Пакет заданий для проверки и усвоения объема знаний по теме: «Внутренняя среда организма»
Биологическое лото (для детей с низкой мотивацией)
При работе с лото, учитель задает вопросы, ученики закрывают кружочками слова. При правильной работе одно слово остается незакрытым. Лото можно использовать при взаимопроверке учащимися.
Значение крови
ГУМОРАЛЬНАЯ |
ЗАЩИТНАЯ | |
ДЫХАТЕЛЬНАЯ |
ПИТАТЕЛЬНАЯ |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ |
Вопросы:
Эритроциты крови переносят кислород к клеткам тела.
Кровь движется по сосудам и переносит различные вещества.
Кровь переносит биологически активные вещества – гормоны, которые регулируют процессы жизнедеятельности организма.
Кровь играет важную роль в иммунитете.
Через кровь из клеток удаляются ненужные вещества.
Внутренняя среда
ЭРИТРОЦИТЫ |
ТРОМБОЦИТЫ | |
ЛИМФА |
ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ |
КРОВЬ |
Вопросы:
Соединительная ткань
Межклеточное вещество
Красные кровяные клетки
Кровь без эритроцитов и тромбоцитов
Содержат ферменты, которые фибриноген превращают в фибрин.
Лишнее слово — лейкоциты
Свертывание крови
ТРОМБ |
ФИБРИНОГЕН | |
ФИБРИН |
ТРОМБОЦИТЫ |
СЫВОРОТКА |
Вопросы:
Белок плазмы крови, образующий нити.
Безъядерные кровяные пластинки.
Кровяной сгусток
Растворимый белок плазмы крови.
Жидкая часть плазмы.
Лишнее слово – свертывание
Иммунитет
СЫВОРОТКА |
ВАКЦИНА | |
ИСКУССТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ |
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ |
ПРИВИВКА |
Вопросы:
Культура ослабленных микробов.
Процедура введения вакцины.
Наследственный иммунитет.
Белковые соединения – иммуноглобулины.
Приобретенный иммунитет.
Лишнее слово – сыворотка
Переливание крови
АГГЛЮТИНОГЕНЫ |
АГГЛЮТИНИНЫ | |
РЕЗУС-ФАКТОР |
ДОНОР |
РЕЦИПИЕНТ |
Вопросы:
Белок-агглютиноген, содержащийся в крови человека и обезьян.
Человек, принимающий кровь.
Процесс склеивания эритроцитов.
Особые белки, содержащиеся в эритроцитах.
Особые белки, содержащиеся в плазме крови.
Лишнее слово – донор.
Логические упражнения.
Уберите лишнее слово и объясните почему.
Внутренняя среда, иммунитет, лимфа, кровь, тканевая жидкость.
Лейкоциты, тромбоциты, свертывание, эритроциты.
Иммунитет, фагоцитоз, лейкоциты, фибрин.
Фибрин, агглютиноген, фибриноген, тромб.
Белки, вода, тромбоциты, неорганические вещества.
Соедините попарно и объясните почему.
Фибрин, иммунитет, фагоцитоз, свертывание.
Лейкоциты, лимфа, свертывание крови, переливание крови.
Эритроциты, вакцина, тромбоциты, антитело.
Резус-фактор, кровь, агглютиноген, плазма крови.
Группы крови, внутренняя среда, донор, тканевая жидкость.
Составьте логическую цепочку
Кислород, эритроциты, гемоглобин, кровь, клетки, ткани, красный костный мозг, углекислый газ, легкие.
Установите соответствие.
В таблице под цифрами (I—IV), обозначающими названия составных частей крови, запишите цифры (1-4), кодирующие их характеристики.
I | II | III | IV | |
Характеристика компонентов крови |
|
|
|
|
I. Плазма крови. 1. Белые кровяные клетки.
II. Эритроциты. 2. Кровяные пластинки.
III. Лейкоциты. 3. Красные кровяные клетки.
IV. Тромбоциты. 4. Жидкая часть крови.
Биологические задачи (повышенный уровень сложности)
У взрослых людей кровь содержит от 13% (у женщин) до 14% (у мужчин) гемоглобина. Каждый грамм гемоглобина может при полном насыщении удерживать до 1,3 мл. кислорода. Рассчитайте по вашему анализу крови, сколько кислорода содержится в вашем организме.
Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 мг. крови. Рассчитайте, сколько примерно крови образуется в организме человека за всю жизнь (средний возраст 70 лет).
в одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?
Прочитайте текст. Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? Если есть, то в чем они заключаются?
В пробирку с микробами возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Это происходит потом у, что в сыворотке содержатся лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы. Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой болезни.
5. В пробирку с кровью добавили дистиллированную воду. Возникло значительное различие в концентрации хлорида кальция в плазме крови и в цитоплазме эритроцитов. К каким последствиям это может привести?
6. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (в 1 мм – 30 тыс.). это встревожило врача. Почему?
7. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?
8. В 1 мм3 крови козы находится 10 млн. эритроцитов размером 0,004; в крови человека в 1 мм3 – 5 млн. эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки в 1 мм3 – 400 000 эритроцитов размером 0,02. Чья кровь – человека, лягушки или козы – перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
9. На первом году жизни ребенка в его крови имеется относительно большое число лейкоцитов. По мере его роста и развития происходит их постепенное снижение. Почему?
10. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?
11. В практике современной медицины переливание крови – важный фактор спасения жизни людей, однако так было не всегда. Почему?
Тесты
Что такое внутренняя среда организма:
А) Все внутренние органы;
Б) Кровь, лимфа, межклеточное вещество;
В) Содержимое кишечника;
Г) Пищеварительные соки.
Лимфа отличается от крови тем, что в ней находятся
А) Эритроциты;
Б) Лимфоциты;
В) Тромбоциты;
Г) Белки
Функция крови заключается в:
А) Доставке к клеткам кислорода;
Б) Доставке к клеткам питательных веществ;
В) Защите организма от инфекций;
Г) Верны все ответы.
Количество крови в организме взрослого человека составляет:
А) 2л.
Б) 3л.
В) 4л.
Г) 5л.
Какая часть крови принимает участие в транспорте веществ?
А) Эритроциты;
Б) Тромбоциты;
В) Плазма крови;
Г) Лейкоциты.
Гемоглобин содержится в :
А) Эритроцитах;
Б)Лейкоцитах;
В)Тромбоцитах;
Г) Плазме крови.
Какие клетки крови могут проникать через стенки кровеносных сосудов?
А)Тромбоциты;
Б) Эритроциты;
Г) Лейкоциты;
Д) Эпителиальные клетки.
К фагоцитозу способны:
А)Тромбоциты;
Б) Эритроциты;
Г) Лейкоциты;
Д) Мышечные клетки.
*9. Веществом, препятствующим свертыванию крови, является:
А) Тромбин;
Б) Фибриноген;
В) Фибрин;
Г) Гепарин.
*10 В ходе лабораторного анализа установлено, что агглютинация исследуемой крови происходила во всех каплях стандартных сывороток, в которые она добавлялась. К какой группе относится эта кровь?
А) 0(I)
Б) А(II)
В) В (III)
Г) АВ (IV)
Задания с алгоритмом
Вставьте пропущенные слова
1. Свертывание крови.
Свертывание крови является _______________ реакцией организма. Этот сложный ферментный процесс, происходящий под действием_____________. При повреждении кровеносных сосудов разрушаются _______________. Под влиянием их ферментов растворимый белок плазмы _______________ превращается в растворимый белок _________, который выпадает в виде густого сплетения тончайших нитей.
Состав крови.
Кровь – это особый вид _________________ткани. У взрослого человека количество крови______литров. Кровь состоит из __________ , ___________ и ___________. В переносе кислорода и углекислого газа принимают участие____________. В их состав входит особый белок ________________. В транспорте веществ принимает участие _____________. В защите организма от болезнетворных бактерий — ____________.
Иммунитет.
Решающую роль в борьбе с инфекциями играют ___________. Это особые белковые соединения, образующиеся в организме при попадании инородных веществ. Ослабленные микробы становятся добычей клеток -_____________. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям называется -_____________. Он бывает нескольких видов:________________ и _________________. _______________ иммунитет
возникает в результате введения готовых антител. Его можно выработать при введении___________ — культур ослабленных микробов. ________________ иммунитет возникает вследствие перенесенного заболевания и передается детям по наследству.
Переливание крови.
Процесс склеивания эритроцитов называется _______________. Этот процесс возникает в результате взаимодействия определенных белков. В эритроцитах присутствует белок -_____________, а в плазме крови________________. В зависимости от сочетания в крови тех и других белков выделяют _____ группы крови. Человека, дающего кровь при переливании называют __________, а человека, принимающего кровь -____________. Также в крови у 85% людей есть особый белок – агглютиноген — ______________. Таких людей называют ________________________. У 15% людей такого белка нет, их называют___________________. При переливании крови необходимо учитывать наличие данного белка.
Работа с терминами.
Закончите предложения.
Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов……………..
Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов — …………
Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин — ……………….
Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобина — ……………..
Небольшие безъядерные образования, участвующие в образовании тромба, — ……………
Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов называется — ……………..
Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка — …………
Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ………………
Нерастворимый белок плазмы крови…………………
Растворимый белок плазмы крови……………….
Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям-……………….
Особые белки, образующиеся при попадании в организм чужеродных веществ — ……………
Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека — ……………..
Процесс склеивания эритроцитов при переливании крови- …………….
Белки эритроцитов, которые необходимо учитывать при переливании крови- ………………..
Белки плазмы крови, которые необходимо учитывать при переливании крови- ………………..
Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые был обнаружин у макак — ………. — ……………………………….
Человек, получающий часть крови при переливании — ………………
Человек, отдающий часть крови при переливании — …………………
Литература.
Учебник. Сонин Н.И. 8 класс. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Сонин,М.Р. Сапин. – 5-е издание – М.: Дрофа, 2003.
Панфилова Л.А. Анатомия, физиология, гигиена человека. Тетрадь с печатной основой. Издательство «лицей» 1997 г.