Рабочая программа по биологии для 6 класса





Рабочая программа по биологии в 6 классе


Романова Ирина Васильевна,

учитель биологии и химии,

высшей категории

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Нурлат, Республики Татарстан


































Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 6 класс.


Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Биология» для 6–9 кл., авторы А.А. Вахрушев и др. (заключения РАО (от 06.07.2006) и РАН (от 23.10.2007)и рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных работ, 10 лабораторных работ.

Программа 6-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход. В школьный курс вводится рассмотрение основных планов строения всех царств: бактерии, грибы, растения, которое производится в сравнении. Главная особенность этого подхода заключается в том, что основные системы органов рассматривается в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.

Программа стандартная. При изучении растений, грибов, лишайников учащиеся знакомятся с основными представителями Татарстана.


Основная цель курса:

Достижение глубокого понимания учениками природы изучаемых живых организмов.


Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Изучение особенностей строения бактерий, грибов, растений;

  2. Знакомство с особенностями их жизнедеятельности.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. –

М.: Баласс 2007.


Требования к уровню подготовки.


В результате изучений данного предмета в 6 классе учащиеся должны знать:

  • характерные признаки царства бактерий, грибов, растений;

  • планы строения важнейших групп организмов,

  • приспособление основных групп организмов к жизни в разных условиях среды,

  • характерных организмов своей местности,

  • об охране растений, роли заповедников и заказников.


Уметь:

  • сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп организмов,

  • понимать смысл биологических терминов,

  • проводить наблюдение за жизнедеятельностью растений, сезонными изменениями в природе,

  • ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты,

  • соблюдать правила поведения в природе,

  • готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.


При изучении данного курса используются современные методики и технологии:

методика проблемного обучения, исследовательская, развивающего обучения, дидактическая система деятельностного метода, игровые технологии, компьютерные технологии.

























Наимено

вание

раздела про

граммы

Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания (ЦОР)

Дата проведения

По плану

Факти

чески

Много

образие


организ

мов


Введение.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные понятия

Уметь пояснять термины.

Фронтальный опрос

КМ школа



Систематика – наука о многообразии.

1

Урок изучения нового материала

Знать общие принципы систематики организмов

Уметь характеризовать систематические категории.

Текущий опрос

Презентация



В живых организмах одни вещества превращаются в другие

1

Комбинированный

Знать химический состав живых организмов

Уметь проводить простейшие опыты

Лабораторная работа




Бакте

рии

Бактерии – крохотные разрушители.

1

Комбинированный

Знать особенности строения бактерий, их отличие от других организм

Уметь отличать формы бактериальных клеток, их классификацию, роль в природе и жизни человека

Текущий опрос

КМ школа презентация



Устройство микроскопа и работа с ним.

1

Урок изучения нового материала

Знать особенности строения увеличительных приборов.

Уметь настраивать микроскоп.

Текущий опрос

Презентация



Значение бактерий в природе и жизни человека.

1

Комбинированный

Знать значение бактерий

Уметь объяснять их роль в природе и для человека

Текущий опрос

Презентация



Грибы

Клетка ядерных организмов устроена сложнее, чем бактерия.

1

Урок изучения нового материала

Знать особенности строения эукариотической клетки

Текущий опрос

КМ школа



Грибы – гетеротрофы.

1

Комбинированный

Знать характеристику грибов, строение, питание, размножение,

Уметь классифицировать грибы по группам.

Текущий опрос

КМ школа презентация



Грибы в биосфере и жизни человека.

1

Комбинированный

Знать значение

Уметь объяснять их роль в природе и для человека

Текущий опрос

Презентация



Расте

ния

Растения – автотрофы.

1

Комбинированный

Урок практикум

Знать отличительные признаки клеток растений

Уметь находить зависимость между чертами и ролью растений в экосистемах.

Лабораторная работа




Водоросли – обитатели вод.

1

Комбинированный

Знать характеристику водорослей, их строение, жизнедеятельность, роль, классификацию

Уметь находить объекты на гербарных экземплярах, работать с таблицами, рисунками.

Текущий опрос

КМ школа презентация



Лишайники – симбиотические организмы.

1

Комбинированный

Знать особенности строения лишайников, их жизнедеятельность

Уметь пояснять роль лишайников в природе, области применения.



Текущий опрос

КМ школа презентация



Расте

ния

Листостебельные мхи – земноводные растения.

1

Комбинированный

Знать строение мхов, их питание. Размножение, значение

Уметь отличать мхи от других растений

Текущий опрос

Презентация

КМ школа



Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток.

1

Комбинированный

Знать особенности строения тканей растений.

Уметь давать отличительную характеристику данным тканям.

Текущий опрос

Презентация



Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения.

1

Комбинированный

Знать характеристику хвощей и плаунов

Уметь показывать на гербарии.



Текущий опрос

КМ школа презентация



Голосеменные растения.

1

Комбинированный

Урок практикум

Знать особенности строения жизнедеятельности голосеменных как наиболее сложноорганизованных растений

Уметь узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой.

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение




Строение цветка.

1

Комбинированный

Знать особенности строения цветка: основные его части

Уметь характеризовать виды цветков.

Лабораторная работа

Презентация




Опыление: внешний мир помогает растению.

1

Комбинированный

Знать сущность опыления

Уметь пояснять сущность двойного оплодотворения.


Текущий опрос

Презентация



Расте

ния

Соцветие и плод.

1

Комбинированный

Знать классификацию плодов и соцветий.

Уметь различать и характеризовать их.

Текущий опрос

КМ школа презентация



Пробудившись, семя становится проростком.

1

Комбинированный

Знать особенности строения семян растений разных классов

Уметь отличать их между собой.

Текущий опрос

КМ школа презентация



Корень – якорь, насос и хранилище.

1

Комбинированный

Знать строение, значение, виды корней

Уметь характеризовать разновидности корней и корневых систем.

Текущий опрос

КМ школа презентация



Контрольная работа.

1

Урок контроля

Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.

Контрольная работа




Побег состоит из стебля и листьев.

1

Комбинированный

Знать особенности строения побега и его частей

Уметь применять знания

Текущий опрос

Презентация



Видоизмененные побеги.

1

Урок практикум

Знать основные видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица.

Уметь проводить эксперименты.

Лабораторная работа




Лист испаряет воду и усваивает свет.

1

Комбинированный

Знать строение, классификацию листьев

Уметь описывать листья разных растений.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Электронное приложение



Вегетативное размножение – способ получения нового растения.

1

Комбинированный

Знать основные способы вегетативного размножения.

Уметь провод опыты

Текущий опрос




Расте

ния

Самостоятельная работа.

1

Урок контроля

Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.

Контрольная работа




Двудольные и однодольные растения.

1

Урок практикум

Знать отличительные признаки основных классов растений.

Уметь проводить сравнительную характеристику.

Лабораторная работа




Класс двудольные: мотыльковые и пасленовые.

1

Комбинированный

Знать основные признаки бобовых и пасленовых

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение



Класс двудольные: крестоцветные и сложноцветные.

1

Комбинированный



Знать основные признаки крестоцветных и сложноцветных

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей


Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение



Класс двудольные: розоцветные.

1

Комбинированный

Знать основные признаки розоцветных

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение



Класс однодольные: злаки и лилейные.

1

Комбинированный

Знать основные признаки злаков и лилейных

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение



Сообще

ства

Обобщающий урок

1

Комбинированный

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений

Текущий опрос

Презентация



Контрольная работа

1

Урок контроля

Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.

Контрольная работа




Основные природные сообщества

1

Комбинированный

Знать основные природные сообщества, их характеристику

Уметь отличать данные сообщества между собой.

Текущий опрос

Презентация

Электронное приложение
































Планирование контроля.





Плановые контрольные работы (количество часов): 2

Зачеты (по каким темам, месяц)

Административные контрольные работы:

Практические работы (№ урока, тема, месяц)

3 Описание физических свойств организмов. Сентябрь

10 строение растительной клетки. Ноябрь

16 особенности строения шишек и хвоинок. Декабрь

17 Строение цветка. Январь

23 Видоизмененные побеги. Март №27 Описание словесного портрета растения. Апрель.

24-27 Морфологическое описание растения. Апрель- май.



Проектные работы:













Список литературы по биологии 6класс.

1.Стандарт основного общего образования по биологии.

2.Примерная программа основного общего образования по биологии.

3. С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс 2007.

4. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» — М.: Дрофа, 2006. — 256с;

5.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

6. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. — (Дидактические мате­риалы).

7.Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2004. — 112с

8.Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. — М.: Мнемозина, 2000. — 206с: ил.

9.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксе­нова.- М.: Аванта+, 1998. — 704с:ил.





Свежие документы:  Проект на тему: "По страницам Красной книги. Животные"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: