Обобщающий урок для 6 класса по теме «Грибы»


Обобщающий урок-игра по теме «Грибы» — 6 класс

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?


Наша игра посвящена царству «Грибы». Она позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как они устроены, особенности их жизнедеятельности, отношения с другими организмами.

Класс заранее делится на 5-6 групп. Каждая группа выбирает капитана, название, делают эмблемы, придумывают свой лозунг или девиз.

Этап I – Представление команд.

Длительность не более 1 минуты

Этап II – Разминка.

Быстро поднять руку и ответить на вопрос, заработав жетон (максимум — 10 баллов):

  1. Специализированная клетка, с помощью которой происходит бесполое размножение грибов – СПОРА

  2. Тонкие, белые нити, образующие грибницу – ГИФЫ

  3. Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

  4. Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА

  5. Оплетение и проникновение нитей грибницы внутрь корней деревьев приводит к образованию – ГРИБНИЦЫ ( МИКОРИЗЫ)

  6. Если спороносный слой шляпки гриба пронизан многочисленными трубочками, то такие грибы называют – ТРУБЧАТЫЕ, а если покрыт пластинками, то – ПЛАСТИНЧАТЫЕ

  7. Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ

  8. Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются – ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ

  9. Многоклеточные организмы, питающиеся мёртвыми органическими веществами, называются – САПРОФИТЫ

  10. Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН

Этап III – «Царь-царевич, Король-королевич»


Хочешь – верь, хочешь – не верь.

Ни растение, ни зверь!

Общее есть и с тем и с другим.

Вы назовёте, а мы утвердим!

За 5 минут каждая команда должна заполнить табличку, сделав вывод и объяснив, почему грибы относят к отдельному Царству


Общее между грибами и растениями

Общее между грибами и животными

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.


Группы меняются листочками по часовой стрелке, делают проверку и высказывают комментарии.

Этап IV — «Грибной кузовок»

Соедините шляпки и ножки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдёте их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху.

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: -КУ – КА – РЕ – КУ!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой,

.Из под ёлки фыркнул Ёж:

— Все грибы ты растрясёшь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха.


КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК,


НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК,


КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО,


НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – НОК – ВОЛ — ОВ — О.


Соединив слоги между собой, скажите, какие 8 известных грибов принёс Петушок – грибник из леса в кузовке. Ответы: (маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка).


Этап V – «Фоторобот»

Каждой группе раздаются карточки с рисунками, фотографиями грибов. По их внешнему виду – по «фотороботу», надо их разделить на две группы: «преступников» — несъедобные, ядовитые грибы и «невиновных» — съедобные грибы.

Этап VI – «Ты – мне, я – тебе»

Команды по очереди задают друг другу по 3-5 загадок по теме «Грибы», в которых скрываются названия конкретных грибов.


Например:

На пеньке живёт семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом один у нас, а крыша

Есть у каждого своя.

(опята)


Этап VII – «Итоговое тестовое задание»

  1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

    А) способны к фотосинтезу

    Г) питаются готовыми органическими веществами

    У) поглощают пищу путём всасывания

  2. Оболочка клеток большинства грибов содержит:

    Р) хитин

    О) целлюлозу

    Т) муреин

  3. Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

    Ж) мицелий

    Д) плодовое тело

    И) микориза

  4. Дрожжи размножаются

    А) спорами

    Б) почкованием

    В) мицелием

  5. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

    К) выгодно одному из организмов

    О) не выгодно обоим

    Н) выгодно обоим

  6. Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов

    М) мукор

    И) трутовик

    К) фитофтора

  7. К пластинчатым грибам относится

    Ц) лисичка

    О) подосиновик

    М) маслёнок

  8. Половое размножение у грибов происходит

    А) при слиянии специализированных клеток

    Г) с помощью спор

    У) почкованием


1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А


Ключевое слово – ГРИБНИЦА. Если оно у вас получилось, значит вы на все вопросы ответили верно.

В конце игры каждая команда подводит итоги, подсчитывая общее количество баллов. Оценки группам ставятся на своё усмотрение (можно выработать свои критерии).За тест ставится отдельная оценка каждому учащемуся.


Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Значение млекопитающих для человека»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: