Открытый урок по теме: «Витамины, их роль в организме человека»


Тема. Витамины, их роль в организме человека.

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме.

Метапредметные: уметь работать с текстом, использовать дополнительные источники информации.

Личностные: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок общеметодической направленности

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Основные понятия: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз

Оборудование: мультимедийная презентация, образовательные Интернет-ресурсы https://school-collection.edu.ru

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

Ι.Организационный момент

— Добрый день, ребята! Я рада видеть каждого из вас. Сегодня на уроке вас ждет интересная и познавательная работа. Начнем.


ΙI.Формулирование проблемы























III.Открытие нового знания





























Полюбуйтесь, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Только грустно бывает весною

То усталость, то лень пристает…


— Ребята, почему весной, когда ярко светит солнце и настроение должно быть отличным, вдруг появляется усталость и сонливость, апатия, равнодушие ко всему, низкая работоспособность? В чем причина?

Предположения учащихся

Запись на доске слов. (Недостаток витаминов, авитаминоз, пасмурная погода.)

— Опираясь на то, что вы только что сказали, сделайте вывод, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Предположения учащихся (О витаминах)

А какие витамины вам известны?

Ответы учащихся

А все ли они выполняют в организме одинаковую функцию?

(Нет)

Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о витаминах, познакомимся с основными группами витаминов и продуктами, в которых они содержатся, охарактеризуем роль витаминов в организме.

Итак, записываем тему урока: «Витамины, их роль в организме человека». Записывается тема урока на доске и число.

Как же впервые люди узнали о существовании витаминов? Кто же впервые открыл витамины? Об этом вы узнает из просмотра видеофрагмента.


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e93249f-41ba-4215-8593-deffa260361e/LuninTest_sound.swf


— Какой вывод сделал Лунин из опыта?

Ответы учащихся

— Что же это за неизвестное вещество?

(Витамины)

— Правильно! Только термин витамины появился благодаря другому ученому. Польский химик Казимир Функ в 1911 году выделил из рисовых отрубей вещество в кристаллическом виде. Он сделал предположение, что все заболевания, которые возникают вследствие недостаточного качественного состава пищи, зависят от отсутствия в них подобных веществ. Он дал веществу название витамины.

(На доске запись: Витамины – лат. «вита» — жизнь, «амины» — химическая группа, которая входит в их состав).

— Сейчас известно, что аминогруппа есть не у всех витаминов, но название сохранилось.


— Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое витамины.


«Витамины – это биологические вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

— Все витамины обозначаются заглавными буквами латинского алфавита.

— Ребята, а как называется недостаток витаминов в организме, приводящий к различным заболеваниям?

(Запись в тетрадях).

Авитаминоз – отсутствие витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.

Гиповитаминоз – недостаток витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.

Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся в тяжелом отравлении организма

— Для того чтобы больше узнать о витаминах, мы проведем небольшое исследование; сейчас мы разделимся на две группы. Одна будет работать с текстом учебника страница 195-197, а другая с текстом, имеющимся на столе.

— Прочитайте информацию учебника и на ваших листочках.

(Чтение текста)

— Трудно ли вам было воспринять информацию учебника?

— Почему?

— Давайте составим план, по которому можно охарактеризовать каждый витамин.

План:

  • Название витамина

  • Роль в организме

  • Источник витамина

  • Авитаминоз


Работа у доски (Витамин А)

Витамин А (ретинол) принимает участие в ряде окислительно – восстановительных процессов; участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует росту детей, благотворно влияет на состояние кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. При его недостатке возникает «куриная слепота» — заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках. Но переизбыток продуктов животного происхождения, богатых витамином А (ретинолом), может привести к развитию рака. Основным источником ретинола (витамина А)являются: сливочное масло, сливки, яичный желток, печень рыб, почки, печень животных, кисломолочные продукты.


— Трудно ли тебе было выполнять данный вид работы?

— Все ли ты сделал самостоятельно?

— Если я тебе сейчас предложу заполнить таблицу для другого витамина, ты справишься?

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).













Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.



















Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.






Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.



ΙV. Развитие умений – применение знания.

— Понятна работа? У каждого на парте есть название определенного витамина, найдите информацию об этом витамине в тексте и заполните таблицу.

(Самостоятельная работа учащихся)

— Сравните полученные результаты с таблицей на слайде, все ли вы верно сделали?

— Оцените свою работу и поставьте себе оценку в лист самооценки

Азбука витаминов

Название витамина

Роль в организме

Источник витамина

Авитаминоз

А

Обмен белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

Сливочное масло, сливки, яичный желток, печень рыб, почки, печень животных, кисломолочные продукты

Куриная слепота

В1

Передачи нервных импульсов, улучшает циркуляции крови по сосудам, усвоению углеводов

Хлеб грубого помола, дрожжи, капуста, печень, молоко, шпинат

Бери-бери – потеря аппетита, утомляемость, худоба

В2

Клеточное дыхание, регулирует деятельность нервной системы

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

Выпадение волос, нарушение зрения, заболевание кожи

В6

Обмен белков, препятствует образованию холестерина, камней в желчном пузыре

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

Нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

В12

Регулирует образование эритроцитов и тромбоцитов

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

Малокровие

С

Регулирует обмен белков, жиров и углеводов

Шиповник, капуста, лимон, черная смородина

Утомляемость, слабость, цинга, кровоточивость десен

D

Обмен кальция и фосфора

Печень рыбы, молоко, рыбий жир, синтезируется в организме под действием ультрафиолетовых лучей

Рахит(деформация костей)

PP

Образование гормона надпочечника

Дрожжи, неочищенный рис, печень, молоко.

Нарушена пищеварительной системы


— За выполненную работу, поставьте себе балл в лист самооценивания.

— Есть ли еще какая-то информация, о которой мы ничего не сказали.

Ответы учащихся


Давайте попробуем составить схему.


Витамины

Водорастворимые, Жирорастворимые,

не накапливаются в организме, растворяются в

поступают с пищей присутствии жиров

С, В1, В2, В6, РР, В12. А, D.

-Почему, они получили такое название?

Ответы учащихся


— Представьте, что вы будущие врачи, ответьте правильно на вопросы, которые вам задают пациенты.

1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витаминаА)

2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли (недостаток  витамина В1).

3.Воспаление и трещины губ, в углах рта частые болячки (недостаток витамина В2).

4.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А)

5.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С)

Молодцы!!

Регулятивные УУД

Составлять в группе план решения проблемы (выполнения проекта).


Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения анализировать, классифицировать; выявлять причины и следствия простых явлений. Формирование умения владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом).

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

















Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.




V.Итог урока.


— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Какие трудности у вас возникли по ходу урока?

— Как вы оцениваете работу своих одноклассников на уроке?

— Да я согласна…

— А теперь оцените свою работу, поставьте себе оценку в лист самооценивания

— Мы с вами хорошо поработали.

— Мне очень приятно, что вы были активными и внимательными на уроке. Я очень хочу, чтобы вы были здоровыми, жизнерадостными и успешными. И хочу вас угостить кусочком солнца, который богат витамином. А витамины дают здоровье!


ТОУУ

VI.Домашнее задание

Домашнее задание. В качестве домашнего задания Вам предложена работа с таблицей. Посмотрите на нее. В ней представлены наименования соков и количество витаминов, содержащихся в том или ином соке.

Пользуясь этой таблицей, ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

  1. Стакан (200 г) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и B1 одновременно?

  2. Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании десен?

  3. Правы ли те, кто рекомендует пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните

Соки

Витамины, в мг на 100 мл сока

Витамин А

Витамин B1

ВитаминС

Абрикосовый

2,0

0,03

7,0

Апельсиновый

0,25

0,05

30-50

Вишневый

0,37-

0,05

15

Гранатовый

0,55

5

Грушевый

0,05

5

Клюквенный

0,08

10

Лимонный

0,05

20-60

Мандариновый

0,12-02

0,07

20-40

Морковный

0,3-0,6

0,6

5-10,5

Томатный

2-9

0,12

40-50

Черносмородиновый

2-3

0,08

150-300

Суточнаяпотребность

6,0

1,2-2,6

60-100











Приложение 1

Обозначение

витамина

Роль в организме

Источник витамина

Авитаминоз

А








В1









В2








В6









В12










С








D








PP
















Приложение 2

Пользуясь этой таблицей, ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

1. Стакан (200 г) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и B1 одновременно?

2. Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании десен?

3. Правы ли те, кто рекомендует пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните

Домашнее задание.

Соки

Витамины, в мг на 100 мл сока

Витамин А

Витамин B1

ВитаминС

Абрикосовый

2,0

0,03

7,0

Апельсиновый

0,25

0,05

30-50

Вишневый

0,37-

0,05

15

Гранатовый

0,55

5

Грушевый

0,05

5

Клюквенный

0,08

10

Лимонный

0,05

20-60

Мандариновый

0,12-02

0,07

20-40

Морковный

0,3-0,6

0,6

5-10,5

Томатный

2-9

0,12

40-50

Черносмородиновый

2-3

0,08

150-300

Суточнаяпотребность

6,0

1,2-2,6

60-110




























Приложение 3

Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5



Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Лист самооценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

А

В2

В1

РР

В6

В12

С

D


Свежие документы:  Тестовые задания по биологии в 9 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: