Рабочая программа по биологии 5 класс


МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей естественного цикла и технологии



____________Л.Г. Цепилова

Протокол № _________от

«____»____________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по СМР МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

________ И.М. Котляренко

«____»___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

_____________В.В.Шатило

Приказ №_______ от «___»_____________ 2013 г.













Рабочая программа







Название предмета – биология

Уровень изучения предмета — базовый

Ф.И.О. педагога – Таволжанская О.В.

Класс — 5 «А», 5 «Б».









2013 год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, а также программы основного общего образования по биологии. V – IX классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2013г.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Общая характеристика курса

Курс «Биология. Введение в биологию. 5 класс» как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Содержание биологии для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приёмов исследовательской деятельности. Расширяются знания учащихся о многообразие природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Место курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения биологии в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю. Предмет «Биология» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Содержание, а так же последовательность изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в полном соответствии.

Содержание разделов «Введение», «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Грибы» соответствуют авторской программе.

Количество часов на изучение раздела «Царство Растения» увеличено на 3 часа за счет резервного времени авторской программы:

1 час на изучение темы «Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники». Данная группа растений многочисленная и востребованная человеком, поэтому этот материал имеет большое практическое значение, и 1 часа для её изучения недостаточно, тем более что в данной теме запланировано проведение лабораторных работ.

1 час на изучение темы «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира», которая способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, имеет мировоззренческое значение.

1 час на обобщение и контроль знаний по курсу биологии за 5 класс, так как материал всего курса очень объёмный, а различия между изученными организмами и изучаемыми в дальнейшем животными существенны.

Тематическое планирование


Тема

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

Введение

6

6

Клеточное строение организмов

10

10

Царство Бактерии

2

2

Царство Грибы

5

5

Царство Растения

9

12

Резервное время

3

Итого

35

35

Количество и темы лабораторных работ соответствуют таковым в авторской программе и включают полный перечень лабораторных работ, обозначенных Примерной программой по биологии, в связи с хорошим оснащением кабинета биологии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Количество и темы практических работ, экскурсий соответствуют таковым в авторской программе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: «Дрофа», 2012г.,

методического пособия для учителя:

Программа основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы Пасечник В.В., В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2013г.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, в них входит лабораторных работ- 12, экскурсий- 1, практических работ-1, контрольных тестовых работ- 3.

Основная форма обучения – урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения предусматривается обратная связь — проверка знаний обучающегося, которая дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. При контроле получает информацию и сам ученик. Рабочей программой предусмотрен текущий, тематический (промежуточный) и заключительный (итоговый контроль).

Текущий контроль позволяет выявить недостаточный уровень усвоения учебного материала учащимися и своевременно устранить обнаруженные пробелы в знаниях учеников. Преобладающими формами текущего контроля являются устный опрос, работа по карточкам, обучающая самостоятельная работа, контролирующая самостоятельная работа и т. д.

Тематический учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими теориями курса биологии. Основная форма тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, — это тестирование.

Заключительный (итоговый) контроль проводится по ведущим понятиям и теориям биологии, изучаемым в данном биологическом курсе на разных уровнях усвоения знаний и с учетом возрастных особенностей учащихся, в форме контрольного тестирования.

Все типы заданий, входящие в тестированный контроль распределяются по видам деятельности:

— задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации);

— задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);

— задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации).

Одной из задач обучения является сохранение здоровья обучающихся. На уроках предусматривается реализация здоровьеориентированного образовательного процесса. Применяются следующие формы и методы:

— соблюдение санитарных норм и правил (обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски);

— проведение техники безопасности на уроках биологии два раза в год;

— осуществление смены видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др.);

— учет средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности;

— применение следующих видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа;

— использование методов, способствующих активизации инициативы и творчества самовыражения учащихся;

— учет места и длительности применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами);

— применение физкультурных и других оздоровительных моментов;

— проведение уроков, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

— учет психологического климата на уроке;

— применение на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, небольших стихотворений, музыкальных минуток;

— учет темпа и особенностей окончания урока;

— составление календарно- тематическое планирования с учетом реализация здоровьеориентированного образовательного процесса.


  1. Результаты освоения курса биологии

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей;

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей;

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Личностные результаты обучения

— воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

— знание правил поведения в природе;

— понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—  умение реализовывать теоретические познания на практике;

—  понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

—  воспитание в учащихся любви к природе;

— признание права каждого на собственное мнение;

— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

— умение слушать и слышать другое мнение.


  1. Планируемые результаты изучения курса

Выпускник 5 класса научиться:

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

-определять понятия «биология», «биосфера», «экология»;

— раскрывать значение биологических знаний в современной жизни;

— оценивать роль биологической науки в жизни общества;

-определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»; характеризовать основные методы исследования в биологии;

— изучать правила техники безопасности в кабинете биологии;

— определять понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»; анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; составлять план параграфа;

-определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания»; анализировать связи организмов со средой обитания; характеризовать влияние деятельность человека на природу;

— анализировать и сравнивать экологические факторы; отрабатывать навыки работы с текстом учебника;

— определять понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив»; работать с лупой и микроскопом, изучать устройство микроскопа; отрабатывать правила работы с микроскопом;

— выделять существенные признаки строения клетки; различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки;

— учиться готовить микропрепараты; наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их;

— выделять существенные признаки строения клетки;

-объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки; различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки; ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки, процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты; учиться работать с лабораторным оборудованием;

-выделять существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки; отрабатывать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

— выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки; обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты;

— определять понятие «ткань»; выделять признаки, характерные для различных видов тканей; отрабатывать умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах;

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; заполнять таблицы; демонстрировать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

— выделять существенные признаки бактерий;

— определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия»; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека;

— выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов; объяснять роль грибов в природе и жизни человека;

— различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

— готовить микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей; сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением;

— определять понятие «грибы-паразиты»; объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека;

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; готовить сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы);

-определять понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом»;

— выделять существенные признаки растений; выявлять на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений; сравнивать представителей низших и высших растений; выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием;

— выделять существенные признаки водорослей; работать с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей;

— объяснять роль водорослей в природе и жизни человека; обосновывать необходимость охраны водорослей;

— определять понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники»; находить лишайники в природе;

— выделять существенные признаки высших споровых растений; сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах; объяснять роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека;

-выделять существенные признаков голосеменных растений; описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов; объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека;

— определять понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты»; характеризовать основные этапы развития растительного мира;

-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводить из одной формы в другую.


  1. Содержание курса

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).






























  1. Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата


Введение.


6 ч.






1.

Техника безопасности на уроках биологии. Биология — наука о живой природе

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества


3.09

3.09.




2.

Методы исследования в биологии



Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


10.09.

10.09.




3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа


16.09.

16.09.




4.

Среды обитания живых организмов.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу


23.09.

23.09.




5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника


30.09.

30.09.




6.

Обобщающий урок.

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений



14.10.

14.10.





Клеточное строение организмов


10 ч.






7.

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом


21.10.

21.10.




8.

Строение клетки

Лабораторная работа №2 «Рассматривание строения растения с помощью лупы»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


28.10.

28.10.




9.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа №3

«Строение клеток кожицы чешуи лука»

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их


4.11.

4.11.




10.

Пластиды.

Лабораторная работа №4

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки



11.11.

11.11.




11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием


18.11.

18.11.




12.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом


25.11.

25.11.




13.

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты


2.12.

2.12.




14.

Деление клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


9.12.

9.12.




15.

Понятие «ткань».

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах


16.12.

16.12.




16

Обобщающий урок

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом


23.12.

23.12.





Царство Бактерии


2 ч.






17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Выделяют существенные признаки бактерий


30.12.

30.12.




18

Техника безопасности на уроках биологии.

Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека


13.01.

13.01.





Царство Грибы


5 ч.






19.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека


20.01.

20.01.




20.

Шляпочные грибы

Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами


27.01.

27.01.




21.

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа №8 «Особенности строения мукора и дрожжей»


Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением


3.02.

3.02.




22.

Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека


10.02.

10.02.




23.

Обобщающий урок

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)


17.02.

17.02.





Царство Растения


12 ч.






24.

Ботаника — наука о растениях

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием


2.03.

2.03.




25.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей»

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом


9.03.

9.03.




26.

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей


16.03.

16.03.




27.

Лишайники

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе


23.03.

23.03.




28.

Мхи, папоротники.

Лабораторная работа №10 «Строение мха (на местных видах)»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека


30.03.

30.03.




29.

Хвощи, плауны.

Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и папоротника (на усмотрение учителя)»


6.04.

6.04.




30.

Голосеменные растения.

Лабораторная работа №12

«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека


13.04.

13.04.




31.

Покрытосеменные растения.


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека


27.04.

27.04.




32.

Контрольно-обобщающий урок.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.


18.05.

18.05.




33.

Происхождение растений.

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».


4.05.

4.05.




34.

Основные этапы развития растительного мира.

Характеризуют основные этапы развития растительного мира.


11.05.

11.05.




35.

Заключительный урок по курсу биологии за 5 класс. Подведение итогов.

Летние задания.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.


25.05.

25.05.




























  1. Формы и средства контроля.

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Входящий контрольный тест

«Разнообразие живой природы»

16.09.

2

Тематический тест

«Клеточное строение организмов»

09.12.

3

Рубежный контрольный тест


23.12.

4

Тематический тест

«Царство Бактерии»

20.01

5

Тематический тест

«Царство Грибы»

17.02.

6

Тематический тест

«Царство Растения»

04.05.

7

Итоговый контрольный тест

Итоговое контрольное тестирование по курсу биологии за 5 класс.

28.05.


  1. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений- М, «Дрофа», 2012г (Гриф: Рекомендовано МО РФ).


50

100

Пасечник В. В. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» — М, «Дрофа», 2012г.


50

100

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования-

М. «Просвещение»,2011 г.


1

100

Фундаментальное ядро содержания общего образования-

М. «Просвещение»,2011 г.


1

100

Программа основного общего образования по биологии. V – IX классы. Авторы Пасечник В.В., В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов (Сборник нормативных документов. Биология)- М.:«Дрофа», 2013г.


1

100

Дополнительная

Журнал «Биология в школе»


12

100

  1. Коробкин В.И., Передельский

  2. Л.В. Экология, Ростов-на-Дону

  3. «Вектор», 2001г.


1

100

Митчелл П., «101 ключевая идея: экология»- М. «Аванта» 2001г.


1

100

Муртазин А.В. Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1997


1

100

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2005


1

100

Холланд Д. Энциклопедия для детей- М. «Махаон» 2011г.


1

100

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Видеомагнитофон


1

100

Диапозитивы, диафильмы


+

100

Диапроектор


1

100

Кодоскоп


1

100

Компьютер с программным обеспечением


1

100

Магнитная доска


1

100

Мультимедиапроектор


1

100

Муляжи


7

100

Набор микропрепаратов растительных и животных клеток


1

100

Таблицы


20

100

Телевизор


1

100

Транспоранты к кодоскопу


+

100

Учебные звукозаписи


+

100

Учебные кинофрагменты


+

100

Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Лупа


15

100

Микроскоп


20

100

Лабораторная работа №2 «Рассматривание строения растения с помощью лупы»

Лупа


15

100

Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Микроскоп


20

100

Пипетка


15

100

Покровное стекло


30

100

Предметное стекло


30

100

Препаровальная игла


15

100

Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Микроскоп


20

100

Пипетка


15

100

Покровное стекло


30

100

Предметное стекло


30

100

Препаровальная игла


15

100

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Микроскоп


20

100

Пипетка


15

100

Покровное стекло


30

100

Предметное стекло


30

100

Препаровальная игла


15

100

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Микроскоп


20

100

Набор микропрепаратов тканей


1

100

Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Муляжи грибов


10

100

Лабораторная работа №8 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Микроскоп


20

100

Покровное стекло


30

100

Предметное стекло


30

100

Препаровальная игла


15

100

Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей»

Микроскоп


20

100

Покровное стекло


30

100

Предметное стекло


30

100

Препаровальная игла


15

100

Лабораторная работа №10 «Строение мха (на местных видах)»

Гербарный материал


15

100

Лупа


15

100

Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и папоротника»

Гербарный материал


15

100

Лупа


15

100

Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Линейка


15

100

Лупа


15

100

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.


1

100

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова


1

100

Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.


1

100

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.


1

100

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы — Арбесман, И.В. Копылов. ООО


1

100

Интернет-ресурсы

Педагогическая библиотека

http://www.pedlib.ru




Интернет — библиотека

http://www.kniga.ru




Публичная Интернет- библиотека

http:// www.public.ru /mail.asp.




Научная сеть

http://scenct. rambler.ru/




Коллекция «Естественно- научные эксперименты»: биология

http://experiment.edu.ru




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://schoolcollection.informatika.ru.




Кабинет биологии

http://omc.mosuzedu.ru/ index




Сеть творческих учителей

http://www.itn.ru




Тестовые работы

http://albinaandr.siteedit.ru/page 15




Подготовка к ЕГЭ

www.ege.edu. ru





  1. Приложение

Спецификация тестовых работ.

Цель работы: оценить уровень подготовки учащихся по изучаемым темам

Документы, определяющие содержание работы.

— Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования;

— Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования;

— программы для общеобразовательных школ;

— оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии;

Структура и содержание.

Каждая проверочная работа состоит из трёх частей.

Часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них – 8 – базового и 2 – повышенного уровня.

Часть В включает 1 задание повышенного уровня на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями.

Часть С включает 1 задание базового уровня со свободным ответом.

В работах используются задания базового и повышенного уровня. Задания базового уровня составляют большую часть и соответствуют минимуму содержания биологического образования. Эти задания требуют воспроизведения знаний путём выбора одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня предполагают более сложные виды учебной деятельности, требуют четкого, полного, обоснованного ответа по существу вопроса в соответствии с эталоном. В то же время они соответствуют минимуму содержания биологического образования. Задания этой группы относятся к группе применения знаний в изменённой ситуации и предусматривают установление соответствия между биологическими объектами, процессами, явлениями, а также свободный ответ.

Критерии оценивания  тестовых работ

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Все тестовые работы выстроены по одной и той же схеме: задания обязательного уровня до первой черты, задания среднего уровня между первой и второй чертой, задания уровня выше среднего – после второй черты. Шкала оценивания выполнения тестовой работы такова:

Отметка «3» — успешное выполнение только заданий обязательного

минимума;

Отметка «4» — успешное выполнение заданий обязательного минимума и

одного дополнительного (после первой или второй черты);

Отметка «5» — успешное выполнение заданий всех трех уровней


Итоговое контрольное тестирование за курс биологии за 5 класс.

Вариант 1

Часть А

Выберите один правильный ответ.

А1 В клетках водорослей есть

  1. споры

  2. хроматофор

  3. хлоропласты

  4. спорангии

А2 Лишайники представляют собой результат симбиоза

  1. бактерий и водорослей

  2. грибов и высших растений

  3. бактерий и высших растений

  4. грибов и цианобактерий или водорослей

А3 На торфяных болотах господствует мох

  1. кукушкин лён

  2. маршанция

  3. сфагнум

  4. риччия

А4 Мхи, в отличие от других высших растений не имеют

  1. корня

  2. стебля

  3. листьев

  4. цветка

А5 Папоротники цветут

  1. один раз в жизни

  2. ежегодно

  3. никогда не цветут

  4. на второй год жизни

А6 Голосеменные, в отличие от высших споровых растений имеют

  1. корень

  2. листья

  3. стебель

  4. семена

А7 К листопадным хвойным относится

  1. можжевельник

  2. лиственница

  3. пихта

  4. сосна

А8 Первыми наземными растениями были

  1. риниофиты

  2. моховидные

  3. плауновидные

  4. папоротниковидные

А9 В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

  1. моховидные

  2. голосеменные

  3. папоротниковидные

  4. покрытосеменные

А10 В настоящее время насчитывается покрытосеменных

  1. 750 видов

  2. 2500 видов

  3. 10000 видов

  4. 250000 видов


Часть В

Установите соответствие между группой растений и названием растения, которое к ней принадлежит.

Название растения

Группа

  1. сосна

  2. яблоня

  3. кедр

  4. тополь

  5. ель

  6. липа

А) голосеменные

Б) покрытосеменные


Часть С

Дайте развернутый ответ.

Перечислите меры, применяемые для борьбы с заболеваниями, которые вызываются бактериями.


Итоговое контрольное тестирование за курс биологии за 5 класс.

Вариант 2

Часть А

Выберите один правильный ответ.

А1 К многоклеточным зелёным водорослям относится

  1. хлорелла

  2. ламинария

  3. спирогира

  4. порфира

А2 Тело лишайника состоит из клеток

  1. гриба

  2. гриба и водорослей

  3. водорослей

  4. водорослей и бактерий

А3 Хлорофилл в клетках водорослей находится в

  1. хлоропластах

  2. хромопластах

  3. хроматофорах

  4. лейкопластах

А4 Вайи- это

  1. побеги плауна

  2. листья папоротника

  3. листостебельные мхи

  4. перезимовавшие побеги хвоща

А5 У современных хвощей

  1. многолетние надземные побеги

  2. хорошо развитые древесные стебли

  3. многолетние корневища

  4. красивые яркие цветы

А6 У цветковых растений, в отличие от голосеменных растений имеется

  1. корень

  2. цветок

  3. стебель

  4. листья

А7 Одними из первых наземных растений были

  1. риниофиты

  2. плауны

  3. ламинарии

  4. гинго

А8 Наука, изучающая вымершие организмы, называется

  1. генетикой

  2. экологией

  3. космологией

  4. палеонтологией

А9 Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является

  1. наличие цветка

  2. развитие из спор

  3. развитие из семени

  4. исключительно наземные растения

А 10 Цветки характерны для

  1. хвощей

  2. папоротников

  3. голосеменных

  4. покрытосеменных

Часть В

Установите соответствие между характеристикой и группой растений, к которой они относятся.

Характеристика растения

Группа

  1. являются высшими растениями

  2. являются низшими растениями

  3. тело расчленено на органы

  4. одноклеточные и многоклеточные организмы

  5. размножаются спорами

  6. размножаются семенами

А) водоросли

Б) покрытосеменные

Часть С

Дайте развернутый ответ.

Почему лишайники способны поселится в самых бесплодных местах?















28

Таволжанская Ольга Викторовна, учитель биологии

Свежие документы:  ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для 9 класса "ТАКАЯ РАЗНАЯ БИОЛОГИЯ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: