Обобщающий урок по теме: «Покрытосеменные растения и их значение в сельском хозяйстве»


Чеснокова О.В., учитель биологии, первая квалификационная категория.


Обобщающий урок по теме: «Покрытосеменные растения и их значение в сельском хозяйстве».


Цель урока: повторить и обобщить знания, учащихся по темам: «Покрытосеменные растения. Сельскохозяйственные растения», учить умению применять знания в практической жизни, прививать у учащихся интерес к биологии, бережное и ответственное отношение к растениям.


Ход урока.


  1. Вступление учителя.

Сегодня ребята мы обобщим знания по цветковым растениям, значению их в сельском хозяйстве.

Урок будет не совсем обычный. Мы с Вами поиграем, будем отгадывать загадки, поучаствуем в аукционе. Всё это должно помочь вам закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Соревноваться будем командами (рядами). Учет будем вести на доске. За правильный ответ- 2 очка, за неправильный – 1 очко. Для ответа нужно поднимать руку, ответы с места не учитываются. (Жюри состоит из присутствующих учителей , если урок открытый), но можно обойтись и без жюри. Если жюри есть, то оно выявляет по 3 лучших знатока изученного материала от каждой команды.


  1. Начнём урок с более лёгкого задания. Будем отгадывать загадки. (поочерёдно каждой команде; если не отвечает одна команда, может ответить другая).


При ответах нужно указывать название растения и к какому семейству оно относится.

  1. Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок, белые реснички.

(Ромашки, семейство сложноцветных)


  1. На сучках сидят шары, посинели от жары.

(Слива, семейство розоцветных).


  1. Как зовут меня, скажи- Скромный полевой цветок

Часто прячусь я во ржи. Синеглазый ….

(Василёк, семейство сложноцветных).


  1. Любит он расти на воле, не в саду, а в чистом поле,

Целой зарослью дремучей, он усатый и ползучий.

Спрятал ядрышки в стручке-саблевидном кулачке.

Не раскусишь коль засох, называется ….

(Горох, семейство бобовых).


  1. Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг

Пики зелёные выставил ….

(Лук, семейство лилейные).


  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора

Среди овощей нет сочней ….

(Помидора, семейство паслёновых).


  1. Растёт в поле решето,

Чёрных зернышек полно.

(Подсолнух, семейство сложноцветных)


  1. Сто одёжек и все без застёжек.

(Капуста семейство Крестоцветных).


  1. Вот так диковинка, на ветке морковинка!

Висит, краснеется-на солнце греется.

(Перец, семейство Паслёновых).


  1. Одёжкой сер, да телом бел.

(Рис, семейство злаковых).


А теперь поиграем. Игра называется «Кто определит раньше».


От каждой команды нужно по 5 штук гербарных растений изученных семейств, 2 листа бумаги, 2 карандаша. Вы должны определить все растения в списке по очереди.

Первый участник определяет растение (любое из стопки), записывает его название и семейство, к которому оно относится и откладывает это растение в сторону и т.д. Кто раньше определит все растения, тот и выиграл. Если всё определено верно – 10очков.


Следующая игра называется «Кто больше».

Капитаны команд подходят к столу и вытягивают карточку с названием семейства, представителей которого нужно будет перечислять всей команде.

Проводим игру дважды. Делаю 4 карточки (например, I тур- Семейство сложноцветных и семейство Розоцветных, II тур- Семейство злаковых и семейство лилейных). Побеждает та команда, которая больше назовёт видов растений данного семейства. Оценка 2+2 балла.


Ещё одна игра «Знаешь ли ты местную флору»

Из списка растений нужно исключить те, которые в нашей местности не произрастают, почему, к какому семейству они относятся.


I команда

II команда

1

Ромашка аптечная

1

Подсолнух

2

Горох

2

Бобы

3

Лук

3

Чеснок

4

Брусника

4

Персик

5

Черёмуха

5

Рябина

6

Малина

6

Смородина

7

Мята

7

Зверобой

8

Земляника лесная

8

Земляника садовая

9

Слива

9

Калина

10

Рис

10

Клюква


Ребята записывают название растений в тетрадь, а затем отвечают на задание.


И последняя игра «Аукцион»


Этот конкурс индивидуальный. Но победит та команда, у которой больше окажется предметов. Эти предметы и есть то, что мы будем продавать с аукциона. Но продавать не за деньги, а за знания. Я показываю предмет, а вы должны рассказать всё, что вы знаете об этом предмете (как называется, к какому семейству относится, какое значение имеет, где применяется и т.д.). Последний правильный ответ и предмет ваш.

Что можно взять для аукциона: льняная салфетка или хлопчатобумажный платок, яблоко, груша, апельсин и др. фрукты ,или разнообразные овощи (свекла, морковь, лук, чеснок и т.д.), соевые конфеты, любые карамельки, открытки с изображением какого-то растения и многое другое.


  1. Подведение итогов урока.


  1. Команде победительнице вручается награда (это могут быть яблоки, морковь, варенье, компот и т.п.). Но они получают награду, если называют название растения и семейство.

  2. 6 учащихся (по 3 от каждой команды) — лучшие знатоки получают оценки «5», остальным учитель выставляет оценки по своему усмотрению.



Свежие документы:  "Особенности методики проведения экскурсий с обучающимися"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: