Рабочая программа Учебного курса Биология «Общая биология» в 10 классе


Рассмотрена и одобрена на

заседании методического

объединения

Председатель МО

Глухова Г.Е./________/

«___» _________20__г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

Автайкина С.Д./ _______/

«___» _______20__г.


Утверждена руководителем

образовательного учреждения

Видясова С.А./ ______/

«___» _________20__г.









Рабочая программа


Учебного курса Биология «Общая биология» в 10 классе

(наименование предмета)







Составитель: Краснова Светлана Андреевна


















2013г.

Пояснительная записка

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Краткая характеристика

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

На основе какой программы составлена

Рабочая программа по биологии составлена на основе программы по биологии, утвержденной Министерством образования и наукам РФ, (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. программы по биологии. — М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы — М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.) с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Общий объем часов.

Учебным планом  на изучении  биологии в 6 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Место учебного предмета.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 час в неделю).

Результаты освоения курса.

Изучение школьниками биологии  направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений,  ухода за ними; проведения наблюдений

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.











Тематическое планирование по дисциплине «Биология. Общая биология» 10 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоя

тельная работа, ч.

1

Введение.

5

5


1



2

Основы цитологии.

30

27

3




3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

11

11


1



4

Основы генетики

17

14

2

2



5

Генетика человека

4

3

1





Итоговая контрольная работа

1

1






Итого

68

61

6

4




Содержание учебного предмета

Введение (2 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Основы цитологии (30 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: 1. микропрепаратов клеток растений и животных;

  1. модели клетки;

  2. опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза;

  3. моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц;

  4. схемы путей метаболизма в клетке;

  5. модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

3. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (11 ч)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Основы генетики (17 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация

  • моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом;

  • результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов;

  • гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

№ 4.Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой.

№ 5. Изучение фенотипов растений.

Практическая работа

Решение генетических задач.

Генетика человека (4 ч) Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа № 6 — Составление родословной

Итоговая контрольная работа.


В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания,

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом),; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять отличительные признаки живого (у отдельных организмов),

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.

Календарно — тематическое планирование курса «Биология. Общая биология» (68) Базовый уровень

п/п


Наименование разделов и тем


Вид занятия


Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Введение


5




1.1

Краткая история развития биологии.

вводный


Работа с текстом



1.2

Методы исследования в биологии.

Комбинированный





1.3

Сущность жизни и свойства живого.

Комбинированный


Работа с текстом.



1.4

Уровни организации живой материи.

Комбинированный





1.5

Обобщение по теме «Общая биология-наука об изучении общебиологических закономерностях живой природы»

Обобщение


Тесты



2

Основы цитологии


30




2.1

Методы цитологии. Клеточная теория.

Вводный


Работа с текстом.



2.2

Особенности химического состава клетки.

Комбинированный





2.3

Вода ее роль в жизнедеятельности клетки.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.4

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

Комбинированный





2.5

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

Комбинированный


Работа с рисунком



2.6

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.7

Строение и классификация белков.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.8

Функции белков.

Комбинированный





2.9

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Комбинированный





2.10

АТФ и другие и другие органические клетки.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.11

Контрольная работа №1 «Химическая организация клетки».

Контрольно-обобщающий


Тест



2.12

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.13

Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплозмолиза в клетках эпидермиса лука».

Комбинированный


Л.р.



2.14

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточные включения. Немембранные органоиды клетки.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.15

Строение клетки. Одномембранные органоиды клетки.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.16

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды.

Комбинированный





2.17

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Комбинированный


Работа с текстом



2.18

Лабораторная работа «Строение эукариотических и покариотических клеток».

Комбинированный


Л.р.



2.19

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Комбинированный





2.20

Лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

Комбинированный


Л.р.



2.21

Контрольная работа №2 «Строение клетки».

Контрольно-обобщающий


Тесты



2.22

Обмен веществ и энергии в клетки.

Комбинированный


Работа с текстом



2.23

Энергетический обмен в клетке.

Комбинированный





2.24

Питание клетки.

Комбинированный





2.25

Автотрофное питание. Фотосинтез.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.26

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.27

Генетический код. Транскрипция.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.28

Генетический код. Трансляция.

Комбинированный


Работа с рисунком



2.29

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

Комбинированный





2.30

Контрольная работа №3. «Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток».

Контрольно-обобщающий


Тесты



3

Размножение и индивидуальное развитие организмов


11




3.1

Жизненный цикл клетки.

Вводный


Работа с текстом.



3.2

Митоз и амитоз.

Комбинированный


Работа с рисунком



3.3

Мейоз.

Комбинированный


Работа с рисунком



3.4

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Комбинированный





3.5

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Комбинированный





3.6

Развитие половых клеток.

Комбинированный


Работа с рисунком



3.7

Оплодотворение.

Комбинированный


Работа с рисунком



3.8

Онтогенез-индивидуальное развитие организма.

Комбинированный





3.9

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период

Комбинированный


Работа с рисунком



3.10

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Комбинированный


Работа с текстом



3.11

Контрольная работа №4 «закономерности размножения и развития организмов».

Контрольно-обобщающий


Тест



4

Основы генетике


17




4.1

История развития генетики. Гибридологический метод.

Вводный





4.2

Закономерности наследования. моногибридное скрещивание.

Комбинированный


Решение задач



4.3

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный





4.4

Практическая работа «Решение генетических задач на моногибриднае скрещивание».

Обобщение


Решение задач



4.5

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Комбинированный


Решение задач



4.6

Хромосомная теория наследственности.

Комбинированный





4.7

Взаимодействие неаллельных генов.

Комбинированный


Решение задач



4.8

Цитоплазматическая наследственность.

Комбинированный





4.9

Генетическое определение пола.

Комбинированный





4.10

Практическая работа «Решение генетических задач».

Обобщение


Решение задач



4.11

Контрольная работа №5 «Основа генетики».

Контрольно-обобщающий


Тесты



4.12

Изменчивость.

Вводный


Работа с текстом



4.13

Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных и с/х растений.

Комбинированный


Л.р.



4.14

Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Комбинированный


Л.р.



4.15

Виды мутаций

Комбинированный


Работа с рисунками



4.16

Причины мутаций.

Комбинированный


Работа с текстом



4.18

Контрольная работа №6 «Закономерности наследственности и изменчивости».

Контрольно-обобщающий


Тесты



5

Генетика человека


4




5.1

Методы исследования генетики человека.

Вводный





5.2

Генетика и здоровье человека

Комбинированный


Работа с таблицей



5.3

Лабораторная работа «Составление родословных».

Комбинированный


Л.р.



5.4

Проблемы генетической безопасности.

Комбинированный


Работа с текстом




Итоговая контрольная работа «Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях»

Контрольно-обобщающий

1

Тесты




Итого


68






















Материально-техническое обеспечение.

Печатные издания

  1. Комплект таблиц по курсу биологии 9 класса

  2. Геохронологическая таблица

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект лабораторного оборудования

  2. Набор муляжей  плодов различных культурных  растений

  3. Микроскопы

Натуральные объекты

  1. Комнатные растения

  2. Гербарии

  3. Коллекции насекомых

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

— Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

— учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

— варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

— материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).


Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература для учителя:

  • Г.И. Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

  • А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова, В.З. Резникова. Зачёты по биологии. Общая биология. – М.: Лист-Нью, 1999.

  • О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. – М.: ВАКО, 2006.

  • Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы» — М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Дополнительная учебно-методическая литература для учителя

1)Журнал «Биология в школе»

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;


для учащихся:

  • Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. – М.: «Аванта+», 1997

  • Журнал «Биология для школьников».

  • А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.


Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



Свежие документы:  Урок по биологии для 8 класса на тему «ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: