Развитие познавательной активности и интереса школьников, посредством межпредметной интеграции на уроках биологии





Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

Барабинского района Новосибирской области












Развитие познавательной активности и интереса школьников,

посредством межпредметной интеграции на уроках биологии.





Автор: Тутурова Светлана Николаевна,

учитель биологии












г. Барабинск, 2010


Сегодня проблему воспитания высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов,  невозможно решить без новых педагогических технологий, созвучных нашему времени. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, я пришла к выводу, что слабая связь предметов друг с другом порождает серьёзные трудности в формировании у  школьников целостной картины мира,  препятствуют органичному восприятию культуры. Поэтому считаю, что решение проблемы интеграции обучения, воспитания в школе важно и современно. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Высоким показателем педагогического мастерства учителя считаю его конструктивное отношение к новшествам, активное участие в инновационных общественных процессах при полном сотворчестве с учащимися в целом и, конкретно, в деятельности каждого участника образовательного процесса.

В соответствии со своим внутренним отношением и пониманием процесса образования в момент его реформирования определила цель своей педагогической деятельности: развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить уровень познавательной активности и интереса школьников посредством интерактивного диагностирования;

  • использовать инновационные методики, развивающие познавательную активность и интерес учащихся;

  • научить применять приобретённые знания на практике для решения познавательных и практических задач;

  • разработать систему интегрированных уроков по биологии с учетом индивидуальных особенностей, интересов учащихся.

Для достижения поставленной цели и задач мною изучены концепции и технологии интеграции, разработанные российскими педагогами новаторами: Г.К. Селевко (9, стр. 60) , В.В. Гузеевым (2,3, стр. 76, 68),Л.В. Тарасовым(11, стр. 20).

В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие принципы:

  • принцип научного подхода (приобщение к интегративному миропониманию и глобальному мышлению);

  • принцип развивающего обучения, рассматриваемый мною с позиции развития активности личности (полагаю, что развитие познавательной активности и интереса происходит от любознательности к устойчивому интересу);

  • принцип гуманизации, воспитание духовно ответственного отношения к природе, людям. Воспитание культуры потребления, «здорового образа жизни «, раскрытие нормативного характера биологических знаний;

  • принцип прогностичности, воспитание потребности заботы о будущем;

  • принцип обратной связи способствует осуществлению регулярного контроля над процессом обученности школьников;

  • принцип природосообразности: опора на достижения науки и практики с учетом конкретных особенностей уровня развития каждого ребенка; обучение и управление образовательным процессом. Становление экологической ответственности как черты личности.

Решая задачу изучения уровня познавательной активности и интереса школьников, проведена следующая работа: анкетирование учащихся с целью выявления их мотивации и познавательного интереса к предмету; определение эмоционального состояния учащихся на уроках биологии.

Реализуя поставленную цель своей педагогической деятельности, включаю в содержание обучения следующие элементы: опыт самостоятельного переноса полученных знаний в сходные или иные ситуации, знания о целостности картины мира, понимание глубины связей явлений и процессов. При отборе содержания образования приоритетными считаю интегрированные знания, развивающие познавательную активность и интерес школьника. Содержание программного материала связано с новизной изучаемого раздела, с использованием историзма в преподавании, с практическим применением знаний, способных подвигнуть ученика на эксперимент.

Успешному предъявлению учебного материала способствует использование различных средств обучения в кабинете: компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом; мультимедиа; диапроектор; средства массовой информации; дополнительная литература; печатные пособия; натуральные объекты; модели.

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них: индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает качество обучения предмету; отражает существенные стороны биологических объектов, выдвигает на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

В своей практической деятельности использую различные типы уроков по классификации И.Н.Казанцева (6, стр. 25): интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр; уроки – лекции; уроки – зачеты; уроки с использованием фантазии (урок – сказка); уроки, имитирующие общественно – культурные мероприятия (экскурсия в прошлое, путешествие, интервью); урок с использованием учебного видеофильма, теле­передачи; урок самостоятельной работы учащихся в классе; лабораторные и другие практические занятия.

Но приоритет отдаю интегрированному, так как считаю, что данный тип урока побуждает учеников к более глубокому познанию мира, развивает творческую инициативу, познавательную активность и интерес, повышает эмоциональный фон урока.

Интегрированные уроки и методы их проведения вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность. Так, например, предполагаю, что познавательная активность и интерес формируются посредством мотивации и сама интеграция может служить мотивом в развитии познавательного интереса как такового.

Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной на уроках, состоит в том, что я:

— перехожу с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося;

— мотивирую познавательную деятельность за счет интереса, практической направленности, взаимопонимания и взаимоуважения к личности, добиваюсь положительного отношения к биологии и высокого рейтинга предмета в течение всех лет обучения;

— организую самостоятельную работу на уроке и систематическую, индивидуальную домашнюю работу учащегося;

— использую коллективные формы работы на уроке;

— организую, постоянный контроль результатов самостоятельной работы на уроке и дома, оказываю оперативную помощь;

— создаю ситуацию успеха, планирую и предлагаю ученику посильные задания с поэтапным возрастанием их сложности;

— организую, самоанализ собственной деятельности, корректирую направленность и содержание практической деятельности.

Факторами, влияющими на рост успеваемости обучающихся являются: индивидуальный подход в обучении; владение методами мотивации и стимулирования.

При подготовке к уроку большое внимание уделяю проектированию его структуры. Определяю методы и приёмы обучения на каждом этапе: привлекательная цель, пересечение тем, «лови ошибку», отсроченная отгадка, фантастическая добавка, проблемный диалог и др. Обстановке непринужденного обучения во многом способствует разработанная мною сис­тема контроля: блиц-контрольная; релейная контрольная работа; программируемый опрос; тихий опрос; тест, кроссворд; фактологический диктант и др.

Все это стимулирует развитие познавательной активности и интереса школьников.

Методы, используемые мной в процессе обучения школьников:

      • Метод Синектики (логический) — решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия — как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы; символическая аналогия- изображение поисковой задачи в виде символа или схемы).

      • Метод моделирования — изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов.

      • Метод причинно-следственного анализа, позволяющий объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления. Например: «В чём секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц лёгкие следуют за движением грудной клетки?».

      • Метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода). Ещё Цицерон советовал всё излагать через словесную формулу «кто?что?где?чем?зачем?как?когда?».

При организации и проведении интегрированных уроков включаю учащихся в различные формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная и групповая, при этом предпочтение отдаю групповым, так как считаю, что данная форма работы наиболее продуктивно развивает познавательную активность и интерес к предмету.

Вопрос систематического контроля над качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися. Мониторинг – один из таких инструментов управления учебно-воспитательным процессом.

Основным достижением своей педагогической деятельности за последние годы считаю – стабильность результатов по предмету: средняя качественная успеваемость в классах возрастной нормы 70%-80%. Ежегодно выпускники выбирают биологию при проведении итоговой аттестации и, как правило, 70% — 80% получают оценки «4» и «5», в 2007-2008 учебном году ученик 9а класса сдавал экзамен по биологии в новой форме на отлично, 2008-2009 учебном году сдавало 6 человек и все сдали на «4» и «5». При очередной аттестации образовательного учреждения в феврале 2007 года выпускники 9-11 классов выполняли диагностическую работу по биологии по текстам Департамента образования. Школьники, с которыми я работаю, участвуют в районных олимпиадах по биологии (2005-2006 уч.год — III место -Радич Татьяна, 11 класс; 2006-2007 уч.год — I место- Белогорохов Владимир, 10 класс, II место-Бобровский Роман, 11 класс, III место-Тарасов Артем, 11 класс; 2007-2008 уч.год — II место-Белогорохов Владимир, 11 класс, III место-Волкова Татьяна, 9а класс; 2008-2009 уч.год – I место – Гришкова Наталия, 8 класс; 2009-2010 уч.год — II место-Волкова Татьяна, 11 класс; III место-Чухарева Полина, 10 класс), в ежегодных районных конкурсах: «Экологический фестиваль», «День Земли», «Путешествие по стране Легумии» учащиеся занимают призовые места. В 2007-2008 учебном году учащиеся 9а класса во Всероссийской дистанционной обучающей олимпиаде по биологии заняли I место.

Осуществление субъектификации школьников и использование построенной техники педагогической деятельности позволило достичь поставленной цели. Улучшились показатели психологического здоровья, повысился интерес школьников к интегрированным урокам. При сравнении экспериментальной и контрольной групп учащихся получены результаты, показывающие рост познавательной активности и интереса в экспериментальной группе с 67% (6 класс, 2005г.) до 82% (8 класс, 2007г.).

Сказанное выше позволяет отметить, что представленная и апробированная мною педагогическая система развития познавательной активности и интереса школьников, посредством межпредметной интеграции благотворно влияет на учебный процесс в целом.

Развивая познавательную активность и интерес школьников посредством межпредметной интеграции, я по-новому увидела свой предмет, осознала его соотношение с другими науками и заинтересовала проблемой осуществления межпредметных связей учителей своей школы и района. Мой опыт обобщен на районном методическом объединении учителей биологии и распространен среди коллег района.

Третий год являюсь руководителем районного методического объединения учителей биологии, которое включает в себя 34 школы, 45 учителей. Последние два года работаем над темой: «Использование информационно- коммуникационных технологий, как средство повышения познавательного интереса к предмету биологии»; систематически провожу открытые уроки, посещаю открытые уроки своих коллег; веду кружок “Я познаю мир”. Второй год являюсь заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Полагаю, что полученные во время исследования результаты могут служить опорным и методическим материалом учителям и студентам, занимающимся проблемой развития познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции на уроках биологии.







Список литературы:


  1. Бабанский Ю.К. Развитие познавательного интереса школьников./статья в журнале

Дополнительное образование №3, 2003

  1. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология.–М., НИИ школьных технологий, 2005

  2. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. -М.,1992

  3. Клеев С.А. Педагогическая технология учителя.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2003

  4. Кондаков Н.И. Логический словарик справочник. – М.,Наука,1975

  5. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно – ориентированного обучения ./статья в журнале

Дополнительное образование №5 2005

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей. — М., Правда, 1987

  2. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии.-М., Наука,1998

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М., НИИ школьных технологий, 2005

  4. Сухоревская Е.Ю.Технология интегрированного урока.- Ростов на Дону. Учитель,2003

  5. Тарасов Л.В. Интегративно гуманитарный подход как основа для построения новой модели средней школы.-М, Народное образование,2004






Свежие документы:  Формирование познавательной компетентности учащихся на уроках физики

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: