Рабочая тетрадь по биологии ученика 9 класса тема урока: Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора













































Рабочая тетрадь


по биологии ученика 9 «а» класса

тема урока: «Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора»


Ф.И.О.учащегося___________________


___________________________________









Задания I группы «Причудливые»:

задание1. Изучи текст главы 4 на стр 35 уч. со слов «Растения и животные» и дай определение понятию

1.Приспособленность вида: это_____________________

__________________________________________________________________________________________________

2. Прочитав текст уч. на стр 35.запиши о каком виде приспособлений здесь идет речь____________________

________________________________________________

3.Приведите примеры приспособлений______________

________________________________________________

4. Изучив текст уч. со стр. 35-36-37 сделайте вывод о том, какие преимущества даёт приспособительная особенность строения формы тела у животных________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задания для II группы:

«Самые покровительственные»:

  1. Изучив текст учебника на стр. 38 со слов «Средством защиты…»Дайте характеристику покровительственной окраске ____________________

_____________________________________________________________

  1. Исходя из рисунков на стр. 38-39приведите примеры покровительственной окраски___________________________________

_____________________________________________________________

  1. Прочитай текст уч. на стр 38 и выясни для каких видов животных она характерна?_______________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Прочитай абзац уч. на стр. 40 сделай вывод о механизме возникновения такого приспособления как покровительственной окраски?________________________________________________________________________________

Задания для III группы «Мы вас предупреждали»:

  1. Прочитай текст уч. на стр. 40. дайте определение такой приспособительной особенности как «Предупреждающая окраска»

__________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Прочитав текст уч. на стр40 приведите примеры предупреждающей окраски ___________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Подумай, как могло возникнуть такое приспособление как предупреждающая окраска_________________________________

_________________________________________________________

  1. Для каких видов животных она характерна____________________

_________________________________________________________



Задания для III группы: «Актеры и актрисы»:

  1. Изучив текст учебника на стр.41. со слов «Эффективность предостерегающей окраски…» запишите определение такого явления как мимикрия_________________________________

_______________________________________________________

  1. Опираясь на рисунки стр. 42-43 приведи примеры этого явления в природе__________________________________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Для каких видов животных она характерна_____________________

___________________________________________________________

  1. Прочитав абзац уч. на стр44 сделайте вывод о том, как могло возникнуть такое приспособление как мимикрия

___________________________________________________________



2 этап: «Практический» каждая группа должна создать и продемонстрировать свою модель приспособительной особенности. (из сподручных материалов и презентовать её)

Домашнее задание:

Подумайте и докажите, что все приспособления относительны. Заполните таблицу.

Вид

Среда обитания

Черты приспособленности

Относительный характер приспособленности

 

 

 

 

































Проверочная работа:

1 вариант.

 

А1. Как современная наука объясняет формирование приспособлений:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;

б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;

в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;

г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.



А2.Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;

б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;

в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

 



А3. Явление, примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;

б) мимикрия;

в) приспособительная окраска;

г) маскировка.

 

 

А4. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы.

 

А5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела

 

В. Выстроить логическую последовательность механизма образования приспособления: (в квадратах указать цифры)

1.приспособленность организмов

2.наследственная изменчивость

3.естественный отбор

4.изменение внешней среды





2 вариант.

 

А1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;

б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;

в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;

г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

 

А2. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы.

 

А3. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

 

А4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске умухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

 

А5. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.



В. Выстроить логическую последовательность механизма образования приспособления: (в квадратах указать цифры)

1.приспособленность организмов

2.наследственная изменчивость

3.естественный отбор

4.изменение внешней среды
















Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Создание и оформление информационной модели "Биологические эффекты" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: