Рабочая программа по биологии в 7 классе



Князева Алёна Анатольевна

МБОУ « Калининская СОШ»

Кунгурский район

Пермский край

Учитель биологии

Рабочая программа по биологии

7 класс



















Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089,

Обязательного минимума содержания основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования РФ от 19.05.1998г № 1236



Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Мин. обр. науки РФ от 31. 03.2024 г. № 253.



На основе программы, рекомендованной Мин. обр. науки РФ под редакцией Н.И. Сонина.



Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонин « Биология. Многообразие живых организмов.» М; Дрофа

2014 г.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений, навыков на базовом уровне.



Программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели курса Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В преподавании курса используются следующие

формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

выполнение практических и лабораторных работ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать

    • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений и животных; популяций; экосистем, животных своего региона;

    • сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними и проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание тем учебного курса.

Введение

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы

Царство Прокариоты

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Царство Грибы

Общая характеристика грибов

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Лишайники

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.


Царство Растения

Общая характеристика растений

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Высшие растения

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Отдел Голосеменные растения

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Царство Животные

Общая характеристика животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.



Тип Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах.

Тип Иглокожие

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тип Хордовые. Бесчерепные

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Класс Земноводные

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Класс Пресмыкающиеся

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Царство Вирусы

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.




























пп

Наименование раздела

Всего часов

Количество уроков

уроки

Лабораторно-практические

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Введение

3

3




2

Прокариоты

3

3




3

Царство Грибы

4

4




4

Царство Растения


20

20




5

Царство животные

35

35




6

Вирусы

1

1




7

Повторение и обобщение изученного

2

1



1











Практические работы.

В 7 классе проводится 11практических работ:

  • по теме «Царство Грибы»


практическая работа № 1 «Строение грибов и лишайников»

  • по теме «Царство Растения»

практическая работа № 2 «Строение мхов»

практическая работа № 3 «Строение папоротника»

практическая работа № 4 «Строение пыльцы, шишки и семени сосны»

практическая работа № 5 «Строение шиповника»; «Строение пшеницы»


  • по теме «Царство Животные»


практическая работа № 6 «Внешнее строение дождевого червя»

практическая работа № 7 «Внешнее строение моллюсков»

практическая работа № 8 «Внешнее строение речного рака»

практическая работа № 9 «Внешнее строение насекомого»

практическая работа № 10 «Внешнее строение лягушки»

практическая работа № 11 «Внешнее строение птицы»







Четверть

Число часов на четверть

Номер раздела

Число часов на раз-

дел

Номер урока

Тема раздела, урока

Сроки

проведения

план.

факт.

I

16


3


Введение







1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

02.09






2

Ч. Дарвин и происхождение видов.

04.09






3

Многообразие видов и их классификация

9.09




1

3


Царство Прокариоты







1(4)

Общая характеристика и происхождение прокариот

11.09






2(5)

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот.

16.09






3(6)

Подцарства Настоящие бактерии, Архебактерии, их значение и роль в природе.

18.09




2

4


Царство Грибы







1(7)

Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека

23.09






2(8)

Отдел Настоящие грибы, особенности их строения и жизнедеятельности

25.09






3(9)

Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты.

30.09






4(10)

Отдел Лишайники.

02.10




3

20


Царство Растения







1(11)

Общая характеристика Царства Растения

07.10






2(12)

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.

09.10






3(13)

Размножение и развитие водорослей.

14.10






4(14)

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отделы Зеленые водоросли, Красные водоросли.

16.10






5(15)

Многообразие водорослей. Отдел Бурые водоросли.

21.10






6(16)

Общая характеристика подцарства Высшие растения

23.10


II

16



7(17)

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

07.11






8 (18)

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности

11.11






9 (19)

Отел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе

13.11






10(20)

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе

18.11






11 (21)

Роль в природе и практическое значение папоротников

20.11






12(22)

Отдел Голосеменные растения, особенность строения, происхождение и жизнедеятельность.

25.11






13 (23)

Многообразие видов голосеменных , их роль в природе и практическое значение

27.11






14(24)

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение

02.12








15 (25)

Размножение Покрытосеменных растений

04.12








16 (26)

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных

09.12






17 (27)

Характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых

11.12






18 (28)

Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства злаковых

16.12






19 (29)

Характерные признаки семейства лилейные

18.12






20 (3)

Обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения

23.12




4

35


Царство Животные







1 (31)

Общая характеристика царства Животные

25.12






2 (32)

Особенности организации одноклеточных, их классификация

30.12


III

20



3 (33)

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные

13.01






4 (34)

Особенности организации кишечнополостных

15.01






5 (35)

Особенности организации кишечнополостных (продолжение) Многообразие кишечнополостных

20.01






6(36)

Особенности организации плоских червей

22.01






7 (37)

Плоские черви — паразиты

27.01






8 (38)

Тип Круглые черви, особенности их организации

29.01






9 (39)

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

03.02






10 (40)

Классы Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви

05.02






11 (41)

Особенности организации моллюсков, их происхождение

10.02






12 (42)

Многообразие моллюсков, их значение в природе

12.02






13 (43)

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные

17.02






14 (44)

Многообразие ракообразных, их роль в природе

19.02






15 (45)

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности

24.02






16 (46)

Многообразие паукообразных

26.02






17 (47)

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности

03.03






18 (48)

Размножение и развитие насекомых

05.03






19 (49)

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

10.03






20 (50)

Особенности строение и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе

12.03






21 (51)

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные

17.03






22 (52)

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные

19.03




IV

16



23 (53)

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

30.03








24(54)

Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности

02.04








25 (55)

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе

07.04






26 (56)

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности.

09.04






27 (57)

Многообразие пресмыкающихся, их роль

14.04






28(58)

Класс Птиц, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных животных

16.04






29 (59)

Особенности организации птиц, связанные с полетом

21.04






30 (60)

Экологические группы птиц, их роль в природе, в жизни человека

23.04






31 (61)

Экологические группы птиц (продолжение)

28.04






32 (62)

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности.

30.04






33 (63)

Класс Млекопитающие (продолжение)

05.05






34 (64)

Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности

07.05






35 (65)

Сумчатые и первозвери

12.05




5

1


Царство Вирусы







1(66)

Характеристика и значение вирусов

14.05






(67)

Контрольный тест за год

19.05






(68)

Анализ контрольного теста

21.05








Учебно-методический комплект для учителя

Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/

В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014г

Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 касс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» М.Высоцкая . – Издательство «Учитель», 2006.

О.А.Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки М «Вако» 2006 г



В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология.


Многообразие живых организмов»! класс. — М.: Дрофа, 20012г.


Н.И. Сонин Е.Т. Бровкина Рабочая тетрадь для учителя .М ;Дрофа 2001г.



Учебно-методический комплект для учащихся

Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/

В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014г

В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология.


Многообразие живых организмов» 7 класс. — М.: Дрофа, 2014г.



Свежие документы:  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА математики для 6 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: