Проблемное обучение на уроках биологии — средство формирования положительной мотивации учения


Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»







Конкурс «Моё ноу-хау»





Тема: «Проблемное обучение на уроках биологии — средство формирования положительной мотивации учения »

Автор

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Махрина Галина Николаевна





Мой email: galinamakhrina @yandex.ru






п. Куть-Ях

2013г.





Введение

«Знания – дети удивления

и любопытства»

Луи де Бройль

Процесс становления новой Российской модели образования сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект-субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Герберта заменяется иной, обращённой к ребёнку , как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика .

Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями. В ФГОС устанавливаются требования к результатам учащихся: личностным, метапредметным, предметным. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования учащихся. Особое внимание уделяется метапредметным результатам, т.к. они включают освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, что позволяет им получить необходимую подготовку для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, т.е. умения учиться. По требованиям ФГОС второго поколения учебная деятельность является деятельностью по самообразованию и саморазвитию.

Задача современной школы – не только выработать у учащихся определенную

систему навыков и умений, ее главная задача – научить школьников их активному и

творческому применению во взаимоотношениях с природой, сформировать у них

научное мировоззрение, что возможно лишь при высоком уровне мотивации уча-

щихся. Формированию положительной мотивации изучения биологии способствует технология проблемного обучения.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания

материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Сама логика научных знаний в своем развитии представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные

ситуации из истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен.

Оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения

с включением проблемных ситуаций.

В своей работе учитель использует проблемные ситуации различные по содержанию

неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по

другим методическим особенностям.

Проблемная ситуация:

По содержанию неизвестного X

X-цель

X-Объект деятельности

X-Способ деятельности

X-Условие выполнения деятельности

Особенности используемой методики

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет собой организацию учебного процесса.Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель планирует и создает проблемную ситуацию, затем направляет учащихся на ее решение и организует его. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта

своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает

новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

Методические приемы создания проблемных ситуаций, используемые учителем

в работе, можно представить в такой последовательности:

— «подвожу» школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его

разрешения;

— сталкиваю противоречия практической деятельности;

— излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с точки

зрения ученого, юриста, финансиста, педагога);

— побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения и выводы, сопоставлять факты;

— ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику

рассуждения);

— определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

— ставлю проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с не-

определенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо

допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление

«психологической инерции»).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

— отбор самых актуальных задач;

— определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

— личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы, и каждый пре-

подаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса биологии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать возникающие проблемы самостоятельно. Требуется человек, который:

• начинает воспринимать себя по-иному;

• более полно понимает себя и свои чувства;

• становится более уверенным в себе и автономным в собственных поступках;

• ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

• становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;

• начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он

есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению значимого для ученика учения [4].

Таким образом, обозначилась первая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего к человеку умеющему).

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации отнюдь не воспитывает у школьника мотивацию в расширении и углублении знаний. Школьник чаще

принимает на себя роль пассивного слушателя. Современная система образования

предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. В поисках наиболее приемлемых технологий обучения внимание привлекает именно технология проблемного обучения.

Эта технология не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и в зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный инстинкт, инстинкт конструирования, художественного воображения и исследовательский инстинкт. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания слова, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных си-

туаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в

результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями

и развитие мыслительных способностей. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, так как воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества. [5]

3. Новые учебники. Издательским центром “Вентана-Граф” выпущены учеб-

ники по биологии нового поколения для 5-11 классов, в которых последовательно

раскрывается целостная система основных биологических понятий, а усвоение знаний предполагает активную самостоятельную работу ученика, способствующую развитию его интеллектуальных сил и умения понимать явления природы в их причинно-следственных связях и отношениях.

Учебный курс биологии представляет собой единую систему, в которой биология растений, животных человека и общая биология взаимосвязаны. Из класса в класс перед учащимися постепенно раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов и жизни в целом.

Поэтому особое внимание должно уделяться усвоению системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать

возрастные особенности учащихся. В 6-8 классах – любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. В 9-11 классах – стремление понять, обобщить, предпочтение активности и самостоятельным формам обучения, выбор значимых для них предметов, определение своего места в жизни. [10]

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование таких методов, как-то:

• наблюдения (в том числе и летнего),

• эксперимент, практические и лабораторные работы,

• решение логических задач,

• просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,

• сообщения учащихся,

• подготовка рефератов,

• участие в научно-исследовательской работе,

• использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики,

географии, литературы.


Применение проблемного обучения на уроках биологии

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный во-

прос, задача, требующие разрешения, исследования. [7]

Что подразумевается под проблемным обучением?

1. Метод проблемизации.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и

естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика

в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, я получаю возможность

“растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного

занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез при ее решении углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, ведет к открытию истины:

факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Задача учителя – направить изучение учебного материала по пути ухода от

прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного

опыта своим.

2. Самостоятельное выдвижение гипотез решения проблемы.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при размышлении вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один-два шага впереди учителя. Подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, учитель отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.

Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов. Данный метод я с успехом используется при изучении темы «Происхождение человека», «Экология» «Генетика».

4. Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.

Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем

и постановку проблемных вопросов, выявляющих личное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы. [5] По-

этому обсуждение и беседа чаще используются при изучении темы «Экология»,

«Селекция»; при изучении тем по физиологии растений, животных, человека.

Проблемный метод использется на уроках, форма которых требует:

Дискуссионной деятельности:

– семинары (индивидуальная работа);

– структурированные дискуссии (групповая работа) /Приложение№1/;

– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).

Исследовательской деятельности:

– практические занятия (коллективная работа);

– проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

– исследовательские уроки (индивидуальная работа).

А также на традиционных уроках с новыми аспектами:

• урок-лекция;

• урок-семинар;

• урок решения задач;

• урок-конференция /Приложение №3/;

• урок-экскурсия;

• урок-консультация;

• урок-зачет и т.д.

4. Нестандартных уроков:

• урок-аукцион;

• урок-пресс-конференция;

• урок-суд /Приложение №4/;

• учебный мозговой штурм;

• мозговая атака;

• урок-интервью;

• урок-консилиум.

Для проведения нестандартных уроков требуется продолжительная предварительная подготовка учащихся, помощь учителя. Может быть, поэтому традиционный урок используется педагогами чаще, но нетрадиционные формы уроков дают возможность ученику почувствовать свою причастность к решению проблемы, вызывают у него гордость за себя и удовлетворение учебным процессом, таким образом повышая уровень учебной мотивации.

Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.

2. СОБСТВЕННО УРОК.

Выделяется три основных этапа урока.

Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к

предстоящей работе. При проведении урока учитываются отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, их возрастные и психологи-

ческие особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся

в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. АНАЛИЗ.

При анализе данных уроков целесообразно оценить как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока не только при общении учителя с учащимися, но и учащихся между собой.

Очевидно, что рассмотренные частности – это только ориентиры, наметки для

педагогического творчества. Но они устанавливают некоторые «точки опоры».

Проблемное обучение на уроках биологии проводится через решение задач.

Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный

Свежие документы:  Тест для 7 класса по биологии на тему "Тип Хордовые"

результат.

Чем отличается контрольный вопрос от задачи?

Часто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной

информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните –

ответ готов.

При решении задачи необходимо:

– умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу;

– четкое знание терминов;

– правильное решение задачи (полезный результат).

Прежде чем предложить решить учащимся задачу, следует повторить пройденный материал главы, темы или курса. На каждом уроке ученик имеет возможность получить оценку, а класс – полезную информацию. Все это повышает интерес учащихся к предмету, помогает им получать информацию из дополнительных источников, составлять задачи, интересные вопросы для уроков и внеклассных мероприятий. И, конечно, постоянно звучит вопрос «Почему?» Ученики не только излагают материал, но и отвечают на этот вопрос, начинают верить в себя. Ученик может больше, чем думает об этом сам.

Таким образом, в ходе решения задач можно определить, умеет ли учащийся

использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них, решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но самое главное –

это не просто правильно решить задачу, а понять путь к ее решению. Задача – это

тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.

Приведу несколько примеров использования познавательных задач.

1. Королевские пингвины оставляют до пяти месяцев детенышей без еды в

суровых климатических условиях. Как выживают пингвинята? ( для наглядности можно использовать фрагмент мультипликационного фильма « Лови волну»)

(Птенцы собираются в большую стаю, в которой постоянно перемещаются птенцы снаружи к центру стаи, согреваясь и охлаждаясь. Все зависит от количества птенцов).

2. Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу,

прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и

впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает та-

рантул о приближении жертвы? Как питается паук? ( используется фрагмент видеоролика « членистоногие охотники»)

(Тарантул чувствует движение земли, когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).

3. Пыль – необходимая составная часть атмосферы, она обеспечивает естественный ход природных и естественных явлений. Из космоса на поверхность на-

шей планеты ежегодно поступает 106 т. вещества в виде пыли. При извержении

вулкана ее выделяется до 75 млн. м3, при испарении капель воды в атмосферу попа-

дает соль, химическая промышленность выделяет 1 млн. т. фреонов, соединений серы и т.д. Какова польза и какой вред пыли в атмосфере? (Пылинка – ядро конденсации водяных паров, от наличия пыли зависят оптические свойства атмосферы, пыль поглощает солнечную радиацию, уменьшает земное излучение, защищает от чрезмерного нагревания и препятствует излишней теплоотдаче, увеличивает турбулентность тропосферы).

4. Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8

см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирую-

щей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у

собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, ино-

гда и жизнь).

В 5-6 классах, изучая тему “Транспорт веществ в растении”, учащиеся

впервые должны усвоить такие понятия, как диффузия, осмос, концентрация веществ, транспирация, корневое давление и прочие. Для этого им необходимо знать особенности строения молекулы воды как диполя, то, что разноименно заряженные частицы притягиваются, как происходит испарение, как вещества растворяются и что такое концентрация веществ. Здесь требуются знания из физики, химии, чтобы суметь представить как молекулы воды “карабкаются” по тоненьким трубочкам –сосудам корней, стеблей, листьев, проникая в каждую клеточку.

При изучении темы «Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений» можно использовать задачи следующего содержания.

1. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему

они не могут потопить растение? ( Образуются вздутия – своего рода «спасательные

пояса», наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения,

уравновешивая плод в воде).

2. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не

растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его

называют «бесстыдница». Почему? (Эвкалипт – живой «насос». Листья расположе-

ны ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не

дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по

мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается

и падает).

В 6 классе при изучении темы «Роль зеленых растений в жизни человека» можно

использовать в группах задания проблемно-исследовательского характера, выполняя которые, учащиеся используют знания общих закономерностей и находят правильное решение в незнакомой ситуации. В этом задании есть главное понятие, с которым ребята уже знакомы, а метод анализа ситуации запрограммирован в уточняющих вопросах задания, которые заставляют учащихся в новой ситуации выделять уже имеющиеся элементы и соотносить их в соответствии с предложенной ситуацией.

1. Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г

углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается все-

ми жителями нашего поселка за сутки (в селе живут 2605 человека)? Какое количество

кислорода потребляет население села в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один

гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести

человек?»

В 7 классе по теме «Тип членистоногие» необходимо отследить причинно-

следственные связи: функция –>строение –> среда.

1. Планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06 см.

2. Рак и беззубка имеют жабры.

3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.

А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?

Б*. Какой должна быть дыхательная поверхность для того, чтобы могла происходить диффузия?

Ответ:

А. Процесс, о котором идет речь – газообмен, который осуществляется у всех организмов путем диффузии.

Б*. Для того чтобы могла происходить диффузия, дыхательная поверхность

должна быть:

проницаемой;

достаточно тонкой, потому что диффузия эффективна на расстоянии не бо-

лее 1 см;

влажной;

достаточно большой, чтобы обеспечить потребность организма в кислороде.

В воздухе в единице объема содержится во много раз больше О2, чем в таком

же объеме воды. В том случае, когда отношение поверхности к объему велико, ор-

ганизм получает достаточное для поддержания жизни количество О2.


8 класс. Тема “Внутренняя среда организма. Кровь”.

1. Через решение этой задачи лучше усваивается значение гомеостаза и то, что

жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови.

Демонстрация опыта.

Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%,

2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут можно заметить, что в растворах NaCl различной концентрации эритроциты ведут себя по-разному. Они не изменяются, где концентрация 0,9%. Эритроциты осядут на дно пробирки, и жидкость останется прозрачной. В пробирке с более низким (0,2%), чем в плазме, содержание

NaCl эритроциты набухнут, их оболочка разрывается. Гемоглобин выходит наружу

и окрашивает жидкость в пробирке в розовый цвет. В пробирке с более высоким содержанием NaCl (2%) эритроциты сморщиваются, оседают на дно, т.к. вода из них выходит наружу. Учащиеся должны объяснить увиденное на основе знаний осмоса, осмотического давления. [1]

Ученики воочию наблюдают явление, демонстрирующее роль гомеостаза в человеческом организме.

2. Найдите сходство и различие между человеком и простейшим животным, живущим в водоеме.

3. У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму.О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия?

4. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Ответ. У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверх-

ность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспорти-

ровке кислорода.

Тема «Опорно-двигательная система».

1. Средний вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета

человека составляет 7-8 кг. Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости?

2. Вопрос-противоречие: При ударах ломаются кости рук и ног, так как они

внутри полые. Но именно эти кости могут выдерживать значительный груз (до 2

тонн) и не ломаться. Почему?

Тема «Пищеварение».

1. Многие подростки не вынимают весь день жвачку изо рта. Какой опасности

они подвергаются, и почему так происходит?

2. Врачи уже давно замечали, что иногда у человека некоторые пищеварительные железы вследствие заболевания почти прекращают свою работу, а больные этого не замечают, на их пищеварении это не отражается. Как же тогда переваривается пища? Какое открытие позволило разгадать эту тайну?

Ответ. Разгадать эту тайну позволило открытие пристеночного пищеварения.

Крохотные количества ферментов, выделяемые больной железой, адсорбируются

кишечной стенкой, накапливаются и сохраняются. При их участии и происходит переваривание пищи.

10-11 класс. Тема “Основы экологии”.

Без навыков математического расчета и знаний биологии животных некоторые

задачи решить нельзя.

Примеры:

Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 кг.

Задача 2. Самки различных животных в течение всей жизни производят разное количество оплодотворенных яиц: мышь – 50, акула – 20, слон – 5, треска – 9 •106, устрица – 100•106.Сколько оплодотворенных яиц от одной самки в среднем должно выжить, чтобы численность популяции каждого из названных видов не уменьшилась?

Ответы:

1. 300 т (300 т планктона –>30 т нехищной рыбы –> 3 т хищной рыбы –> 0,3

т дельфина).

2. В среднем должно выжить 2 яйца каждой самки. [9]

При завершении изучения темы «Основы экологии» уместно проведение пресс-

конференции на экологическую тему. Например, «Экология Нефтеюганского района . Антропогенный фактор». К игре учащиеся готовятся в течение всего времени изучения

темы «Экология». Класс делится на группы, распределяются роли, затем каждый

ученик самостоятельно накапливает материал к пресс-конференции. Такая подготовка заинтересовывает ребят, позволяет им расширять кругозор, обеспечивает необходимость подготовки всех учащихся класса. Исследовательская группа получает конкретное задание от учителя, который знакомит их с методикой исследовательской работы. Задания группы получают разнообразные. Вот, например, задания для группы, изучающей проблемы сельского хозяйства:

1. Проанализировать последствия часто не обоснованного, стихийного использования химических веществ для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Какое влияние они оказывают на почвенную флору

и фауну, в каких случаях обработка сельскохозяйственных угодий может сопровождаться сильным запылением воздуха? Каковы последствия подобных явлений?

2. Узнайте, какие научные приемы и правила обработки земли снижают загрязнение окружающей среды химическими препаратами, используемыми в сельском хозяйстве.

Выполняя задания, ученик работает над решением конкретной проблемы, учится ее видеть и находить пути ее решения.

Расширить кругозор учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, научить сравнивать разные точки зрения, делать свои умозаключения, развить речь, позволяя ученикам высказывать свои мысли по конкретному вопросу,помогает использование на уроках элементов игры «Дебаты». В конце изучения темы «Происхождение человека» была проведена игра по теме «Обезьяны – предки человека ?!». В ходе подготовки и непосредственно участвуя в игре, учащиеся формируют свое мировоззрение, становятся более самостоятельными в собственных суждениях, у них появляется интерес конкретной области биологии, к новым знаниям вообще, а это еще один виток в развитии ребенка.

В процессе проблемного обучения школьники учатся самостоятельно выделять проблему, а затем сами находят оптимальный подход к ее решению. Используя

данную технологию, можно развить в детях уверенность в себе, повысить уровень

их коммуникабельности и мотивации к учению. Развитие мышления при использовании данной технологии позволило значительно улучшить учебные результаты детей.

Учение надо рассматривать не как «насыщение ученика знаниями», а как

обучение умению учиться, то есть, воспитывая ученика, поощрять его активность,

раскрывать только ему присущие способности.

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом – он должен

уметь творчески использовать имеющиеся знания на практике.















Используемая литература

1. Батуев А.С. и др. Биология. Человек: Учебник 9 кл. М.: Просвещение, 2008.

2. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.–

Тула: Родничок, 1999.

3. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.:

Педагогика, 1989.

4. Кемп П. Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок: Практическое посо-

бие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педаго-

гических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учи-

тель», 2001.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое посо-

бие.– Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., Знание,1974.

8. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.– М.: Молодая гвардия. 1986.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка.– М.: Русский язык,1985.

— 18 —

10. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М.: Педагогика,

1990.
















Приложение№1

Урок-диспут «Обезьяны являются предками человека ?!»

Цели – углубить знания учащихся по теме «Происхождение человека», развивать

критическое мышление, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно отбирать материал (аргументы и факты), воспитывать культуру речи

учащихся, уважительное отношение к оппонентам.

Учитель: Сегодня мы проведем игру – дебаты по теме «Обезьяны являются

предками человека». Вы выслушаете две противоположных точки зрения. Очень

важно, к какому мнению придете вы в конце игры. В ходе игры в рабочих тетрадях

делайте необходимые пометки, записывайте возникающие вопросы. Позже мы их

выслушаем и обсудим.

История вопроса

Свежие документы:  Урок по теме: "Равнобедренный треугольник и его свойства"

«За» /команда утверждения/:

Близость человека к обезьянам бросалась в глаза даже первобытным людям. Поэтому у многих племен Африки и Южной Азии

имелись предания о происхождении людей от обезьян. А самых близких к нам

обезьян – шимпанзе, гориллу и орангутанга – вообще называли не обезьянами, а

«лесными людьми» («орангутанг» по-малайски и означает «лесной человек»). В

восточных религиях (индуизме и буддизме) обезьяны занимают почетное место и

действуют во многих мифах.

Иное положение сложилось в западных религиях (иудаизме, мусульманстве и

особенно в христианстве). В них обезьяны – порождение дьявола, воплощение вся-

кой скверны. Поэтому говорить о сходстве и возможном родстве обезьян и человека

было невозможно даже 100 лет спустя после того, как догорели последние костры

инквизиции. Остается поразиться смелости и прозорливости Карла Линнея, который

описал в роде Homo (человек) кроме Homo sapiens (человек разумный) виды Homo

sylvestris и Homo troglogytes («человек лесной» и «человек пещерный»), под кото-

рыми подразумевал, видимо, шимпанзе и орангутанга.

Карл Линней говорил лишь о сходстве человека с приматами, но не об их родстве. Правда, Жан Батист Ламарк высказывал предположение о родстве человека и

орангутанга, но признания эта гипотеза не получила. В 1859 году Чарльз Дарвин в

завершение своего научного труда «Происхождение человека» отметил, что «свет

будет пролит на происхождение человека и его историю».

Последние 100 лет после Дарвина антропогенез усиленно изучали. Детально

изучили анатомию ныне живущих обезьян, нашли многочисленные ископаемые ос-

татки предполагаемых предков человека.

• В последние годы ведутся массовые раскопки, особенно в экваториальной Африке. Найдено множество костей древних обезьян и древних людей – больше,чем было обнаружено за 100 лет до этого.

• Разработаны надежные методы определения возраста горных пород (а значит,

и находящихся в них костей), основанные на анализе радиоактивных изотопов. В

результате выяснилось, что человеческий род на сотни тысяч, на миллионы лет

древнее, чем предполагалось ранее.

• Близость человека и обезьяны стала оцениваться методами молекулярной ге-

нетики. Количественная оценка сходства генов и белков позволила по-иному оце-

нить их родство

Считается, что наиболее близки к семейству людей африканские шимпанзе,

карликовый шимпанзе бонобо и горилла, а также орангутанг, ныне живущий на ост-

ровах Индонезии, но раньше обитавший и в Южном Китае. Как и человек, они от-

личаются высоким развитием головного мозга (хотя масса его в 2-3 раза меньше,

чем у человека), они могут слезать с деревьев и ходить по земле, но к продолжи-

тельному хождению на задних ногах они не способны.

По морфологическим признакам горилла, шимпанзе и бонобо гораздо ближе

к нам, чем орангутанг. Вот почему Чарльз Дарвин предполагал, что человек про-

изошел на африканском континенте от общего с африканскими высшими обезьяна-

ми предка.

«Против» /команда отрицания/:

С точки зрения сравнительной анатомии «южные» обезьяны выглядели как фантастическое сочетание небольшого обезьяньего мозга и вполне человеческой «двуногой» походки. Они могли очень хорошо бегать на двух ногах, высвободив руки. Ни одна древесная обезьяна, перейдя к жизни на поверхности земли, этого не делала.

3,5-4 миллиона лет назад по Африканскому материку распространились ранние австралопитеки – афарские, найденные в Эфиопии .Это была небольшая обезьяна (110-120

см), передвигавшаяся на задних конечностях и с зубами, похожими на человеческие.

Но этот вид человекоподобных обезьян исчез миллион лет назад.

Опыты с шимпанзе и другими обезьянами показали, что ни один из приматов,

кроме человека, не в силах научиться изменять форму одного предмета другим

предметом. То есть создавать орудия труда и деятельности.

«За»: Человека умелого вывели его из мира животных орудия.

«Против»: Обезьян невозможно научить звуковой речи. Звуки, которые они

издают, – это звуковые сигналы страха, тревоги, удовлетворения и т.д., которыми

они выражают не мысли, а эмоции, как все животные.

– Как у архантропов произошло переключение системы анализа звуков, сиг-

налов на деятельность коры больших полушарий?

С палеантропами связано несколько нерешенных вопросов. Переходные фор-

мы между ними и архантропами найдены на юге Франции (грот Араго, около 2000

лет назад) и в Африке. Но уже близкие по возрасту формы из Европы выглядят

очень «современно»: у них более высокий свод черепа, менее покатый лоб. А самые

поздние неандертальцы Южной и Центральной Европы, наоборот, самые звероподобные – все черты палеантропов у них как бы подчеркнуты. Создается впечатление, что не они были нашими предками. Их эволюция шла другим путем. Загадкой

остается череп существа, жившего в экваториальной Африке 2 миллиона лет назад,

в эпоху человека умелого .Этот череп с тонкими костями без надбровных

валиков, с высоким лбом, да и объем (777куб. см) содержащегося в нем мозга был

выше, чем у Homo habilis. Черепа архантропов и палеантропов гораздо более схожи

с обезьяньими.

Неясно так же, в каком родстве находится современный человек с загадочными гигантопитеками и мегантропами. Их огромные зубы, реже – обломки других

костей находили в юго-восточной Азии. По одной точке зрения, они были крупнее

гориллы, до 3 метров ростом. По другой – крупными у них были только зубы

«За»: Австралопитеки (поздние, мощные) тоже отличались непропорцио-

нально большими зубами.

«Против»: В настоящее время существуют племена людей, живущих на де-

ревьях (острова Океании) (см. в «Занимательной географии»).

Перекрестные вопросы команде утверждения:

– Чем можно объяснить, что обезьян нельзя научить создавать орудия труда?

– Как вы объясните невозможность обучения обезьян человеческой речи?

– Обезьяна издает звуки. Значит, голосовой аппарат готов к воспроизведению речи?

– Почему молекула ДНК австралопитека не схожа с молекулой человека?

Перекрестные вопросы команде отрицания:

– Приведите доказательства происхождения человека от обезьяны.

– Можно ли считать эти изменения мутацией и закреплением ее признаков в

ходе эволюции?

–Чем вы можете доказать, что человек занесен на нашу планету из космоса и

что инопланетяне наблюдают за нами?

Работа вторых спикеров команды по утверждению своего кейса.

Перекрестные вопросы команде утверждения:

– Сколько лет назад появились обезьяны?

– Как вы объясните нахождение при раскопках золотой цепи, изготовленной

300 миллионов лет назад?

– Докажите, что у обезьян нет чувства любви.

Перекрестные вопросы команде отрицания:

– Чем кроме данных о раскопках вы можете доказать, что человек произошел от обезьяны?

– Почему человек обладает гораздо меньшим видовым разнообразием, чем

животные?

– Какой метод изучения эволюции вам кажется самым достоверным?

– Назовите методы изучения эволюции человека по ДНК.

Заключительное слово третьих спикеров.

Подведение итогов игры.

Учащимся, наблюдавшим за игрой, раздаются лис-

ты опроса, им надо ответить на вопросы: «К мнению какой команды вы присоединились?»; «С какими доводами вы не согласны?».

Учитель: Сам факт эволюции нельзя отрицать, но механизмы эволюционного

процесса пока остаются для нас тайной. И все-таки объединяющим моментом всех

цивилизаций на Земле является генофонд человечества.

Приложение №2

Ролевая игра «Пресс-конференция «Экология и здоровье»

Самая большая ценность в мире – жизнь. Чужая, своя, жизнь животного и растений, Жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Н.К. РЕРИХ

Цели игры:

– обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды,

его влияние на здоровье человека, последствия и возможные пути решения данной

проблемы;

– привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и показать, что они сами мо-

гут сделать для улучшения среды обитания;

– развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных

источников, применять полученные знания в конкретной ситуации;

– ознакомить учащихся с экологической обстановкой района и села, где они живут.

Оборудование: плакаты, стенд “Экология и здоровье”; оборудование для эксперимента (машинное масло, перья птиц, песок, весы, бензин, щетки).

Действующие лица: председательствующий, представители прессы, специалисты-

экологи, химики, географ, лесник, глава администрации поселка, врач, депутат, лаборант больницы, учитель литературы.

План урока

1. Вступительное слово председательствующего.

2. Выступление экспертов-экологов.

3. Ответы на вопросы журналистов.

4. Работа в биохимической лаборатории.

5. Решение задач.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока

Председатель: Уважаемые дамы и господа, товарищи! Пресс-центр организовал эту встречу по просьбе журналистов. Объявленная тема пресс-конференции –

“Экология и здоровье”.

Сегодня мы обсудим следующие вопросы:

1. Современное состояние и охрана атмосферы.

2. Загрязнение гидросферы.

3. Экологическое состояние окружающей среды в нашем районе.

4. Экологическое состояние школы.

Мы не случайно сузили тему нашей пресс-конференции – обсудить на ней все

проблемы охраны природы не представляется возможным.

Лет 10-15 назад слово “экология” употреблялось не так часто. А теперь оно у

всех на слуху. И хотя перед человечеством стоит множество других нерешенных

проблем, экологические относятся к одним из важнейших.

Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы.

Здесь нет преувеличения. Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли

думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжи-

тельности жизни, 36-е – по уровню детской смертности и первые места по загрязне-

нию атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и в

продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и

гормонов, тяжелые металлы, пестициды.

Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% – в экологически неблагополучных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух, продукты оборачиваются утратой здоровья людей.

Мы собрались, чтобы обсудить проблему загрязнения природной среды и

влияние загрязнения на здоровье человека. Послушаем специалистов.

1-й эксперт: Жизнь на Земле зависит от состояния атмосферы. Воздух необходим всем аэробным организмам. Когда хотят подчеркнуть необходимость чего-либо, говорят: “Нужен как воздух”. Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут. Кроме того, атмосфера защищает живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.

Наибольшее значение для всех живых организмов имеет состав атмосферы,

который в настоящее время претерпевает качественные изменения. За последние 10

лет в атмосферу выброшено 4,4 млн. т свинца, 3,3 млн. т цинка, 585 тыс. т меди, 4,5

тыс. т никеля, 74 тыс. т кадмия.

Ученые установили прямую зависимость между загрязненностью воздуха и

частотой заболевания детей рахитом. Они подсчитали, что в течение года в России

выбрасывается в атмосферу около 39 миллионов тонн вредных веществ. Проблема

чистого воздуха – это международная проблема! Копоть Рурских металлургических

заводов оседает в норвежских городах, а сернистый газ Бирмингема “сжигает”

хвойные леса Швеции. Эксперты ООН предлагают ввести в связи с эти новый тер-

мин – экологическая агрессия!

Загрязняющие вещества поступают в атмосферу в газообразном состоянии и

выпадают на землю с осадками.

Термин кислотные дожди был введен английским химиком Смитом более 100

лет назад. Однако пагубное влияние кислотных дождей проявилось лишь в последние 10-15 лет. Основная причина кислотных дождей – выбросы в атмосферу сернистого газа, образующегося при сжигании топлива. По данным французского исследователя Рамада, основным поставщиком оксида серы в атмосферу (около 53%) являются ТЭС (тепловые электростанции).

Частое выпадение кислотных дождей нередко приводит к значительным изменениям в экосистеме. У лиственных растений разрушается хлорофилл, повреждаются листовые пластинки, многие ткани, у хвойных растений нарушается процесс дыхания. У животных и людей раздражаются слизистые оболочки, наблюдаются заболевания органов дыхания, снижается содержание гемоглобина в крови.

Следующая проблема, которую также хотелось бы затронуть, – потепление

климата, вызываемое парниковым эффектом. Парниковый эффект связан с использованием органического топлива. Согласно компьютерным прогнозам, сделанным в США и Японии, к 2050 г. средняя температура воздуха может увеличиться на 6° С,

концентрация углекислого газа возрастет в 2 раза, а количество осадков – на 10%.

Серьезную озабоченность вызывает у ученых и разрушение озонового слоя.

Установлено, что озоновый слой разрушается под воздействием производимых человеком фреонов. Во многих странах приняты программы постепенного и полного

отказа от применения фреонов. Над Антарктидой озоновая “дыра” занимает значительную площадь. Однако некоторые ученые рассматривают уменьшение концентрации озона как нормальное природное явление и считают, что особого повода для беспокойства нет. Наблюдения с искусственных спутников показали, что уровень озона над Антарктидой резко снижается в октябре, когда в этом полушарии начинается весна. Примерно через месяц концентрация озона выравнивается. Одни ученые связывают это с фотосинтетической активностью лесов Южного полушария, другие – со своеобразными условиями весенней Антарктиды.

Очевидно, решение проблем парникового эффекта и истощения озонового

слоя требует объединения усилий всех стран.

Председатель: От проблем атмосферы перейдем к проблемам гидросферы.

Острейшая проблема во многих странах – загрязнение водоемов и нехватка пресной

воды.

2-й эксперт: На нашей планете суша занимает около 1/3 поверхности, а все

остальное – вода. Объем воды на Земле – около 1,4 млрд. км3, но больше 97% – это

соленая вода морей и океанов, а пресной воды очень мало, всего около 2,6% (36

млн. км3), причем 3/4 ее приходится на льды Арктики (Гренландия) и Антарктиды.

Это одна из причин того, почему четверть населения нашей планеты страдает от не-

хватки питьевой воды. Все чаще можно слышать о нависшем над человечеством

питьевом голоде. Но пресная вода нужна не только для питья – промышленные

предприятия потребляют воды гораздо больше.

Тревогу вызывает и загрязнение Мирового океана. Ежегодно в Тихий океан

попадает более 9 млн. тонн отходов, в Атлантический – более 30 млн. тонн. В Мировой океан ежегодно поступает 13–14 млн. тонн нефтепродуктов. Одна капля нефти покрывает 20 м2 поверхности; по данным космической съемки, около 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой. Воды загрязняются не только нефтепродуктами. Балтийское, Северное и Ирландское моря сильно загрязнены моющими средствами. Воды Ирландского, Северного морей, Бискайского залива, восточной части Саргассова моря загрязнены пестицидами. Отравлены воды Балтийского, Северного и Черного морей, в ряде прибрежных акваторий там зарегистрировано повышенное содержание ртути и свинца.

Свежие документы:  урок математики "Решение задач на проценты" 6 класс

В атмосферу ежегодно поступает около 3 тыс. тонн ртути, а в океан – 5 тыс.

тонн. Соединения ртути, попавшие в организм человека с морепродуктами, накапливаются в тканях мозга, почек, печени, легких, в костях, создавая вторичные очаги

поражения. Разрушения затрагивают центральную нервную систему, мозжечок и

кору мозга, что сопровождается нарушениями движения, потерей слуха, сужением

поля зрения, психическими расстройствами. Повреждения возникают и в наследст-

венном аппарате.

На территории России расположено более 24 тыс. предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоемы. Качество воды в основных крупных

реках России оценивается как неудовлетворительное. Это связано с неудовлетворительной работой очистных сооружений из-за технической отсталости и малой мощности либо с их отсутствием. Около 80% сточных вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке. В воду попадают излишки удобрений с полей,вызывающие эвтрофикацию водоемов: изменяется химический состав воды, бурно

разрастаются водоросли в озерах и водохранилищах, нарушается биологический

круговорот веществ. Проникая в землю, азотистые соединения делают непригодной

для питья колодезную воду.

К числу наиболее чистых водоемов на Земле относится знаменитый Байкал –

огромное сибирское озеро, содержащее 1/5 часть всех мировых запасов поверхностных пресных вод. Он существует более 20 млн. лет и сохраняет очень низкий уровень минерализации. Одна из самых чистых рек, отличающихся высокой прозрачностью воды, – Ангара. Она берет начало в Байкале и течет на значительном протяжении по каменному ложу.

Председатель: До сих пор мы рассматривали общие экологические проблемы.

Они становятся более понятными благодаря конкретным примерам. Давайте обсудим, каково состояние окружающей среды в нашем районе. Слово нашему депутату.

Депутат: Проблемы сохранения окружающей среды очень актуальны и для нашей территории.

Несколько лет на территории нашей администрации имеет место проблема не-

санкционированной вырубки леса с целью заготовки дров, сбор дикоросов и неосторожное обращение с огнем в лесу, приводящее к пожарам и уничтожению редких и

эндемичных растений, к гибели диких животных.

Разливы нефтепродуктов (ГСМ) на заправках, свалки бытовых отходов, лесные пожары, вырубка лесных массивов прибрежных зон уничтожают основную среду обитания птиц и зверей. Мы можем потерять то видовое разнообразие растений и животных, которое имеем.

Показатели состояния здоровья населения Нефтеюганского района свидетельствуют о негативном влиянии загрязненной окружающей среды на организм человека. Вредные вещества, выделяемые автомобилями, являются токсичными, так как содержат тяжелые элементы-загрязнители.

Повышение их концентрации в воде и в воздухе губительны для людей, поскольку

поражает почки, ткани головного мозга, приводит к тяжелым нервным заболевани-

ям; отравления сказываются на здоровье последующих поколений – увеличивается

число случаев детского церебрального паралича (4 случая за последних 15 лет) сла-

боумия у детей (18 учащихся школы – 10% от общей численности учащихся – обу-

чаются по коррекционной программе 8 вида). Тяжелые металлы снижают иммунный

статус человека, вызывают токсикозы легких (самыми распространенными заболе-

ваниями жителей села являются ОРВИ, бронхит и туберкулез легких).

В нашем районе наблюдается рост числа случаев заболеваний органов дыхания – они занимают первое место среди всех заболеваний. Высока и продолжает расти частота онкологических заболеваний.

Наряду с мерами, направленными на уменьшение загрязнения окружающей

среды, необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание. Это одно

из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования населения.

Председатель: Теперь перейдем к еще более узкому вопросу – к оценке эко-

логического состояния нашей школы. Этим вопросом занималась целая экспертная

группа. В нее входили учащиеся 8-го класса. Им слово.

Оля: Когда нам поручили оценить экологическое состояние школы, мы зада-

ли себе вопрос: в каких условиях мы учимся? Ежедневно мы проводим в школе 5-6

часов. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем? От состояния и на-

строения учащихся зависит успех обучения, поэтому вопросы эти не праздные. Ответы на них зависят в первую очередь от санитарного состояния помещений.

В нашей школе влажная уборка проводится ежедневно 2 раза. Накопившийся

за день мусор – в среднем около 5 кг – увозят на свалку.

Каждый, наверное, без труда назовет школьные кабинеты, в которых приятно

заниматься. Это кабинеты химии, ОБЖ, кабинеты начальных классов. В них много растений, всегда чисто и уютно. Растения очищают и обезвреживают воздух, создают ощущение комфорта. К сожалению, в коридоре нижнего этажа растений мало – на первом этаже зимой холодно, и растения там плохо растут. Кроме того, некоторые учащиеся, не понимая роли зеленых растений, повреждают те, которые имеются в коридорах на подоконниках.

Председатель: А теперь мы переходим ко второй части нашей прессконференции: на все интересующие вас вопросы ответят специалисты.

У меня вопрос к учащимся класса. Прослушайте запись диалога ученика с

учителем.

(Учитель включает магнитофон, звучит диалог.)

Ученик: У нас в поселке ухудшилась экология! Воздухом совсем нельзя дышать, загазованность большая. А вода? А почва? Мы вымрем, как динозавры!

Учитель: Ну, зачем вы так! Во-первых, у нас в поселке, по последним данным

периодической печати, все нормализуется. А во-вторых, вы неправильно говорите

“экология ухудшилась” – это неграмотно.

Ученик. А как же надо говорить?

(Магнитофон выключается.)

Председатель: В чем же ошибка ученика? (Экология – наука, она не может

ухудшаться, ухудшается состояние окружающей среды.)

Ученик: Мы живем вдали от больших городов. Кругом лес. Грозит ли нам за-

грязнение атмосферы?

Химик: Еще в начале 60-х годов загрязнение атмосферы считалось проблемой

больших городов. А теперь стало ясно, что атмосферные загрязнители способны

распространяться на большие расстояния. Сегодня воздушные течения несут отрав-

ляющие газы, выброшенные заводами Англии, во Францию, завтра могут понести и

в Россию. Поэтому выделять местное загрязнение атмосферы во Франции или в

России можно только с учетом свойств загрязнителя.

То же можно сказать и о загрязнении воды. Например, в реку Рейн ежедневно сбрасывают тысячи тонн промышленных отходов. Жители ФРГ с горечью говорят, что в

воде Рейна достаточно химикатов, чтобы в ней проявлять фотоснимки, и если бы

знаменитая русалка, воспетая Генрихом Гейне, искупалась в этой воде, то вышла бы

на берег облысевшей. Эта масса отходов, пройдя вместе с водами Рейна по территории нескольких стран, попадает в Балтийское море и разносится к берегам других

стран. Поэтому говорить о загрязнении только в какой-то одной стране сегодня уже

нельзя – загрязнение в одном месте рано или поздно распространится по другим

районам.

На предприятиях ставят фильтры-очистители, сооружают отстойники. Но эффективность мер по борьбе с загрязнением только в одной стране будет сведена на

нет, если другие страны не примут таких же мер на своих территориях. Так что на-

ши леса не спасут атмосферу от загрязнения.

Корреспондент журнала “Наука и жизнь”: Какова причина роста заболеваемости детей рахитом? Почему это связано с загрязнением воздуха?

Врач: Загрязненный, запыленный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые

лучи, необходимые для синтеза витамина D, без которого невозможно нормальное

формирование скелета.

Корреспондент журнала “Химия и жизнь”: Чем грозят человеку высокие

дозы облучения ультрафиолетом?

Врач: Под действием ультрафиолета могут появиться ожоги кожи, глаз, воз-

растает частота раковых заболеваний кожи. Ультрафиолетовые лучи оказывают отрицательное влияние на зрение, ослабляют иммунитет.

Корреспондент журнала “Природа”: Мне пришли на память строки стихотворения Плотникова “Черные пятна”:

Океан седой гремит набатом

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету…

Черные сотрешь ли, человек?

Что делать с нашими “черными” океанами, как спасти их обитателей, как спастись самим?

— 31 —

Географ: Нельзя сказать, что ничего не делается для очистки вод Мирового

океана. Существует ряд международных соглашений, запрещающих сброс в море

сливных и промывных вод судов. В нефтеналивных портах мира работают установки, принимающие эти воды и очищающие их. Такими установками оборудованы

порты Туапсе, Одессы, Новороссийска. Другое дело, что не все судовладельцы достаточно сознательны и предпочитают бесплатно сливать загрязненную воду в море.

Для очистки от нефтяных загрязнений строятся суда-нефтесборщики, причем

собранная нефть может использоваться. Применяют бактерии, питающиеся нефтью.

Корреспондент журнала “Природа”: Как предотвратить возникновение ки-

слотных осадков?

Химик: Используя фильтры, можно сократить поступление оксидов серы и

азота в атмосферу. Но дело это достаточно хлопотное и дорогое. Существуют раз-

личные пути улавливания оксидов серы, которые затем используют для производства серной кислоты.

Как уже говорилось раньше, проблема кислотных дождей не может быть решена усилиями одной или даже нескольких стран..

Председатель: А сейчас перейдем к последней части нашей встречи – поработаем в “Биохимической лаборатории”. Сначала ознакомимся с газетным сообщением “Супертанкер раскалывается на части у берегов Франции”. Вот текст этого со-

общения:

“Народ Франции очищает побережье после четвертой по счету крупной аварии танкера за последние 11 лет. 16 марта 1978 г. “Амоко Кадис” шел с грузом 230

тыс. т сырой нефти. Из-за неполадок в механизме были остановлены двигатели.

Сильные волны помешали другим судам разгрузить танкер, он раскололся надвое и

пошел ко дну в мелких прибрежных водах Франции. Берега на 35 миль вокруг места

аварии были покрыты мертвыми морскими ежами, грудами мертвых моллюсков.

Более 10 тыс. мертвых птиц было найдено на берегу, а сотни других в море еще бо-

ролись за жизнь”.

К каким последствиям приводит утечка нефти в прибрежной зоне?

Для ответа на этот вопрос проведите следующий эксперимент.

Добавьте небольшое количество машинного масла в банку с водой. Смешиваются ли эти жидкости? Хорошо потрясите банку, поднесите к свету и рассмотрите.

Сделайте вывод.

Исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц и на песок. Рас-

смотрите птичье перо. Обратите внимание на его внешний вид и вес. Покройте перо

машинным маслом. Теперь с помощью воды, бензина и щетки постарайтесь очистить перо. Удалось ли вам это?

Покройте машинным маслом песок, найдите способ его очистки.

Сделайте выводы о последствиях катастрофы.

Проведем второй эксперимент.

Лаборант: Каждый школьник знает, что фрукты и овощи надо мыть. Однако

статистика показывает, что именно мытье фруктов приводит к таким опасным заболеваниям, как холера и дизентерия. Все зависит от того, откуда берется вода для

мытья. Вода часто бывает заражена опасными микроорганизмами. Мытье фруктов и

овощей в такой воде не обеззараживает их, а, наоборот, способствует попаданию на

них возбудителей болезней. Мыть овощи и фрукты надо обеззараженной, кипяченой

водой.

Проведем анализ воды.

1. В три разных стакана отливаем воду из заготовленных проб (колодезная,

речная, дождевая). Определяем цвет, прозрачность, наличие мути.

2. Из фильтрованной или промокательной бумаги делаем три фильтра. Фильтруем каждую пробу отдельно.

3. Определяем количество органических веществ в природе. Для этого отлива-

ем в пробирки по 2 мл каждой пробы, добавляем по несколько капель соляной кислоты. Затем готовим розовый раствор перманганата калия и приливаем его к каждой пробе по каплям. В присутствии органических веществ добавляемый раствор

будет обесцвечиваться. Можно считать, что органические вещества полностью

окислены, если красная окраска сохраняется в течение 1 минуты. Подсчитав количество капель, которое потребуется для окисления всех органических веществ, можно

оценить, какова была загрязненность в каждой пробе.

В ходе анализа воды нужно обратить внимание на следующее. Если вода имеет красноватый цвет, можно предположить, что она содержит соли железа, если после фильтрации вода остается мутной, значит, она богата мелкими коллоидными

частицами, проходящими через фильтр. Воду, содержащую большое количество органических веществ, опасно пить даже после кипячения. Наличие загрязнений на

фильтре указывает на наличие в воде глины, песка, других примесей. В норме вода

должна быть бесцветной, прозрачной, свободной от микроорганизмов, не должна

содержать посторонних примесей и вредных веществ.

Можно проверить и жесткость воды: если вода жесткая, мыло мылится плохо.

Председатель: Теперь мы можем перейти к подведению итогов нашей встречи.

“Самый страшный зверь на Земле” – так гласит надпись на клетке при входе в

один из западногерманских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь темной клетки, он видит самого себя – за решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись? К сожалению, нет!

Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на при-

роду. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: “Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”. Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил “царь Природы” на Земле?

Родная земля кровоточит ранами на старательских и дражных полигонах, тер-

ритории нижних складов забиты отходами лесопиления, наши селения окружают

свалки. Задумывался ли кто-нибудь о том, какое влияние на здоровье людей оказывают смытые кладбища, скотомогильники?

Обедняя природу, человек сам становится беднее. Послушайте отрывок из

стихотворения Вадима Шефнера “Человек”.

…Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

Нам следует изменить отношение к природе, понять свое место в эволюции,

чтобы не разделить судьбу исключенных из нее гигантских ящеров. Многие, если не

все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. И

первоочередную задачу мы видим в сообщении людям законов и правил экологического природопользования.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: