Модель и программа предпрофильной подготовки учащихся по биологии




Информация о работе

Название работы

«Модель и программа предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9 классов по биологии, формы и методы её реализации»

Номинация

Технология (профориентация)

Информация об авторе

Фамилия

Калашникова

Имя, отчество

Наталья Алексеевна

Дата рождения

06.11.1962.

Полный домашний адрес, индекс

663318 Красноярский край г. Норильск ул. Бегичева 13 кв.44

Код, телефон

8(3919)22-17-27

Электронная почта для связи


информация об Организации, которую представляете

Полное название организации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №31»

Краткое название организации

МБОУ «СОШ №31»
















Содержание

  1. Определение готовности учащихся к выбору направления и профиля обучения

  2. Методика организации предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9 классов по биологии

    1. Диагностика сформированности мотивации учения

    2. Элективные курсы

    3. Внеклассная работа в предпрофильной подготовке учащихся

  3. Список использованных источников

  4. Приложения









































  1. Определение готовности учащихся к выбору направления и профиля обучения.

С целью определения уровня готовности учеников к осознанному выбору направления и профиля необходимо проводить анкетирование (образец анкеты см. ниже)

Вопросы анкеты.

  1. Какие предметы школьного курса Вы изучаете с особым интересом? Почему?

  2. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

  3. С какой профессией Вы хотели бы связать свое будущее?

  4. Какие учебные дисциплины, по Вашему мнению, для этого надо изучать?

  5. Какая помощь понадобится Вам для определения будущего направления профиля?

А) консультации с педагогами;

Б) встреча со специалистами определенного профиля;

В) консультации с психологом;

Г) советы родителей;

Д) Ваш вариант ответа

6. Какой профиль Вы намерены выбрать на сегодняшний день?

А) химико-биологический;

Б) технический;

В) физико-математический;

Г) социально – экономический;

Д) филологический;

Е) биологический;

Ё) Ваш вариант профиля:

7. Чем Вы руководствовались при выборе профиля?

А) собственным мнением;

Б) мнением родителей;

В) мнением учителей – предметников;

Г) желанием учиться с другом (подругой);

Д) мнением психолога;

Е) Ваш вариант ответа:

8. Готовы ли Вы посещать другую школу для изучения выбранного Вами профиля?

А) нет;

Б) готов посещать другую школу;

В) Ваш вариант ответа:

9. Что может помешать Вам, посещать выбранные курсы?

10. Что Вы ожидаете от профильного обучения?

По итогам проведенного анкетирования делаются выводы о подготовленности учащихся к осознанному выбору направления и профиля обучения.


  1. Методика организации предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9 классов по биологии.

Д

Вечера, конкурсы

Классные часы: «Профессии, связанные с биологией»

Олимпиады по предмету (городские, региональные, Всероссийские)

Экскурсии

Предметные кружки

ля организации целенаправленной работы по профильной подготовке учащихся 8 -9 классов по биологии мной была разработана модель предпрофильной подготовки.





На основании модели предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9 классов по биологии разработан план организации предпрофильной подготовки.

План организации предпрофильной подготовки учащихся 8- 9 классов по биологии.

Направление деятельности

Форма работы

Диагностическое. Цель: определение уровня сформированности мотивации учения

1Диагностика сформированности (состояния) мотивации учения.

Вид деятельности – анкетирование «Карта интересов»

2Диагностика психолого-педагогических особенностей у учащихся.

3Диагностическое определение уровня творческой активности.

Информационно – ознакомительное. Цели:

— расширение представлений учащихся о профессиях;

— знакомство со спецификой профессионального обучения биологии, способами профессиональной подготовки и учебными заведениями различного типа.

1.Информирование учащихся о курсах по выбору (элективные).

2. Экскурсии профориентационной направленности (вет. лечебницы, лечебные поликлиники, заповедники).

3. Встреча с учеными;

4. Встреча с людьми, профессии которых связаны с биологией.

5. Подготовка сменных материалов для стенда «Перспективы профессии, связанной с биологией»

Пропедевтическое и обучающее. Цель:

— развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения;

— обучение основам выбора профессии.

1. Тренинг «Моя будущая профессия».

2. КВН «Знатоки биологии».

3. Работа в научном обществе учащихся.

4. Неделя биологии.

5. Классные часы «Профессии, связанные с биологией».

6. День открытых дверей «Где, чему и как учат?»

7. Занятия элективных курсов.

Консультационное. Цели:

— содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся;

— помощь в разрешении кризисных и конфликтных ситуаций;

— профилактика школьной и социальной дезадаптации.

1. Групповые консультации для учащихся по результатам диагностики.

2. Групповые консультации для родителей на темы «Возрастные особенности учащихся», “Роль семьи в профилактики школьной и социальной дезадаптации».

3. Индивидуальные консультации по вопросам самоопределения школьников.

4. Индивидуальные консультации для классных руководителей по вопросам личностных особенностей учащихся, особенностей их учебной деятельности.

5. Индивидуальные консультации для учителей и классных руководителей по вопросам организации профориентационной работы.

Методическое. Цели:

— обучение педагогов и родителей формам и методам содействия профессиональному самоопределению учащихся;

— систематизация, обобщение и анализ результатов профориентационной работы

1. Семинары для классных руководителей по обучению формам и методам профориентационной работы с классом.

2. Заседание методических объединений классных руководителей по планированию профориентационной работы с классом.

3. Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работы.


    1. Диагностика сформированности мотивации учения.

Уровень сформированности мотивации учащихся можно изучить согласно методике, разработанной Г.И.Щукиной.

Цель диагностики: выяснить сферы интересов учащихся, состояние самооценки, уровень эмоционального комфорта в учебно-воспитательном процессе, основные увлечения, склонности к определенным видам деятельности.

В ходе диагностики учащиеся отвечают на вопросы (Приложение А), заполняют заранее приготовленную матрицу «Карта интересов», состоящую из 48 клеток (Приложение Б).

Результаты анализа «Карты интересов» каждого ученика сводятся на один лист бумаги и служат для учителей «Рабочей схемой» при организации целенаправленного наблюдения за учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, при планировании участия учащегося в учебно-воспитательном процессе. Эта методика позволяет учесть личностные качества учащегося при организации его познавательной деятельности. Результаты анкетирования заносятся в таблицу.

Таблица. Обобщенные результаты анализа «Карты интересов».

Уровень сформированности познавательных интересов

Высокий

Средний

Низкий





Повышенный интерес к учебным предметам

Химия

Биология

Математика

Физика

Гуманитарные






Самооценка

Завышенная

Адекватная

Заниженная




Готовность к групповой работе

Высокий

Средний

Низкий




Уровень сформированности общеучебных умений и навыков

Высокий

Средний

Низкий




Диагностика позволяет познакомиться с классом, дает возможность выяснить сферы интересов учащихся, состояние самооценки, уровень эмоционального комфорта в учебно-воспитательном процессе, основные увлечения, склонности к определенным видам деятельности.

Результаты заносятся в соответствующую таблицу.

Определение уровня творческой активности.

Фамилии учащихся

Уровни

Уровень

1

2

3






2.2.Элективные курсы.

Для оказания методической помощи учителю биологии в реализации данной программы предлагаются программы элективных курсов по следующим темам:

  1. Фармакология как звено практической дисциплины.

  2. Лечебное дело.

  3. Вечно живая вода.

  4. Живопись глазами биолога.

  5. Мир естествознания.

Рабочая программа элективного курса.

Тема: Фармакология как звено практической дисциплины.

Пояснительная записка.

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит межпредметный характер.

Содержание курса расширяет представления учеников о принципах классификации лекарственных средств, основных видах лекарственной терапии и лекарственных формах, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.

Интеграция этого курса с химией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Разнообразный историко-искусствоведческий материал создает базу для интеграции этого курса с историей, географией и литературой.

Элективный курс должен помочь учащимся: определиться в выборе профессии, а значит и профиля обучения в 10-11 классах; раскрыть связь фармакологии с разными областями экспериментальной и практической медицины; развить познавательную активность , практические навыки и умения.

Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами.

Календарно-тематический план.

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практическое

занятия

Экскурсия

Введение в фармакологию

1




Химические элементы в организме человека. Биологическая активность микроэлементов.

1

1



Лекарства и яды древности. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.

1

1



Общая рецептура.

Лекарственные формы.

1

1

1

1


Итоговое занятие

1




Итого: 10 часов (в том числе 1 час резервный)

Темы сообщений и проектных работ учащихся:

  1. Витамины. Работы Н.Н.Лунина, И.И.Бессонова.

  2. Лекарственные формы: твердые, жидкие, разные лекарственные формы (аэрозоли, глазные пленки).

  3. Поиск фармакологических препаратов против СПИДа.

Литература.

  1. Фармакология с общей рецептурой. – М.: Изд-во ГЕОТАР-мед, 2001.

  2. Элементы сестринского процесса в фармакологии. – Волгоград: ГУЗВМК,2001.

  3. Яковенко Т.Я. Лекарственное растительное сырье – Санк-Петербург, 2004

Рабочая программа элективного курса.

Лечебное дело.

Пояснительная записка.

Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы для выбора медицинского профиля обучения.

Для ее достижения предполагается ознакомить учащихся со спецификой видов деятельности, которые будут для школьников ведущими.

Главным в содержании курса является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность курса – интегрированность и междисциплинарность.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями:

1. постигать основы методов диагностики заболеваний;

2. оказывать первую доврачебную помощь;

3. выполнять физиологические и медицинские измерения;

4. наблюдать и описывать результаты своих наблюдений;

5. обсуждать результаты экспериментов и участвовать в дискуссии;

6. описывать микропрепараты и форму4лировать выводы.

Примерное календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности

1

Диалог через века: «Почему врачи до сих пор дают клятву Гиппократа?»

1

Лекция.

Сообщения учащихся.

2

Общее знакомство с организмом человека.

Конституция (рост, масса). Температура. Расположение внутренних органов. Пальпация внутренних органов брюшной полости и лимфатических сосудов.

1

Сообщение учащихся.

Практическая работа «Пальпация лимфатических сосудов», «Измерение температуры тела»

3

Расспрос и осмотр больного.

1

Практическая работа «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам объективных и субъективных показателей»

4

Типы тканей и их свойства.

1

Лабораторная работа «Изучение микропрепаратов тканей животных и человека».

5

Эндокринная система человека.

Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»

1


1

Семинар.


Работа в микрогруппах.

6

Нервная система человека.

Спинной мозг.


1


Практическая работа «Определение безусловных рефлексов разных отделов мозга»

7

Головной мозг.

1

Лабораторная работа «Строение нервной ткани»

8

Анализаторы.

Зрительный анализатор. Ролевая игра «На приеме у офтальмолога»


1


Практическая работа «Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза»

9

Анализатор слуха и равновесия.

1

Практическая работа «Измерение остроты слуха речью»

10

Кожно-мышечное чувство. Обоняние. Вкус.

1

Практическая работа «Распознавание знакомых веществ»

11

Меры доврачебной помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата.

1

Лабораторная работа «Первая помощь приповреждении скелета человека»

12

Кровь и кровообращение.

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови.


1


Лабораторная работа «Мазок крови человека и лягушки»

13

Движение крови по сосудам. Давление и пульсодиагностика.

1

Практическая работа «Измерение артериального давления»

14

Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца»

1

Практическая работа «Изучение электрокардиограммы (ЭКГ)»

15

Первая помощь при заболеваниях органов кровообращения и кровотечениях.

1

Практическая работа «Приемы остановки кровотечений»

17

Итоговое занятие

1

Конференция


Итого: 18 часов



Литература и другие информационные источники.

  1. Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской помощи, первой реанимационной помощи на местах происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций: справочник. СПб.,2003.

  2. Маш Р.Д. Человек и его здоровье: сборник заданий по биологии для учащихся 8 класса. М.,2004.

  3. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., 2000.

  4. Федюкович Н.И., Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. М.,2003.

Рабочая программа.

Тема: Вечно живая вода.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Вечно живая вода» предназначена для учащихся 9 классов. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии и биологией. Содержание курса представляет собой интегрирование тем «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Химические реакции», «Химия в жизни общества» курса учебного предмета химии и тем «Структура организации живых организмов», «Учение о клетке», «Взаимоотношение организма и среды»курса учебного предмета биологии.

Выбор содержания курса обусловлена тем, что проблема питьевой воды в настоящее время стала настолько актуальной, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила текущее десятилетие десятилетием питьевой воды. Необходимость использования питьевой воды для обеспечения жизнедеятельности человека обусловлено ролью, которую она играет в круговороте природы, в том числе в удовлетворении физиологических, гигиенических, реакционных, эстетических и других потребностей человека.

Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществлять выбор профиля обучения в 10-11 классах.

Цель курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к биологии и химии, любознательности и творческих способностей, умений и навыков в области химического эксперимента.

Примерный календарно – тематический план.

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

История учения гидросферы. Вода в природе. Роль воды в геологической истории, в возникновении и существовании жизни на Земле. Круговорот воды.

1

Лекция

2

Структура воды. Гидрольные свойства воды. Необычные физические свойства воды.

1

Лекция с элементами беседы

3

Взаимодействие воды с металлами и неметаллами, основными и кислотными оксидами. Разложение воды.

1

Беседа

4

Практическая работа «Изучение химических свойств воды»

1

Практикум

5

Физическая теория растворов. Химическая теория растворов. Теория растворов И.А.Каблукова. Объединенная теория растворов.

1

Лекция.

6

Характеристика природных вод. Использование воды в технологических процессах и сельском хозяйстве. Влияние хозяйственной деятельности на водные ресурсы и водный режим.

1

Семинар

7

Основные источники загрязнения гидросферы. Защита вод от загрязнения. Проблемы чистой воды. Современные методы очистки воды.

1

Семинар

8

Практическая работа «Исследования качества питьевой воды, органолептические показатели воды.

1

Практикум

9

Практическая работа «Определение катионов и анионов в водопроводной воде»

1

Практикум

10

Практическая работа «Методы очистки воды в быту»

1

Практикум

11

Вечно живая вода.

1

Конференция

12

Итоговое занятие

1

Викторина


Итого: 12 часов



Учащиеся должны знать:

  1. Строение, состав, физические и химические свойства воды;

  2. Электрохимические свойства воды;

  3. Причины нехватки воды на планете Земля, основные источники загрязнения гидросферы и их влияние на здоровье человека;

  4. болезни, связанные с загрязнением воды;

  5. Методы химического анализа воды;

  6. Методы очистки воды в быту.

Темы рефератов:

  1. Полезные аномалии;

  2. Вода в четвертом состоянии;

  3. Тяжелая вода;

  4. Единство природных вод;

  5. Водяной голод.

Литература.

  1. Новиков Ю.В. Воде быть чистой. М.: Просвещение, 1992.

  2. Меркулов А.А. Самая удивительная на свете жизни. М.: Знание, 1989г.

  3. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. М. Высшая школа, 2003 год

2.3.Внеклассная работа в предпрофильной подготовке учащихся.

Внеклассная работа по предпрофильной подготовке развивает у учащихся интерес к предмету, самостоятельность и творческую активность. Содержание внеклассной работы планируется произвольно. Она должна решать воспитательные и образовательные задачи, стоящие перед школой по предпрофильной подготовке.

Следует обратить внимание на отбор форм и средств работы, адекватных содержанию, учесть подготовленность учащихся по биологии и их возрастные особенности.

Выбор тематики внеклассных мероприятий определяется содержанием самого предмета. Тематика зависит от возможности самого учителя, соблюдения принципов осуществления внеклассной ы по биологии:

  1. тесная связь с курсом биологии;

  2. научность и доступность;

  3. учет возрастных особенностей учащихся;

  4. добровольная форма выбора внеклассной работы;

  5. сочетание различных форм и методов работы;

  6. использование элементов занимательности;

  7. актуальность и практическая значимость проводимой работы.

Среди массовых форм внеклассной работы по биологии наиболее распространены вечера, конференции: классные часы, олимпиады, недели биологии, экскурсии, викторины, КВН, турниры, встречи и др.

Классный час: Профессии биологического профиля.

Цель: ознакомление учащихся с профессиями биологического профиля.

Описание должностных обязанностей, условий труда специалистов биологического профиля способствует:

— развитию интереса к овладению той или иной профессией;

— расширяет кругозор, позволяющий делать сравнение и анализ знаний, физических затрат, ожидаемого заработка. Учащиеся выступают с мини – сообщениями на 1.5 – 2 минуты и компьютерными презентациями.

Биологический кружок.

Одной из форм предпрофильной подготовки учащихся по биологии является кружок. Кружок может объединять учащихся 8 -9 классов на добровольной основе. Направленность биологических кружков различна. Названия кружков («Юный биолог», «Биология и современность», «Юный лаборант», «Юный исследователь» и др.)отражает содержание деятельности, которая продумывается и планируется заранее: программа занятий и их тематика, задания для групповой и индивидуальной экспериментальной работы; обязанности актива, формы групповой и массовой занятости кружковцев. Определяется день, час и продолжительность занятий.

В работе биологического кружка особое место отводится элементам занимательности (химическое лото, кроссворды, шарады) деловым играм, творческим исследовательским занятиям, решению расчетных задач экологического, производственного и межпредметного содержания.

В течение с сентября по май 2008 года мной была проведена кружковая работа «Юный исследователь» с учащимися 8 – 9 классов. В работе кружка приняли участие 15 учеников.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно-методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение (4 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;

  • правила работы с источниками получения информации;

  • особенности чтения научно- популярной литературы;

  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

  • вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

  • логически выстраивать текстовой материал;

  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (18 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Красноярском крае. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Красноярского края. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм — ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2. Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6. Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7. Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;

  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;

  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;

  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;

  • основные формы организации жизни;

  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;

  • новые типы загрязнений;

  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;

  • виды исследований;

  • главные источники загрязнения воздуха;

  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;

  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;

  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

  • обладать навыками исследовательской деятельности;

  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (22 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2. Изучение физических и химических свойств воды.3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

6. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.7. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего города, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;

  • меры по охране вод от загрязнения;

  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;

  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;

  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;

  • преобладающие виды осадков по сезонам года;

  • особенности рельефа своей местности;

  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;

  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;

  • определять физические и химические свойства воды;

  • давать краткосрочные прогнозы погоды;

  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;

  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;

  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;

  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;

  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (13 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей истории и освоения Таймыра.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;

  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;

  • основные демографические характеристики населения своей местности;

  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;

  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН кружка «Юный исследователь»

Название раздела, темы

Количество часов

Вид практической деятельности

1. Введение – 4ч.

1. Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. Инструкция №1.

1


Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

1


Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

2

Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

2. Оформление исследовательских работ – 11ч.

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

1


Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

2

Практическая работа «Конспектирование научно- популярной статьи».

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

4

Участие в районной экологической конференции; в конкурсе «Моя малая Родина».

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

1


Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы.

1


Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

2

Выступление с результатами исследований и экспериментов перед обучающимися школы.

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

2

Участие в очистке пришкольной территории от мусора.

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

1


Особенности охраны природы в городах и сельской местности.

2

Практическая работа «Сбор материалов по охране природы своего края». Обмен опытом природоохранной работы с учащимися станции юннатов

г. Вязьмы.

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.


2

Практическая работа

«Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

2

Практическая работа «Обработка результатов исследований».

3. Исследования в области экологии- 18 ч.

Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России, Красноярском крае.

1


Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

1


Нормативно- правовые документы в области экологии. «Красная книга» Красноярского края..

2

Подготовка сообщений «По следам «Красной книги» и выступление перед младшими школьниками.

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

1


Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

2

Практическая работа «Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в г. Норильске».

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

2

Практическая работа «Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта».

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

2

Участие в очистке пришкольной территории от мусора.

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

2

Практическая работа «Сбор материалов по охране природы своего края». Обмен опытом природоохранной работы с учащимися станции юннатов г. Норильска.

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

2

Практическая работа «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

2

Практическая работа «Обработка результатов исследований».

4. Исследовательская работа в природе – 22ч.

Исследования водных объектов.

1


Гидробиология. Методы гидробиологических исследований.

2

Практическая работа «Гидрологические исследования на реке своего населенного пункта».

Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности.

1


Охрана водоемов от загрязнения.

1

Экскурсия на озеро «Изучение экологического состояния водоема. Предложение мер по его охране».

Физические и химические свойства воды.

2

Практическая работа «Изучение физических и химических свойств воды на реке и (или) озере».

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.

2

Практическая работа «Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами».

Метеорологические явления по сезонам года.

2

Практическая работа «Изменение режима реки по сезонам года».

Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.

2

Практическая работа «Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений».

Обработка результатов метеорологических наблюдений.

3

Практическая работа «Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений».

Экскурсия на метеостанцию района «Методы метеорологических наблюдений».

Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование.

4

Полевая практика по сбору образцов полезных ископаемых.

Составление коллекции.

Экскурсия на предприятие своего района по добыче полезных ископаемых.

Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы.

2

Практическая работа «Наблюдение за деятельностью природных факторов и их ролью в формировании рельефа своей территории».

5. Изучение своего края – 13ч.

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.

2

Экскурсия в школьный краеведческий музей «Знакомство с историей своего населенного пункта».

Знаменитые люди — наши земляки.

2

Встреча со знаменитыми земляками

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

2

Практическая работа «Составление плана — схемы с нанесением природных и антропогенных памятников».

Мероприятия по охране памятников.

2

Участие в охране, озеленении исторических и природных памятников.

Население. Характеристика современной демографической ситуации.

1


Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

2

Сбор материалов и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

1


Обобщение и повторение изученного за год.

1

Оформление заметок в районную газету об истории, культуре, природе своего края.


Список использованной литературы.

    1. Шиленков Р.В., Черобильская Г.М. Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся//Химия в школе №3, 2004. с.44-49.

    2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных особенностей учащихся. – М.:Педагогика, 1979.-с.125-129.

    3. Владимирова О.В. Методические основы организации профильного обучения//16.03-17.03.2006

    4. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей//Внешкольник №9, 2006. – с.13-14

    5. Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения. – Санкт – Петербург: Издательство «Каро», 2005. – с.80-85.15.

    6. Жадрина М.Ж. Результаты образовательной тенденции и новые подходы//Творческая педагогика №4, 2003 – с.25-28






Свежие документы:  ОВИО ключи олимпиады 8-11 классы (2014-2015г.)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: