Программа для работы с одарёнными детьми «Биология в жизни человека»




Муниципальное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная

школа № 4 имени Нисанова Х.Д.






Программа по биологии для работы с одарёнными детьми:

«БИОЛОГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».






Подготовила

учитель биологии высшей категории

Полтавцева Олеся Анатольевна









2009 – 2010 учебный год.






Содержание.


1. Объяснительная записка……………………………………………………3 стр.


2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся……….3 – 4 стр.


3. Внепрограммная деятельность………………………………….4 – 5 стр.


4. Содержание программы……………………………………………..5 стр.


5. Тематическое планирование…………………………………….5 – 7 стр.


6. Итоговый контроль………………………………………………………….. 7 – 8 стр.


7. Список используемой литературы………………………………8 – 9 стр.



























Объяснительная записка.


Программа «БИОЛОГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» рассчитана на учащихся 9 – 11 классов. Содержание и структура этой программы построена по принципу практической биологии.

Программой предусмотрено овладение биолого-медицинских основ. В курсе рассматривается четыре основных составляющих части:

  1. Ботаника – 15 часов.

  2. Зоология – 15 часов.

  3. Человек и его здоровье – 15 часов.

  4. Общая биология – 15 часов.

Внимание школьников концентрируется на проблемах влияния окружающего мира на здоровье человека, а так же путях их успешного разрешения и преодоления. В каждом разделе отведены часы работы с местным материалом.

Работа в рамках программы «Биология в жизни человека» опирается на полученные ранее школьниками знаний по биологии, химии. Осуществляется на основе биологических понятий и терминов, усвоения научных фактов, практического применения этих знаний, обеспечивающих формирование биологического мышления.

Данная программа может быть использована для подготовки учащихся к олимпиадам по биологии.

Формы работы.

  • лекции;

  • беседы;

  • самостоятельные работы;

  • эксперименты;

  • экскурсии;

  • практические занятия.


Шкала оценивания.

  • Лекции оцениваются по цветовой шкале:

— «отлично»;

— «есть вопросы, скучновато»;


— «лекция неудачная».


  • Рефераты оцениваются по пятибалльной системе.

  • Для оценивания участия в экскурсиях и экспериментах применяются бальная система.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


НАЗЫВАТЬ (приводить примеры):

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • особенности строения и функционирования вирусов;

  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

ОБОСНОВЫВАТЬ (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функции клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушение осанки, плоскостопие;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

ОПРЕДЕЛЯТЬ (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы, и системы органов растений, животных и человека;

  • наиболее распространённые и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

ВЛАДЕТЬ УМЕНИЯМИ:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы, входящие в программу, пользоваться словарями, энциклопедиями, Интернетом;

  • обосновывать, находить суть темы, применять на практике полученные знания.


Внепрограммная деятельность.


Тематический лекторий для младших и средних школьников.

Приблизительные темы лекций:

  1. Экологическое состояние окружающей среды в твоём городе.

  2. Видовой состав растительности в окрестностях нашего города.

  3. Животные и охрана их в нашем районе.

  4. Состояние и структура сельского хозяйства в нашем районе.

  5. Влияние сельского хозяйства на состояние окружающей среды района.

  6. Типичные заболевания жителей нашего района и причины их возникновения.


Содержание программы.


ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ


Контр. раб.

БОТАНИКА.

15 Ч.

1

ЗООЛОГИЯ.

15 Ч.

1

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

15 Ч.

2

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.

15 Ч.

2

ИТОГО


60 ч.

6



Тематическое планирование.


Тема занятия

Кол-во часов

«БОТАНИКА».

15 часов

1.1.

Роль зелёных растений и значение их плодов, семян, цветков в природе и жизни человека.

1 час

1.2.

Охрана редких видов лекарственных растений и значение их в

жизни человека.

2 часа

1.3.

Основные группы организмов:

  • бактерии;

  • грибы;

  • растения.

1 часа

1.4.

Бактерии. Роль бактерий в природе, медицине, сельском

хозяйстве и промышленности.

2 часа

1.5.

Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

2 часа

1.6.

Грибы. Общая характеристика грибов.

2 часа

1.7.

Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы.

2 часа

1.8.

Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений и человека.

Пеницилл, его использование для получения антибиотиков.

2 часа

1.9.

Итоговая работа № 1: «Ботаника».

1 час.

«ЗООЛОГИЯ».

15 часов

2.1.

Сходства и различия животных и растений. Простейшие:

многообразие и значение. Малярийный паразит – возбудитель

малярии.

Ликвидация малярии как массового заболевания в стране.

1 час

2.2.

Черви. Тип Плоские черви: печёночный сосальщик и

бычий цепень.

Тип Круглые черви: аскарида человеческая – паразит человека. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

Тип Моллюски их значение.

2 часа

2.3.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1 час

2.4.

Класс Паукообразные. Клещи.

Паразитические клещи – возбудители и переносчики

опасных болезней. Меры защиты человека от клещей.

Класс Насекомые. Перепончатокрылые.

Медоносная пчела, её роль в жизни человека.

Двукрылые. Комнатная муха – переносчик возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с комнатной мухой.

2 часа

2.5.

Тип Хордовые. Общая характеристика. Класс Рыбы. Значение рыб для человека.

1 час

2.6.

Класс Земноводные или Амфибии. Многообразие и значение в природе и для человека.

2 часа

2.7.

Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые, их практическое значение и охрана.

1 час

2.8.

Класс Птицы. Многообразие. Особенности, связанные с полётом. Значение птиц в народном хозяйстве.

2 часа

2.9.

Млекопитающие. Разнообразие. Значение в природе и для человека. Сходства и различия человека и млекопитающих животных.

2 часа

2.10.

Итоговая робота № 2: «Зоология».

1 час.

«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ».

15 часов

3.1.

Общий обзор человеческого организма. Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиены для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда. Органы и системы органов.

1 час

3.2.

Опорно-двигательная система. Типы соединения костей. Мышцы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

1час

3.3.

Кровь. Органы кровообращения. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. СПИД и борьба с ним. Первая помощь при кровотечениях.

2 часа

3.4.

Дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся по воздуху. Предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вредное влияние курения на органы дыхания. Гигиена дыхания. Искусственное дыхание.

1 час

3.5.

Пищеварение. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Гигиена питания. Первая доврачебная помощь при желудочно-кишечных заболеваниях, пищевых отравлениях. Строение и уход за зубами.

1 час

3.6.

Промежуточная работа № 1

1 час

3.7.

Обмен веществ и энергии. Витамины, их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Нормы питания. Режим питания школьников. Строение, функции, профилактика заболеваний органов мочевыделительной системы.

2 часа

3.8.

Кожа. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиена кожи. Требования к одежде, обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.

1 час

3.9.

Железы. Эндокринная система. Гормоны. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки.

1 час

3.10.

Нервная система. Органы чувств, их значение. Гигиена анализаторов. Речь, мышление и сон. Гигиена умственного и физического труда. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

2 часа

3.11.

Итоговая работа № 3: «Человек и его здоровье»

1 час

«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ».

15 часов.

4.1.

Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены.

1 час

4.2.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Результаты эволюции: приспособленности организмов, многообразие видов.

1 час

4.3.

Развитие органического мира. История развития органического мира.

1 час

4.4.

Происхождение человека. Социальные и биологические факторы антропогенеза. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

1 час

4.5.

Промежуточная работа № 2

1 час

4.6.

Основы экологии. Экологические факторы.

1 час

4.7.

Основы цитологии. Строение и состав клетки. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

2 часа

4.8.

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Бесполое и половое размножение в органическом мире. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие плода.

1 час

4.9.

Основы генетики – науки о наследственности и изменчивости организмов. Законы генетики (законы Г. Менделя). Генетика пола. Мутации. Значение для медицины и здравоохранения.

2 часа

4.10.

Селекция, её задачи и основные методы: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология и её основные направления. Микробиологический синтез. Генная и клеточная инженерия.

1 час

4.11.

Итоговая работа № 4: «Общая биология»

1 час

ЕЖЕГОДНАЯ ШКОЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «Шаг в 21 век».

2 часа


Итоговый контроль.


  • Итоговая работа № 1:

ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Видовой состав растений на территории нашего школьного двора».

ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по ботанике

ВАРИАНТ № 3: Оформить агитационный плакат или выпустить буклет, статью в школьной газете в защиту растительного мира или его отдельных объектов.

  • Итоговая работа № 2:

ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Домашние животные и проблемы связанные с их выращиванием в современных условиях».

ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по зоологии.

ВАРИАНТ№ 3: написать статью для школьной газеты «Все животные нужны. Все животные важны!», оформить информационный плакат «Охраняемые виды животных нашего района».

  • Итоговая работа № 3:

ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Программа БОС-Здоровье. её функционирование в нашей школе. Результаты, полученные после внедрения данной программы в нашей школе».

ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по человеку.

ВАРИАНТ№ 3: написать статью для школьной газеты «Здоровьесберегающие технологии в нашей школе», оформить агитационный буклет «Я за здоровый образ жизни!».

  • Итоговая работа № 4:

ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Сорта растений выращиваемые в нашей местности. Обоснование такого выбора сортов».

ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по общей биологии.

ВАРИАНТ№ 3: написать статью для школьной газеты «Экологическое состояние моего города», оформить агитационный буклет «Твоё здоровье зависит от здоровья твоего «дома»!», фоторепортаж «Каким я вижу свой город».



Список литературы.


1. Н.Л. Галева, «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»: Москва «5 за знания» — 2006.

2. Т.А. Ловкова, «Подготовка к олимпиадам по биологии 8 – 11 классы»: Москва «Айрис-пресс» — 2007.

3. Г.М. Муртазин, «Задачи и упражнения по общей биологии»: Москва «Просвещение» — 1981.

4. «Большой справочник по биологии для школьников и поступающих в ВУЗы»: Москва «Дрофа» — 2002.

5. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»: Москва «Дрофа» — 2003.

6. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, «Биология» (трёхтомник): Москва «Мир» — 1993.

7. Учебное электронное издание, «Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс»: Москва. Республиканский мультимедиа центр – 2004.

8. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Растительный мир»: ЗАО «Новый диск» — 2005.

9. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Жизнедеятельность животных»: ЗАО «Новый диск» — 2005.

10. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов»: ЗАО «Новый диск» — 2005.

11. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Организация жизни»: ЗАО «Новый диск» — 2005.

12. Мультимедийное учебное пособие нового образца, «Биология. Анатомия и физиология человека»: ЗАО «Просвещение» — 2003.

13. 1С: Репетитор. Биология.: Москва – 2002.

14. Виртуальная лаборатория по генетике «БиоЛогика»: Институт новых технологий.


































Свежие документы:  Формирование у школьников интереса к изучению русского языка средствами предмета, 5-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: