Министерство образования и науки Республики Бурятия.
Тарбагатайский районный отдел образования
МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
У
Утверждаю:
Директор школы Шадрина М.Ф.
___________
с. Солонцы
ИНН 0319002669
МОУ «Селенгинская средняя
общеобразовательная школа»
671110, Республика Бурятия,
Тарбагатайский район
с. Солонцы, ул. Бабушкина 37 «а»
тел: 58-4-42
ПРОГРАММА
элективного курса для предпрофильной подготовки
«Особенности состава и свойств почвы
школьного учебно-опытного участка»
Автор программы: Шадрина Юлия Васильевна,
учитель биологии и географии,
высшая квалификационная категория.
Паспорт программы.
1. Общие сведения.
1.1. Учредитель – МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа».
1.2. Название программы – Особенности состава и свойств почвы села Солонцы.
1.3. Автор программы – Шадрина Юлия Васильевна, учитель биологии и географии МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа».
1.4. Руководство программой:
Соловьева Любовь Федоровна – методист Тарбагатайского РОО
Шадрина М.Ф. – директор Селенгинской средней школы
Шадрина Юлия Васильевна – учитель биологии и географии
Трифонова Любовь Назаровна – заместитель директора по учебной части Селенгинской средней школы
1.5. В реализации данной программы участвуют учащиеся 8-9 классов.
1.6. Срок реализации программы. 1 год
1.7. Режим и форма. Занятия будут осуществляться как элективный курс для предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
1.8. Проблемы, на решение которых направлена программа:
В последнее время все больший интерес приобретает исследовательский метод в обучении. Кроме того, наша школа находится в эксперименте по внедрению профильного обучения. Любой учитель заинтересован, чтобы учащиеся выбрали именно его образовательную область, а в выборе профиля большую роль играет предпрофильная подготовка по предмету, которая осуществляется в форме элективных курсов для учащихся основной школы.
Данная программа признана решить и такие проблемы, как
Привлечение детей для выбора естественнонаучного профиля;
Организация исследовательской деятельности учащихся;
Участие в научно-практических конференция и конкурсах исследовательских работ учащихся;
Повышение плодородия почвы и урожайности на примере школьного учебно-опытного участка;
Повышение благосостояния школы.
1.9. Ожидаемый результат:
— выбор учащимися естественнонаучного профиля на старшей ступени обучения;
— развитие навыков исследовательской работы;
— повышение роли УОУ как центра опытнической и исследовательской деятельности по биологии, экологии, географии;
-успешное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся;
— повышение плодородия почвы УОУ и урожайности культур, выращиваемых на нем;
1.10. Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед программой.
Данная программа элективного курса призвана дать теоретические знания по биологии и экологии, а так же помочь овладеть практическими навыками основ исследовательской работы и выполнить ряд работ, направленных на исследование и повышение плодородия почвы и урожайности культур.
1.11. Законодательная база для разработки программы элективного курса
1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
2. Положение о проведении опытнической и исследовательской работы
3. Программно-методические материалы.
4. Инструкции по технике безопасности при проведении различных опытов.
1.12. Цели и задачи программы
Цель программы: Изучить особенности состава и свойств почвы УОУ.
Задачи:
определить тип почвы;
определить физические свойства почвы;
определить химические свойства почвы
применить полученные знания на практике;
1.13. Финансовое обеспечение программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от реализации сельхозпродукции, дополнительные привлеченные средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
1.14. Принципы реализации программы:
Принцип экологизации – развитие чувства ответственности и уважения к природе;
Принцип междисциплинарной интеграции – взаимосвязь областей «Биология», «Экология», «Технология», «География»;
Принцип системности – преемственность знаний, комплексность их усвоения;
Принцип увлекательности – заинтересованность детей исследовательской работой;
Принцип доступности – доступность материала для усвоения учащимися; учет возрастных особенностей;
Принцип дифференциации – выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей по разным направлениям.
1.15. Кадровое обеспечение:
Шадрина Ю.В.- руководитель пришкольного участка, образование высшее – БГУ, 2002 г.
Шадрина М.Ф.- директор школы, образование высшее, БГПИ – 1983 г., высшая категория.
Трифонова Л.Н. – заместитель директора по учебной работе, образование высшее, БГПИ – 1979 г., первая категория.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Роль и задачи исследовательской работы в учебном процессе.
В современных условиях развития общества перед школой стоят ответственные задачи:
Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;
Развитие творческой разносторонне развитой личности;
Усвоение учащимися глубоких и прочных знаний основ наук, привитие интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
В последнее время все больший интерес в практике обучения приобретает исследовательский подход. Исследовательская работа – один из наиболее эффективных способов накопления и совершенствования знаний. Во время исследовательской работы перед учащимися встает масса вопросов, заставляющих размышлять и искать ответ. При выполнении поставленных задач учащиеся должны их решать самостоятельно, с использованием справочной литературы, или с помощью учителя.
Исследовательская работа способствует:
Созданию более полного представления о научной картине живой природы у учащихся;
Раскрытию роли биологических знаний в сфере культуры;
Усвоению норм и правил экологической этики;
Выработке ценностного отношения к живой природе;
Показу познаваемости явлений природы, выработке умений формулировать познавательные задачи, планировать и осуществлять доступные наблюдения и эксперименты, конкретизировать идеи;
Формированию умения правильно ставить и решать задачи рационального использования живой природы;
Раскрытию картины биологической реальности, показу сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальной картинами мира;
Знакомству с научными принципами биологического познания (причинность, системность, историзм); развитию мыслительной деятельности, умению планировать наблюдения и эксперименты;
Подготовке к трудовой деятельности в области сельского производства;
Закреплению, расширению и углублению знаний, полученных на уроках биологии, трудового обучения;
Препятствия для выполнения программы:
Слабая материально-техническая база кабинета и лаборатории естествознания;
Недостаточное финансирование.
Пути преодоление препятствий:
Моральное и материальное стимулирование учащихся и учителей по реализации программы;
Повышение материально-технической базы кабинета и лаборатории естествознания.
В настоящее время наша школа работает над улучшением плодородия почвы учебно-опытного участка и одной из задач этой проблемы является изучение особенностей состава и свойств почвы на УОУ с целью повышения ее плодородия. Эта задача и была положена в основу программы элективного курса.
Цель программы: изучить особенности состава и свойств почвы села Солонцы на примере школьного учебно-опытного участка.
Задачи:
— определить тип почвы;
— определить физические свойства почвы;
— определить химические свойства почвы;
— применить полученные знания на практике;
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 8-9 класса основной школы, которые имеют достаточные знания в области биологии, химии, географии и основ сельского хозяйства. Программа будет действовать в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы.
В основу программы положен исследовательский принцип.
Объектом исследования является почва пришкольного участка. Почва УОУ весьма удобный объект для исследования, так как:
— во-первых, мы заинтересованы в хороших, высоких урожаях, поскольку это удешевляет школьное питание;
— во-вторых, УОУ непосредственно примыкает к зданию школы, что позволяет не затрачивать времени для перехода на участок для практических и исследовательских работ;
— в-третьих, работа на УОУ способствует трудовому воспитанию.
А так же это способствует ориентации детей на выбор естественнонаучного профиля.
Структура занятий построена так, что тематики теоретических занятий позволяет их связать с практико-исследовательской деятельностью учащихся.
В процессе занятий и практических работ, а так же при проведении исследований учащиеся приобретают навыки простейших анализов растений, учатся определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания, определять виды, состав и свойства почвы, составлять картограммы почв, определять кислотность почв, правила расчета доз и внесения удобрений.
Учащиеся учатся распознавать органические, минеральные удобрения, изучают нормы внесения и сроки их применения.
Намечены следующие основные направления работы:
Изучение основ почвоведения;
Получение навыков исследовательской работы;
Применение полученных знаний на практике.
Содержание программы
Содержание курса
Введение.
Цели задачи элективного курса. Предмет изучения курса.
Понятие почвы.
Понятие о почве; классификация почв, факторы почвообразования; морфологические признаки почвы – строение почвы, мощность почвы, окраска, механический состав, структура почв, методики определения механического состава почвы.
Свойства почвы.
Зависимость свойств почвы от ее типа; физические свойства почвы: плотность, пористость, связность, липкость, физическая спелость, биологическая спелость; формы воды в почве, гравитационная влага, капиллярная влага, пленочная влага, влажность почвы, влагоемкость, относительная влажность.
Методики определения физических свойств почвы. Органические элементы питания, гумус, кислотность.
Методики определения химических свойств почвы.
Обработка почвы
Почвенные карты и картограммы; понятие о земельном кадастре и бонитировки почв; способы обработки почвы – крошение, рыхление, оборачивание, перемешивание, выравнивание; приемы и способы основной обработки почвы; приемы и способы поверхностной обработки почвы – лущение, культивирование, боронование; минимальная обработка почвы, виды паров.
Удобрение
Необходимость минерального питания растений; органические удобрения – навоз, навозная жижа, компосты, перегной; виды и свойства минеральных удобрений; сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений; система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;
Охрана почв
Рациональное использование и охрана почв; рекультивация земель.
Заключение
Конференция — Характеристика почвы УОУ и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В процессе изучения элективного курса учащиеся
должны знать:
— понятие о почве;
— классификацию почв;
— факторы почвообразования;
— морфологические признаки почвы;
— методики определения механического состава почвы;
— физические свойства почвы;
— химические свойства почвы;
— методики определения физических свойств почвы;
— методики определения химических свойств почвы;
— почвенные карты и картограммы;
— понятие о земельном кадастре и бонитировки почв;
— способы обработки почвы;
— необходимость минерального питания растений;
— органические удобрения;
— виды и свойства минеральных удобрений;
— сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений;
— система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;
— рациональное использование и охрана почв;
— понятие рекультивации земель;
должны уметь:
— анализировать литературу по заданной теме;
— составлять планы опытов;
— правильно брать пробы почвы;
— закладывать опыты;
— применять различные методики для определения механического состава почв;
— применять различные методики по определению физических свойств почв;
— применять различные методики по определению химических свойств почвы;
— проводить анализирование полученных результатов.
Учебно-тематический план элективного курса
Тема | Теоретические занятия | Кол-во час. | Практические работы | Кол-во час. | |
1 | Введение |
|
|
|
|
2 | Понятие почвы | 1. Понятие почвы 2. Состав и типы почвы | 2 ч. | Определение механического состава и типа почвы.
| 2 ч. |
3 | Свойства почвы | 1.Физические свойства почвы. 2.Химические свойства почвы | 4 ч. | 1.Определение физи -ческих свойств почвы. 2. Определение хими -ческих свойств почвы | 6 ч. |
4 | Обработка почвы | 1.Обследование почв и их оценка. 2. Обработка почв | 3 ч. |
|
|
4 | Удобрения | 1.Минеральное питание растений и виды удобрений. 2.Органические удобрения. 3.Минеральные удобрения. 4.Система приме-нения удобрений | 4 ч. | 1.Расчеты доз удобре-ния. 2.Закладывание ком-поста | 2 ч. |
5 | Охрана почв | Охрана почв. | 1 ч. |
|
|
6 | Заключение |
| 2 ч. |
|
|
Итого: 16 часов теоретических занятий; 10 часов практических занятий |
Перспективный план внедрения программы
Содержание работы | |
1.Определение исходных позиций и разработка методики исследования | 1.Изучение научной и методической литературы. |
2.Пилотажный этап | 1.Изучение теоретических основ почвоведения. 2. Изучение методик исследования |
3.Основной этап | Проведение исследовательской работы |
4.Оформление результатов. | 1.Обобщение результатов 2.Написание методических рекомендаций, статей, отчетов. 3. Выступление на научно-практических конференциях и участие в конкурсах исследовательской работ учащихся |
5.Внедрение результатов | 1.Организация работ с использованием результатов. |
Развитие внешних связей
Мероприятия | |
Формирование единого образовательного пространства | 1. Заключение договора с кафедрой ботаники БГУ, почвоведения БНЦ 2. Сотрудничество с БСХА. |
Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств | 1. Повышение материально-технической базы УОУ через реализацию излишек сельскохозяйственной продукции 2. Заключение договоров с магазинами для реализации продукции. 3. Привлечение спонсорских средств. 4. Составление смет расходов по реализации программы. |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся во время занятий элективного курса
Цель | Мероприятия | Сроки | |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни
| Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни | 1. Формирование умений и навыков сохранения здоровья. 2. Ознакомление с правилами санитарно-гигиенического режима и их соблюдение. 3. Соблюдение техники безопасности при выполнении работ. 4. Постоянное слежение за осанкой во время проведения теоретических и практических занятий.
| Весь период |
Структура исследовательской работы в области предметов естественнонаучного цикла
Почвоведение Биохимия Агрохимия Физиология растений
Информационное обеспечение программы
Безуглова О.С. Почва вашего участка. Серия «Подворье». Ростов-на-Дону – М.: Феникс – АСТ, 1999. 112 с
Быков И.П. Методические рекомендации к проведению практических занятий по физиологии сельскохозяйственных растений. – Улан-Удэ, 1980. – 87 с.
Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова — М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
Овощеводство. Приусадебное хозяйство– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2000. – 300 с.
Огород. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2001. – 144 с.
Огород. Почвы и компосты. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 144 с.
Подшивка журналов «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство» за 2000-2002
Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: методические разработки для учителей: Поурочные разработки: — М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2001 – 208 с.
Физические и водно-физические свойства почв. Сост. В.А.Рожков. А.Г.Бондарев и др. М: Изд. Моск.гос.университета леса..2002. 74.с.
Шеин Е.В., Архангельская Т.А., Гончаров В.М и др. Полевые и лабораторные методы исследования физических свойств и режимов почв. М: Изд. МГУ. 2001. 199 с.
Энциклопедия огородника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 720 с.
3