Рабочая программа по биологии (7 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


«Животные»


7 КЛАСС


авторы программы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова






подготовила

учитель биологии

высшая категория

Андреева Эльвира Юрьевна





Норильск — 2010





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:


Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основно­го общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в пе­речне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабо­раторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцени­ваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. — М.: Дрофа, 2003. — 144с: ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняют­ся в качестве домашнего задания.





2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


Введение. Общие сведения о животном мире

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных

Простейшие.

Многообразие, среда и места обитания. Образ жиз­ни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значе­ние в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биоло­гические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в при­роде и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 8 класса "Нервная система"

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообра­зие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвос­тые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и эко­логические особенности. Значение в природе и жизни человека. Ис­чезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепа­хи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологи­ческие и экологические особенности. Значение в природе и жизни че­ловека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и по­ведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов мле­копитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологиче­ские и экологические особенности. Значение в природе и жизни чело­века. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передви­жения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. «Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размно­жения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Индивидуальное развитие животных

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращени­ем и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбри­ологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.


Биоценозы

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на био­ценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов био­ценоза и их приспособленность друг к другу.


Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охра­няемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.


3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:


  • Развитие общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе

  • Формирование усвоения и применения в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, эволюции внутренних органов животного организма, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

1. Природа (5 класс);

2. Бактерии. Грибы. Растения (6 класс);

3. Животные (7 класс);

4. Человек и его здоровье (8 класс);

5. Введение в общую биологию и экологию (9 класс).

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями. Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.

Основными задачами данного раздела являются следующие:

  • Познакомить учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами ее развития

  • Познакомить с многообразием животного мира, с особенностями их строения, развития, происхождения и поведения

  • Раскрыть роль животных в природе и в жизни человека

  • Продолжить формировать представление о единстве живой природы

4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • элементарные сведения о систематических категориях животных, главные признаки типов животных;

  • особенности строения клетки организма животного;

  • особенности внешнего строения животных и их связи со средой обитания;

  • признаки усложнения строения животных;

  • значение животных в природе и жизни человека;

  • эволюцию покровной, опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, нервной, половой систем животных;

  • особенности поведения рыб, птиц, млекопитающих;

  • взаимосвязи животных в природном сообществе;

  • основные этапы и доказательства эволюции животного мира;

  • основные меры охраны животных.


5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


  • узнавать основных изученных животных в коллекциях, природе;

  • распознавать системы органов рыб, млекопитающих на таблицах, рисунках;

  • выявлять приспособленности организмов к совместному обитанию в природном сообществе, составлять пищевые цепи;

  • сравнивать животных основных типов, делать выводы об их родстве, доказывая происхождение животных;

  • проводить наблюдение за поведением аквариумных рыб, птиц, домашних животных;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам,

  • находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.

6. УМК:


Преподавание биологии в 7-х классах в МБОУ «СОШ №1» ведется в соответствии с БУП – 2004г. Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин, Р.Д.Маш) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ. 2004г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. — Волгоград: 000 «Издательство Волгоград», 2004. — 172с;

«Биология. Животные»


Методическое обеспечение для учителя и учащихся:


  • В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2004г.

  • В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», М.: Дрофа, 2005г.

  • Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.

  • Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

  • Резников В.З., Шуршал Л.И. «Животные». 7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Школа — Пресс, 2001.- 128с.6 ил. — (Дидактические мате­риалы);

  • Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. /Бровкина Е. Т., Белых В. И. -М.: Издательский Дом «ТЕНДЖЕР», 1997. — 56с

  • Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. — М.: Дрофа, 2001. — 192с;

  • Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.:«РАУБ» «Цитадель», 1996.- 174с;

  • Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);

  • Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004. — 272с;

  • Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1999. — 304с;
    для учащихся:

  • Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. — СПб.:Специальная Литература, 1996. -240с: ил.;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


7. MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:


  • «Природа России», 2004;

  • «Живая природа Аляски», 2004г.,

  • «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,

  • «Уроки биологии в 7 классе».

  • «Африканские животные», 2005

  • «Биологический энциклопедический словарь»

  • «Львы, тигры, гепарды»

  • «Биология. Животные. 7 класс». Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


8. ВСЕГО ЧАСОВ:

  • по программе – 68 часов

  • по КТП – 68 часов


9. ОБОСНОВАНИЕ:

Обучение в 7 классе осуществляется по БУП – 2004г. В содержание типовой программы, в связи с территориальным местом проживания внесены следующие изменения:

  • изменено количество часов на изучение темы «Развитие животного мира на Земле» (4 урока вместо предусмотренных 3х)

  • изменено количество часов на изучение темы «Биоценозы» (6 уроков вместо предусмотренных 4х).

Эти часы добавлены из числа «резервных часов».


10. ПРИЛОЖЕНИЕ:


  • 1 Приложение «Виды учебной деятельности»

  • 2 Приложение «Виды учебной деятельности» (сводная по четвертям)

  • 3 Приложение «Лабораторные работы»

  • 4 Приложение «КТП»















ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Виды учебной работы по темам





наименование

разделов и тем








Всего часов

Лекции

Лабораторные работы

Семинары

Экскурсии

Тесты

Контрольные работы

Творческие работы, рефераты

Самостоятельная, практическая работа

«Введение»

2

«Тип Простейшие»

2

1

1

1

«Многоклеточные животные, беспозвоночные»

16

3

3

1

2

«Тип Хордовые»

18

2

1

3

1

1

2

«Эволюция строения и функций органов и их систем»

14

2

1

1

3

«Развитие и закономерности размещения животных на Земле»

4

1

1

1

1

«Биоценозы»

6

1

1

1

1

1

1

«Животный мир и хозяйственной деятельности человека»

4

1

1

1

1

«Обобщение материала всего курса»

2

Итого:

68

1

8

1

3

11

4

4

11








ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Виды учебной работы (сводная по четвертям)



виды учебной работы

всего часов

по учебным четвертям

1

2

3

4

Лекции

1

1

Лабораторные работы

8

2

4

1

1

Семинары

1

1

Экскурсии

3

1

2

Тесты

11

3

3

2

3

Контрольные работы

4

1

2

1

Самостоятельная, практическая работа

12

1

3

5

3

Творческие работы, рефераты

4

1

1

1

1

Консультации


по мере необходимости



* В связи с корректировкой КТП в течение учебного года, возможны изменения в данной таблице.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Раздел дисциплины

Темы лекций, семинаров, лабораторных работ

План (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю)

1.

«Тип Простейшие»

Лабораторная работа №1

«Многообразие простейших организмов»

1. Изучение микропрепаратов простейших

2. Характеристика простейших

3. Особенности жизнедеятельности простейших

4. Колониальные формы

2.

«Многоклеточные беспозвоночные животные»

Лабораторная работа №2

«Многообразие кольчатых червей»


1. Особенности внешнего строения

2. Многообразие кольчатых червей на примере имеющихся представителей

Лабораторная работа №3

«Знакомство с многообразием ракообразных»

    1. Особенности внешнего строения

    2. Выполнение заданий по карточке

    3. Выводы по работе

Лабораторная работа №4

«Изучение представителей отрядов насекомых»

1. Особенности внешнего строения

2. Выполнение заданий по карточке

3. Выводы по работе

3

«Тип Хордовые»

Лабораторная работа №5

«Строение рыб»

1. Особенности внешнего строения

2. Выполнение заданий по карточке

3. Выводы по работе

Лабораторная работа №6

«Изучение внешнего строения птиц»

1. Особенности внешнего строения

2. Выполнение заданий по карточке

3. Строение перьев

4. Выводы по работе

4.

«Эволюция строения и функций органов и их систем»

Лабораторная работа №7

«Изучение особенностей различных покровов тела»

1. Трофические уровни

2. Продуктивность экологической системы

3. Правило экологической пирамиды

4. Пирамида чисел

5. Пирамида биомассы

6. Пирамида энергии

Лабораторная работа №8

«Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

1. Закладка опыта за несколько недель до урока

2. Ведение наблюдений, оформление

3. Выводы по наблюдениям

5.

«Развитие и закономерности размещения животных на Земле»

Лекция

«Доказательства эволюционного учения Ч. Дарвина»

1. Ч. Дарвин

2. Эволюционное учение

3. Доказательства эволюционного учения

  • Сравнительно — анатомические

  • Эмбриологические

  • Палеонтологические

6.

«Биоценозы»

Семинар

«Естественные и искусственные биоценозы»

1. Биоценоз (виды, состав)

2. Естественные биоценозы

3. Искусственные биоценозы

4. Отличия естественных и искусственных биоценозов





Свежие документы:  Конспект урока "Газообмен в легких и тканях" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: