Разработка урока по биологии в 6 классе : «Клеточное строение листьев»


Разработка урока по биологии в 6 классе

 «Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

Автор:

учитель биологии 

Нарежная Ольга Павловна.
учитель биологии ГБОУ СОШ № 436

Петродворцового района

г.Санкт-Петербург.

Тема урока:  «Клеточное строение листьев».

Цели урока: 
Образовательные: 

познакомить с клеточным строением и тканями листа, научить различать ткани листа под микроскопом,

и определять их функции.

Развивающие: 
• развивать понятия о клеточном строении и тканях, образующих живые организмы, различать ткани;

продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
Воспитательные:  воспитывать любовь к природе; развивать умения слушать и слышать других.

 Задачи урока: создать условия для развития:

1.     предметных компетенций:  посредством раскрытия связи между особенностями строения клеток, тканей и выполняемые ими функции.

2.     общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3.     ключевых компетенций:

ценностно-смысловых: посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

учебно-познавательных: через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

информационных: посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

коммуникативных: посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;

социально-трудовых: посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

личностного самосовершенствования: через проведение личностной рефлексии в рамках индивидуальной работы.



Тип урока: 

изучение нового материала.

лабораторная работа.

Ведущая педагогическая идея:

 реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  цифровой микроскоп, световые микроскопы, готовые микропрепараты: «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», инструктивные карточки.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: лабораторный практикум; метод исследования, умение использовать цифровой и световой микроскопы.

 Используемый УМК:

·И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Учеб. для общеобразовательных учебных учреждений.

·И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Методическое пособие.

· Примерная программа основного общего образования по биологии.




























Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Постановка темы и цели урока.

Организация рабочих мест, приветствие,

Личностные: настрой на урок

Актуализация знаний

Повторение темы о строении и значении клеток растений.

Ученики совместно с учителем вспоминают особенности строения и функцию растительной клетки; виды пластид, хлоропласты; фотосинтез; автотрофное питание.  

Вместе с учителем вспоминают строение и функций растительной клетки.

Познавательные: Логические: анализ классификация объектов

Целеполагание


Учитель: Тема нашего урока

Клеточное строение листьев ”.

Объявление цели урока: при выполнении лабораторной работы, мы с вами узнаем особенности клеточного строения и ткани, образующие лист, и выполняемые ими функции..

Учащиеся записывают тему урока формулируют цель урока

Личностные:

настрой на урок Регулятивные: целеполагание

Изучение новой темы

Объяснение темы: Клеточное строение листьев.

Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:

«Эпидермис листа герани»

На препарате видно, что верхняя и нижняя поверхность листа покрыты бесцветной кожицей.

Вопросы:

1) Как соединены клетки(плотно или рыхло )?

2) Какую функцию выполняет кожица листа?

Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:

«Лист камелии».

В мякоти листа различают плотно расположенные столбчатые клетки вытянутой формы – столбчатая ткань и более округлые рыхло расположенные клетки губчатой ткани. Клетки мякоти содержат хлоропласты. Число хлоропластов различно. Их больше в столбчатой ткани и в клетках, окружающих жилки листа.

Вопросы:

3) Какую функцию выполняют столбчатая и губчатая ткани?

Межклетники листа имеют непосредственную связь с устьицами в нижнем эпидермисе. Напротив устьичной щели расположены воздушные полости. Устьица-замыкающие клетки со щелью.

Вопросы:

4) Какую функцию выполняют устьица?

На срезе видно строение проводящих пучков. Ближе к верхней стороне расположены проводящие сосуды, ниже ситовидные трубки.

Вопросы:

5) Какую функцию выполняют проводящие сосуды и ситовидные трубочки?

Механические ткани проводящего пучка представлены волокнами. Сосудисто-волокнистый пучок окрашен в коричневый цвет.

Вопросы:

6) Какую функцию выполняют механические волокна?

Просмотр на экране (мп) микропрепарат «Эпидермис листа герани»,

Высказывают предположе-ния, вместе с учителем определяют правильные ответы:

1) Клетки соединены плотно

2) Кожица листа выполняет функцию защиты, пропускает солнечный свет.

Просмотр на экране (мп)

«Лист камелии»,

3) Функция столбчатой и губчатой ткани -фотосинтез.

4)Через устьица происходит газообмен и испарение воды.

5) Проводящие сосуды проводят вещества и воду к листьям, а ситовидные трубочки проводят продукты фотосинтеза и воду из листьев.

6) Механические волокна предохраняют лист от разрыва, придают ему эластичность и прочность.

  Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

Личностные: мотивация и интерес к уроку.

Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.

 












Лабораторная работа

Самостоятельная работа учащихся с микроскопами по инструктивным карточкам, при этом изображение с большого экрана убрано.

Инструктивная карточка для учащихся.

(приложение№1)

Используя инструктивные карточки, учащиеся самостоятельно выполняют лабораторную работу.


Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно


Закрепление изученного материала и подведение итогов

Закрепление знаний о клеточном строении листа: проверочный тест

(приложение№2)

Выполняют тест

Оценивают себя

Выполняют индивидуальные задания.

Проверяют работы друг друга,  выставляют оценки за тест

Познавательные: логические: анализ и синтез информации Регулятивные: оценка – выделение и осозна-ние учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Домашнее задание

1.      Учебник §18, стр. 66-68, задание №3 в тетради


Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию.


Познавательные: общеучебные: самос-тоятельная работа с учебником, смысловое чтение, умение струк-турировать знания в письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Основные свойства живых организмов»



Приложение №1

Инструктивная карточка для учащихся

1) Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Эпидермис листа герани»

при увеличении в 56 раз (окуляр 7х, объектив 8х), а затем

при увеличении в 300 раз (окуляр 15х объектив 20х).

2) Рассмотрите бесцветные клетки покровной ткани.

3) Найдите и рассмотрите устьица.

4) Из предложенных терминов на рисунке (1) определите и подпишите типы клеток эпидермиса листа герани:

  • волоски

  • замыкающие клетки устьица

  • устьичная щель

  • бесцветные клетки покровной ткани

Соответствующие термины

1

2

3

4








5) Рассмотрите микропрепарат «Поперечный срез листа камелии»: найдите между верхней и нижней кожицей клетки мякоти или основной ткани. В основной ткани листа можно различать два вида клеток. Одни расположены под верхней кожицей листа, другие ближе к нижней кожице листа.

6) Рассмотрите под верхней кожицей плотно прилегающие друг к другу клетки цилиндрической формы — это столбчатая ткань.

7) Рассмотрите клетки, которые расположены ближе к нижней кожице листа — клетки неправильной формы губчатой ткани

8) Рассмотрите крупный проводящий пучок в центре листа.

В его верхней части располагаются проводящие сосуды, по которым проходит вода с минеральными веществами.

Ниже находятся ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ.

Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолщенную оболочку и узкий просвет

в центре.

9) Из предложенных терминов на рисунке (2) определите и подпишите ткани мякоти листа:

  • столбчатая ткань

  • губчатая ткань

  • ситовидные трубки

  • устьице

  • проводящие сосуды

  • основная ткань

  • межклетники

  • устьичная щель

  • верхняя кожица

  • нижняя кожица

К каждой надписи укажите соответствующие цифры.

Соответствующие термины







Приложение №2

Вариант 1

Выберите правильные утверждения.

  1. Клетки верхней кожицы:

  1. Пропускают свет

  2. Задерживают сет

  3. Содержат хлорофилл

  4. Бесцветные

  1. Нижняя кожица:

  1. Имеются устьица

  2. Устьица отсутствуют

  1. Через устьица происходит:

  1. Газообмен

  2. Испарение воды

  3. Поглощение воды

  1. Мякоть листа образована тканью:

  1. Эпидермиса

  2. Столбчатой ткани

  3. Губчатой ткани

  1. Жилки листа образованы тканями:

  1. Покровной

  2. Основной

  3. Механической

  4. Проводящей



Вариант 2

Определите соответствие.

Определите соответствие между тканями мякоти листа и их особенностями строения.

Ткани листа

Особенности строении.

А кожица

Б. мякоть

В. жилки

Г. Устьица


1. Имеет отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.

2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество.

3. Состоит из рыхлых и плотных клеток, содержащих хлоропласты.

4. Представлен сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами

5. Предохраняет лист от повреждений и внешних воздействий.

6. Осуществляет процесс фотосинтез

7. Обеспечивает связь со стеблем, передвижение веществ.

8. Обеспечивает газообмен и испарение воды.



Ответы:

Вариант 1 Вариант 2

1) 1,4 А. 2,5

2) 1 Б. 3, 6

3) 1,2 В. 4,7

4) 2,3 Г. 1,8

5) 3,4










Самоанализ

Критерии

Самоанализ

1

Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них

Достигнуто в полной мере.

2

Замысел занятия реализован

Достигнуто в полной мере.

3

Содержание урока оптимально (научно, доступно)

Достигнуто в полной мере.

4

Проблемный характер изложения учебного материала

Достигнуто почти в полной мере

Сложности вызвала работа, связанная с определением и сравнением тканей листа

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

Достигнуто в малой степени, т.к. они работали по инструктивным карточкам, с заранее подготовленными учителем образцами ткани листа.

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

Достигнуто полной мере, т.к. на уроке была организована работа в парах, совместное обсуждение полученных результатов

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:


в предметной области

Достигнуто почти в полной мере, т.к. учащиеся познакомились с клеточным строением листа, научились различать ткани листа под микроскопом и определять их функции.


в области информационных технологий

Достигнуто почти в полной мере, т.к. работа проводилась с использованием цифровым оборудованием; компьютер, проектор, цифровой микроскоп.


в проектно-аналитической и исследовательской деятельности

Достигнуто почти в полной мере,

Учащиеся показали владение логическими операциями

(анализ, сравнение, обобщение)


в плане продолжения образования и эффективного самообразования

Достигнуто почти в полной мере,

Занятие способствовало повышению познавательного интереса к предмету.

8

Занятие способствовало развитию качеств личности:


коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

Достигнуто почти в полной мере, Урок способствовал формированию умению диалогической речи через организацию работы в группах.


критическое мышление

Достигнуто почти в полной мере.


креативность,

установка на творчество, самостоятельность, ответственность

Достигнуто почти в полной мере.

Занятие содержало элементы, направленные на вовлечение школьников в самостоятельную работу частично поискового и исследовательского характера.


рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

Достигнуто почти в полной мере. Учащиеся получили возможность самостоятельно проверить свой результат освоения материалом, посредством итоговых тестов.


толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

Достигнуто почти в полной мере. Урок развивал умение слушать и слышать других

9


Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

Достигнуто почти в полной мере.

Учащиеся получили возможность для развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

1011

Обучающиеся получили помощь в

решении значимых для них проблем

Достигнуто в высокой степени, т.к учитель помогал на всех этапах урока.

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

Достигнуто в высокой степени.

13

Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

Достигнуто в высокой степени.

14

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

Достигнуто в высокой степени

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

Достигнуто в высокой степени



2


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: