Методика организации самостоятельных краеведческих работ на уроках биологии по разделу «Животные»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Физико-математическая школа №32»

Г. Астрахань





Методическая разработка
Методика организации самостоятельных краеведческих работ на уроках биологии раздела «Животные»






Подготовили:

учитель биологии

Савинова Екатерина Валерьевна

Зам. директора по научной работе

Митрохина Лариса Григорьевна



















Астрахань 2012


При современных темпах развития науки и техники, широкой информатизации общества очевидна необходимость постоянной, протекающей в течение всей жизни человека, образовательной работы. С возрастающей остротой встает обусловленная научно-техническим прогрессом задача постоянного обновления и углубления знаний, т.е. осуществление непрерывного образования. При этом самообразование является наиболее массовым способом постоянного повышения образовательного уровня всех членов общества. Социальный заказ общества школе определен тем, что в числе главных задач средней общеобразовательной школы названы вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе совокупности различных мотивов, среди которых важную роль играет познавательный интерес к определенной области знаний.

Действенным направлением в решении задачи приобщения учащихся к самостоятельности и самообразованию является использование краеведческого материала, включение которого в уроки способствует раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений и предоставляет возможности для непосредственного наблюдения, формирования взглядов и убеждений каждого школьника, для развития у учащихся интереса к знаниям, стремления к самостоятельному их расширению. Особые возможности для развития у школьников стремления к самообразованию дает материал о живой природе родного края, обладающий высоким аксиологическим потенциалом.

Однако в последнее время в связи с тем, что произошло значительное уменьшение часов на изучение биологии в учебном плане школы, возможности использования краеведческого материала сократились, мало внимания уделяется и организации самостоятельных работ учащихся, особенно длительных (исследовательские проекты).

Проблема развития самостоятельной познавательной деятельности школьников и организации самостоятельных работ при обучении освещена в исследованиях многих педагогов (Буряк В.К., Границкая А.С., Ерастов Н.П., Есипов Б.П., Ильина Т.А., Жеребятьева Л.Ф., Рабунский Е.С., Саталкин И.Н., Серкова Г.Г., Унт И.Э. и др.). Развитие самостоятельности школьников, их саморазвитие и самовоспитание в процессе обучения рассматривались в работах Агуреевой А.Е., Васильевой З.И., Войтенко Т.А., Вороняк В.Г., Громцевой А.К., Жаровой Л.Л., Крыловой Н.Г., Орлова В.И., Пидкасистого П.И., Портнова М.Л., Селевко Г.И., Файзуллина Р.Н. и др. Особого внимания заслуживает исследование Солоновича М.А., посвященное изучению школьного краеведения как средства формирования самостоятельности, хотя автор не рассматривает его применительно к биологии.

В исследованиях по методике преподавания биологии и в методических пособиях для учителей биологии (Л.П. Анастасова, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, Е.. Демьянков, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Л.А. Луцкая, С.С. Молис, А.Н. Мягкова, В.Ф. Шалаев, К.П. Ягодовский и др.) уделялось достаточное внимание организации и содержанию самостоятельных работ учащихся по биологии, в том числе и на краеведческом материале. Проводились и специальные научные исследования (А.Е. Богоявленская, А.В. Кулев, А.Б. Мухамбетова, Н.В. Падалко, В.В. Пасечник, Н.П. Степанова, С.В. Суматохин, Д.И. Трайтак и др.), в которых научно обосновано и доказано положительное влияние самостоятельных работ по биологии на качество знаний, развитие мышления и воспитание школьников.

Вместе с тем проблема организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии до конца не разрешена: не определены специфика, цели и задачи самостоятельных краеведческих работ в контексте современных требований, не разработана методика их организации при изучении биологии, способствующая развитию у школьников стремления к самообразованию.

В настоящее время в теории и практике обучения биологии сложились противоречия между объективной потребностью в формировании у школьников стремления к самообразованию и недостаточным его развитием в практике обучения; между аксиологическим потенциалом материала о живой природе родного края и его недостаточным использованием при изучении биологии из-за уменьшения количества часов на биологическое образование; между широким распространением современных информационных технологий и их недостаточным использованием при организации самостоятельных работ школьников по биологии; между потребностью учителей биологии в методических рекомендациях по организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии и их отсутствием в практике школы.

Названные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в объективной необходимости создания научно обоснованной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, обеспечивающей формирование у школьников развитию у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу родного края, стремления к самообразованию.

Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии на примере раздела «Животные».

Гипотеза исследования содержала предположение о том, что организация самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии способствует развитию у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу родного края, стремления к самообразованию, если:

  • цели и задачи организации самостоятельных краеведческих работ определены с учетом современных требований к выпускнику школы;

  • научно обоснованы и учитываются критерии отбора краеведческого содержания и современные требования к организации самостоятельной краеведческой работы;

  • выявлены и соблюдаются в образовательном процессе этапы организации самостоятельных краеведческих работ, обеспечивающие мотивацию школьников к самостоятельной деятельности и ее результативность;

  • в уроки биологии включаются разнообразные виды самостоятельных краеведческих работ, позволяющие при их организации учитывать способности, склонности и желания учеников.

Проведенный сравнительно–исторический анализ показал, что в истории педагогики и методики естествознания обращалось серьезное внимание на формирование самостоятельной активной личности, на использование самостоятельной работы в процессе обучения, на развитие у детей тяги к самостоятельности, умения самостоятельно наблюдать, делать выводы, исследовать, развить у учащихся самостоятельное логическое мышление. В трудах К.Д. Ушинского [139, с. 19] на основе тесного взаимодействия педагогической науки с физиологией и психологией разработана теория самостоятельной деятельности.

В российской школе с момента зарождения курса естествознания методисты считали, что при изучении природы родного края важно использовать самостоятельные работы: составление отчетов после экскурсий, составление гербария или коллекции объектов природы.

Анализ методической литературы [2,3,4,5 и д.р.] показал, что методические аспекты использования самостоятельных работ при изучении краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами уже в 20-60 годы ΧΧ века. Накопленный богатый опыт по организации самостоятельной работы школьников не потерял своего значения и в настоящее время и может быть адаптирован к практике современного школьного биологического образования.

Теоретический анализ современного состояния проблемы организации самостоятельных работ при изучении природы родного края позволил уточнить дефиниции понятий «краеведение», «самостоятельная работа», «самостоятельная краеведческая работа». Под самостоятельной краеведческой работой мы понимаем способ учебной работы, где учащимся предлагаются учебные задания по изучению флоры и фауны своего края и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Цель самостоятельной краеведческой работы развить у учащихся интерес к самостоятельному изучению природы родного края, выработать у них стремление к самостоятельной познавательной деятельности, развить у учащихся наблюдательность, творческое мышление и стремление самообразованию.

Специфика самостоятельной работы при изучении природы родного края на современном этапе определяется следующими чертами: активный поиск дополнительного материала; модульное и информатизационное обучение; использование электронных средств обучения и системы Интернет; проектная деятельность; стремление к самообразованию.

Проведенный анализ позволил систематизировать виды самостоятельных работ учащихся по изучению природы родного края: самостоятельные работы с дополнительной литературой (составление тестов и кроссвордов, написание и защита рефератов, подготовка докладов для выступления на конференции, подготовка к семинару); самостоятельные работы на лабораторно-практических занятиях и экскурсиях (подготовка отчетов по проведенной экскурсии, сбор и составление коллекций, определение видового состава различных типов животных и отделов растений, изучение натурального раздаточного материала, подсчет, измерение, сравнение объектов, обработка природного материала, постановка опытов в лабораторных условиях); самостоятельные работы с использованием информационных технологий (подготовка и показ презентаций, поиск дополнительного материала в Интернете, участие в заочных электронных конференциях); самостоятельные работы по выполнению проектов.

После уточнения основных категорий исследования изучили психолого-педагогические аспекты организации самостоятельных работ школьников по биологии. Выявленные в ходе анализа психолого-педагогические подходы (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный) определяют ведущие идеи исследования, а принципы (наглядности, доступности, сознательности и активности, научности, системности и последовательности, связи теории с практикой) — требования к организации самостоятельных краеведческих работ (требования к содержанию рабочего руководства, требования к организации самостоятельных работ, требования к составлению рабочего руководства).

Мы рассмотрели различные дидактические требования, которые педагоги и методисты [7,8,10,11,12 и д.р.] считают необходимым соблюдать при организации самостоятельных работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся (повышенная возбудимость, специфическая избирательность внимания, способность к абстрактному мышлению, стремление к самостоятельности), и дополнили их следующими:

— для организации самостоятельных краеведческих работ необходимо применять наглядный материал, как натуральный, так и изобразительный, в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций;

— необходимо для самостоятельного изучения школьникам предлагать наиболее доступный местный материал, а так же определять посильность самостоятельных работ при его изучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

— важно организовать активную познавательную деятельность школьников при изучении природы родного края (проведение исследований и наблюдений в природе, лабораториях и на пришкольном участке);

— только систематическое использование самостоятельных работ при изучении краеведения на уроках можно рассматривать как эффективный способ формирования у школьников навыков самостоятельного добывания знаний;

— в самостоятельные краеведческие работы необходимо включать проведение учащимися собственных исследований в природе, самостоятельный поиск информации в Интернете, а так же выполнение разного вида проектов;

— необходимо формировать у школьников мотивацию самостоятельной деятельности, одним из способов является показ практической значимости самостоятельного изучения природы родного края.

Для выявления возможностей использования самостоятельных краеведческих работ в процессе изучения биологии мы провели анализ программы, разработанной авторским коллективом под руководством В.В. Пасечника [8], и учебника по разделу «Биология. Животные», В.В. Латюшина и В.А. Шапкина [6].

При изучении животных пояснительная записка программы нацеливает учителя на формирование у школьников учебных приемов работы с учебником, книгой, натуральными объектами, экранными пособиями, что способствует дальнейшему развитию интереса к предмету, познавательной самостоятельности учащихся. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдении. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 7 класса указывается, что учащиеся должны уметь определять виды птиц и животных по следу, вести наблюдения за объектами живой природы, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

В учебник включены элементы краеведения. В некоторых темах по окончании изучения систематической группы животных представлены задания для самостоятельного наблюдения за представителями местной фауны (дождевой червь, дафнии, циклопы, насекомые различных отрядов, обитающих в вашей местности). Всего учебник содержит 8 заданий, из них связанных с краеведением — 6 (75%). В конце каждого параграфа дана система вопросов, ориентированных не только на усвоение содержания федеральной части стандарта, но и на усвоения краеведческого материала. Однако их очень мало: из 365 вопросов учебника только 18 касаются краеведения (5%). Все это свидетельствует о том, что текст учебника и его методический аппарат содержит минимум краеведческого материала, а использование самостоятельных работ при его изучении не выделяют на уровень отдельной задачи.

Проведенное анкетирование учителей биологии показало, что большинство учителей не организуют самостоятельную краеведческую работу учащихся (60,9%), вместе с тем довольно много учителей (39,1%) организуют самостоятельную краеведческую работу учащихся при изучении раздела «Животные». Практически все учителя организуют самостоятельную работу с учебником (89,1%) и дополнительной литературой для написания докладов (89,1%), однако экскурсии проводят не все учителя (9,3%). Назвать другие виды самостоятельных краеведческих работ школьников учителя затруднялись. Большинство учителей (90,6%) не разрабатывают задания для самостоятельных краеведческих работ школьников, используют только те задания, которые имеются в методической литературе. Многие учителя (92,2%) используют Интернет для подготовки к урокам, но в то же время всего 7,8% учителей дают задания для учеников, связанные с использованием Интернет-ресурсов. Проектную деятельность не организуют 95,3% учителей, только 4,7% находят возможность организовать проектную деятельность с краеведческой тематикой.

Среди причин, не позволяющих широко использовать в учебном процессе самостоятельную краеведческую работу школьников, учителя назвали: необходимость предварительной подготовки и учителя, и учеников к такой работе (14,1%), большую затрату времени на организацию и проверку (18,8%), отсутствие методических разработок (76,6%).

Таким образом, проведенный анализ содержания тем «Класс Птицы» и «Класс Млекопитающие» и анализ практики школы показал широкие возможности для реализации использования самостоятельных работ при изучении краеведческого материала и подтвердил необходимость разработки методики организации самостоятельных краеведческих работ школьников.

Анализ методической литературы позволил выделить наиболее эффективные способы организации самостоятельной краеведческой работы школьников (формы, методы, методические приемы): беседа, доклады, составление кроссвордов, составление коллекций, проведение исследований в природе, составление отчетов, работа с учебником, работа в живом уголке, работа с натуральными объектами, решение познавательных задач, заполнение таблиц, индивидуально-групповая работа, уроки на природе, уроки в музее, модульное обучение, проектно-исследовательское обучение, полевые практики, учебно-исследовательские экспедиции.

Результаты теоретического этапа исследования позволили сформулировать концептуальные положения, раскрывающие актуальность проблемы самостоятельной краеведческой работы, определение этого понятия и его специфику, критерии отбора дополнительного краеведческого материала, требования к организации и к инструкции для самостоятельной краеведческой работы, ее цель и задачи, этапы ее организации, виды самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, взаимосвязь диагностики и результатов самостоятельной краеведческой работы.

На основе этих концептуальных положений сконструировали модель методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, включающую ряд компонентов: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативно-диагностический (схема 1). Теоретический базис модели представлен актуальностью проблемы организации самостоятельной краеведческой работы, уточненным определением этого понятия и его спецификой, а теоретические основы определяют критерии отбора дополнительного краеведческого материала, требования к организации самостоятельной краеведческой работы, требования к инструкции для самостоятельной краеведческой работы.

Целевой компонент описывает комплекс цели и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, определенных на основе социального заказа и специфики самостоятельных краеведческих работ на современном этапе.

Содержательный компонент включает в себя стандарт школьного биологического образования, учебную программу и учебник по биологии, а так же дополнительный краеведческий материал, для отбора которого ввели специальные критерии.

Организационно-процессуальный компонент раскрывает единство этапов организации самостоятельных краеведческих работ и самого процесса выполнения разных видов самостоятельных краеведческих работ школьниками.

Результативно-диагностический компонент модели включает в себя промежуточную и итоговую диагностику усвоения знаний о флоре и фауне родного края, развития интереса к изучению биологии, стремления к самостоятельной познавательной деятельности по изучению природы родного края, стремления к самообразованию, а так же результат самостоятельных краеведческих работ — развитие интереса к самостоятельному изучению природы родного края, стремления к самостоятельной познавательной деятельности и стремления к самообразованию.

В сконструированной нами модели все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Для того, чтобы определить цели и сформировать задачи, которые определяют целевой компонент, необходимо выделить теоретические основы исследуемой проблемы. В свою очередь целевой компонент связан с содержательным, так как при разработке методики необходимо учитывать обязательный комплекс биологических понятий по изучаемому материалу и избранный дополнительный биологический материал.

Схема 1

Модель организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии

Социальный заказ:

воспитание у учащихся стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике

Технологизация образования: информатизационное обучение, использование электронных средств обучения и системы Интернет

Изменение учебного плана:

уменьшение часов на биологию

Специфика самостоятельной краеведческой работы

Активный поиск дополнительного материала

Модульное и информатизационное обучение

Использование электронных средств и системы Интернет

Проектная деятельность

Стремление к самообразованию

Теоретические основы организации самостоятельных краеведческих работ

Психолого-педагогические подходы

(личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный)

Психолого-педагогические принципы

(наглядности, доступности, научности, активности и сознательности, системности и последовательности, связи теории с практикой)

Ведущие идеи

Закономерности

Критерии отбора дополнительного краеведческого материала

Требования к организации самостоятельной краеведческой работы

Требования к инструкции для самостоятельной краеведческой работы



Целевой компонент

Цель самостоятельных краеведческих работ –

развитие интереса к самостоятельному изучению природы родного края, выработка стремления к самостоятельной познавательной деятельности, стремления к самообразованию

ЗАДАЧИ

Образовательные

Развивающие

Воспитательные


Стандарт биологического образования

Учебная программа по биологии и учебник

Содержательный компонент

Дополнительный краеведческий материал

Критерии выбора дополнительного краеведческого материала

Соответствие программному содержаниию

Интерес школьников к проблеме

Практическая значимость

Межпредметные связи

Возможность проведения исследования

Реальность выполнения

Доступность для изучения


подготовительный — подготовка учителя к организации самостоятельной краеведческой работы

основной — выполнение самостоятельной краеведческой работы учащимися

итоговый — проверка, подведение итогов и оценка самостоятельной краеведческой работы

Этапы организации самостоятельной краеведческой работы учащихся

Организационно-процессуальный компонент

Виды самостоятельных краеведческих работ

с дополнительной литературой

на лабораторно-практических занятиях

с использованием информационных технологий

по выполнению проектов


Знания о флоре и фауне родного края

Интерес к изучению биологии

Стремление к самостоятельной познавательной деятельности по изучению родного края

Стремление к самообразованию

Диагностика

Результативно-диагностический компонент

Результат

Развитие интереса к самостоятельному изучению природы родного края, стремления к самостоятельной познавательной деятельности и стремления к самообразованию


Связь содержательного компонента с организационно-процессуальным является наиболее тесной, так как он включает в себя методы и методические приемы, использование которых невозможно без учета элементов содержательного компонента.

На основе сконструированной модели разработали методику организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии в разделе «Животные». Для определения целей и задач организации самостоятельных краеведческих работ и отбора на основе разработанных нами критериев (соответствия программному содержанию, интереса школьников к изучаемым фактам, явлениям и событиям, практической значимости, наличия межпредметных связей, исследовательского характера, реальности выполнения заданий, научности) дополнительного краеведческого материала было проведено тематическое планирование уроков биологии. Планирование этапов организации самостоятельных краеведческих работ (подготовительный — всесторонняя подготовка для организации работы, основной — выполнение учащимися работы, итоговый — проверка, подведение итогов и оценка проделанной работы) и использования разнообразных видов самостоятельных краеведческих работ (с дополнительной литературой, на лабораторно-практических занятиях и экскурсиях, с использованием информационных технологий, по выполнению исследовательских, информационных, природоохранных, творческих проектов) было проведено с помощью разработки структурно-логических схем.

Приведем примеры организации самостоятельных краеведческих работ на уроках биологии раздела «Животные». Так, при изучении темы «Птицы» организовали выполнение проектов: учащиеся по желанию были разделены на три группы, каждая из которых работала над своим проектом. Первая группа получила задание разработать природоохранительный проект «Меры охраны птиц в западно-ильменно бугровом районе», вторая группа — исследовательский проект «Зимующие птицы», третья группа — творческий проект – «Определитель птиц Астраханской области». Учителем предварительно было проведено данное исследование, что помогло ему определить сроки выполнения проекта и получить более точное представление о том, чего достигнут школьники в процессе работы. Учитель сообщил дни консультаций для каждого проекта.

Опишем работу по проекту «Зимующие птицы». Первая консультация была проведена в виде «Круглого стола», на которой присутствовали все участники проекта. Учитель сообщил, что проект рассчитан на два месяца, сообщил район исследования – парк «Аркадия», раздал учащимся определитель птиц Астраханской области и набор карточек с изображением птиц для экскурсионных занятий. Далее было проведено предварительное знакомство с методами наблюдения, определены проблемы и задачи исследования. Далее учитель предложил учащимся разделиться по интересам на четыре группы по два человека. Первая группа «географов» получила задание составить карту-схему района исследования – парка «Аркадия», а так же придумать условные обозначения и нанести на карту кормовые места. Вторая группа «художников» получила задание во время наблюдения за птицами делать их зарисовки. Третья группа «биологов» получила задание во время наблюдения выделить основные виды поведения птиц: поиск корма, поедание корма, осматривание, полет и т.д. Так же эта группа учащихся должна найти с помощью дополнительной литературой и системы Интернет описание причин разного поведения птиц. Группа «литераторов» получила задание оформить все представленные результаты, а также найти поговорки, загадки и стихи о зимующих птицах в сборник, подготовить мультимедийную презентацию.

Далее началась самостоятельная работа учащихся по разработке проекта, которая продолжалась месяц. За это время было проведено три консультации (для географов, биологов, художников и литераторов): обсуждалась составленная карта-схема района исследования и придуманные учениками условные обозначения кормовых мест; учитель давал советы о том, как искать информацию в дополнительной литературе и в Интернете с помощью поисковой системы google, а так же о том, как проводить учет численности птиц за период наблюдения; «художники» советовались с учителями ИЗО о правильности зарисовки встречаемых птиц, а «литераторы» советовалась с учителями литературы об оформлении сборника и др.

На обобщающем уроке прошла защита проекта. Был оформлен стенд с изображением зимующих птиц Астраханской области, сборник был поставлен в школьную библиотеку, а так же использовался на уроках в других классах. На уроке выступали со своими докладами группа «биологов», они сообщили о том, как проводили наблюдения, как вели учет численности птиц, об определении кормовой базы зимующих птиц, об особенностях поведении птиц разных видов, рассказ сопровождался показом презентации, которую подготовили группа «литераторов». Презентация содержала цели, задачи и методы исследования, схему района, фотографии птиц, краткое описание поведения каждого вида птиц и вывод о необходимости подкормки зимующих птиц. После выступления докладчиков им задавали следующие вопросы: Какие птицы встречаются зимой в парке «Аркадия»? Что интересного было отмечено в поведении птиц во время наблюдения? Много ли пишут о зимующих птицах в литературе? Какие источники информации использовали? Какой результат получили?

Затем учитель выставил оценки всем участникам проекта, а также выявил недостатки при разработке сборника и оформлении стенда, эти коррективы были внесены в работу.

Учитель предложил ученикам, которые разработали данный проект, поучаствовать в заочной электронной конференции. Учитель объяснил, что для этого нужно зайти на сайт www.rusnauka.com и найти график проведения Интернет-конференций. На следующий день Андрей К. принес распечатанный график конференций, а также требования к оформлению статьи. Учитель поручил Андрею К. исправить статью в соответствии с требованиями (шрифт, интервал, поля и т.д.), и зарегистрировать свою работу на данном сайте. Ученик справился с заданием, и через месяц ребята получили журнал с опубликованной статьей.

Особое внимание уделяли организации самостоятельных краеведческих работ с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов. Например, после изучения темы «Местообитание и внешнее строение млекопитающих» в качестве домашнего задания ученикам было предложено с помощью дополнительной литературы и системы Интернет заполнить таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Приспособленность животных к среде обитания

Среда обитания

Животные Астраханской области

Черты приспособленности к среде обитания





Так же было дано задание подготовить с помощью поиска дополнительной информации в Интернете доклады по темам «Рыжие вечерницы – перелетные рукокрылые», «Еж – он всем хорош», «Выхухоль – зверек Красной книги». Ученикам, которые захотели подготовить эти доклады, была роздана письменная инструкция, которая содержала описание основных этапов работы:

1. Найти с помощью поисковой системы google информацию о животных.

2. Написать доклад по плану: а) местообитание и внешнее строение; б) особенности поведения и образа жизни; в) роль в природе и жизни человека; г) меры по их охране; д) ваши предложения по сохранению численности этих животных. Доклад должен состоять из введения, основной части и заключения. Объем не менее 10 страниц.

3. Подготовить мультимедийную презентацию, которая должна содержать основные моменты доклада и фотографии данных животных.

Важным считали организацию итогового этапа: проверку, подведение итогов, самооценку и оценку проделанной самостоятельной работы. При презентации докладов оценивалось умение работать с дополнительной литературой и системой Интернет, умение грамотно составлять тезисы, формулировать основные идеи, обобщать собранные факты. Такая форма работы способствовала существенному углублению знаний школьников, развитию самостоятельного мышления и формированию навыков информационного поиска.

Таким образом, проведённое нами исследование и данные статистической обработки полученных результатов позволяют сделать вывод об эффективности разработанной методики организации самостоятельной краеведческой работы при обучении биологии, позволяющей эффективно развивать у школьников интерес к изучению биологии, стремление самостоятельно изучать природу родного края, стремление к самообразованию.
























Список используемой литературы

1. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя / Е.П. Бруновт [и др.].- М.: Просвещение. 1984. С. 160.

2. Герд А.Я. Избранные педагогические труды / А.Я. Герд – М.: Изд-во АПН РСФСР. 1953. С. 208.

3. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы: Учебно- методическое пособие / Н.П. Ерастов.- М.: Мысль. 1985. С. 79.

4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. — М: Учпедгиз. 1960. С. 239.

5. Железных В.Н Использование активных методов обучения / В.Н. Железных // Специалист. 2000. №6. С. 18.

6. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- М: Дрофа. 2005.С. 302.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. — М: Юрайт-М. 2001.С. 607.

8. Пасечник В.В. Программно – методические материалы. Биология 6-11кл / Пасечник В.В.- М.: Дрофа. 2000. С. 224.

9. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. – Дисс….докт. пед.наук. – М. 1994. С.269.

10. Савинова Е.В. О классификации самостоятельных работ школьников при изучении биологии /Е.В. Савинова // Материалы за 5 международную научно-практическую конференцию «Основные проблемы современной науки» 17-25 апреля. София «Бял ГРАД-БГ» ООД .2009 С. 54-57.

11. Савинова Е.В. Экспериментальная методика реализации принципа краеведения на уроках биологии в 7 классе /Е.В. Савинова // Dynamika naukowych badan-2009. 7-15 lipca 2009 roku. Volume 6. Przemysl Nauka I studia. 2009. С. 97-99.



Свежие документы:  КТП «Введение в экономику» 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: