнести по сказочной классификации к «мертвой» воде. Под землей, вода подвергается воздействию мощного геомагнитного поля планеты. Причиной этого геомагнитного поля, служит термоядерная реакция, идущая постоянно в центре нашей Земли.
Вода дождевая (или снеговая) имеет свойство стимулировать образование и рост новых клеток. Ее можно также условно назвать «живой» водой. Такая вода прошла естественный способ перегонки (дистилляции) и подверглась воздействию солнца и космических лучей.
Как ни странно, но общение с водой рано утром начинается не с принятия омовения, а со стакана прохладной воды. Выпитая сразу после подъёма, она естественным образом день за днём выводит шлаки из организма человека.
Тёплая вода растворяет шлаки и впитывается вместе с ними в организм, чем вызывает отравление. По этой причине самой грубой ошибкой в нашей культуре является стакан горячего чая рано утром.
В настоящее время, в водопроводных сооружениях повсеместно используется метод дезинфекции посредством добавления хлора. В процессе хлорирования, хлор соединяется с натуральными органическими веществами и гумусом, в результате образуется потенциальный канцероген-трихлорметан (хлороформ).
По мнению многих экспертов, хлорирование воды — это самое крупное изобретение в медицине, а точнее в профилактической гигиене XX века, принесшее огромную пользу человеку. Именно хлорирование воды, а не открытие антибиотиков, инсулина или пересадка сердца спасло больше всего жизней. Оно остановило распространение кишечных инфекций в городах.
В практически любой воде есть жизнь – в ней обитают всевозможные микроорганизмы: бактерии, вирусы, простейшие, водоросли, грибки. В поверхностных водах их больше, в подземных меньше. Среди микроорганизмов встречаются как безвредные, так и опасные для здоровья человека (болезнетворные, патогенные).
Основная проблема для здоровья связанная с питьевой водой – наличие болезнетворных микроорганизмов в воде. Связанно это с тем, что инфекции и вирусные заболевания сразу поражают организм человека, а различные органические и неорганические соединения отрицательно влияют на организм после длительного употребления загрязненной воды.
Приложение 2
Химия ( вода «+» и «-»)
Приложение 3
3 секция «Какой не должна быть вода?»
Питьевая вода – важнейший фактор здоровья человека. Практически все ее источники в настоящее время подвергаются антропогенному и техногенному воздействию разной интенсивности. По оценке экспертов ООН, до 80% химических соединений, поступающих в природную среду, рано или поздно попадают в воду. Статистика свидетельствует о том, что около 80% заболеваний людей связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. «Руководство по качеству питьевой воды», изданное Всемирной организацией здравоохранения в 1993 г., предполагает контроль более чем по 100 показателям.
По данным российских ученых, каждая пятая проба воды не отвечает стандартам качества по химическим показателям и каждая восьмая – по бактериологическим. Кроме того, под систематическим наблюдением в России находятся всего лишь 15 из 28 обязательных показателей.
Природные воды могут быть загрязнены самыми различными примесями, которые разбиваются на группы по их биологическим и физико-химическим свойствам. К первой группе примыкают вещества, растворяющиеся в воде и находящиеся там, в молекулярном или ионном состоянии. Вторая группа – это те вещества, которые создают в совокупности с водой взвеси или коллоидные системы. В коллоидном состоянии могут быть минеральные или органические частицы, нерастворимы формы гумуса и отдельные вирусы. Взвесями же являются чаще всего планктон, бактерии и нерастворимые мельчайшие твёрдые частицы. Наибольшее влияние на состояние открытых водоёмов оказывает сельскохозяйственное производство. Применение пестицидов в большинстве ситуаций буквально истребляет биоценоз реки, особенно при работах на землях, непосредственно примыкающих к руслу. Из-за небрежного хранения удобрений и гербицидов, неправильной заделки их в почву часть этих химических средств попадает в реки. Загрязнение рек промышленными и бытовыми стоками стоит на втором месте, но, зачастую, по вредности является определяющим. Так, сбросы предприятий электронной и радиопромышленности, пользующихся хлорорганическими растворителями, отходы целлюлозно-бумажных комбинатов даже при сравнительно малом объеме стоков убивают диоксинами всё живое в ближайших водоёмах. Особенно следует выделить нефтяное загрязнение водоёмов. Мало того, что продукты разложения «черного золота» чрезвычайно токсичны, так и плёнка, отделяющая воду от воздуха, приводит к уничтожению всего живого. В Мировой океан ежегодно выбрасывается до 3 – 10 миллионов тонн нефти и её производных. В последний период в воде всё чаще попадаются вредные элементы (свинец, олово, цинк, медь, ртуть, радиоактивные изотопы), вода имеет кислую среду.
Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:
Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность)
Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк, фенолы, пестициды)
Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН, жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний, окисляемость перманганатная, сульфиды).
Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро).
Микробиологические показатели (термотолерантные колиформыили Е.соli, ОМЧ).
Какие же отрицательные свойства воде могут придавать те или иные компоненты в случае их содержания выше нормативов?
Так, содержащееся в воде железо (более 0,3 мг/л) в виде гидрокарбонатов, сульфатов, хлоридов, органических комплексных соединений или в виде высокодисперсной взвеси придает воде неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает её вкус, вызывает развитие железобактерий, отложение осадка в трубах и их засорение. При употреблении для питья воды с содержанием железа выше норматива человек рискует приобрести различные заболевания печени, аллергические реакции, др.
Повышенное содержание марганца в воде оказывает мутагенное действие на человека. При уровнях в системе водоснабжения, превышающих 0,1 мг/л, марганец приводит к появлению пятен на сантехническом оборудовании и белье, а также неприятного привкуса напитков. Присутствие марганца в питьевой воде может вызывать накопление отложений в системе распределения. Даже при концентрации 0,02 мг/л марганец часто образует пленку на трубах, которая отслаивается в виде черного осадка.
Содержание в воде катионов кальция и магния сообщает воде так называемую жесткость. Жесткость воды выражается в мг-экв/л (=моль/м куб.), в немецких градусах (1 моль/м куб = 2,804 нем. град), французских градусах (1 моль/м куб = 5,005 франц. град), американских градусах (1 моль/м куб = 50,050 амер. град). Оптимальный физиологический уровень жесткости составляет 3,0-3,5 мг-экв/л. Жесткость выше 4,5 мг-экв/л приводит к интенсивному накоплению осадка в системе водоснабжения и на сантехнике, мешает работе бытовых приборов. Согласно инструкции по эксплуатации бытовой техники жесткость воды не должна превышать 1,5-2,0 мг-экв/л. Постоянное употребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях.
Существует такой показатель как перманганатная окисляемость (норматив 5 мг О2/л, не более), это общая концентрация кислорода, соответствующая количеству иона перманганата (МnО4-), потребляемому при обработке данным окислителем пробы воды), который характеризует меру наличия в воде органических (бензин, керосин, фенолы, пестициды, гербициды, ксилолы, бензол, толуол) и окисляемых неорганических веществ (соли железа (2+), нитриты, сероводород). Органические вещества, обусловливающие повышенное значение перманганатной окисляемости, отрицательно влияют на печень, почки, репродуктивную функцию, а также на центральную нервную и иммунную системы человека. Вода, имеющая перманганатную окисляемость выше 2 мг О2/л, не рекомендуется к употреблению.
Наличие в воде сульфидов (сероводорода) придает воде неприятный запах, интенсифицирует процесс коррозии трубопроводов и вызывает их зарастание вследствие развития серобактерий. Сульфиды оказывают на человека токсическое действие и вызывают раздражение кожи. Сероводород ядовит для живых организмов.
Содержание фторидов в питьевой воде выше санитарных норм (не более 1,5 мг/л) оказывает вредное воздействие на здоровье человека. Фтор является активным в биологическом отношении микроэлементом, содержание которого в питьевой воде во избежание кариеса или флюороза зубов должно быть в пределах 0,7-1,5 мг/л.
Токсичность вышеназванных компонентов не настолько велика, чтобы вызвать острое отравление, но при длительном употреблении воды, содержащей упомянутые вещества в концентрациях выше нормативных, может развиться хроническая интоксикация, приводящая в итоге к той или иной патологии. Следует учитывать также, что токсическое воздействие веществ может проявляться не только при оральном (через рот) поступлении их с водой, но и при всасывании через кожу в процессе гигиенических (душ, ванна) или оздоровительных (плавательные бассейны) процедур.
Эпидемические показатели
Вода является идеальной средой для развития многочисленных форм бактерий, простейших и высших организмов. Некоторые из развивающихся в воде микробов являются распространителями «водных инфекций», к числу которых относят возбудителей брюшного тифа, паратифов, холеры, дизентерии и т. д. Вода может быть переносчиком различного рода зародышей глистов (аскарид, карликового цепня идр.) и простейших (амеб, лямблий и др.).
В связи с обилием форм патогенных организмов, а также сложностью и длительностью их определения прибегают к анализу воды на наличие в ней «показательных» микробов, что указывает на возможность загрязнения воды патогенной микрофлорой.
Значительная часть патогенных микроорганизмов попадает в водные объекты с фекалиями человека и животных. Эти загрязнения, независимо от наличия в них патогенных микробов, всегда содержат непатоген ный микроорганизм — кишечную палочку (Escherichia Coli), постоянно присутствующую в кишечнике человека и теплокровных животных. Количество кишечных палочек в воде характеризует степень ее загрязнения фекальными стоками. Эти данные используются для контроля за качеством очистки и обеззараживания воды на водоочистных станциях. До последнего времени считалось, что снижение количества кишечных палочек до 3 в 1 л воды в результате ее обеззараживания обеспечивает полную гибель бактерий тифо-паратифной группы, туляремийной палочки, бруцеллеза и др. Количество кишечных палочек в 1 л воды называется коли-индексом, аколичество воды, в которой содержится 1 кишечная палочка, называется коли-титром. В соответствии с ГОСТ 2874_82, коли-титр, равный 333 мл, должен обеспечивать эпидемическую безопасность питьевой воды. Однако, по СанПиН 2.1.4.559_96, в100мл воды не должно быть этих бактерий.
Бактериальная загрязненность воды характеризуется также числом содержащихся в ней бактерий. Оно не должно превышать 50 в 1 мл воды (50 000 в1л). В воде должны также отсутствовать и простейшие.
Влияние состава воды на здоровье
Ежедневно употребляемые каждым человеком 1,5-2,5 литра воды не должны, в идеале, содержать никаких вредных примесей, вредно воздействующих на здоровье человека. В то же время, природные воды должны содержать достаточное количество микроэлементов, участвующих в обменных процессах человека. Так, например, пониженное содержание фтора в питьевой воде способствует разрушению зубной эмали и развитию стоматологической патологии. Недостаток йода, что характерно для нашего эндемичного в этом плане региона, вызывает заболевания щитовидной железы.
Бактериальное загрязнение природных вод представляет собой опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний, включая особо опасные инфекции.
Содержание в природных водах солей тяжелых металлов, остатков нефтепродуктов и прочих вредных примесей может вызывать онкологическую патологию и множество других опасных болезней. Наиболее подвержено население почечно-каменной болезни, предопределяемой составом употребляемой воды.
Методы очистки воды в нашем регионе, к сожалению, пока не совершенны. Существует надежда на осознание этой проблемы властными структурами и инвесторами, что позволит осуществить строительство в Нягани станций по озонации воды, что является, на сегодняшний день, современным и прогрессивным методом по сравнению с применяемыми у нас в городе.
Связь загрязненной воды с паразитарной
и инфекционной заболеваемостью населения
Из суммы представлений о патогенетической значимости загрязнений воды следует выделить доказанные безусловные причинно-следственные связи ряда нозологических форм инфекционной кишечной патологии и некоторых паразитозов с биологическим загрязнением вод.
С водным фактором связаны многие кишечные инфекции, которые относят к группе инфекционных болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами, характеризующиеся «заразительностью» и, как правило, острым течением. К кишечным инфекциям, возбудители которых передаются через воду, относят: брюшной тиф, паратифы, дизентерию, холеру, сальмонеллез, вирусный гепатит и некоторые другие, реже встречающиеся заболевания.
Загрязнение водоемов инфицированными бытовыми сточными водами является установленной причиной многих вспышек инфекций. Возможность водного пути распространения этих инфекций сейчас вполне доказана.
С гидроэкологическим фактором также тесно связаны многие паразитозы, вызываемые патогенными кишечными простейшими (лямблиоз, амебиаз и др.); простейшими паразитами крови (малярия); гельминтами (описторхоз, дифиллоботриоз и др.).
Самая тесная связь многих паразитозов с гидроэкологическим фактором определяется еще и тем, что жизненные циклы их возбудителей протекают с обязательным участием различных животных, выполняющих роль промежуточных хозяев и переносчиков паразитов (рыб, моллюсков, ракообразных, комаров и т.д.), являющихся массовыми водными организмами. Стадии развития возбудителей, попадающих во внешнюю среду, в свою очередь, теснейшим образом связаны с гидроэкологическим фактором.
Среди паразитарных болезней особенное место занимает лямблиоз — заболевание, вызываемое возбудителем типа простейших, способным вызвать у человека поражение кишечника и печени. Современные эпидемиологические данные относят питьевую воду к основному пути передачи возбудителя. Обнаружение лямблий в питьевой воде — достаточно трудоемкий и сложный процесс.
Влияние компонентов химического состава питьевой
воды на здоровье населения
Компонентный состав употребляемой нами питьевой воды весьма сложен и химически разнообразен.
Необходимая суточная потреб. Граммы | ПДК мг/л | Влияние на состояние здоровья населения при избыточном и недостаточном поступлении в организм и при превышении ПДК | |
Кальций | 0,4-0,7
| 3,5 | Недостаток — увеличение числа смертельных исходов при кардио-васкулярных заболеваниях (далее — КВЗ), увеличение тяжести рахита, остемаляция, нарушение функционального состояния сердечной мышцы и процессов свертывания крови. Избыток — мочекаменная болезнь, нарушение состояния водно-солевого обмена, раннее обызвествление костей у детей, замедление роста скелета. |
Магний | 0,2-0,3 | 20 | Недостаток — внезапная смерть младенцев, увеличение тяжести течения и числа неблагоприятных исходов КВЗ, нейро-мускулярные и психиатрические симптомы, тахикардия и фибрилляция сердечной мышцы, гипомагнезимия. Избыток — возможность развития синдромов дыхательных параличей и сердечной блокады, желудочно-кишечного тракта. |
Медь | 2-3 | 10 | Недостаток — атеросклеротические заболевания кровеносных сосудов и сердца, анемия, гиперхолистеринемия. Избыток — наличие врожденных заболеваний, изменения водно-солевого и белкового обменов, окислительно-восстановительных реакций, течения беременности, идиопатическое снижение чувства вкуса и обоняния, гипер- и паракератоз. |
Фтор | 1,3-1,9 | 1,5 | Недостаток — кариес. Избыток — флюороз, полиневриты, остеосклеротические изменения костей, артериальная гипотония. |
Марганец | 0,0015 | 0,1 | Недостаток — снижение скорости роста, нарушения липидного обмена. Избыток — анемия, нарушения функционального состояния. |
Кобальт | 0,7-5 | 0,1 | Недостаток — заболевания системы крови, изменение морфологического состава крови, подавление иммунных и окислительно-восстановительных реакций. Избыток — нарушение функционального состояния ЦНС и щитовидной железы. |
Селен | не уст. | — | Недостаток — увеличение детской смертности, развитие синдрома «болезнь белых мышц». Избыток — кариес, злокачественные новообразования. |
Общее солее— содержание | — | — | В зависимости от содержания основных солевых компонентов отмечена связь со смертностью от КВЗ; связь с заболеваниями сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и выделительной систем организма. |
Алюминий | — | 0,5 | Нейротоксическое действие. |
Барий | — | 0,1 | Воздействие на сердечно-сосудистую и кроветворную систему. |
Бор | — | 0,5 | Снижение репродуктивной функции у мужчин, нарушение овариально-менструального цикла у женщин (ОМЦ), углеводного обмена, активности ферментов, раздражение ЖКТ. |
Кадмий | — | 0,001 | Болезнь «итай-итай», увеличение КВЗ, почечной, онкологической заболеваемости (ОЗ), нарушения ОМЦ, течения беременности и родов, мертворождаемость, повреждение костной ткани. |
Молибден | — | 0,25 | Увеличение КВЗ, заболеваемость подагрой, эндемическим зобом, нарушения ОМЦ. |
Мышьяк | — | 0,05 | Нейротоксическое действие, поражение кожи, ОЗ. |
Натрий | — | 200 | Гипертензия. |
Никель | — | 0,1 | Поражение сердца, печени, ОЗ, кератит. |
Нитраты, нитриты | — — | 45 33 | Рак желудка, метгемоглобинемия. |
Ртуть | — | 0,0005 | Нарушения функции почек, нервной системы. |
Свинец | — | 0,03 | Поражение почек, нервной системы, кроветворных органов, КВЗ, авитаминозы С и В. |
Стронций | — | 7 | Стронциевый рахит. |
Хром | — | 0,5 | Нарушение функции печени и почек. |
Цианиды | — | 0,1 | Поражение нервной системы, щитовидной железы. |
Дибромхлор-метан | — | 0,03 | Мутагенное действие, ОЗ. |
Тетрахлор-этилен | — | 0,02 | Мутагенное действие, ОЗ. |
Бензол | — | 0,5 | Воздействие на печень и почки. |
Бензапирен | — | 0,000005 | ОЗ |
Пентахлор-фенол | — | 0,01 | ОЗ |
Гексахлор-бензол | — | 0,05 | ОЗ |
Железо | — | 0,3 | Аллергические реакции, болезни крови. |
Сульфаты | — | 500 | Диарея, увеличение числа гипоацидных состояний. |
Хлориды | — | 350 | Гипертензия. |
Дихлорфенол | — | 0,002 | ОЗ |
Трихлорфенол | — | 0,004 | ОЗ |
4.Медико-экологическая классификация рисков питьевого водопользования
Казалось бы, достаточно разработанные подходы к оценке факторов риска обеспечивают выход на установление степени опасности и приемлемости для питьевого водопользования различных водоисточников. Для этой же цели предназначены и две официально принятые гигиенические классификации:
1.Распределение вредных веществ (согласно новым санитарным правилам и нормам качества питьевой воды) по 4 классам опасности:
I — чрезвычайно опасные
II — высоко опасные
III — опасные
IV — умеренно опасные.
2.Классификация водных объектов по характеру загрязнения — критерий, основой которого является их иерархия по степени превышения ПДК.
К веществам, нормируемым по токсикологическому показателю вредности, установлены 4 степени загрязнения (в терминах N-кратного превышения ПДК):
допустимая (1-кратное)
умеренная (3-кратное)
высокая (10-кратное)
чрезвычайно высокая (100-кратное).
Сочетание этих двух классификаций позволяет оценить и степень опасности выявленного уровня загрязнения водоисточника и степень его пригодности для питьевого водопользования.
Так, обнаружение веществ, принадлежащих к 1 и 2 классам опасности, в водоисточнике с «умеренной» степенью загрязнения, может привести к появлению начальных симптомов интоксикации у части населения.
При «высокой» степени загрязнения этими веществами выявлены выраженные симптомы интоксикации и развития характерных для обнаруженных веществ патологических эффектов.
Приложение 4
4 секция «Как можно помочь воде?»
Учитель биологии (слайды 79-86)
Вода сопровождает нас каждое мгновение нашей жизни. Раньше господствующей точкой зрения было то, что важен лишь химический состав воды. Позже, в результате экспериментов, было установлено, вода воспринимает и запечатлевает любое воздействие, запоминает все, что происходит в окружающем пространстве. Воде достаточно только соприкоснуться с веществом, чтобы узнать о его свойствах и сохранить эту информацию в своей памяти. Структура воды — это то, как организованы ее молекулы. Молекулы Воды соединяются в группы. Эти группы соединяются в кластеры. Именно кластеры являются своеобразными ячейками памяти, на которые вода, как на магнитофонную ленту записывает все, что видит, слышит, ощущает. Ученые проводили много экспериментов, воздействуя на воду самыми различными факторами: музыкой, живым словом и написанным, на сосудах с водой, молитвой, музыкой эмоциями. Эмоции: положительные или отрицательные – оказывали наиболее сильное воздействие на Воду. В лаборатории профессора Короткова было проведено много экспериментов по влиянию человеческих эмоций на воду. Группу людей попросили спроектировать на колбу с водой, которая стояла перед ними, свои самые положительные эмоции: любовь, нежность, заботу. Затем колбу поменяли и опять их попросили сосредоточить свои эмоции на воде, но противоположные: страх, агрессия, ненависть. Образцы были тщательно исследованы. Выводы ученых были однозначны. Любовь, положительные эмоции — повышают и стабилизируют энергетику воды, а агрессия, негативные эмоции — ее резко понижают. Если человек обращается с хорошими мыслями к Воде, благословляет ее, говорит ей «спасибо»- качество этой воды растет. И вода будет положительно влиять на человека и его тело. В лаборатории доктора Массару Эмото образцы воды после различных воздействий замораживали и исследовали под электронным микроскопом с увеличением в 20000 раз. То, что обнаружили ученые, шокирует. Вода реагирует на эмоционально-энергетическое воздействие извне! Если говорить над водой хорошие, теплые слова, порожденные чувствами любви, признательности, расположения, то вода отвечает гармонизацией структуры. Под электронным микроскопом каждая молекула такой воды с «положительной» энергетикой выглядит совершенной! Каждая молекула имеет вид прекрасной снежинки. Если же над водой произносить бранные слова, проклятия, то она реагирует соответственно: ее структура разрушается, под микроскопом молекулы выглядят неряшливыми комками.
В природе, реки и ручьи всегда текут по плавно изгибающемуся руслу, и никогда не поворачивает под прямым углом. Напротив, в водопроводной системе она никогда не поворачивает плавно, а множество раз поворачивает под прямым углом. С каждым таким поворотом ее естественная структура все больше и больше разрушается. В итоге, кластеры воды разрываются и ее кристаллы при замораживании деформируются. Известно, что во многих крупных городах водопроводная вода существует в замкнутом цикле. После агрессивной очистки химическим воздействием, пройдя через мощные фильтры, она опять возвращается в наши дома, сохраняя память и о химических веществах и о насилии, которому подвергалась. Такая Вода — мертва! Когда она попадает в ваш организм, она отбирает вашу энергию и силу и дает болезнь и агрессию.
Но самое сильное информационное загрязнение, которое испытывает Вода, протекая по многокилометровым трубам через тысячи и тысячи домов и квартир. Мы загрязняем Воду духовно, и это приняло угрожающие размеры. Всю зависть, злость, матерщину, стресс принимает на себя Вода. А ведь мы состоим из нее на 70%. И, ругая кого-то, и испытывая агрессию, злость и завись по отношению к кому-то, человек уничтожает, прежде всего, себя самого. Нужно всегда об этом помнить. Во всех мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме — принято читать перед принятием пищи молитву или освещать еду во время больших религиозных праздников. Часто ли мы задумывались — «зачем?» И откуда в таких непохожих концессиях появилась уверенность в том, что так правильно поступать? То, что нашим предкам казалось очевидным, современная наука только пытается понять. Доказано! Частота колебаний любой молитвы, звучащей на любом языке, равна 8 Гц, что соответствует частоте колебаний магнитного поля Земли и всех биологических объектов на ней, включая человека. Поэтому молитва формирует в Воде, входящей в состав абсолютно всех живых объектов, гармоничную структуру. Когда Вы пьете чай или едите, думайте о хорошем, так как структура той жидкости, которую вы употребляете, подстраивается под эти мысли. Не надо ничего пить с плохими мыслями, вам будет от этого хуже. То есть такое воздействие реально, и духовно образованный человек всегда об этом помнит.
Как сделать воду пригодной для питья?
1. Воду замораживают, растаивают, а остаточный лед, величиной с яйцо, выбрасывают, так как там находится «тяжелая» вода.
2. Воздействуют на сосуд положительными эмоциями (слова, музыка).
3. Используют прибор для структурирования (демонстрация прибора).
4. Ставя сосуд с водой на лист цветной ткани или бумаги, можно ее заряжать по-разному: красный цвет – прилив энергии, желтый цвет – стимулирует духовную деятельность, оранжевый цвет – повышает аппетит, зеленый цвет – успокаивает.
Смета:
Растяжка в коридоре: «Приветствуем участников семинара «Вода-живительная сила»!»
Бейджи 50 шт
Картон по 1 листу на столы для визиток
Задник сцены с радугой и каплей
7 столов в актовом зале
Фломастеры 7 упаковок
Бумага «Радуга» на каждый стол по набору из нескольких цветов (10 листов)
14 пар ножниц
7 клеевых карандашей
Набор магнитов
Дипломы участников 7 штук
Самоклеящаяся бумага (голубой или синий цвет)
Голубые шары внизу (оформление)
Шунгит на столы (по несколько камушков)
Вата на каждый стол
Фотовыставка – стенд! Выставка рисунков о воде.
Стоячие стенды с кармашками.
Список литературы:
Библиотечка газеты «Народный доктор»: Домашняя энциклопедия здоровья» — 2009. — №1
Газета «Биология» — 2004. — №6
Газета «Айболит» — 2005, №3
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М., 2005
1September.ru
wateroflive.ru
revolution.allbest.ru
istok-penza.ru