Палеонтологические свидетельства эволюции животного мира, 11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Гимназия №32» г. Нижнекамск Татарстан













Конспект урока по биологии
в 11 классе

«Палеонтологические свидетельства эволюции животного мира»






подготовила учитель биологии

Давлетшина Вероника Васильевна











Нижнекамск

2013

Тема урока: Палеонтологические свидетельства эволюции животного мира

Цель: формирование интеллектуальных умений: умение анализировать, выделять главное, сравнивать и обобщать.

Развивающая задача:

  1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей.

  2. Содействовать формированию умения общаться, взаимодействовать друг с другом.

Образовательная задача:

  1. Научить учащихся анализировать последовательность научных фактов.

  2. Сравнивать передние конечности позвоночных животных и найти сходство и отличие.

  3. Доказать научность версии опровергать акт божественного творения.

Воспитательная задача:

  1. Формирование научного мировоззрения о происхождении видов путем доказательства несостоятельности религиозных взглядов.

  2. Развивать самостоятельность, умение работать в группах.



Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок с использованием ИКТ

Форма работы на уроке: индивидуальная групповая



Ход урока



  1. Орг. момент

Добрый день ребята.

Давайте улыбнемся себе, друг другу

Вы улыбнулись, и произошло чудо

Так с доброй улыбки начнем наш урок.



  1. Изучение нового материала

Долгое время люди верили в церковные учения о том, что все на Земле создано богом. Ученые утверждают, что существующий на Земле мир органических веществ возник не сразу, а развивался постепенно, в результате исторического процесса — эволюции.

Ребята, вы верите в акт божественного творения? Или же природа развивается по своим определенным законам?

Давайте проголосуем (предполагаемая реакция учащихся – часть проголосуют за акт божественного творения, а часть за развитие природы по своим законам).

Ребята, кто сможет доказать свой выбор?

(выслушиваются 2-3 ответа учащихся для общего представления понимания вопроса).

Ребята, как называется процесс исторического развития животных?

(предполагаемый ответ — эволюция).

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся доказать, что эволюция существует и развивается по своим законам.

Самыми неопровержимыми доказательствами эволюции служат находки ископаемых остатков вымерших растений и животных, живших в прошлые геологические эпохи. Ископаемые остатки изучает наука палеонтология. (Предлагается 1-2 ученикам работа со словарем по термину палеонтология. Палеонтология – наука которая занимается изучением ископаемых остатков животных и растений сохранившихся в земной коре.).

Групповая работа

Задание:

Определите какие животные вымерли, а какие нет (предлагаются рисунки животных , часть которых живут поныне, а часть вымерли).

Ребята, почему одни животные вымерли, а другие нет?

(предполагаемые ответы:

— изменение климата планеты;

— упавший метеорит).

По окаменевшим находкам палеонтологи воссоздают животный мир прошлых эпох. Изучение находок показывает, что животный мир прошлого отличался от современного. Путем сравнения животных, живших в различные эпохи, установлено, что животный с течением времени постоянно изменялся.

Родство современных животных из различных систематических групп с вымершими устанавливается по находкам промежуточных форм (то есть организмов, сочетающих в себе характерные признаки разных видов (или разных таксонов более высокого ранга — родов, семейств и т.д.).

Например, стало известно, что птицы произошли от рептилий.

Ребята, назовите черты характерные для рептилий.

(предполагаемые ответы:

-тяжелый скелет;

-мощные зубы;

— длинный хвост).

Ребята, назовите черты характерные для птиц.

(предполагаемый ответ: крылья покрытые перьями, отсутствие зубов).

Вывод: ископаемые организмы дают прямые доказательства эволюции и позволяют установить взаимоотношения многих эволюционных линий.

  1. Закрепление темы:

Индивидуальная работа — выполнение тестовых заданий

1. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

А) отпечаток раковины моллюска

Б) видовое разнообразие рыб

В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

Г) наличие раковины у моллюсков

2. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве

А) земноводных и пресмыкающихся

Б) пресмыкающихся и птиц

В) пресмыкающихся и млекопитающих

Г) птиц и млекопитающих

3. Приведите пример палеонтологических доказательств эволюции

А) отпечаток археоптерикса

Б) видовое разнообразие организмов

В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

Г) наличие раковин у моллюсков

4. Пресмыкающиеся произошли от

А) кистеперых рыб

Б) стегоцефалов

В) ихтиозавров

Г) археоптериксов

5. Наиболее известными палеонтологическими доказательствами родства птиц и пресмыкающихся служат находки

А) динозавров

Б) зверозубых ящеров

В) археоптериксов

Г) летающих ящеров


Критерии оценок

5 праввильно-«5»

4 праввильно-«4»

3 праввильно-«3»

2 праввильно-«2»

1 праввильно-«1»


  1. Домашнее задание

  1. Прочитать п. 43 учебника

  2. Ископаемое животное – археоптерикс имело признаки птицы и пресмыкающегося. Дайте оценку этому факту с научной точки зрения.




Список использованной литературы


1. Беляев Д. К. Общая биология. 10-11 класс. .- М.: ООО «Просвящение»», 2006.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://yandex.ru/

  2. https://www.darwin.museum.ru/expos/ floor3/Evol/defrus.htm




Свежие документы:  Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Соцветия»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: