Рабочая программа по биологии для 10 класса профиль биология-химия











Рабочая программа

по биологии

Для 10 класса (профиль биология- химия)

3 часа в неделю (всего 105 часов)







Автор-составитель:

учитель МБОУ СОШ №6

Бегунова Анна Павловна





2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 класса химико-биологического профиля составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Природоведение. Биология. Естествознание: содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов /авт.-сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова / М.: Вентана-Граф, 2007).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (профильный уровень)/ А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М.: Мнемозина, 2013.

На изучение биологии на профильном уровне отводиться 210 часов. Согласно годовому календарному учебному графику, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю, в том числе 105 часов в 10 классе и 102 часов в 11 классе.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ- 7;

лабораторных работ- 13;

практических работ – 11.

Темы уроков в календарно-тематическом планировании конкретизированы с учетом тем параграфа учебника.

Изучение биологии в 10 классе (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теорий, идей и принципов, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии), о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами — физики, химии, географии.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с химией — химический состав клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств; физикой – механическое движение, законы Ньютона, сила упругости, сила трения, доза излучения и биологическая защита.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего полного общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную и для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времен. (26 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.


Содержание учебного предмета

Биология как наука. Методы научного познания (6 ч)

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками*. Объект изучения биологии — биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

— Биологические системы.

— Уровни организации живой природы.

— Методы познания живой природы.

Клетка (30 ч)

Цитология — наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилак­тики распространения инфекционных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. (ладии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бак-(срий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. «етический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Клетка — генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфа-и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений Животных.

Демонстрации:

— Элементарный состав клетки.

— Строение молекул воды, углеводов, липидов.

— Строение молекулы белка.

— Строение молекулы ДНК.

— Редупликация молекулы ДНК.

— Строение молекул РНК.

— Строение клетки.

— Строение плазматической мембраны.

— Строение ядра.

— Хромосомы.

— Строение клеток прокариот и эукариот.

— Строение вируса.

— Половые клетки.

— Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

— Энергетический обмен.

— Биосинтез белка.

— Хемосинтез.

— Фотосинтез.

— Характеристика гена.

— Митоз.

— Мейоз.

— Развитие половых клеток у растений.

— Развитие половых клеток у животных.

Лабораторные и практические работы:

— Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, изучение и описание.

-Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

-Опыты по определению каталитической активности ферментов.

-Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

-Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

-Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке, I

-Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

-Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

-Сравнение процессов брожения и дыхания.

-Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

-Сравнение процессов митоза и мейоза.

-Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Организм (56 ч)

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы ор­ганов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. При чины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ ил развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследовании. Закон Т. Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наслед­ственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о цент­ах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических ядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Демонстрации:

— Одноклеточные и многоклеточные организмы.

— Ткани растений и животных.

— Способы бесполого размножения.

— Оплодотворение у растений и животных.

— Внешнее и внутреннее оплодотворение.

— Стадии развития зародыша позвоночного животного.

— Постэмбриональное развитие.

— Партеногенез у животных.

— Моногибридное скрещивание и его цитологические основы.

— Дигибридное скрещивание и его цитологические основы.

— Сцепленное наследование.

— Неполное доминирование.

— Наследование, сцепленное с полом.

— Перекрест хромосом.

— Взаимодействие генов.

— Наследственные болезни человека.

— Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Лабораторные и практические работы:

— Составление схем скрещивания.

— Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.

— Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков.

— Решение генетических задач на сцепленное наследование.

— Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

— Решение генетических задач на взаимодействие генов.

— Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

— Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно).

— Выявление изменчивости у особей одного вида.

— Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

— Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночныx животных.

— Сравнительная характеристика пород (сортов).

— Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований биотехнологии.

* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Распределение часов основного содержания по биологии в 10-11 классе, профильный уровень

(210 часов/ 207 часов согласно годовому календарному учебному графику на 2013-2014 учебный год, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю в 10 классе (105 часов) и 3 часа в неделю в 11 классе(102 часа))

Тема раздела

Класс

Часы

1.

Биология как наука. Методы биологии.

(6 часов)

10

6

11

2.

Клетка (30 часов + 10 часов из резервного времени)

10

40

11

3

Организм (56часов +3 часа из резервного времени)

10

59

11

4.

Вид (52 часа +5 часов из резервного времени)

10

11

57

5.

Экосистемы (40 часа + 5 часов из резервного времени)

10

11

45




Итого:

10

11


105

102


207


Требования к уровню достижений обучающихся

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания;


  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Учебно-тематический план


п/п


Тема

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания

6

Контрольная работа № 1 (вводная )

2.

Клетка

40 (30 + 10 из резерва времени)

Лабораторная работа № 1-9

Практическая работа №1-3

Контрольная работа № 2,3

3.

Организм

59

Практическая работа № 1,2,3,4,5

контрольная работа № 4-7

Итого:

105 часа

Лабораторные работы № 10-13

Практические работы № 4-11

Контрольные работы — 7


Контроль уровня обученности

Виды контроля: входной, текущий, итоговый. Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, биологический и терминологический диктанты, лабораторные, практические работы, семинары, опрос.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6.

Оценивание деятельности учащихся

Оценивание деятельности учащихся проводится согласно следующим нормам и критериям:

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1) знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;

2) умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

3) отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1) знание всего изученного программного материала;

2) умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

3) незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1) знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;

2) умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

3) наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1) знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2) отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3) наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или если правильно выполнил менее половины работы.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Основы цитологии

  2. Основы генетики

  3. Портреты ученых биологов

  4. Развитие животного и растительного мира

  5. Уровни организации живой природы

Информационно – коммуникационные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.

  2. Электронная библиотека по общей биологии.

2. Экранно – звуковые пособия:

Видеофильмы:

  1. Фрагментарный видеофильм по генетика

  2. Фрагментарный видеофильм по цитологии

3. Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска

  2. Видеомагнитофон

  3. Компьютер мультимедийный

  4. Мультимедийный проектор

  5. Телевизор


4. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

  2. Лупы ручные

  3. Микроскопы школьные

Микропрепараты:

    1. Набор микропрепаратов по общей биологии

Интернет-ресурсы:

  1. https://fcior.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. https://interneturok.ru/ru Интернет урок


Дополнительная учебная литература для учащихся

1. Лернер Г.И. Общая биология.10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2008.

2. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2010.

3. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровень. Новые задания.10-11 классы. Издание 5-е переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие.-ростовн/Д: Легион,2013- 416с.- (Готовимся к ЕГЭ)

4.Биология в схемах и таблицах/А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.-М.: Эксмо,2012.-352с.- (Наглядно и доступно)

5. .Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 816с.


Учебная литература для учителя:

1.Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. — М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).

2. Лернер Г.И.ЕГЭ2011. Биология: сборник заданий/Г.И. Лернер.-М.:Эксмо, 2011.-304с. (ЕГЭ. Сборник заданий)

3.Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 816с.

4. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровени: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко. Издание 2-е переработанное и дополненное:.-Ростовн/Д: Легион,2011- 175с.- (Готовимся к ЕГЭ)

5. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С. учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко. Издание 2-е переработанное и дополненное:.-Ростовн/Д: Легион,2012- 136с.- (Готовимся к ЕГЭ)

6. Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ О.Л. Ващенко.-М.:Планета, 2012.-576с.- (Качество обучения)

7Контрольно-измерительные материалы. Биология. 10 класс-М.: ВАКО,2013.-112с.- (Контрольно-измерительные материалы)







Календарно – тематический план к рабочей программе по общей биологии для 10 класса (профиль)




/

дата



Тема


Тип урока



Элементы содержания


Умения и виды деятельности



Контрольно – оценочная деятельность



Домашнее

задание


Средства обучения


общеучебные


специальные


вид


форма


Демонстрации, опыты

Интенет-ресурсы, средства мультиме-диа

Раздел 1: Биология как наука. Методы научного познания (6 часов).


1.

Биология как наука.



Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками

Определять темы и задачи курса.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, выделять

главное и обобщать.

Осуществлять самостоятельный поиск информации.

Знать цели и задачи курса, место предмета

в системе естественных наук, методы

исследования в биологии; вклад ученых (основные открытия) в развитии биологии на разных этапах ее становления.


Вх

УО

Введение. Стр.4


Биология 10 кл

К и М

2.

Организация биологических систем.



Тип: Комбинированный урок.


Объект изучения биологии — биологические системы.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

Знать основные принципы организации живых систем.

Тек

УО

Пар.1

Биологические системы.

Биология 10 кл

К и М

3.

Разнообразие биологических систем и процессов.


Тип: Комбинированный урок.



Объект изучения биологии — биологические системы. Общие признаки биологических систем.

Уметь находить информацию об уровнях организации живой природы в учебных текстах и оценивать ее; определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Знать / понимать

биологическую терминологию: биосистема, свойства жизни, структурные уровни организации

Перечислять уровни организации и живой материи.

Объяснять проявление иерархического принципа организации живой природы. Объяснять значение для развития биологии подразделение ее на уровни организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни.

Тек

УО

Пар. 2

Уровни организации живой природы.


Биология 10 кл

К и М

4.

Изучение биологических систем и процессов.


Тип: Комбинированный урок.


Методы познания живой природы.

Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее; исследовать несложные связи и зависимости

Знать естественные науки, составляющие биологию;

— методы исследований живой природы. Сравнивать биологические объекты.

Тек

УО

Пар. 3, вопросы стр. 21

Методы познания живой природы.


Биология 10 кл

К и М

5.

Современная естественнонаучная картина мира.



Тип: Комбинированный урок.


Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Уметь находить Извлечение различной информации из текстов, таблиц, диаграмм и др., отделение основной информации от второстепенной.

Знать естественные науки, составляющие биологию;

— вклад учёных(основные открытия) в развитие биологии на разных этапах её становления.

Тек

УО

Подготовить доклад по темам на стр. 22


Биология 10 кл

К и М

6.

Контрольная работа №1 (входная)


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.



Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

Знать сущность биологических процессов

Входной

Контрольная работа №1

Работа над ошибками




Биология 10 кл

К и М

Раздел 2: Клетка (40 часов)

7.

Цитология — наука о клетке. Клеточная теория.




Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цитология — наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники Клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль Клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории. Обосновывать единство происхождения живых организмов. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Приводить доказательства к положениям клеточной теории

Тек

УО

Пар. 4, выучить основные положения клеточной теории


Биология 10 кл

К и М

8.

Методы изучения клетки.


Тип: Комбинированный урок.



Методы изучения клетки

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

Знать методы изучения клетки.

Владеть навыками работы с микроскопом и микропрепаратами.

Тек

УО

Пар. 5, вопросы стр.32-33


Биология 10 кл

К и М

9.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание».


Тип: Комбинированный урок.


Методы изучения клетки

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

Знать методы изучения клетки.

Владеть навыками работы с микроскопом и микропрепаратами.

Тек

Лабораторная работа №1



Элементарный состав клетки

Биология 10 кл

К и М

10-11.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.


Тип: Комбинированный урок.


Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ.

Уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними

Приводить примеры биохимических

Эндемий.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы. Характеризовать биол.значения хим.элементов, минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.

Тек

СР

заполнить таблицу

стр. 41

Пар. 6, вопросы стр.41

Строение молекул воды


Биология 10 кл

К и М

12.

Белки. Состав и строение белков.


Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции молекул органических веществ.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

Уметь объяснять

состав и строение

белков. Механизм образования белков.

Тек

УО

Пар.7

Строение молекулы белка.


Биология 10 кл

К и М

13.

Свойства и функции белков.



Тип: Комбинированный урок.

Взаимосвязи строения и функций молекул.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

Знать определения ключевых понятий, элементарный состав и мономеры белков; функции белков. Информацию о белках в различных источниках и критически оценивать её.

Тек

Тест «Белки»

Пар.8, 18.


Биология 10 кл

К и М

14.

Практическая работа №1 «Опыты по определению каталитической активности ферментов».



Тип: Комбинированный урок.

Взаимосвязи строения и функций молекул.

Уметь наблюдать

и объяснять

сущность эксперимента,

объяснять понятия.


Знать функции белков, приводить примеры. Соблюдать технику безопасности при проведении лабораторных работ.

Тек

Практическая работа №1

Внести в таблицу «Химический состав клетки» сведения о белках



15.

Углеводы.


Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции молекул органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Подбирать недостающую информацию;

анализировать понятия; самостоятельно формировать вопросы на применение знаний; уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Приводить примеры углеводов различных групп. Характеризовать биологическую роль углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Тек

УО,
заполнить таблицу

«Химический состав клетки»

Пар. 9

Строение молекул углеводов


Биология 10 кл

К и М

16.

Липиды.


Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции молекул органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Подбирать недостающую информацию;

анализировать понятия; самостоятельно формировать вопросы на применение знаний; уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.


Приводить примеры липидов различных групп. Характеризовать биологическую роль липидов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов

Тек

УО,

заполнить таблицу

«Химический состав клетки»

Пар. 10

Строение молекул липидов.


Биология 10 кл

К и М

17.

Нуклеиновые кислоты.


Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции молекул органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Уметь составить и работать по индивидуальному плану обучения; осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности.



Характеризовать различия в строении и функциях ДНК и РНК..

Знать типы нуклеиновых кислот, основные виды РНК, строения нуклеотида ДНК и РНК..

Тек

УО, заполнить таблицу

«Химический состав клетки»

Пар.11

Строение молекулы ДНК.

Редупликация молекулы ДНК..

Строение молекул РНК.



Биология 10 кл

К и М

18.

АТФ.



Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции молекул органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации;

уметь использовать основные виды письменных работ; вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

Знать о использовании энергии АТФ в процессах жизнедеятельности живых организмов.


Тек

УО, заполнить таблицу

«Химический состав клетки»

Пар.11, вопросы 8-9.


Биология 10 кл

К и М

19.

«Химический состав клетки». Контрольная работа №2


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.



Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

Знать строение и функции молекул неорганических и органических веществ.

Тек

Контрольная работа №2

Работа над ошибками



20.

Плазматическая мембрана. Клеточная стенка.

Практическая работа №2 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке».



Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа содержания рисунка

Знать и характеризовать функции наружной плазматической мембраны, характеризовать механизм мембранного транспорта, устанавливать взаимосвязи строения и функционирования наружной плазматической мембраны.

Тек

Практическая работа №2 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке».


Пар.12

Строение плазматической мембраны.


Биология 10 кл

К и М

21.

Цитоплазма и одномембранные органоиды клетки.


Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа содержания рисунка

Знать особенности

строения и

функционирования

рибосом, лизосом и комплекса

Гольджи, клеточного центра. Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.

Тек

УО

Пар.13

Строение клетки.


Биология 10 кл

К и М

22.

Полуавтономные органоиды клетки.



Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа содержания рисунка

Знать особенности

строения и

функционирования

митохондрий и пластид,

органоидов движения, цитоскелета. Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.

Тек

Тест «Органоиды клетки»

Пар. 14


Биология 10 кл

К и М

23.

Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа №3 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».


Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Уметь наблюдать

и объяснять

сущность эксперимента,

объяснять понятия.


Соблюдать технику безопасности при проведении лабораторных работ.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.

Тек

Лабораторная работа №2,3

Заполнить таблицу «Строение клетки»


Биология 10 кл

К и М

24.

Немемранные органоиды клетки.



Тип: Комбинированный урок.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Уметь конспектировать,

формулировать выводы. Уметь

проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение

Знать особенности

строения и

функционирования

рибосом, клеточного центра.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.

Тек

СР: выполнить задания и ответить на вопросы стр.91

Пар. 15


Биология 10 кл

К и М

25.

Ядро.



Тип: Комбинированный урок.

Ядро.

Исследовать несложные реальные связи и зависимости. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Знать особенности строения ядра, его компоненты.

Доказывать, что ядро центр управления жизнедеятельностью клетки, устанавливать взаимосвязи строения и функций ядра.


Тек

Тест «Строение эукариотической клетки»

Пар.16

Строение ядра.


Биология 10 кл

К и М

26.

Хромосомы. Хромосомный набор клетки.


Тип: Комбинированный урок.

Хромосомы.

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Характеризовать строение и функции хромосом. Сравнивать хромосомы эукариот и бактерий.

Сравнивать кариотип мужчины и женщины

тек

УО

Вопросы стр.149

Пар.27

Хромосомы.


Биология 10 кл

К и М

27

Лабораторная работа №4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».


Тип: Комбинированный урок.


Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки

Уметь

проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение

Уметь работать с микроскопом с готовыми микропрепаратами, описывать и х.

Тек

Лабораторная работа №4

Заполнить таблицу «Сравнение клеток растений, животных, растений, грибов»



28

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.


Тип: Комбинированный урок.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты

Уметь

проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение

Уметь работать с микроскопом с готовыми микропрепаратами, описывать и х.

Тек

УО

Пар. 16, задание 9.

Строение клеток прокариот и эукариот

Биология 10 кл

К и М

29.

Вирусы.



Тип: Комбинированный урок.

Вирусы. Меры профилак­тики распространения инфекционных заболеваний.

Давать определения ключевым понятиям. Использовать приобретенные знания для профилактики различных заболеваний вирусной природы

Знать особенности строения вирусов, характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. Описывать специфические проявления действия вирусов на клетку, выделять особенности строения и жизнедеятельности бактериофагов. Характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку.

Тек

Тест «Вирусы»

Пар.45, составить кроссворд по теме.


Биология 10 кл

К и М

30.

Зачет №1

по теме «Клеточные структуры и их функции»


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.


Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки

Уметь

проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение

Выделять особенности строения эукариот.клеток. Сравнивать строения растит.и животных клеток. Различать механизм фагоцитоза и киноцитоза. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.

Тек

Зачет №1


Повторить пар. 12-16



31.

Ассимиляция и диссимиляция- две стороны обмена веществ.


Тип: Комбинированный урок.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы.

Уметь объяснять

что такое

ассимиляция и

диссимиляция.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии.

Тек

УО

Пар. 17, вопросы стр.99

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.


Биология 10 кл

К и М

32.

Пластический обмен. Фотосинтез.



Тип: Комбинированный урок.

Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий

Проводить сравнение.

Приводить примеры авто- и гетеротрофных организмов.

Уметь объяснять значение

фотосинтеза, знать особенности

световой и темновой фазы

фотосинтеза. Записывать уравнения

реакций световой и темновой фаз фотосинтеза. Объяснять экологический аспект фотосинтеза. Устанавливать связь между строением пластид и фотосинтезом.

Тек

Биологический диктант

Пар. 19, задание 10 стр.114

Фотосинтез.

Биология 10 кл

К и М

33

Хемосинтез.

Лабораторная работа №5 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».


Тип: Комбинированный урок.

Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

Записывать уравнения реакций хемосинтеза. Сравнивать фотосинтез и хемосинтез. Характеризовать роль хемосинтезирующих бактерий.

Тек

Лабораторная работа №5

Пар.20

Хемосинтез.


Биология 10 кл

К и М

34.

Энергетический обмен.

Лабораторная работа№6 «Сравнение процессов брожения и дыхания»


Тип: Комбинированный урок.

Энергетический обмен. стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы.

Характеризовать этапы диссимиляции. Устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным ддыханием

Тек

Лабораторная работа№6

Пар.21, вопросы стр.123-124

Энергетический обмен.



35.

Реакции матричного синтеза.


Тип: Комбинированный урок.

Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Клетка — генетическая единица живого

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать материал.

Объяснять, что такое

генетический код. Называть основные свойства генетического кода. Объяснять значение реакций матричного синтеза, роль ферментов в биосинтезе белка.

Тек

УО

Пар.22

Характеристика гена.


Биология 10 кл

К и М

36.

Биосинтез белка.


Тип: Комбинированный урок.

Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Уметь конспектировать,

формулировать выводы.

Сравнивать, приводить

примеры.

Знать основные этапы

Синтеза белков.

Объяснять этапы.

Уметь решать задачи

по теме. Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации.

Тек

Тест «Биосинтез белка»

Пар. 23-24

Биосинтез белка.


Биология 10 кл

К и М

37.

Практическая работа №3 «Решение задач по реализации наследственной информации в клетке»



Тип: Комбинированный урок.

Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Матричный характер реакций биосинтеза.

Уметь конспектировать,

формулировать выводы.

Сравнивать, приводить

примеры.

Знать основные этапы

Синтеза белков.

Объяснять этапы.

Уметь решать задачи

по теме. Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации.

Тек

Практическая работа №3

Решить задачи



38.

Зачет №2

по теме «Обмен веществ и превращения энергии в клетке».


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать материал.

Уметь объяснять что такое

ассимиляция и

диссимиляция.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии.

Знать основные этапы

Синтеза белков.

Объяснять этапы.

Уметь решать задачи

по теме. Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации.

Тек

Зачет №2

Повторить пар. 17-24



39.

Жизненный цикл клетки.


Тип: Комбинированный урок.

Жизненный цикл клетки: интерфазa и митоз

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий,

конспектировать,

работать с различной

информацией.

Знать основные

фазы жизненного

цикла клетки, объяснять значение интерфазы в жизненном цикле, характеризовать процесс интерфазы.

Тек

СР: задания стр.144

Пар.25-26


Биология 10 кл

К и М

40

Митоз.

Лабораторная работа №7 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».


Тип: Комбинированный урок.


Фазы митоза.

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Описывать микропрепарат «Митоз

в клетках корешка лука»;

уметь объяснять

биологическое значение

митоза, характеризовать

митоз.

Тек

Лабораторная работа №7

Пар.28

Митоз


41.

Мейоз, его фазы.


Тип: Комбинированный урок.


Мейоз, его фазы

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий,

конспектировать,

работать с различной информацией.

Знать фазы мейоза, описывать изменения с хромосомами в процессе кроссинговера, выделять особенности 1-го и 2-го мейотического деления.

Раскрывать

биологическое

значение мейоза.

Тек

СР по карточкам

Пар.40

Мейоз

Биология 10 кл

К и М

42.

Лабораторная работа №8 «Сравнение процессов митоза и мейоза».


Тип: Комбинированный урок.


Фазы митоза. Мейоз, его фазы

Уметь

проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение

Описывать:

— процесс мейоза. Выделить отличия мейоза от митоза. Объяснять биологический смысл и значение мейоза

Тек

Лабораторная работа №8

Повторить пар.28, 40



43.

Гаметогенез у животных.


Тип: Комбинированный урок.


Развитие половых клеток у животных.

Сравнивать, анализировать, выделять существенное, формулировать выводы.

Устанавливать связь между строением и функциями половых клеток. Характеризовать этапы гаметогенеза. Сравнивать процессы сперматогенеза и овогенеза.

тек

УО

Пар.41

Развитие половых клеток у животных.

Биология 10 кл

К и М

44.

Гаметогенез у растений.

Лабораторная работа №9 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».


Тип: Комбинированный урок.

Развитие половых клеток у растений

Сравнивать, анализировать, выделять существенное, формулировать выводы.

Устанавливать связь между строением и функциями половых клеток.

Характеризовать этапы гаметогенеза.

Тек

Лабораторная работа №9

Пар.44

Развитие поповых клеток у растений.



45.

Практическая работа №4 «Решение задач по расчету хромосом и хроматид в половых клетках».


Тип: Комбинированный урок.


Сравнивать, анализировать, выделять существенное, формулировать выводы.

Работать по алгоритму.

Решать задачи по расчету хромосом и хроматид в половых клетках.

Тек

Практическая работа №4

Решить задачу



46.

Контрольная работа №3

по теме «Клетка — генетическая единица живого»

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Клетка — генетическая единица живого

Сравнивать, анализировать, выделять существенное, формулировать выводы.

Работать по алгоритму.

Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме.

Тек

Контрольная работа №3


Работа над ошибками



Раздел 3: Организм (59 часов)

47.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.



Тип: Комбинированный урок

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Давать определения ключевым понятиям, работать с дополнительными источниками информации, выступать с сообщениями.

Знать:

-развитие клеток;

организмов.

Тек

УО

Пар.29

Одноклеточные и многоклеточные организмы.


Биология 10 кл

К и М

48.

Ткани и органы.


Тип: Комбинированный урок

Ткани, органы системы ор­ганов, их взаимосвязь как основа целостности организма.

Давать определения ключевым понятиям, работать с дополнительными источниками информации, выступать с сообщениями.

Знать:

характерные признаки различных типов тканей растений

Тек

СР: задание №8 стр.171

Пар.30

Ткани растений и животных.


Биология 10 кл

К и М

49.

Питание организмов.


Тип: Комбинированный урок

Гетеротрофы. Canpompoфы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Уметь:

-анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения органов растительного организма;

-работать с гербарием, микропрепаратам

Знать:

-особенности питания организмов различных царств;

— строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих)

Растений.

Тек

СР: задание №7 стр.182

Пар.33



50.

Гомеостаз.


Тип: Комбинированный урок

Гомеостаз

Уметь:

-анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения органов растительного организма;

-работать с гербарием

Знать:

-связь организмов

с внешней средой.

-поддержание гомеостаза

и приспособление

к изменениям окружающей среды.

-раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды

Тек

УО

Пар.36-37



51.

Формы размножения организмов.

Лабораторная работа №10 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».



Тип: Комбинированный урок

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размноже­ние.

Вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять заданий (уметь объяснять, оказывать и принимать помощь).

Описывать:

строение половых клеток;

Выделить отличия полового и бесполого размножения

Объяснять биологический смысл полового и бесполого размножения

Тек

Лабораторная работа №10

Пар. 39

Способы бесполого размножения.


Партеногенез у животных.



Биология 10 кл

К и М

52.

Оплодотворение у цветковых растений.


Тип: Комбинированный урок

Оплодотворение у цветковых растений

Давать определения ключевым понятиям. Уметь работать с терминами, текстом

учебника. Анализировать, выделять главное

Знать: половое низших растений: образование гамет, конъюгация. Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

Тек

Тест «Формы размножения»

Пар.44


Биология 10 кл

К и М

53.

Оплодотворение у позвоночных животных.


Тип: Комбинированный урок

Оплодотворение у позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

Знать определение ключевых понятий. Типы оплодотворения. Биологическое значение оплодотворения.

Характеризовать сущность и значение оплодотворения. Выделять отличия между типами оплодотворения

Тек

УО

Пар. 42

Внешнее и внутреннее оплодотворение.


Биология 10 кл

К и М

54.

Лабораторная работа №11 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоноч­ных животных».




Тип: Комбинированный урок

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

Характеризовать сущность и значение оплодотворения. Выделять отличия между типами оплодотворения

Тек

Лабораторная работа №11

Пар.42, 44

Оплодотворение у растений и животных.



55.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).





Тип: Комбинированный урок

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Давать определения ключевым понятиям, работать с дополнительными источниками информации, выступать с сообщениями. Уметь проводить сравнение, выделять общее, существенное, анализировать и делать выводы.

Описывать периоды онтогенеза Характеризовать вклад российских ученых в развитии эмбриологии. Сравнивать стадии зиготы и бластулы, объяснять биологическое значение дробления.

Тек

УО

Пар.42

Стадии развития зародыша позвоночного животного.



Биология 10 кл

К и М

56.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).






Тип: Комбинированный урок

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Постэмбриональное развитие.

Давать определение ключевым понятиям, проводить сравнение, анализ, формулировать выводы.

Приводить примеры неопределенного и определенного роста. Объяснять биологическое значение метаморфоза. Обосновывать биологическое значение стадий, сравнивать прямое и непрямое развитие. Характеризовать типы постэмбрионального развития.

Тек

СР: вопросы стр.235

Пар.43

Постэмбриональное развитие.


57.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.







Тип: Комбинированный урок

При­чины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка.

Знать определение ключевых понятий.

— периоды онтогенеза человека;

— причины нарушения развития организма человека;

— отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

— влияние мутагенов на организм человека. Соблюдение мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Тек

УО

Подготовить сообщения о вредном влиянии алкоголя на развитие человека.



58.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) у растений.



Тип: Комбинированный урок

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Жизненные циклы и чередование по­колений.


Характеризовать типы постэмбрионального развития.

Описывать жизненный цикл, чередование поколений у водорослей, мхов, папоротников.

Тек

Тест «Онтогенез»

Пар.44



59.

Контрольная работа № 4 по теме «Индивидуальное развитие и размножение организмов»


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.



Работать с текстом, различными источниками информации.

Знать и уметь применять

знания полученные

ранее по теме.

Тек

Контрольная работа № 4

Работа над ошибками



60.

История становления и развития генетики.



Тип: Комбинированный урок

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика

Работать с текстом, различными источниками информации.

Знать определения наследственности и изменчивости; основные этапы развития генетики

Тек

УО

Пар.46



61

Основные генетические понятия и символы.




Тип: Комбинированный урок

Генетическая тер­минология и симвосика.

Анализировать информацию


уметь использовать генетическую терминологию и символику; составлять простейшие схемы скрещивания

Тек

СР: вопросы стр.256.

Пар.47



62.

Мето­ды генетики.


Тип: Комбинированный урок

Мето­ды генетики.

Работать с текстом, различными источниками информации.

Знать методы генетики

Тек

Биологический диктант по теме

Подготовить доклады к семинару. Темы на стр.259



63.

Семинар по теме «Генетика- наука о наследственности и изменчивости организмов»


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.


Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика

Анализировать информацию


Знать определения наследственности и изменчивости; основные этапы развития генетики

Тек

Выступление на семинаре




64.

Моногибридное скрещивание.

Практическая работа №5 «Составление схем скрещивания».



Тип: Комбинированный урок

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее.

Называть условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Записывать обозначения доминантных и рецессивных генов, гомозигот и гетерозигот. Раскрывать сущность гибридологического метода. Характеризовать моногибридное скрещивание.

Тек

Практическая работа №5

Пар.49

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы.


Биология 10 кл

К и М

65.

Полное и неполное доминирование.



Тип: Комбинированный урок


Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий.

Уметь сравнивать, анализировать, уметь выделять главное.

Называть условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Записывать обозначения доминантных и рецессивных генов, гомозигот и гетерозигот.

Знать промежуточный характер проявления признака

Тек

Словарная работа

Пар.50

Неполное доминирование.


Биология 10 кл

К и М

66.

Практическая работа №6 «Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков».


Тип: Комбинированный урок


Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

Уметь сравнивать, анализировать, уметь выделять главное.

Записывать обозначения доминантных и рецессивных генов, гомозигот и гетерозигот.

Знать промежуточный характер проявления признака

Тек

Практическая работа №6

Решить задачу



67.

Анализирующее скрещивание.



Тип: Комбинированный урок


Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы, схемы.

Составлять схемы анализирующего скрещивания, объяснять практическое значение анализирующего, характеризовать проявление анализирующего скрещивания, решать задачи по теме.


Тек

СР: решение задач

Пар.51


Биология 10 кл

К и М

68.

Дигибридное скрещивание.



Тип: Комбинированный урок


Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

Анализировать информацию


Формулировать закон независимого наследования.

составлять простейшие схемы скрещивания

Тек

УО

П. 52, вопрос 1,2

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы.


Биология 10 кл

К и М

69.

Практическая работа №7 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание»



Тип: Комбинированный урок


Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы

Уметь анализировать, выделять главное существенное.

Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа.

Тек

Практическая работа №7

П. 52, задание №3



70.

Сцепленное наследование признаков.



Тип: Комбинированный урок


Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Характеризовать положения хромосомной теории наследственности

Тек

УО

П. 53, вопросы 1-4

Сцепленное наследование.

Перекрест хромосом.


Биология 10 кл

К и М

71.

Хромосомная теория наследственности.


Тип: Комбинированный урок


Хромосомная теория наследственности. Теория гена.

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Характеризовать положения хромосомной теории наследственности

Тек

УО

Выучить положения хромосомной теории наследственности


Биология 10 кл

К и М

72.

Практическая работа №8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»


Тип: Комбинированный урок

Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана

Уметь анализировать, выделять главное существенное.

Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи на сцепленное наследование.

Тек

Практическая работа №8

П. 53, задание №4



73.

Генетика пола.


Тип: Комбинированный урок

Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом.

Анализировать информацию

Оценивать

Поиск информации в различных источниках


Знать механизм определения пола; признаки сцепленные с полом.

Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана

Тек

Тестирование по теме

П.54

Наследование, сцепленное с полом.



74.

Практическая работа №9 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом».


Тип: Комбинированный урок

Наследование, сцепленное с полом.

Уметь анализировать, выделять главное существенное.

Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи на сцепленное с полом наследование.

Тек

Практическая работа №9

П. 54, решить задачи №3



75.

Взаимодействие аллельных генов.


Тип: Комбинированный урок

Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе.

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий.

Уметь сравнивать, анализировать, уметь выделять главное.

Описывать строение гена эукариот.

Уметь раскрывать

сущность

взаимодействия

аллельных генов,

приводить примеры. Составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип, и, наоборот, по генотипу фенотип, по схемам число типов гамет, вероятность проявления признака в потомстве, решать задачи разного типа.

Тек

УО

П. 55


Биология 10 кл

К и М

76.

Взаимодействие неаллельных генов.


Тип: Комбинированный урок

Взаимодействие генов. Генотип как целостная система

Уметь раскрывать

содержание новых

понятий.

Уметь сравнивать, анализировать, уметь выделять главное.

Описывать строение гена эукариот.

Уметь раскрывать

сущность

взаимодействия

неаллельных генов,

приводить примеры.

Тек

Тестирование по теме

П. 56

Взаимодействие генов.


Биология 10 кл

К и М

77.

Практическая работа №10 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».


Тип: Комбинированный урок

Взаимодействие генов. Генотип как целостная система

Уметь анализировать, выделять главное существенное.

Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи на сцепленное наследование.

Тек

Практическая работа №10

Заполнить таблицу



78.

Контрольная работа №5 по теме «Закономерности наследственности»


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.



Уметь анализировать, выделять главное существенное.

Знать определение ключевых понятий;

основные генетические закономерности.

Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи.

Тек

Контрольная работа №5

Работа над ошибками



79.

Изменчивость признаков.


Тип: Комбинированный урок


Закономерности изменчивости.

Объяснять результаты учебно-исследовательской деятельности, осуществлять их проверку.

Описывать проявление изменчивости.

Знать статистические закономерности изменчивости.

Тек

УО

П.57



80.

Модификационная изменчивость.



Тип: Комбинированный урок


Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Объяснять результаты учебно-исследовательской деятельности, осуществлять их проверку.

Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания.

Тек

СР по карточкам

П.58

Модификационная изменчивость. Норма реакции.


Биология 10 кл

К и М

81.

Практическая работа № 11 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»



Тип: Комбинированный урок


Закономерности изменчивости.

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность, рассматривать проблему с разных точек зрения.

Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания.

Тек

Практическая работа № 11

Решить задачу №6, стр.306



82.

Наследственная изменчивость.


Тип: Комбинированный урок


Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.

Осуществлять

самостоятельный поиск

биологической

информации

из различных источников.

Называть уровни возникновения комбинаций генов. Приводить примеры комбинативной изменчивости. Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем.

Тек

Тест по теме

П. 59


Биология 10 кл

К и М

83.

Генотипические мутации




Тип: Комбинированный урок


Виды мутаций, их причины.

Уметь конспектировать,

формулировать выводы

проводить сравнение.

Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций. Приводить примеры разных типов классификации мутаций. Описывать проявление свойств мутаций. Характеризовать типы мутаций

Тек

СР: заполнить таблицу стр.314

П.60, задание №5

Мутационная изменчивость.


Механизм хромосомных мутаций.


Биология 10 кл

К и М

84.

Закономерности изменчивости.


Тип: Комбинированный урок


Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, выделять

главное и обобщать.

Понимать закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Тек

Тест

П. 61

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости


85.

Лабораторная работа №12 «Выявление изменчивости у особей одного вида».


Закономерности изменчивости.

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность, рассматривать проблему с разных точек зрения.

Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных и наследственных изменениий изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания.

Тек

Лабораторная работа №12

П. 61



86.

Последствия влияния мутагенов на организм.


Тип: Комбинированный урок


Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Осуществлять

самостоятельный поиск

биологической информации

из различных источников.

Выявлять источники мутагенов в среде. Обосновывать биологическое значение мутаций. Объяснять последствия влияния на организм мутаций. Использовать математические методы статистики в биологии.

Тек

УО

Найти информацию в СМИ по теме



87.

Практическая работа №12 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)».



Тип: Комбинированный урок


Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно).


Объяснять результаты учебно-исследовательской деятельности, осуществлять их проверку.

Выявлять источники мутагенов в среде. Обосновывать биологическое значение мутаций. Объяснять последствия влияния на организм мутаций. Использовать математические методы статистики в биологии.

Тек

Практическая работа №12

Подготовиться к контрольной работе по теме.



88.

Контрольная работа №6 по теме «Закономерности изменчивости»


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.



Работать с текстом, различными источниками информации.

Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций. Приводить примеры разных типов классификации мутаций. Описывать проявление свойств мутаций. Характеризовать типы мутаций

Тек

Контрольная работа №6

Работа над ошибками



89.

Геном человека.


Тип: Урок первичного изучения и закрепления знаний

Геном человека.

Осуществлять

самостоятельный поиск

биологической информации

из различных источников.

Знать особенности кариотипа человека;

цели и задачи международной программы «Геном человека»

Тек

УО

П. 62



90.

Методы изучения наследственности человека.


Тип: Комбинированный урок


Методы изучения наследственности человека.

Подбирать недостающую информацию;

анализировать понятия; самостоятельно формировать вопросы на применение знаний; уметь

систематизировать материал, обобщать, делать выводы.

Знать методы изучения наследственности человека.

Тек

СР: составление родословной

П.63



91.

Наследственные заболевания человека.


Тип: Комбинированный урок


Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее.

Объяснять основные причины наследственных заболеваний человека, объяснять опасность близкородственных браков.

Составлять родословную собственной семьи, отмечая признаки и свойства, наиболее характерные для родственников.

Тек

УО

П.64

Наследственные болезни человека.


Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.




92.

Значение генетики для медицины.


Тип: Комбинированный урок



Оценивать последствия своей деятельности по отношению к собственному здоровью.

Объяснять необходимость медико-генетического консультирования, дородовой диагностики плода.. Значение генетики для медицины.

Тек.

СР: вопросы стр. 346

П. 65, подготовить выступления к семинару по темам стр..347



93.

Семинар по теме «Генетика человека»


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.



Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее.

Объяснять основные причины наследственных заболеваний человека, объяснять опасность близкородственных браков.

Составлять родословную собственной семьи, отмечая признаки и свойства, наиболее характерные для родственников.

Тек

Семинар по теме




94.

Селекция как наука и процесс.


Тип: Урок первичного изучения и закрепления знаний

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о цент­рах многообразия и происхождения культурных растений.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, выделять

главное и обобщать.

Знать практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять:

-причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций;

-значение для селекционной работы закона гомологических рядов;

-роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Тек

УО

П. 66



95-98.

Методы селекции, их генетические осно­вы.



Тип: Комбинированный урок

Методы селекции, их генетические осно­вы.

Подбирать недостающую информацию;

анализировать понятия; самостоятельно формировать вопросы на применение знаний.

Называть основные методы селекции растений и животных. Выделять различия массового и индивидуального отборов. Объяснять причины затухания гетерозиса


Тек

СР: задание №6 стр.372

П.67

П.68

П.69

П.70

Методы селекции.


Биология 10 кл

К и М

99.

Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов.



Тип: Комбинированный урок

Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов

Подбирать недостающую информацию;

анализировать понятия; самостоятельно формировать вопросы на применение знаний.

Знать особенности селекции растений, животных, микроорганизмов; практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий.


Тек

Тест

Подготовить информацию о породах, сортах.

Селекция растений.


Селекция животных.



100.

Лабораторная работа №13 «Сравнительная характеристика пород (сортов»).



Тип: Комбинированный урок


Объяснять результаты учебно-исследовательской деятельности, осуществлять их проверку.

Выделять признаки сорта или породы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

грамотного оформления результатов биологических исследований.


Тек

Лабораторная работа №13

Подготовить сообщения по темам стр. 373



101.

Семинар по теме «Селекция организмов»


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.



Анализировать и сравнивать, поиск информации.

Знать практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять:

-причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций;

-значение для селекционной работы закона гомологических рядов;

-роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Тек

Семинар




102.

Биотехно­логия, ее направления.


Тип: Комбинированный урок

Биотехно­логия, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Подбирать недостающую информацию;

анализировать понятия; самостоятельно формировать вопросы на применение знаний.

Оценивать.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития с/х производства.

Тек

УО

П.71

Исследования в области биотехнологии.


103.

Микробиологическая технология.



Тип: Комбинированный урок

Биотехно­логия, ее направления.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее.

Знать основные методы, используемые в селекции микроорганизмов, характеризовать успехи генной инженерии.

Тек

УО

П.72



104.

Клеточная и генная инженерия.

Практическая работа №13 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований
в биотехнологии».



Тип: Комбинированный урок

Биотехно­логия, ее направления.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее.

Знать основные методы, используемые в селекции микроорганизмов, характеризовать успехи генной инженерии.

Использовать приобретённое значение для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

Тек

Практическая работа №13

П.73-74



105.

Итоговая контрольная работа


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки.

Задания со свободным кратким и развёрнутым ответом.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок приведённых в тексте.

Задания с использованием рисунков и схем.

Решение простейших генетических задач


Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Механические колебания и волны. Звук"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: