Практическое использование элементов этноэкологии на уроках биологии



Традиции взаимодействия с природой марийского народа уходят корнями в далекое прошлое. Глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий.

Есть старинная притча о том, как одна молодая мать пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитание своего первенца. «Какого он возраста?» — поинтересовался умудренный жизнью старец и, получив ответ: «4 года», с сожалением отметил: «Вы опоздали на 5 лет». Мир стареет, а многие матери и вообще не приходят к мудрым старцам с подобным вопросом, особенно в области экологического воспитания «человеческих детенышей», взрастающих в Царей природы. Я думаю, что актуализировать эту проблему в головах будущих отцов и матерей сегодня, еще сидящих за партой, одна из основных задач экологического воспитания. Я считаю, что в сельской школе изучать растительный и животный мир, а также основные принципы охраны природы необходимо применяя национально-региональный компонент, в основе которого лежит марийский фольклор, элементы творчества марийского народа.

Мне, как учителю биологии, очень близка тема разнообразия растительного и животного мира Республики Марий Эл, охрана природных богатств, которая прослеживается в легендах, сказаниях, обычаях. Их использование позволяет мне давать учащимся материал более доступно, ведь дети всегда могут применить полученные знания. Мною разработана программа изучения многообразия животного и растительного мира марийского края по вышивкам этого народа. Ребятам очень нравится создавать образы, которые возникают при прослушивании музыкальных фрагментов. Например, включается старинная марийская мелодия. Ребятам предлагается озвучить образы, которые у них возникают в воображении при прослушивании этой мелодии. Дети говорят, что они представляют мужчин и женщин в красивых нарядах, главным украшением которых является вышивка. Рассматривая элементы вышивки, мы разбираем не только историю марийского народа, но и знакомимся с представителями классов растений и животных, изображенных на вышивке, выясняем, почему именно они изображались, с чем это могло быть связано. Детям интересно, они активно участвуют в обсуждении материала, вспоминают легенды и сказания, которые они слышали дома, изучая и биологический аспект темы. (видеофрагмент урока природоведения в 5 классе)

При изучении биологии в среднем звене — тема «Природные сообщества», использую пословицы, поговорки, загадки о лесе, предлагая ребятам объяснить, почему лес особо почитался у древних мари. Сохранилась ли эта традиция сейчас, так ли мы бережем лес, как завещали нам наши предки? Что мы можем предпринять, чтобы исправить положение.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему "Орган зрения"

Ребята анализируют, сравнивают, предлагают пути решения. Они не только сами становятся экологически грамотными, но и становятся носителями экологической культуры.

Загадки являются важным средством умственного развития детей, учат опираться на сравнение, обобщение, вычленять из определенных явлений характерные признаки. В загадках, как в фокусе, сливается образность, поэтичность мышления, взгляды на природу и ее обитателей. Издревле пользуясь дарами природы, марийцы сложили о них немало поэтических загадок, в которых прослеживаются особенности строения живых организмов, тип их поведения, особенности питания и местообитания. Например, загадка о лисе: «Посреди поля лежит красный клубок», о зайце говорится: «Уши длинные, хвост короткий, никого не пугаю, от всех убегаю». В загадках ярко отражен мир птиц: «Сам с наперсток, выводит мелодии», говорят о соловье. Изучая жизнь пчелиной семьи, в 7 классе при изучении темы насекомые, я всегда отмечаю, как представлен ее образ в устном народном творчестве. Она изображается как труженица кормилица, созидательница изобилия и богатства, мастерица вышивальщица. Пчелу марийский народ любовно называет сестренкой. Детям предлагается проанализировать материал и объяснить все образные сравнения. Сравнивая и обобщая, ребята используют не только биологический материал, но и материал ИКН, и здесь красной нитью прослеживается интеграция учебных дисциплин, что ведет к активизации познавательной деятельности учащихся. У ребят повышается мотивационный аспект учения, ведь свою активность на уроке может проявить ученик любой подготовки.

Особое место уделяю использованию пословиц. В сжатой форме в них заключены социальные отношения, мораль, быт, взгляды на окружающую действительность. Здесь порицается бесхозяйственное отношение к природным богатствам, поэтому этот вид фольклора использую при изучении материала природоохранной тематики. Например, «И болото — земля, и колючий куст – лес, и свинья — животное». При изучении темы «Время посева и глубина заделки семян» в 6 классе всегда использую марийские пословицы, которые содержат ценные практические советы, связанные с обработкой почвы, посевом семян. «Кряжистый дуб распустил листья – земля набрала силы», « Если срезанная рябиновая ветка тонет в воде, можно сеять рожь». И здесь дети знакомятся с особенностями сокодвижения растений, сезонными изменениями в их жизни.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что фольклор многое дает в плане обогащения экологических знаний школьников, лучшего овладения практическими умениями, навыками природоохранной деятельности, выработки правильного поведения в природной среде. Глубокое восприятие художественных образов произведений народного творчества содействуют не только углублению природоведческих знаний, но и обогащению эстетических переживаний и чувств. Все это позволяет воспитывать экологически грамотных жителей планеты Земля.

Свежие документы:  Консультация для родителей «Моя мама научила меня любить природу»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: