Многообразие простейших, 7 класс


Тема:

Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство

Простейшие, или Одноклеточные животные»

По учебнику: учебник Биология. Животные. 7 класс: И.Н. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. — М.Издательский Центр «Вентана – Граф»

Урок подготовила: учитель биологии первой категории МОУ «СОШ №40» г. Саратов Шумская Е.Л.


Цель: познакомить обучающихся со значением одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Учебные:

  • закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных,

сформировать знания о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными;

Развивающие:

развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика);

развивать коммуникативные навыки;

развивать умения и навыки самостоятельной работы;

развивать творческие способности.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе;

  • воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать;

воспитывать культуру речи;

воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.

Формы работы на уроке:

Фронтальная эвристическая беседа.

Групповая работа.

Самостоятельное работа с учебником (нахождение ответов на вопросы).

Задачи:

Средства обучения: микропрепараты, культуры одноклеточных животных; микроскопы; предметные и покровные стекла; кусочки ваты; пипетки; таблицы «Одноклеточные животные», «Одноклеточные зеленые водоросли»; компьютерная презентация «В мире невидимок».

Основное содержание урока

  1. Основные типы современных одноклеточных животных (Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории).

  2. Общность происхождения одноклеточных животных. Эволюция простейших.

  3. Паразитические одноклеточные животные. Меры борьбы и профилактика заражения паразитическими одноклеточными животными.

  4. Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека.
    Ход урока

I. Актуализация знаний

1. Фронтальный опросе использованием вопросов и заданий.

  • Почему инфузория туфелька так названа?

  • Какие признаки доказывают более сложную организацию инфузории- туфельки в
    сравнении с амебой протеем и эвгленой зеленой?

  • Каковы отличительные черты типа Инфузории в сравнении с Саркодовыми и Жгу-
    тиконосцами?

  • В чем особенности процессов питания и выделения инфузории- туфельки?

  • В чем особенности процесса размножения инфузории- туфельки? Каково значение конъюгации?

  • Составьте схему с написанием названий основных систематических категорий
    для представителей подцарства Простейшие.

П.. Изучение нового материала 1.Эволюция простейших. (Беседа.)

  • История открытия. Слайд 2.

Ученые считают, что все одноклеточные животные произошли от древних жгутиконосцев. Слайд 3,4.

Какими доказательствами необходимо располагать, чтобы высказать такое предположение? (читать с.50)

  • Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека. Слайд 5.6.

(Беседа, работа учащихся в рабочих тетрадях с помощью учителя.)

  1. Звено в цепи питания. Участие в круговороте веществ

  2. Образование осадочных пород (мел, известняк в строительстве, кремнезем — для
    шлиф. работ)

3.Указатели на запасы нефти (раковины вымерших простейших указывают на возраст горных пород)

4.Познавательный и научный интерес (эвглена зел., вольвокс)

5. Симбионты участвуют в пищеварении жвачных, (инфузории)

6.Цветение воды в водоемах.

7.Паразиты вызывают заболевания человека и животных.

2. Паразитические одноклеточные животные, меры борьбы и профилактика заражения одноклеточными животными. Слайд 7-11.

Паразитические одноклеточные животные

Животное

Класс

Хозян

Место паразитирования

Пути заражения

Вызываемое заболевание

Амеба дизентерийная с51 § 12

Саркодовые

человек

толстый кишечник (слизистая оболочка)

цисты с загрязненной водой и пищей

амебная дизентерия

Лямблия с44§10

Жгутиковые

человек кролик, мышь

тонкий кишечник, желчный пузырь

цисты

лямблиоз, холецистит

Баланти-дий кишечный с49 § 11

Инфузории

человек

толстый кишечник (слизистая оболочка)

цисты

кишечное расстройство

Малярийный плазмодий с51 § 12

Споровики

человек

кровь, печень, эритроциты

при укусе комара

малярия

Лейшмания с44§ 10

Жгутиковые

человек, животные

внутриклеточный паразит

при укусе москитов

лейшманиозы (кожа, внутр. органы)

Трипаносомы с44§10

Жгутиковые

человек, животные

кровь, спинномозговая жидкость

мухи цеце, клопы, слепни

Сонная болезнь,

нагана -болезнь крупно-рог. скота

Малярийный паразит — возбудитель малярии. (Беседа с элементами рассказа учителя, самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях.)

Меры борьбы и профилактика. Слайд 12:

  1. кипячение воды

  2. мытье овощей, фруктов

  3. правила личной гигиены

  1. истребление комаров путем осушения болот, опыление водоемов, разве-
    дение рыбки — гамбузии, применение защитной сетки, лечение больных ма-
    лярией лек. средствами.

III. Обобщение и закрепление знаний по теме урока

  • Назовите фамилию ученого, который первым описал группу простейших животных.

  • В каких средах обитают, простейшие? Почему наличие воды является обязательным условием их существования?

  • Какое строение имеет клетка простейших? (перечислить органоиды)

  • Почему она является самостоятельным организмом?

  • Функции вакуолей у простейших?

  • Органоиды движения и способы передвижения?

  • Способы размножения простейших?

  • Почему ученые утверждают, что у животных и растений были общие предки?

  • Назовите простейших, обитающих в морской воде. Какую роль они играют в при
    роде?

  • Объясните, в каком смысле врачи часто используют выражение «болезни грязных рук». Приведите примеры болезней, к которым оно относится.

IV. Домашнее задание

§ 12 учить.

Повторить общую характеристику простейших (начало главы 3 учебника).


Свежие документы:  Конспект урока биологии «Наши помощники - органы чувств»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: