Муниципальное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная
школа № 4 имени Нисанова Х.Д.
Программа по биологии для работы с одарёнными детьми:
«БИОЛОГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».
Подготовила
учитель биологии высшей категории
Полтавцева Олеся Анатольевна
2009 – 2010 учебный год.
Содержание.
1. Объяснительная записка……………………………………………………3 стр.
2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся……….3 – 4 стр.
3. Внепрограммная деятельность………………………………….4 – 5 стр.
4. Содержание программы……………………………………………..5 стр.
5. Тематическое планирование…………………………………….5 – 7 стр.
6. Итоговый контроль………………………………………………………….. 7 – 8 стр.
7. Список используемой литературы………………………………8 – 9 стр.
Объяснительная записка.
Программа «БИОЛОГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» рассчитана на учащихся 9 – 11 классов. Содержание и структура этой программы построена по принципу практической биологии.
Программой предусмотрено овладение биолого-медицинских основ. В курсе рассматривается четыре основных составляющих части:
Ботаника – 15 часов.
Зоология – 15 часов.
Человек и его здоровье – 15 часов.
Общая биология – 15 часов.
Внимание школьников концентрируется на проблемах влияния окружающего мира на здоровье человека, а так же путях их успешного разрешения и преодоления. В каждом разделе отведены часы работы с местным материалом.
Работа в рамках программы «Биология в жизни человека» опирается на полученные ранее школьниками знаний по биологии, химии. Осуществляется на основе биологических понятий и терминов, усвоения научных фактов, практического применения этих знаний, обеспечивающих формирование биологического мышления.
Данная программа может быть использована для подготовки учащихся к олимпиадам по биологии.
Формы работы.
лекции;
беседы;
самостоятельные работы;
эксперименты;
экскурсии;
практические занятия.
Шкала оценивания.
Лекции оцениваются по цветовой шкале:
— «отлично»;
— «есть вопросы, скучновато»;
— «лекция неудачная».
Рефераты оцениваются по пятибалльной системе.
Для оценивания участия в экскурсиях и экспериментах применяются бальная система.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
НАЗЫВАТЬ (приводить примеры):
общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ (описывать):
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
особенности строения и функционирования вирусов;
искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
ОБОСНОВЫВАТЬ (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функции клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушение осанки, плоскостопие;
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
ОПРЕДЕЛЯТЬ (распознавать, узнавать, сравнивать):
организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы, и системы органов растений, животных и человека;
наиболее распространённые и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
ВЛАДЕТЬ УМЕНИЯМИ:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы, входящие в программу, пользоваться словарями, энциклопедиями, Интернетом;
обосновывать, находить суть темы, применять на практике полученные знания.
Внепрограммная деятельность.
Тематический лекторий для младших и средних школьников.
Приблизительные темы лекций:
Экологическое состояние окружающей среды в твоём городе.
Видовой состав растительности в окрестностях нашего города.
Животные и охрана их в нашем районе.
Состояние и структура сельского хозяйства в нашем районе.
Влияние сельского хозяйства на состояние окружающей среды района.
Типичные заболевания жителей нашего района и причины их возникновения.
Содержание программы.
ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
| |
Контр. раб. | |||
| БОТАНИКА. | 15 Ч. | 1 |
| ЗООЛОГИЯ. | 15 Ч. | 1 |
| ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. | 15 Ч. | 2 |
| ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. | 15 Ч. | 2 |
ИТОГО |
| 60 ч. | 6 |
Тематическое планирование.
Тема занятия | Кол-во часов | |
| «БОТАНИКА». | 15 часов |
1.1. | Роль зелёных растений и значение их плодов, семян, цветков в природе и жизни человека. | 1 час |
1.2. | Охрана редких видов лекарственных растений и значение их в жизни человека. | 2 часа |
1.3. | Основные группы организмов:
| 1 часа |
1.4. | Бактерии. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. | 2 часа |
1.5. | Болезнетворные бактерии и борьба с ними. | 2 часа |
1.6. | Грибы. Общая характеристика грибов. | 2 часа |
1.7. | Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. | 2 часа |
1.8. | Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений и человека. Пеницилл, его использование для получения антибиотиков. | 2 часа |
1.9. | Итоговая работа № 1: «Ботаника». | 1 час. |
| «ЗООЛОГИЯ». | 15 часов |
2.1. | Сходства и различия животных и растений. Простейшие: многообразие и значение. Малярийный паразит – возбудитель малярии. Ликвидация малярии как массового заболевания в стране. | 1 час |
2.2. | Черви. Тип Плоские черви: печёночный сосальщик и бычий цепень. Тип Круглые черви: аскарида человеческая – паразит человека. Многообразие паразитических червей и борьба с ними. Тип Моллюски их значение. | 2 часа |
2.3. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 час |
2.4. | Класс Паукообразные. Клещи. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты человека от клещей. Класс Насекомые. Перепончатокрылые. Медоносная пчела, её роль в жизни человека. Двукрылые. Комнатная муха – переносчик возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с комнатной мухой. | 2 часа |
2.5. | Тип Хордовые. Общая характеристика. Класс Рыбы. Значение рыб для человека. | 1 час |
2.6. | Класс Земноводные или Амфибии. Многообразие и значение в природе и для человека. | 2 часа |
2.7. | Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые, их практическое значение и охрана. | 1 час |
2.8. | Класс Птицы. Многообразие. Особенности, связанные с полётом. Значение птиц в народном хозяйстве. | 2 часа |
2.9. | Млекопитающие. Разнообразие. Значение в природе и для человека. Сходства и различия человека и млекопитающих животных. | 2 часа |
2.10. | Итоговая робота № 2: «Зоология». | 1 час. |
| «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ». | 15 часов |
3.1. | Общий обзор человеческого организма. Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиены для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда. Органы и системы органов. | 1 час |
3.2. | Опорно-двигательная система. Типы соединения костей. Мышцы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | 1час |
3.3. | Кровь. Органы кровообращения. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. СПИД и борьба с ним. Первая помощь при кровотечениях. | 2 часа |
3.4. | Дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся по воздуху. Предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вредное влияние курения на органы дыхания. Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. | 1 час |
3.5. | Пищеварение. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Гигиена питания. Первая доврачебная помощь при желудочно-кишечных заболеваниях, пищевых отравлениях. Строение и уход за зубами. | 1 час |
3.6. | Промежуточная работа № 1 | 1 час |
3.7. | Обмен веществ и энергии. Витамины, их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Нормы питания. Режим питания школьников. Строение, функции, профилактика заболеваний органов мочевыделительной системы. | 2 часа |
3.8. | Кожа. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиена кожи. Требования к одежде, обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях. | 1 час |
3.9. | Железы. Эндокринная система. Гормоны. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки. | 1 час |
3.10. | Нервная система. Органы чувств, их значение. Гигиена анализаторов. Речь, мышление и сон. Гигиена умственного и физического труда. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему. | 2 часа |
3.11. | Итоговая работа № 3: «Человек и его здоровье» | 1 час |
| «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ». | 15 часов. |
4.1. | Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены. | 1 час |
4.2. | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Результаты эволюции: приспособленности организмов, многообразие видов. | 1 час |
4.3. | Развитие органического мира. История развития органического мира. | 1 час |
4.4. | Происхождение человека. Социальные и биологические факторы антропогенеза. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма. | 1 час |
4.5. | Промежуточная работа № 2 | 1 час |
4.6. | Основы экологии. Экологические факторы. | 1 час |
4.7. | Основы цитологии. Строение и состав клетки. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. | 2 часа |
4.8. | Размножение и индивидуальное развитие организмов. Бесполое и половое размножение в органическом мире. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие плода. | 1 час |
4.9. | Основы генетики – науки о наследственности и изменчивости организмов. Законы генетики (законы Г. Менделя). Генетика пола. Мутации. Значение для медицины и здравоохранения. | 2 часа |
4.10. | Селекция, её задачи и основные методы: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология и её основные направления. Микробиологический синтез. Генная и клеточная инженерия. | 1 час |
4.11. | Итоговая работа № 4: «Общая биология» | 1 час |
| ЕЖЕГОДНАЯ ШКОЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «Шаг в 21 век». | 2 часа |
Итоговый контроль.
Итоговая работа № 1:
ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Видовой состав растений на территории нашего школьного двора».
ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по ботанике
ВАРИАНТ № 3: Оформить агитационный плакат или выпустить буклет, статью в школьной газете в защиту растительного мира или его отдельных объектов.
Итоговая работа № 2:
ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Домашние животные и проблемы связанные с их выращиванием в современных условиях».
ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по зоологии.
ВАРИАНТ№ 3: написать статью для школьной газеты «Все животные нужны. Все животные важны!», оформить информационный плакат «Охраняемые виды животных нашего района».
Итоговая работа № 3:
ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Программа БОС-Здоровье. её функционирование в нашей школе. Результаты, полученные после внедрения данной программы в нашей школе».
ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по человеку.
ВАРИАНТ№ 3: написать статью для школьной газеты «Здоровьесберегающие технологии в нашей школе», оформить агитационный буклет «Я за здоровый образ жизни!».
Итоговая работа № 4:
ВАРИАНТ№ 1: подготовить проект «Сорта растений выращиваемые в нашей местности. Обоснование такого выбора сортов».
ВАРИАНТ № 2: ответить на вопросы миниолимпиады по общей биологии.
ВАРИАНТ№ 3: написать статью для школьной газеты «Экологическое состояние моего города», оформить агитационный буклет «Твоё здоровье зависит от здоровья твоего «дома»!», фоторепортаж «Каким я вижу свой город».
Список литературы.
1. Н.Л. Галева, «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»: Москва «5 за знания» — 2006.
2. Т.А. Ловкова, «Подготовка к олимпиадам по биологии 8 – 11 классы»: Москва «Айрис-пресс» — 2007.
3. Г.М. Муртазин, «Задачи и упражнения по общей биологии»: Москва «Просвещение» — 1981.
4. «Большой справочник по биологии для школьников и поступающих в ВУЗы»: Москва «Дрофа» — 2002.
5. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»: Москва «Дрофа» — 2003.
6. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, «Биология» (трёхтомник): Москва «Мир» — 1993.
7. Учебное электронное издание, «Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс»: Москва. Республиканский мультимедиа центр – 2004.
8. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Растительный мир»: ЗАО «Новый диск» — 2005.
9. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Жизнедеятельность животных»: ЗАО «Новый диск» — 2005.
10. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов»: ЗАО «Новый диск» — 2005.
11. Электронные уроки и тесты, «Биология в школе. Организация жизни»: ЗАО «Новый диск» — 2005.
12. Мультимедийное учебное пособие нового образца, «Биология. Анатомия и физиология человека»: ЗАО «Просвещение» — 2003.
13. 1С: Репетитор. Биология.: Москва – 2002.
14. Виртуальная лаборатория по генетике «БиоЛогика»: Институт новых технологий.