Программа элективного курса по теме «Сложные задачи общей биологии»


УТВЕРЖДАЮ.

директор

МОУ «Украинская СОШ»

_________ Г.П. Осипова.



МОУ „Украинская средняя общеобразовательная школа“

Исилькульского муниципального района







Программа элективного курса


«Сложные задачи общей биологии»




Разработала:

Баймагамбетова

Ирина Есеновна,

учитель химии, биологии












СОГЛАСОВАНО.

МБУ «Ресурсно-методический центр

в сфере образования»

Исилькульского муниципального

района Омской области

_______________Г.Ф. Колебер


с. Украинка

2011 год



Пояснительная записка


Программа элективного курса «Сложные задачи общей биологии» ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии в области решения задач. Она предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.

Элективный курс поможет учащимся повторить сложный материал по общей биологии; отработать навыки решения стандартных задач; подробно разобрать решения трудных задач по генетике и молекулярной биологии, вызывающие затруднения у большинства школьников; качественно подготовиться к единому государственному экзамену.





Цель элективного курса: сформировать у учащихся умения решать задачи разной степени сложности.


Задачи:


  1. Кратко повторить и обобщить изученный материал по теме «Наследственность и изменчивость. Селекция».


  1. Выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся и умениях решать стандартные задачи школьной программы.


  1. Сформировать у учащихся умение решать задачи повышенной сложности.



















ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.


  1. Введение. (1ч)

Введение в генетику.


  1. Основные закономерности явлений наследственности. (7ч)

Законы Г. Менделя. Тестирование учащихся на умения решать стандартные задачи. Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание повышенной сложности. Неполное доминирование. Решение задач по теме повышенной сложности.


  1. Основные закономерности явлений изменчивости. (2ч)

Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. Решение задач по генетике популяций.


  1. Генетика человека. (3ч)

.Группы крови. Наследование групп крови. Решение задач.


  1. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. (6ч)

Хромосомное опознавание пола. Полное и частичное сцепление признаков с полом. Закон Т. Моргана. Решение задач на кроссинговер. Составление хромосомных карт. Решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности.


  1. Взаимодействие генов.(3ч)

Аллельные, неаллельные гены. Неполное доминирование, кодоминирование. Нарушения закономерностей расщепления: комплементарность, эпистаз, полимерия, действие генов-модификаторов. Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.


  1. Молекулярные основы наследственности. (5ч)

Строение генов. Цитоплазматическая наследственность. Белки. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка. Комплементарность. Решение сложных задач по темам: «Белки», «Биосинтез белка», «Нуклеиновые кислоты», «Код ДНК»


  1. Генетика и селекция. (5ч)

Генетические основы селекции организмов. Решение комбинированных задач повышенной сложности.


  1. Заключительное занятие. (2ч)

Проверка конечного уровня знаний: решение занимательных задач.


Календарно – тематическое планирование курса:


Тема занятия


Количество часов

Введение. Генетические символы и термины.

1

Основные закономерности явлений наследственности. Законы Г. Менделя.

1

Тестирование «Решение задач на I,II,III закон Менделя»

1

Решение задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности.


2

Неполное доминирование.

1

Решение задач на неполное доминирование повышенной сложности.


2

Генетика популяций.

1

Решение задач по закону Харди – Вайнберга.

1

Генетика человека. Наследование групп крови.

1

Решение задач на наследование групп крови.

2

Генетика пола; наследование, сцепленное с полом.

1

Закон Т. Моргана.

1

Решение задач на кроссинговер.

1

Решение задач повышенной сложности на сцепленное с полом наследование.



2

Составление хромосомных карт.



1

Взаимодействие генов.


1

Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.


2

Молекулярные основы наследственности. Строение генов. Цитоплазматическая наследственность.


1

Решение сложных задач по темам: «Белки», «Биосинтез белка», «Нуклеиновые кислоты», «Код ДНК»

4

Генетика и селекция.

1

Решение задач по теме «Генетика и селекция»

1

Решение комбинированных задач повышенной сложности.



3

Проверка конечного уровня знаний: решение занимательных задач.


2

Итого

34 часа



Ожидаемый результат:


Учащиеся должны знать:

  • основные генетические символы и термины;

  • формулировки законов Г. Менделя, Харди-Вайнберга, Т. Моргана;

  • основные принципы решения стандартных задач по генетике и молекулярной наследственности;

  • алгоритм решения комбинированных задач и задач повышенной сложности.


Учащиеся должны уметь:

  • решать стандартные задачи по общей биологии;

  • решать задачи повышенной сложности по генетике и молекулярной биологии;

  • составлять хромосомные карты.















Список использованной литературы:


  1. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология», М.: «Дрофа», 2008

  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к ЕГЭ. Биология», М.: «Дрофа», 2008

  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек», М.: «Дрофа», 2008

  4. Маклакова А.С., Жуйкова С.Е. «Биология»,М.: «Дрофа», 2008


  1. Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)


  1. Гуляев Г.В. « Задачник по генетике», М.: «Колос», 1980


  1. «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы», г. Волгоград, «Учитель», 1995



  1. «Краткий сборник генетических задач», Ижевск, 1993










Свежие документы:  Конспект урока по биологии для 9 класса «Митоз – как основа бесполого размножения, его фазы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: