Программа электовного курса по биологии для 10 класса «Общая цитология (биология клетки)»


Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70










Программа элективного курса по биологии — 10 класс.


«Общая цитология (биология клетки)»
















Составила Ланчкина Нина Федоровна

учитель биологии МБУ СОШ №70,

г.оТольятти, Самарской обл.






2014

Программа элективного курса по биологии — 10 класс.



Тема: Общая цитология (биология клетки) – 17 часов.


Пояснительная записка.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10-11класс) средних школ медико-биологического направления.

Основной цель курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применения новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, в помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.

Основная концепция курса заключается в:

— комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации ( от молекулярно – клеточного до системно – органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;

— сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассматривании вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях;

— использование самых современных молекулярно –биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение ученикам основами общей биологии , генетики , теории эволюции, других биологических наук а также физики и химии;

— историко — патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчёркивать интернациональный характер науки( особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30-50 годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки, тканей животных и растений;

— экологической направленности курса. Важно сформировать твёрдое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон) серьёзно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно — генетические – основы деятельности клеток — и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;

Свежие документы:  Многообразие млекопитающих 7 класс

— большом объёме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучении микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях работать с многочисленными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии.

Контроль знаний не считается главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, Итогами лабораторных работ являются отчёты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовке к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить её результаты.

В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:

— жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;

— умение оперировать знаниями;

— эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха.

Основной акцент направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала ученик – ученик, ученик – учитель.



























Учащиеся должны знать:

-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

— положения клеточной теории;

— особенности прокариотической и эукариотической клетки;

— сходство и различие животной и растительной клетки;

— основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии, хлоропласты и рибосомы;

— основные этапы синтеза белка в эукариотической клетки – транскрипцию и трансляцию;

— особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

— строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

— реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

— иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.


Учащиеся должны уметь:

— работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

— «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и её органоидов;

— изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования;

— выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

— иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

— работать с современной биологической и медицинской литературой и Интернетом;

-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

Свежие документы:  Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Главный герой. В. Драгунский "Что я люблю"

— применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

— использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.


Межпредметные связи.

Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-востановительные реакции.

Органическая химия. Принцип организации органических веществ.

Углеводы,жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.






























Учебно-тематическое планирование




Тема

Всего часов

Ауди

торных

Внеау

диторн.

Практи

Ческая

Деятел.

Форма

контроля

Введение в биологию клетки

1 час



Лаб.раб.

1час

Отчёт с выводами

Общий план строения клеток живых организмов

2часа

1 час



Лаб.р.

1 час

Тест.

Таблица.

Основные компоненты и органоиды клеток.

2 часа


1 час

Компь

ютерный

1час

Лаб.р.

Схема

Отчёт с выводами

Метаболизм – преобразование веществ и энергии

4 часа

3 часа


1час

Лаб.р.

Семинар.

Тест.

Ядерный аппарат и репродукция клеток

4 часа

3 часа


1час

Лаб.р.

Зачёт.

Отчёт с рисунками.

Вирусы как неклеточные формы жизни

2 часа

1час

1час

Интерак

тивное

занятие


Рефераты

Эволюция клетки

2 часа

1час


Обобща

ющий

семинар

Тест







Рекомендуемая литература.


  1. Вельш У., Шторх В Введение в цитологию и гистологию животных.Пер.с.нем.0М.:Мир,1992.

  2. Грин Н.,СтаутУ.,Биология: В3т/ пер с анг.;под редакцией Р.Сопера.0 М.: Мир,1990.

  3. Дюв К.де. Путешествие в мир живой клетки /пер с анг.;предисл.Ю.А.Овчинникова,-М.: Мир, 1987

  4. ЖдановаВ.М. ГайдамовичС.Я. Общая и частная вирусология.-М.: Медицина 1982

  5. Заварзин А.А.Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных.-Л.: Наука,1976

  6. ЗаварзинА.А. Харазова А.Д. Биология клетки.Учебник.- СПб.;Изд СпбГУ,1992

  7. Цитология. Биология размножения: Методические указания. Под редакцией Г.В.Хомулло.-Тверь.Тверская государственная медицинская академия. Кафедра медицинской биологии и генетики, 1999








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: