«Начальные этапы развития жизни» урок биологии 9 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 93»

города Новокузнецка Кемеровской области









Конспект урока по биологии
в 9 классе

«Начальные этапы развития жизни »





подготовила

учитель географии и биологии

Сейтягьяева Татьяна Алексеевна













г. Новокузнецк

2011





Тема урока: Начальные этапы развития жизни.

Цель урока: изучить причины и следствия развития жизни на Земле.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть основные этапы биологической эволюции, выяснить ее причины, и значение;

  • развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, формировать выводы;

  • воспитательная: терпимое отношение к взглядам других людей.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: лекция-беседа.

Требования согласно программе:

Ученик должен

  • иметь представление о значении появления в ходе эволюции процессов фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса;

  • знать основные этапы биологическое эволюции; определения «эукариоты», «прокариоты», «гетеротрофы», «хемосинтез», «фотосинтез», «симбиоз», «автотрофы»;

  • уметь объяснять суть процессов происходивших на различных этапах биологической эволюции.

Междисциплинарные связи: биохимия.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, цитология.

Обеспечение занятия:

  • наглядные пособия: таблица «Симбиогенное происхождение эукариот», «Вольвокс»

  • раздаточный материал.

Ход работы:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос (вопросы в учебнике).

Вопрос: может ли абиогенным путем возникнуть жизнь в наше время?

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия.

  1. Изложение нового материала.















Тема: Начальные этапы развития жизни. (Запись на доске)

План.

  1. Появление хемосинтетиков. Суть хемосинтеза.

  2. Возникновение фотосинтеза. Преобразование первичной атмосферы Земли.

  3. Появление эукариотических организмов. Симбиогенная теория.

  4. Возникновение многоклеточности.



Лекция учителя.

1. Появление хемосинтетиков. Суть хемосинтеза.

Поскольку первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетеротрофами, причем они имели анаэробный тип питания обмена веществ, который малоэффективен, то запас органических веществ начинал постоянно истощаться.

Вопрос: В каком направлении пойдет дальнейшая эволюция прокариот?

Так возник процесс хемосинтеза — образование органических веществ из оксида углерода на счет энергии окисления неорганических веществ(серные пурпурные бактерии).

2. Возникновение фотосинтеза. Преобразование первичной атмосферы Земли.

Условия на земле стали меняться: уменьшилась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживала атмосфера. Поэтому дальше направление эволюции шло по пути использования солнечной энергии. Возник процесс фотосинтеза.

Демонстрация таблицы «Фотосинтез».

Вопрос: Что такое фотосинтез?

Каковы продукты реакции фотосинтеза? ( Органические вещества и кислород).

Какие вещества необходимы для того чтобы прокариоты могли фотосинтезировать? (Углекислый газ, водород).

Следующим шагом эволюции было появление фотосинтезирующих организмов. Первыми фотосинтезирующими организмами были сине-зеленые водоросли.

Вопрос: Как изменился состав атмосферы в связи с появлением фотосинтезирующих организмов?

Выделяющийся в атмосферу кислород под действием ультрафиолетового излучения превращается в озон. Таким образом, формируется защитный озоновый слой.

Вопрос: Какова роль озонового слоя?

Как изменились условия обитания живых организмов с появлением озонового слоя?

Поскольку анаэробный тип обмена малоэффективен, то в условиях окислительной атмосферы возможно появление энергетически выгодного кислородного типа обмена веществ. Так появились аэробные бактерии.

  1. Появление эукариотических организмов. Симбиогенная теория.

В связи с тем, что условия среды стали менее жесткими, появились новые формы живых организмов.

Рассмотрите рис. 44 на стр.75 учебника, прочтите к нему пояснения. Прочтите к нему пояснения. Ответите на вопросы.



  1. Возникновение многоклеточности.

В этих условиях действует естественный отбор в направлении возникновении многоклеточности. Одна клетка выполняет функции целого организма—> одна клетка выполняет функцию. Поэтому появление многоклеточности, специализации и дифференцировки клеток было выгодным и давало определенные преимущества живым организмам.

Рассмотрите рис. 45,46 на стр. 76-77 учебника, прочитайте к ним пояснения, ответьте на вопросы.

  1. Сообщение домашнего задания.

  2. Подведение итогов занятий.

1.Оценить работу учащихся.

2. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

7. Закрепление изученного материала.

Вопрос: Какой вывод можно сделать на основании современных знаний о происхождении на Земле и ее развитии?







































Список использованной литературы


  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И., Биология. Общие закономерности.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Биология. Общие закономерности. Человек. 9 класс: рабочая тетрадь. –М.: Дрофа, 2007.

  3. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Рабочая тетрадь для учителя / В.Н. Семенцова, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008.
























Свежие документы:  Использование технологии развития критического мышления при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по биологии

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: