Программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка»


Министерство образования и науки Республики Бурятия.

Тарбагатайский районный отдел образования

МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»




У

Утверждаю:

Директор школы Шадрина М.Ф.

___________




с. Солонцы

ИНН 0319002669

МОУ «Селенгинская средняя

общеобразовательная школа»


671110, Республика Бурятия,

Тарбагатайский район

с. Солонцы, ул. Бабушкина 37 «а»

тел: 58-4-42




ПРОГРАММА

элективного курса для предпрофильной подготовки


«Особенности состава и свойств почвы

школьного учебно-опытного участка»







Автор программы: Шадрина Юлия Васильевна,

учитель биологии и географии,

высшая квалификационная категория.




Паспорт программы.

1. Общие сведения.


1.1. Учредитель – МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа».

1.2. Название программы – Особенности состава и свойств почвы села Солонцы.

1.3. Автор программы – Шадрина Юлия Васильевна, учитель биологии и географии МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа».

1.4. Руководство программой:

  • Соловьева Любовь Федоровна – методист Тарбагатайского РОО

  • Шадрина М.Ф. – директор Селенгинской средней школы

  • Шадрина Юлия Васильевна – учитель биологии и географии

  • Трифонова Любовь Назаровна – заместитель директора по учебной части Селенгинской средней школы

1.5. В реализации данной программы участвуют учащиеся 8-9 классов.

1.6. Срок реализации программы. 1 год

1.7. Режим и форма. Занятия будут осуществляться как элективный курс для предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

1.8. Проблемы, на решение которых направлена программа:

В последнее время все больший интерес приобретает исследовательский метод в обучении. Кроме того, наша школа находится в эксперименте по внедрению профильного обучения. Любой учитель заинтересован, чтобы учащиеся выбрали именно его образовательную область, а в выборе профиля большую роль играет предпрофильная подготовка по предмету, которая осуществляется в форме элективных курсов для учащихся основной школы.

Данная программа признана решить и такие проблемы, как

  • Привлечение детей для выбора естественнонаучного профиля;

  • Организация исследовательской деятельности учащихся;

  • Участие в научно-практических конференция и конкурсах исследовательских работ учащихся;

  • Повышение плодородия почвы и урожайности на примере школьного учебно-опытного участка;

  • Повышение благосостояния школы.

1.9. Ожидаемый результат:

— выбор учащимися естественнонаучного профиля на старшей ступени обучения;

— развитие навыков исследовательской работы;

— повышение роли УОУ как центра опытнической и исследовательской деятельности по биологии, экологии, географии;

-успешное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся;

— повышение плодородия почвы УОУ и урожайности культур, выращиваемых на нем;

1.10. Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед программой.

Данная программа элективного курса призвана дать теоретические знания по биологии и экологии, а так же помочь овладеть практическими навыками основ исследовательской работы и выполнить ряд работ, направленных на исследование и повышение плодородия почвы и урожайности культур.

1.11. Законодательная база для разработки программы элективного курса

1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

2. Положение о проведении опытнической и исследовательской работы

3. Программно-методические материалы.

4. Инструкции по технике безопасности при проведении различных опытов.

1.12. Цели и задачи программы

Цель программы: Изучить особенности состава и свойств почвы УОУ.

Задачи:

  • определить тип почвы;

  • определить физические свойства почвы;

  • определить химические свойства почвы

  • применить полученные знания на практике;

1.13. Финансовое обеспечение программы:

Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от реализации сельхозпродукции, дополнительные привлеченные средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования).

1.14. Принципы реализации программы:

  • Принцип экологизации – развитие чувства ответственности и уважения к природе;

  • Принцип междисциплинарной интеграции – взаимосвязь областей «Биология», «Экология», «Технология», «География»;

  • Принцип системности – преемственность знаний, комплексность их усвоения;

  • Принцип увлекательности – заинтересованность детей исследовательской работой;

  • Принцип доступности – доступность материала для усвоения учащимися; учет возрастных особенностей;

  • Принцип дифференциации – выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей по разным направлениям.

1.15. Кадровое обеспечение:

Шадрина Ю.В.- руководитель пришкольного участка, образование высшее – БГУ, 2002 г.

Шадрина М.Ф.- директор школы, образование высшее, БГПИ – 1983 г., высшая категория.

Трифонова Л.Н. – заместитель директора по учебной работе, образование высшее, БГПИ – 1979 г., первая категория.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Роль и задачи исследовательской работы в учебном процессе.

В современных условиях развития общества перед школой стоят ответственные задачи:

  • Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;

  • Развитие творческой разносторонне развитой личности;

  • Усвоение учащимися глубоких и прочных знаний основ наук, привитие интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

В последнее время все больший интерес в практике обучения приобретает исследовательский подход. Исследовательская работа – один из наиболее эффективных способов накопления и совершенствования знаний. Во время исследовательской работы перед учащимися встает масса вопросов, заставляющих размышлять и искать ответ. При выполнении поставленных задач учащиеся должны их решать самостоятельно, с использованием справочной литературы, или с помощью учителя.

Исследовательская работа способствует:

  • Созданию более полного представления о научной картине живой природы у учащихся;

  • Раскрытию роли биологических знаний в сфере культуры;

  • Усвоению норм и правил экологической этики;

  • Выработке ценностного отношения к живой природе;

  • Показу познаваемости явлений природы, выработке умений формулировать познавательные задачи, планировать и осуществлять доступные наблюдения и эксперименты, конкретизировать идеи;

  • Формированию умения правильно ставить и решать задачи рационального использования живой природы;

  • Раскрытию картины биологической реальности, показу сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальной картинами мира;

  • Знакомству с научными принципами биологического познания (причинность, системность, историзм); развитию мыслительной деятельности, умению планировать наблюдения и эксперименты;

  • Подготовке к трудовой деятельности в области сельского производства;

  • Закреплению, расширению и углублению знаний, полученных на уроках биологии, трудового обучения;


Препятствия для выполнения программы:


  • Слабая материально-техническая база кабинета и лаборатории естествознания;

  • Недостаточное финансирование.


Пути преодоление препятствий:

  • Моральное и материальное стимулирование учащихся и учителей по реализации программы;

  • Повышение материально-технической базы кабинета и лаборатории естествознания.







В настоящее время наша школа работает над улучшением плодородия почвы учебно-опытного участка и одной из задач этой проблемы является изучение особенностей состава и свойств почвы на УОУ с целью повышения ее плодородия. Эта задача и была положена в основу программы элективного курса.

Цель программы: изучить особенности состава и свойств почвы села Солонцы на примере школьного учебно-опытного участка.

Задачи:

— определить тип почвы;

— определить физические свойства почвы;

— определить химические свойства почвы;

— применить полученные знания на практике;

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 8-9 класса основной школы, которые имеют достаточные знания в области биологии, химии, географии и основ сельского хозяйства. Программа будет действовать в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

В основу программы положен исследовательский принцип.

Объектом исследования является почва пришкольного участка. Почва УОУ весьма удобный объект для исследования, так как:

— во-первых, мы заинтересованы в хороших, высоких урожаях, поскольку это удешевляет школьное питание;

— во-вторых, УОУ непосредственно примыкает к зданию школы, что позволяет не затрачивать времени для перехода на участок для практических и исследовательских работ;

— в-третьих, работа на УОУ способствует трудовому воспитанию.

А так же это способствует ориентации детей на выбор естественнонаучного профиля.

Структура занятий построена так, что тематики теоретических занятий позволяет их связать с практико-исследовательской деятельностью учащихся.

В процессе занятий и практических работ, а так же при проведении исследований учащиеся приобретают навыки простейших анализов растений, учатся определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания, определять виды, состав и свойства почвы, составлять картограммы почв, определять кислотность почв, правила расчета доз и внесения удобрений.

Учащиеся учатся распознавать органические, минеральные удобрения, изучают нормы внесения и сроки их применения.

Намечены следующие основные направления работы:

  • Изучение основ почвоведения;

  • Получение навыков исследовательской работы;

  • Применение полученных знаний на практике.



Содержание программы


Содержание курса


Введение.

Цели задачи элективного курса. Предмет изучения курса.

Понятие почвы.

Понятие о почве; классификация почв, факторы почвообразования; морфологические признаки почвы – строение почвы, мощность почвы, окраска, механический состав, структура почв, методики определения механического состава почвы.

Свойства почвы.

Зависимость свойств почвы от ее типа; физические свойства почвы: плотность, пористость, связность, липкость, физическая спелость, биологическая спелость; формы воды в почве, гравитационная влага, капиллярная влага, пленочная влага, влажность почвы, влагоемкость, относительная влажность.

Методики определения физических свойств почвы. Органические элементы питания, гумус, кислотность.

Методики определения химических свойств почвы.

Обработка почвы

Почвенные карты и картограммы; понятие о земельном кадастре и бонитировки почв; способы обработки почвы – крошение, рыхление, оборачивание, перемешивание, выравнивание; приемы и способы основной обработки почвы; приемы и способы поверхностной обработки почвы – лущение, культивирование, боронование; минимальная обработка почвы, виды паров.

Удобрение

Необходимость минерального питания растений; органические удобрения – навоз, навозная жижа, компосты, перегной; виды и свойства минеральных удобрений; сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений; система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;

Охрана почв

Рациональное использование и охрана почв; рекультивация земель.

Заключение

Конференция — Характеристика почвы УОУ и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В процессе изучения элективного курса учащиеся

должны знать:

— понятие о почве;

— классификацию почв;

— факторы почвообразования;

— морфологические признаки почвы;

— методики определения механического состава почвы;

— физические свойства почвы;

— химические свойства почвы;

— методики определения физических свойств почвы;

— методики определения химических свойств почвы;

— почвенные карты и картограммы;

— понятие о земельном кадастре и бонитировки почв;

— способы обработки почвы;

— необходимость минерального питания растений;

— органические удобрения;

— виды и свойства минеральных удобрений;

— сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений;

— система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;

— рациональное использование и охрана почв;

— понятие рекультивации земель;

должны уметь:

анализировать литературу по заданной теме;

— составлять планы опытов;

— правильно брать пробы почвы;

— закладывать опыты;

— применять различные методики для определения механического состава почв;

— применять различные методики по определению физических свойств почв;

— применять различные методики по определению химических свойств почвы;

— проводить анализирование полученных результатов.

Учебно-тематический план элективного курса


Тема

Теоретические занятия

Кол-во час.

Практические работы

Кол-во час.

1

Введение





2

Понятие почвы

1. Понятие почвы

2. Состав и типы почвы

2 ч.

Определение механического состава и типа почвы.


2 ч.

3

Свойства почвы

1.Физические свойства почвы.

2.Химические свойства почвы

4 ч.

1.Определение физи -ческих свойств почвы.

2. Определение хими -ческих свойств почвы

6 ч.

4

Обработка почвы

1.Обследование почв и их оценка.

2. Обработка почв

3 ч.



4

Удобрения

1.Минеральное питание растений и виды удобрений.

2.Органические удобрения.

3.Минеральные удобрения.

4.Система приме-нения удобрений

4 ч.

1.Расчеты доз удобре-ния.

2.Закладывание ком-поста

2 ч.

5

Охрана почв

Охрана почв.

1 ч.



6

Заключение


2 ч.




Итого: 16 часов теоретических занятий; 10 часов практических занятий

Перспективный план внедрения программы


Название этапа

Содержание работы

1.Определение исходных позиций и разработка методики исследования

1.Изучение научной и методической литературы.

2.Пилотажный этап

1.Изучение теоретических основ почвоведения.

2. Изучение методик исследования

3.Основной этап

Проведение исследовательской работы

4.Оформление результатов.

1.Обобщение результатов

2.Написание методических рекомендаций, статей, отчетов.

3. Выступление на научно-практических конференциях и участие в конкурсах исследовательской работ учащихся

5.Внедрение результатов

1.Организация работ с использованием результатов.




Развитие внешних связей


Направления

Мероприятия

Формирование единого образова­тельного про­странства

1. Заключение договора с кафедрой ботаники БГУ, почвоведения БНЦ

2. Сотрудничество с БСХА.


Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств

1. Повышение материально-технической базы УОУ через реализацию излишек сельскохозяйственной продукции

2. Заключение договоров с магазинами для реализации продукции.

3. Привлечение спонсорских средств.

4. Составление смет расходов по реализации программы.



Сохранение и укрепление здоровья учащихся во время занятий элективного курса


Направле­ния

Цель

Мероприятия

Сроки

Сохранение и

укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни





Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни

1. Формирование умений и навыков сохранения здоровья.

2. Ознакомление с правилами санитарно-гигиенического режима и их соблюдение.

3. Соблюдение техники безопасности при выполнении работ.

4. Постоянное слежение за осанкой во время проведения теоретических и практических занятий.





Весь период






Структура исследовательской работы в области предметов естественнонаучного цикла

Почвоведение

Биохимия Агрохимия


Физиология растений


















Информационное обеспечение программы

  1. Безуглова О.С. Почва вашего участка. Серия «Подворье». Ростов-на-Дону – М.: Феникс – АСТ, 1999. 112 с

  2. Быков И.П. Методические рекомендации к проведению практических занятий по физиологии сельскохозяйственных растений. – Улан-Удэ, 1980. – 87 с.

  3. Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова — М.: Просвещение, 1991.- 240 с.

  4. Овощеводство. Приусадебное хозяйство– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2000. – 300 с.

  5. Огород. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2001. – 144 с.

  6. Огород. Почвы и компосты. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 144 с.

  7. Подшивка журналов «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство» за 2000-2002

  8. Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: методические разработки для учителей: Поурочные разработки: — М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2001 – 208 с.

  9. Физические и водно-физические свойства почв. Сост. В.А.Рожков. А.Г.Бондарев и др. М: Изд. Моск.гос.университета леса..2002. 74.с.

  10.  Шеин Е.В., Архангельская Т.А., Гончаров В.М и др. Полевые и лабораторные методы исследования физических свойств и режимов почв. М: Изд. МГУ. 2001. 199 с.

  11. Энциклопедия огородника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 720 с.

  12. www.treelad.ru

  13. www.ecosystema.ru

  14. http://zemledell.ru

  15. www.ecology-portal.ru































3


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Данные. Типы данных. Диалоговые программы" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: