Рабочая программа по биологии 10 класс

МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей естественного цикла и технологии

____________Л.Г. Цепилова

Протокол № _________от

«____»____________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по СМР МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

________ И.М. Котляренко

«____»___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

_____________В.В.Шатило

Приказ №_______ от «___»_____________ 2013 г.

Рабочая программа

Название предмета – биология

Уровень изучения предмета — базовый

Ф.И.О. педагога – Таволжанская О.В.

Класс — 10 «А», 10 «Б».

2013 год

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 10 класса, изучающих биологию на базовом уровне, и реализуется на основе следующих документов:

• Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.

• Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень.

• Авторской программы по биологии.

• Учебного плана ОУ на 2013/2014 учебный год

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Содержание, а так же последовательность изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в полном соответствии.

Резервное время использовано для проведения контрольного тестирования по курсу биологии за 10 класс (1 час) и итогового урока по курсу биологии за 10 класс (1 час).

Количество часов на изучение раздела «Биология как наука. Методы научного познания» сокращено на 2 часа. Часы добавлены на изучение раздела «Клетка» (2 часа), учитывая сложность его восприятия для учащихся.

В соответствии с логикой изложения учебного материала тема «Основы селекции и биотехнологии» изучается в 11 классе.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Примерной программой предусмотрено проведение 8 лабораторных работ, но так как тема «Основы селекции и биотехнологии» изучается в 11 классе, то лабораторная работа № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» проводится в 11 классе.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

Биология как наука. Методы научного познания.

Клетка

Организм

Резерв

Итого

Рабочая программа ориентирована на учебник:

• В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Общая биология. 10-11 класс М.: «Дрофа», 2010 г.

методического пособия для учителя:

• Биология. 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Автор Г.М. Пальдяева. М.: «Дрофа», 2010г.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, 35 учебных недель. В том числе 7 лабораторных работ, 3 контрольных тестовых работы.

Основная форма обучения – урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения предусматривается обратная связь — проверка знаний обучающегося, которая дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. При контроле получает информацию и сам ученик. Рабочей программой предусмотрен текущий, тематический (промежуточный) и заключительный (итоговый контроль).

Текущий контроль позволяет выявить недостаточный уровень усвоения учебного материала учащимися и своевременно устранить обнаруженные пробелы в знаниях учеников. Преобладающими формами текущего контроля являются устный опрос, работа по карточкам, обучающая самостоятельная работа, контролирующая самостоятельная работа и т. д.

Тематический учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими теориями курса биологии. Основная форма тематического контроля, предусмотренная в рабочей программе, — это тестирование.

Заключительный (итоговый) контроль проводится по ведущим понятиям и теориям биологии, изучаемым в данном биологическом курсе на разных уровнях усвоения знаний и с учетом возрастных особенностей учащихся, в форме контрольного тестирования.

В целях подготовки учащихся к ЕГЭ все типы заданий, входящие в тестированный контроль распределяются по видам деятельности:

— задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации);

— задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);

— задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации).

А также предусматривается тренинг по заполнению бланков ЕГЭ, включение в домашние задания и использование на уроках задач по типу ЕГЭ (использование сборников с тренировочными тестами), систематическое включение в урок на этапе повторения заданий по типу ЕГЭ.

Одной из задач обучения является сохранение здоровья обучающихся. На уроках предусматривается реализация здоровьеориентированного образовательного процесса. Применяются следующие формы и методы:

— соблюдение санитарных норм и правил (обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски);

— проведение техники безопасности на уроках биологии два раза в год;

— осуществление смены видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др.);

— учет средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности;

— применение следующих видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа;

— использование методов, способствующих активизации инициативы и творчества самовыражения учащихся;

— учет места и длительности применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами);

— применение физкультурных и других оздоровительных моментов;

— проведение уроков, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

— учет психологического климата на уроке;

— применение на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, небольших стихотворений, музыкальных минуток;

— учет темпа и особенностей окончания урока;

— составление календарно- тематическое планирования с учетом реализация здоровьеориентированного образовательного процесса.

1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1. Содержание программы

1. Биология как наука. Методы научного познания — (2 ч.)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

1. Клетка — (12 ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

1. Организм — (19 ч.)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

1. Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

10 А

10 Б

10 А

10 Б

Введение. Биология как наука. Методы научного познания.

2 ч.

Техника безопасности на уроках биологии

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

3.09

3.09.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

10.09.

Клетка.

12 ч.

Методы цитологии. Клеточная теория.

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток на готовых микропрепаратах и их описание».

16.09.

Особенности химического состава клетки. Вода и минеральные вещества их роль в жизнедеятельности клетки.

23.09.

Углеводы и липиды их роль в жизнедеятельности клетки.

30.09.

Строение и функции белков.

14.10.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

21.10.

АТФ и другие органические соединения клетки.

28.10.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

4.11.

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

11.11.

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

18.11.

Сходства и различия клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток бактерий, грибов, растений и животных».

25.11.

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

2.12.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

9.12.

Организм

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

16.12.

16.

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.

23.12.

Автотрофное питание. Хемосинтез.

30.12.

Техника безопасности на уроках биологии.

Жизненный цикл клетки.

13.01.

Митоз. Амитоз. Мейоз.

20.01.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

27.01.

Формы размножения организмов. Половое размножение. Развитие половых клеток.

3.02.

Оплодотворение. Онтогенез -индивидуальное развитие организма.

10.02.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.

Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих»

17.02.

История развития генетики. Гибридологический метод.

2.03.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Лабораторная работа №5 «Составление простейших схем скрещивания».

9.03.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

16.03.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Решение генетических задач.

Лабораторная работа №6 «Решение элементарных генетических задач».

23.03.

Хромосомная теория наследственности.

Взаимодействие неаллельных генов.

30.03.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

6.04.

Изменчивость.

13.04.

Виды мутации. Причины мутации. Соматические и генеративные мутации.

Лабораторная работа №7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм».

27.04.

Контрольное тестирование по курсу биологии за 10 класс.

4.05.

Методы исследования генетики человека.

11.05.

Генетика и здоровье. Проблема генетической безопасности.

18.05.

Тематический тест

«Организм»

27.04.

Итоговый контрольный тест

Итоговое контрольное тестирование по курсу биологии за 10 класс.

04.05.

1. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Основная

Каменский А.А, Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс (базовый уровень) Дрофа. 2011.

Пальдяева Г.М. Биология.5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника.– 2-ое изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная

Анастасова Л.П.. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ- пресс, 2006.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2011.

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения. – М.: Дрофа, 2011.

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2011.

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2011.

Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.

Каменский А.А., Соколова Н.А, Титов С.А.. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2009.

Лернер Г. И. Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2008.

Муртазин В.А. Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1997

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2000

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2005

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,2000г.

Оборудование и приборы

Транспоранты к кодоскопу

Учебные звукозаписи

Учебные кинофрагменты

+

Лабораторная работа №1«Наблюдение клеток на готовых микропрепаратах и их описание»

Микроскоп

Набор микропрепаратов «Общая биология»

Предметное стекло

Покровное стекло

Препаровальная игла

Набор микропрепаратов

а) растительных тканей и органов

б) животных тканей

в) бактерий

г) грибов

Таблица

Лабораторная работа №5 «Составление простейших схем скрещивания».

Модель «Схемы скрещивания»

Лабораторная работа №6 «Решение элементарных генетических задач»

Таблица

Набор биологических объектов (коллекция)

Гербарий растений (коллекция)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

% оснащенности

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы — Арбесман, И.В. Копылов. ООО

Интернет-ресурсы

Педагогическая библиотека

Интернет — библиотека

Публичная Интернет- библиотека

https:// www.public.ru /mail.asp.

Научная сеть

https://scenct. rambler.ru/

Коллекция «Естественно- научные эксперименты»: биология

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Кабинет биологии

https://omc.mosuzedu.ru/ index

Сеть творческих учителей

Тестовые работы

https://albinaandr.siteedit.ru/page 15

Подготовка к ЕГЭ

www.ege.edu. ru

1. Приложение

Спецификация тестовых работ.

Цель работы: оценить уровень подготовки учащихся по изучаемым темам

Документы, определяющие содержание работы.

— Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования;

— Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования;

— программы для общеобразовательных школ;

— оценка качества подготовки выпускников средней школы по биологии;

— кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена в 11 классе.

Структура и содержание.

Каждая проверочная работа состоит из трёх частей.

Часть А содержит 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них – 8 – базового и 4 – повышенного уровня.

Часть В включает 2 задания базового уровня и 1 задание повышенного уровня

Часть С включает 2 задания базового уровня и 1 задание повышенного уровня со свободным ответом.

В работах используются задания базового и повышенного уровня. Задания базового уровня составляют большую часть и соответствуют минимуму содержания биологического образования. Эти задания требуют воспроизведения знаний путём выбора одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня предполагают более сложные виды учебной деятельности, требуют четкого, полного, обоснованного ответа по существу вопроса в соответствии с эталоном. В то же время они соответствуют минимуму содержания биологического образования. Задания этой группы относятся к группе применения знаний в изменённой ситуации и предусматривают установление соответствия между биологическими объектами, процессами, явлениями, а также свободный ответ.

Критерии оценивания  тестовых работ

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Все тестовые работы выстроены по одной и той же схеме: задания обязательного уровня до первой черты, задания среднего уровня между первой и второй чертой, задания уровня выше среднего – после второй черты. Шкала оценивания выполнения тестовой работы такова:

Отметка «3» — успешное выполнение только заданий обязательного

минимума;

Отметка «4» — успешное выполнение заданий обязательного минимума и

одного дополнительного (после первой или второй черты);

Отметка «5» — успешное выполнение заданий всех трех уровней

Итоговое контрольное тестирование за курс биологии 10 класса.

Вариант №1

Часть А

На предложенные вопросы дайте один правильный ответ

А1. Общая биология изучает:

1. строение и функции организма животных и растений

2. взаимосвязи живой и неживой природы

3. закономерности развития и функционирования живых систем

4. проблемы исторического развития жизни на Земле

А2 Открытость живых систем связана с

1. их строением и функциями

2. обменом веществами, энергией и информацией, с внешней средой

3. процессами исторического развития

4. их способностью к самовоспроизведению

А3 Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

1. вода и минеральные соли

2. жиры и углеводы

3. соединения серы, фосфора

4. нуклеиновые кислоты и белки

А4 Сущность клеточной теории точнее отражена в положении

1. клетки всех организмов выполняют одинаковые функции

2. клетки всех организмов одинаковы по своему строению

3. все организмы состоят из клеток

4. клетки в организме возникают из неклеточного вещества

А5 Клетка листа бегонии от клеток печени человека отличается:

1. присутствием пластид и клеточной стенки

2. присутствием запасных углеводов

3. другим генетическим кодом

4. отсутствием настоящего ядра

А6 Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

1. единстве живой и неживой природы

2. единстве химического состава клеток

3. единстве происхождения живых систем

4. сложности строения живых систем

А7 В клетке возбудителя чумы нет:

1. рибосом

2. цитоплазмы

3. мембраны

4. ядра

А8 Транспорт веществ через мембрану против градиента концентрации называется:

1. активный ионный транспорт

2. облегченная диффузия

3. пиноцитоз

4. фагоцитоз

А9 Во всех аминокислотах, входящих в состав белков, содержится:

1. аминогруппа и карбоксильная группа

2. только радикал

3. только карбоксильная группа

4. радикал и карбоксильная группа

А10 Из названных пар организмов к фотосинтезу способны:

1. подберезовик и лисичка

2. липа и ряска

3. аскарида и цепень

4. амеба и инфузория

А11 К репликации способна:

1. РНК

2. АТФ

3. ДНК

4. белок

А12 Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:

1. 23

В2 Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена

Процессы Этапы

а) начинается с расщепления глюкозы 1) бескислородный

б)образуется 2 молекулы ПВК 2) кислородный

в) происходит в мембранах крист

г) синтезируется 36 молекул АТФ

д) одним из результатов является спиртовое брожение

А

Б

В

Г

Д

В3 Установите последовательность протекания процессов при митозе

а) образуется 2 клетки с диплоидным набором хромосом

б) происходит утолщение и спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки, образование веретена деления.

в) хроматиды расходятся к полюсам клетки

г) хромосомы выстраиваются по экватору клетки, прикрепляясь к веретену деления своими центромерами.

Часть С

С1 Какими путями вещества попадают в клетку?

С2 Что общего в строении хлоропластов и митохондрий?

С3 Каковы достоинства и недостатки полового и бесполого размножения?

Вариант №2

Часть А

На предложенные вопросы дайте один правильный ответ

А1. Наука биохимия изучает:

1) строение и функции организма животных и растений

2) взаимосвязи живой и неживой природы

3) ферментативную функцию белков

4) проблемы исторического развития жизни на Земле

А2 Бактериофаги, или пожиратели бактерий, представляют собой:

1) лишайники

2) вирусы

3) низшие грибы

4) простейшие животные

А3 Гриб-трутовик и береза отличаются:

1) типы питания

2) размножение спорами

3) строение клеточной стенки

4) наличие пластид в клетках

А4 Плазматическая мембрана способна к:

1) раздражимости и проводимости

2) сократимости

3) избирательной проницаемости

4) полной проницаемости

А5 Двумембранным органоидом является:

1) клеточный центр

2) рибосома

3) митохондрия

4) ЭПС

А6 Выберите организм, клетки которого содержат хитин

1) мухомор

2) пчела

3) сосна

4) кишечная палочка

А7 Основными биогенными элементами считаются:

1) калий, сера, фосфор, хлор

2) углерод, азот, водород, кислород

3) кальций, магний, железо, сера

4) цинк, серебро, натрий, медь

А8 Укажите состав одного из нуклеотидов ДНК:

1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, Тимин

2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

4) остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

А9 Транспортная РНК выполняет следующие функции

1) перенос аминокислот на рибосомы

2) снятие и перенос информации с ДНК

3) формирование рибосом

4) синтез второй цепи ДНК

А10 Если молекула ДНК содержит 35% нуклеотида Т, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?

1) 35%

2) 14%

3) 15%

4) 44%

А11 Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерий, вызывающей холеру:

1) наличием клеточного ядра

2) большим количеством лизосом

3) проявлением свойств на клеточном уровне

4) наличием митохондрий

А12 Количество хромосом в половых клетках человека после мейоза равно:

1) 23

2) 46

3) 92

4)44

Часть В

В1 Выберите только 3 признака молекулы РНК

1) состоит из одной цепи

2) состоит из двух цепей

3) мономерами являются аминокислоты

4) молекула не способна к репликации

5) мономерами являются нуклеотиды

6) молекула способна к репликации

В2 Соотнесите особенности спермато- и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.

Особенности Процесс

а) протекает в семенниках 1) Сперматогенез

б) протекает в яичниках 2) Овогенез

в) начинается у эмбриона

г) в результате образуется 4 гаметы

д) начинается в подростковом возрасте

е) завершается образованием 1 гаметы

а

б

в

г

д

е

В3 Установите последовательность протекания процессов при митозе

а) образуется 2 клетки с диплоидным набором хромосом

в) хроматиды расходятся к полюсам клетки

Часть С

С1 Какова роль бактерий в природе?

С2. Дайте характеристику царству растений?

С3. Какое биологическое значение имеет процесс митотического деления клеток?

Таволжанская Ольга Викторовна, учитель биологии