Пакет заданий для проверки и усвоения объема знаний по теме: «Внутренняя среда организма»



Пакет заданий для проверки и усвоения объема знаний по теме: «Внутренняя среда организма»

Биологическое лото (для детей с низкой мотивацией)


При работе с лото, учитель задает вопросы, ученики закрывают кружочками слова. При правильной работе одно слово остается незакрытым. Лото можно использовать при взаимопроверке учащимися.

Значение крови




ТРАНСПОРТНАЯ



ГУМОРАЛЬНАЯ



ЗАЩИТНАЯ



ДЫХАТЕЛЬНАЯ



ПИТАТЕЛЬНАЯ



ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ


Вопросы:

  1. Эритроциты крови переносят кислород к клеткам тела.

  2. Кровь движется по сосудам и переносит различные вещества.

  3. Кровь переносит биологически активные вещества – гормоны, которые регулируют процессы жизнедеятельности организма.

  4. Кровь играет важную роль в иммунитете.

  5. Через кровь из клеток удаляются ненужные вещества.

Внутренняя среда




ЛЕЙКОЦИТЫ



ЭРИТРОЦИТЫ



ТРОМБОЦИТЫ



ЛИМФА



ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ



КРОВЬ


Вопросы:

  1. Соединительная ткань

  2. Межклеточное вещество

  3. Красные кровяные клетки

  4. Кровь без эритроцитов и тромбоцитов

  5. Содержат ферменты, которые фибриноген превращают в фибрин.

Лишнее слово — лейкоциты





Свертывание крови




СВЕРТЫВАНИЕ



ТРОМБ



ФИБРИНОГЕН



ФИБРИН



ТРОМБОЦИТЫ



СЫВОРОТКА


Вопросы:

  1. Белок плазмы крови, образующий нити.

  2. Безъядерные кровяные пластинки.

  3. Кровяной сгусток

  4. Растворимый белок плазмы крови.

  5. Жидкая часть плазмы.

Лишнее слово – свертывание


Иммунитет




АНТИТЕЛА



СЫВОРОТКА



ВАКЦИНА



ИСКУССТВЕННЫЙ

ИММУНИТЕТ



ЕСТЕСТВЕННЫЙ

ИММУНИТЕТ



ПРИВИВКА


Вопросы:

  1. Культура ослабленных микробов.

  2. Процедура введения вакцины.

  3. Наследственный иммунитет.

  4. Белковые соединения – иммуноглобулины.

  5. Приобретенный иммунитет.

Лишнее слово – сыворотка


Переливание крови




АГГЛЮТИНАЦИЯ



АГГЛЮТИНОГЕНЫ



АГГЛЮТИНИНЫ



РЕЗУС-ФАКТОР



ДОНОР



РЕЦИПИЕНТ


Вопросы:

  1. Белок-агглютиноген, содержащийся в крови человека и обезьян.

  2. Человек, принимающий кровь.

  3. Процесс склеивания эритроцитов.

  4. Особые белки, содержащиеся в эритроцитах.

  5. Особые белки, содержащиеся в плазме крови.

Лишнее слово – донор.


Логические упражнения.


Уберите лишнее слово и объясните почему.


  1. Внутренняя среда, иммунитет, лимфа, кровь, тканевая жидкость.

  2. Лейкоциты, тромбоциты, свертывание, эритроциты.

  3. Иммунитет, фагоцитоз, лейкоциты, фибрин.

  4. Фибрин, агглютиноген, фибриноген, тромб.

  5. Белки, вода, тромбоциты, неорганические вещества.


Соедините попарно и объясните почему.


  1. Фибрин, иммунитет, фагоцитоз, свертывание.

  2. Лейкоциты, лимфа, свертывание крови, переливание крови.

  3. Эритроциты, вакцина, тромбоциты, антитело.

  4. Резус-фактор, кровь, агглютиноген, плазма крови.

  5. Группы крови, внутренняя среда, донор, тканевая жидкость.


Составьте логическую цепочку


Кислород, эритроциты, гемоглобин, кровь, клетки, ткани, красный костный мозг, углекислый газ, легкие.


Установите соответствие.


В таблице под цифрами (IIV), обозначающими названия составных частей крови, запишите цифры (1-4), кодирующие их характеристики.


Составные части крови

I

II

III

IV

Характеристика компонентов крови






I. Плазма крови. 1. Белые кровяные клетки.

II. Эритроциты. 2. Кровяные пластинки.

III. Лейкоциты. 3. Красные кровяные клетки.

IV. Тромбоциты. 4. Жидкая часть крови.


Биологические задачи (повышенный уровень сложности)

  1. У взрослых людей кровь содержит от 13% (у женщин) до 14% (у мужчин) гемоглобина. Каждый грамм гемоглобина может при полном насыщении удерживать до 1,3 мл. кислорода. Рассчитайте по вашему анализу крови, сколько кислорода содержится в вашем организме.

  2. Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 мг. крови. Рассчитайте, сколько примерно крови образуется в организме человека за всю жизнь (средний возраст 70 лет).

  3. в одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?

  4. Прочитайте текст. Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? Если есть, то в чем они заключаются?

В пробирку с микробами возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Это происходит потом у, что в сыворотке содержатся лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы. Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой болезни.

5. В пробирку с кровью добавили дистиллированную воду. Возникло значительное различие в концентрации хлорида кальция в плазме крови и в цитоплазме эритроцитов. К каким последствиям это может привести?

6. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (в 1 мм – 30 тыс.). это встревожило врача. Почему?

7. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?

8. В 1 мм3 крови козы находится 10 млн. эритроцитов размером 0,004; в крови человека в 1 мм3 – 5 млн. эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки в 1 мм3 – 400 000 эритроцитов размером 0,02. Чья кровь – человека, лягушки или козы – перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

9. На первом году жизни ребенка в его крови имеется относительно большое число лейкоцитов. По мере его роста и развития происходит их постепенное снижение. Почему?

10. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?

11. В практике современной медицины переливание крови – важный фактор спасения жизни людей, однако так было не всегда. Почему?











Тесты

  1. Что такое внутренняя среда организма:

А) Все внутренние органы;

Б) Кровь, лимфа, межклеточное вещество;

В) Содержимое кишечника;

Г) Пищеварительные соки.

  1. Лимфа отличается от крови тем, что в ней находятся

А) Эритроциты;

Б) Лимфоциты;

В) Тромбоциты;

Г) Белки

  1. Функция крови заключается в:

А) Доставке к клеткам кислорода;

Б) Доставке к клеткам питательных веществ;

В) Защите организма от инфекций;

Г) Верны все ответы.

  1. Количество крови в организме взрослого человека составляет:

А) 2л.

Б) 3л.

В) 4л.

Г) 5л.

  1. Какая часть крови принимает участие в транспорте веществ?

А) Эритроциты;

Б) Тромбоциты;

В) Плазма крови;

Г) Лейкоциты.

  1. Гемоглобин содержится в :

А) Эритроцитах;

Б)Лейкоцитах;
В)Тромбоцитах;
Г) Плазме крови.

  1. Какие клетки крови могут проникать через стенки кровеносных сосудов?

А)Тромбоциты;
Б) Эритроциты;

Г) Лейкоциты;

Д) Эпителиальные клетки.

  1. К фагоцитозу способны:

А)Тромбоциты;
Б) Эритроциты;

Г) Лейкоциты;

Д) Мышечные клетки.

*9. Веществом, препятствующим свертыванию крови, является:

А) Тромбин;

Б) Фибриноген;

В) Фибрин;

Г) Гепарин.

*10 В ходе лабораторного анализа установлено, что агглютинация исследуемой крови происходила во всех каплях стандартных сывороток, в которые она добавлялась. К какой группе относится эта кровь?

А) 0(I)

Б) А(II)

В) В (III)

Г) АВ (IV)



Задания с алгоритмом

Вставьте пропущенные слова



1. Свертывание крови.

Свертывание крови является _______________ реакцией организма. Этот сложный ферментный процесс, происходящий под действием_____________. При повреждении кровеносных сосудов разрушаются _______________. Под влиянием их ферментов растворимый белок плазмы _______________ превращается в растворимый белок _________, который выпадает в виде густого сплетения тончайших нитей.


  1. Состав крови.


Кровь – это особый вид _________________ткани. У взрослого человека количество крови______литров. Кровь состоит из __________ , ___________ и ___________. В переносе кислорода и углекислого газа принимают участие____________. В их состав входит особый белок ________________. В транспорте веществ принимает участие _____________. В защите организма от болезнетворных бактерий — ____________.


  1. Иммунитет.


Решающую роль в борьбе с инфекциями играют ___________. Это особые белковые соединения, образующиеся в организме при попадании инородных веществ. Ослабленные микробы становятся добычей клеток -_____________. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям называется -_____________. Он бывает нескольких видов:________________ и _________________. _______________ иммунитет

возникает в результате введения готовых антител. Его можно выработать при введении___________ — культур ослабленных микробов. ________________ иммунитет возникает вследствие перенесенного заболевания и передается детям по наследству.


  1. Переливание крови.


Процесс склеивания эритроцитов называется _______________. Этот процесс возникает в результате взаимодействия определенных белков. В эритроцитах присутствует белок -_____________, а в плазме крови________________. В зависимости от сочетания в крови тех и других белков выделяют _____ группы крови. Человека, дающего кровь при переливании называют __________, а человека, принимающего кровь -____________. Также в крови у 85% людей есть особый белок – агглютиноген — ______________. Таких людей называют ________________________. У 15% людей такого белка нет, их называют___________________. При переливании крови необходимо учитывать наличие данного белка.


Работа с терминами.

Закончите предложения.

  1. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов……………..

  2. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов — …………

  3. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин — ……………….

  4. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобина — ……………..

  5. Небольшие безъядерные образования, участвующие в образовании тромба, — ……………

  6. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов называется — ……………..

  7. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка — …………

  8. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ………………

  9. Нерастворимый белок плазмы крови…………………

  10. Растворимый белок плазмы крови……………….

  11. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям-……………….

  12. Особые белки, образующиеся при попадании в организм чужеродных веществ — ……………

  13. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека — ……………..

  14. Процесс склеивания эритроцитов при переливании крови- …………….

  15. Белки эритроцитов, которые необходимо учитывать при переливании крови- ………………..

  16. Белки плазмы крови, которые необходимо учитывать при переливании крови- ………………..

  17. Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые был обнаружин у макак — ………. — ……………………………….

  18. Человек, получающий часть крови при переливании — ………………

  19. Человек, отдающий часть крови при переливании — …………………



Литература.

  1. Учебник. Сонин Н.И. 8 класс. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Сонин,М.Р. Сапин. – 5-е издание – М.: Дрофа, 2003.

  2. Панфилова Л.А. Анатомия, физиология, гигиена человека. Тетрадь с печатной основой. Издательство «лицей» 1997 г.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 6 класса "Побег"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: