Обобщающий урок-игра «Отделы растений» 6 класс


МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа












Обобщающий урок- игра по биологии в 6 классе:

«Отделы растений.»







Учитель высшей категории :

Константинова Елена Анатольевна




















Московская облассть

Коломенский район


Обобщающий урок-игра: « Отделы растений »

в рамках недели естественных наук.


Цель: проверить уровень усвоения материала по теме, умение уч-ся определять признаки растений разных отделов, обобщить изученный материал, умение сравнивать растения, находить отличительные черты в их строении.


Ход урока:

Класс разбит на 4 команды, располагающиеся за отдельными столами.

Вступительное слово:

Сегодняшний урок, ребята,необычный. Сегодня , соревнуясь, вы повторите и обобщите знания, которые получили на уроках. У нас есть 4 команды-участницы и строгое жури, которое будет оценивать ваши знания. Будте,пожалуйста, внимательны во время игры, набирайте баллы, которые в конце урока привратятся в оценки. Все результаты будут заноситься на экран соревнования:

Коман-да

1

2

3

4

5

6

7

штраф

Ито-говый балл










































Капитаны, представьте пожалуйста свои команды

(представление команд:

1.«Цветочки» Девиз:Цветики, цветочки, красивые такие.

Венчиком прикрытые пестик и тычинки.

2. «Ельники» Девиз:Если вам нужны иголки, попросите их у ёлки

Больше всех иголок у кого? У ёлок!

3.«Разнотравье» Девиз:Разнотравье, разнотравье широта полей

Ты нам сердце радуешь красотой своей

4. «Любители природы» Девиз: Природу будем мы любить,

Её красу для всех хранить.

А я представляю вам жюри . (завуч школы — Петрухина В.В. учитель географии – Нестерова А.А. и организатор по воспитательной работе младших класов — Каткова О.И.)


Обратите внимание на доске написаны единицы систематики, какая единица пропущена?

Вид – род – семейство – порядок — класс — ? — царство

Сегодня мы будем вспоминать отделы растений.

  • Что такое отдел?

Отдел – самая крупная систематическая единица в царстве растений. Растения, относящиеся к одному отделу, имеют важнейшие общие признаки в строении.

  • Какие отделы мы изучили? (ответы уч-ся)

Всё многообразие растений принято делить на 15-18 отделов. Мы с вами изучили только 5 из них. Сейчас мы обобщим ваши знания по этим отделам. Итак начнём…


Конкурс № 1. Разминка.

Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ-1 балл. Команды соперники могут получить 1 б. за ответ, если команда не отвечает.


  1. Где обитают водоросли?

  2. Почему на глубине водоросли красные?

  3. Как называются половые клетки растений?

  4. Где находятся хлоропласты у водорослей?

  5. Какой орган отсутствует у мхов?

  6. Чем размножаются папоротники вегетативно?

  7. Где созреват семена у голосеменных?

  8. Какой орган появляется у покрытосеменных?

  9. При помощи чего передвигается хламидомонада?

10)Что формируется из отмерших тканей сфагнума?

11) На каком побеге развиваются споры у хвоща полевого?

12)Чем отличаются корневая система класса однодольных от

Корневой системы класса двудольных?


Объявление результатов 1 конкурса.


Конкурс № 2. Презентация отделов растений.

По жеребъёвке команды получают карточку с названием отдела растений и в течение 5 минут должны представить презентацию отдела по следующим критериям:

  • Высшее или низшая группа растений-доказательства.

  • Особенности строения.

  • Места обитания.

  • Размножение.

  • Значение.

  • Представители.

Отделы растений:

  • Водоросли.

  • Мохообразные.

  • Папоротникообразные.

  • Голосеменные.

  • Покрытосеменные.


За полную презентацию – 6 баллов, за отсутствие какого либо критерия балл снимается.

После представления команд педлагаются вопросы по оставшемуся отделу растений по тем же критериям,за дополнительные баллы.

Подводятся итоги за 2 конкурс.


Конкурс № 3. Разгадай и угадай.

Команды записывают угаданные слова по принципу: буква под буквой


  1. Корнеподобные выросты некоторых водорослей и мхов.

  2. Одноклеточная зелёная водоросль, имеющая жгутики.

  3. Место, где созревают споры у мхов.

  4. Что образуется из завязи пестика покрытосеменных растений.

  5. Голосеменное растение, хвоинки которого длинной 4-5 см. парами сидят на очень коротких боковых побегах.

  6. Группа зелёных многоклеточных водорослей, слоевище которых представлено в виде длинных нитей, где клетки лежат друг над другом.

  7. Что образуют чашелистики и лепестки цветка.

  8. Отдел растений у которого семена находятся внутри плод

Ответы:

р

и

з

о

и

д

ы









х

л

а

м

и

д

о

м

о

н

а

д

а



к

о

р

о

б

о

ч

к

а







п

л

о

д












с

о

с

н

а











н

и

т

ч

а

т

ы

е








о

к

о

л

о

ц

в

е

т

н

и

к




п

о

к

р

ы

т

о

с

е

м

е

н

н

ы

е


Разгадав правильно кроссворд в 3 колонке вы прочтёте слово, которому должны дать определение. ( заросток)

За каждое угаданное слово- 1 балл.


Подведение итогов 3 конкурса.


Конкурс № 4. Бой цветов.

Покрытосеменные- наиболее молодая эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира. У них появляется самый красивый орган-цветок.По строению цветка выделяются семейства . Давайте вспомним части цветка и подпишим их на карточке с его изображением. На это задание отводится 2 минуты.

Установите соответствие между формулой, растением и семейством:


1.*Ч4Л4Т2+4П1 1.шиповник 1.бобовые

2. Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 2..редька дикая 2.сложноцветные

3.*Ч(5)Л(5)Т5П1 3.одуванчик 3.паслёновые

4.*О2+2Т3П1 4.пшеница 4. лилейные

5.*О6Т6П1 5. горох посевной 5.крестоцветные

6.*ЧЛ(5)Т(5)П1 6.тюльпан 6. злаковые

7.*Ч5Л5Т П 7. паслён чёрный 7.розоцветные


(1,2,5; 2,5,1; 3,7,3; 4,4,6; 5,6,4; 6,3,2; 7,1,7)


За строение цветка-2 баллов.

За семейства – по 5 баллов


Подведение итогов 4 конкурса.


Конкурс №5. Капитаны- вперёд.

Капитаны должны дать пояснения биологическим понятиям (карточки с понятиями выбираются произвольно) на работу отводится 5 минут.


хроматофор

спорофит

гаметофит

протонема

спора

слоевище

стела

зооспоры

сфагнум

хлорелла

ламинария

моршанция

ризоиды

соцветия

плауны

семя



Конкурс № 6. Графический диктант.

Одновременно с капитанами команды выполняют задание – Какие утверждения верны.

На линии располагаются точки, делящие линию на 5 отрезков; при правильном утверждениисоединяем точки прямой, при неправильном- соединяем точки домиком.

. . . . . .


Утверждения: 1. Все водоросли живут в морях и океанах.

2. Половое размножение папоротников зависит от воды.

3. В размножении спорами участвует только одна особь.

4. Голосеменные размножаются семенами, а покрытосемен-

ные – плодами.

5. Рыльце- важная часть пестика цветковых растений, так как

Участвует в опылении.


После представления капитанов подводятся итоги 2-х конкурс




Конкурс№ 7. Биологические задачи.


По жребию получаете вопрос и в течении одной минуты готовите ответ на него. (каждая команда дважды выбирает вопрос ) за полный ответ – 5баллов.


  1. На рисунке изображены одноклеточные водоросли. Почему одна из этих водорослей привлекла внимание конструкторов космических кораблей и космонавтов? Как её называют? Где она обитает?

  2. Летом в водоёмах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия?

  3. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом растоянии друг от друга?

  4. В структуре стебля и листа сфагнума имеются мёртвые клетки. Какую роль они играют в жизни этого многолетнего растения?

  5. В лесу произростало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

  6. Два лесника, разглядывая лист папоротника щитовника мужского, поспорили. Один сказал, что лист простой, другой утверждал, что сложный.Кто прав?

  7. Объясните, отличаются ли по своему строению корневые системы двух сосен одного вида, если одна из них выросла на болотистой почве, а другая на песчанной?

  8. Окраска цветков у сухопутных и водных растений весьма разнообразна.Натуралисты давно заметили, что растения, цветущие вечером или ночью, чаще всего имеют венчик цветка белого и жёлтого цвета. Как это объяснить?


Подводятся итоги игры.(команда набравшая наибольшее количество баллов получает оценку «5»; команда занявшая второе место-оценку «4», самый активный игрок этой команды получает «5»; команде, занявшей третье место ставится оценка «3», а два самых активных игрока получают «4», в четвёртой команде выбираются активные участники, которые получают оценку «4»).


Итак, сегодня мы подвели итог изучения темы «Отделы растений» и я надеюсь, что урок вам понравился и вы дополнили свои знания новыми сведениями.

Спасибо.






Литература:

1. Учебник Биологии И.Н.Пономарёва. Москва, «Вентана-Граф»2005г.

2.Дидактические материалы по биологии 6 класс М.А.Гуленкова,Т.А.Дмитриева, Москва, «Просвещение» 2003г.

3.Нестандартные уроки. Биология.Л.Б.Поддубная, Волгоград, «Корифей» 2008г.























Свежие документы:  Разработка урока ОРКСЭ Урок-игра «Угадай словечко» На тему «Россия –наша Родина»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: