Роль поэзии в экологическом воспитании на уроках биологии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная щкола №1

имени Н. Л. Мещерякова





Роль поэзии в экологическом воспитании

на уроках биологии.












Из опыта работы учителя биологии и химии

Решетниковой Ирины Александровны

















г. Зарайск



Экологическое воспитание — это, не только и не столько изучение каких-то специальных экологических предметов, сколько воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

В решении поставленной задачи учителю биологии как нельзя лучше поможет пейзажная лирика поэтов нашего Отечества. Хочу предложить использование образа берёзы для экологического и связанного с ним патриотического и духовно-нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях по биологии.

Природа это не просто фон, на котором проходит жизнь человека, но и часть его души, одно из самых главных переживаний, связывающих его с «малой Родиной» — тем местом, где человек родился и с «большой Родиной» — его Отчизной.

Важная роль в экологическом воспитании принадлежит экскурсии. Именно здесь выполняются все поставленные ранее задачи. Первая экскурсия по биологии в 6 классе «Осенние явления в жизни растений». На предыдущем уроке задаю вопрос: «А с каким растением чаще всего мы встречаемся в природе? Подсказка: это дерево является символом России». Ребята отгадывают, что это берёза. Далее привожу строки стихотворения Алексея Михайловича Жемчужникова «Придорожная берёза». Казалось бы, что здесь интересного: усталый путник едет по пыльной дороге, изнывая от зноя. Но тут на его пути встречается дерево, обладающее поистине русским гостеприимством, под тенью его ветвей любой человек может отдохнуть и продолжить свою дорогу. К следующему уроку учащимся даётся задание подобрать стихотворения русских поэтов, в которых можно увидеть берёзу осенью.

Вот какие стихи подобрали учащиеся 6 класса.

Аполлона Николаевич Майков «Пейзаж». Незаметно подкралась осень. Прогулка в эту пору особенно хороша. Лес ещё зелёный, но уже видны мазки кисти художника по имени осень. А какое ни с чем несравнимое чувство ощущаешь, когда идёшь по опавшим осенним листьям

Осыпался с берёзы лист

И, как ковёр устлал дорогу…

Идёшь как будто по водам,

Нога шумит … а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,…

В стихотворении «Листопад» Ивана Алексеевича Бунин сравнивает осеннее убранство русского леса с расписным теремом, где «берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой,…»

В стихотворении Ивана Савича Никитина перед нами уже поздняя осень. Туманное осеннее утро. Обнажённые деревья слегка прикрыты инеем. Светлое небо. Восход солнца.

Вот ярко блеснули лучи золотые

Свежие документы:  Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

И крадутся в чащу берёз

Всё дальше и дальше, — и ветки сырые

Покрылися каплями слёз.

У осени поздней, порою печальной,

Есть чудные краски свои,

Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,

В последнем объятье любви.

Природа готовится к зиме. Назовите признаки осени: в живой и неживой природе.

Экскурсию «Жизнь растений весной» также начинаем с поэтического конкурса.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Ещё дуют холодные ветры…» наполнено предчувствием скорой весны, когда оживёт вся природа, всё вокруг зазеленеет.

Вылетела первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душиста.

Здесь можно рассмотреть изменения в природе, происходящие весной и приводящие к пробуждению всего живого, первоцветы своей местности, правила поведения в природе весной, растения — первоцветы занесённые в Красную книгу.

Обсуждение данного стихотворения можно использовать и при изучении темы «Опыление цветковых растений». Особенности строения ветроопыляемых и насекомоопыляемых цветков.

Чувством нежности и трепетной любви к родной природе пронизано стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Первый лист»

Лист зеленеет молодой.

Смотри как листьем молодым

Стоят обвеяны берёзы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною как дым…

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым,-

И вот живые эти грёзы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорождённою их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретить мёртвого листа.

В стихотворении Алексея Константиновича Толстого перед нами предстаёт необычайно трогательный образ раненой берёзы. Каждую весну люди устремляются в лес за берёзовым соком, обладающим живительной и целебной силой, не задумываясь о той боли, которую они причиняют белоствольной красавице русского леса.

Острою секирою ранена берёза,

По коре сребристой покатились слёзы.

Ты не плачь, берёза бедная, не сетуй,

Рана не смертельна, вылечишься к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана,-

Лишь больное сердце не залечит раны.

Берёзовый сок поэт сравнивает со слезами, как будто это плачет человек, а что на самом деле представляет собой берёзовый сок, по какой части растения он движется? Почему сокодвижение происходит именно весной? Чем опасен сбор сока для берёзы? Какие правила необходимо соблюдать, если вы всё-таки пошли за соком?

С весной человек всегда связывает пробуждение, возрождение всего живого. Но в стихотворении Ивана Савича Никитина «Засохшая берёза» мы видим образ погибшего дерева.

Свежие документы:  Тестирование по биологии за 11 класс (В-2)

В глуши на почве раскалённой

Берёза старая стоит;

В её вершине обнажённой

Зелёный лист не шелестит

Кругом, сливаясь с небесами,

Полуодетыми в туман,

Пестреет чудными цветами

Волнистой степи океан.

Курганы ярко зеленеют,

Росу приносят вечера,

Прохладой тихой ночи веют,

И пышет заревом заря.

Но беззащитная берёза

Глядит с тоской на небеса,

И на ветвях её, как слёзы,

Сверкает чистая роса;

Далёко бурею суровой

Её листы разнесены,

И нет для ней одежды новой

И благодательной весны.

Во внеклассной работе с учащимися старших классов можно с помощью поэзии показать, что весна это не только пробуждение природы родного края, но и лучшее время в жизни любого человека – пора любви.

В стихотворении Алексея Константиновича Толстого изображено свидание в берёзовой роще. Природа предстаёт участницей жизни влюблённых, она помогает понять их чувства и придаёт им особую поэтичность и таинственность. Вместе с возобновлением жизни, распусканием листьев на берёзе происходит зарождение нового неизведанного чувства.

То было раннею весной

Трава едва всходила,

Ручьи текли, не парил зной,

И зелень рощ сквозила;

То было раннею весной,

В тени берёз то было,

Когда с улыбкой предо мной

Ты очи опустила…

То было в утро наших лет –

О счастие! О слёзы!

О лес! О жизнь! О солнца свет!

О свежий дух берёзы.

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета «Ещё майская ночь» показана также весна – пора любви.

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной – и последней может быть.

Образ белоствольной красавицы неотделим от понятия Родина. Поэтому использование пейзажной лирики на уроках биологии и внеклассной работе способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитывает бережное отношение к природе родного края.

Почему находясь вдали от своей отчизны, вспоминают поэты милую сердцу природу?

Свежие документы:  Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог" 10-11 класс

В стихотворении Фёдора Николаевича Глинки «Сон русского на чужбине» чувствуется несказанная боль и тоска по Родине.

Свеча чуть теплясь догорала,

Камин, дымяся, погасал;

Мечта мне что-то напевала,

И сон меня околдовал…

Уснул и вижу я долины

В наряде праздничном весны

И деревенские картины

Заветной русской стороны!…

И широко гуляет Волга

В заповедных своих лугах…

Поляны муравы одели,

И, вместо пальм и пышных роз,

Густые молодеют ели,

И льётся запах от берёз!…

Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» также проникнуто тоской по грустным картинам русской природы.

Ведь на свете белом, всяких стран довольно,

Где и солнце ярко, где и жить привольно,

Но и там при блеске голубого моря,

Наше сердце ноет от тоски и горя,

Что не видят взоры ни берёз плакучих,

Ни избушек этих сереньких, как тучи;

Что же в них так сердцу дорого и мило?

И какая манит тайная к ним сила?

Пётр Андреевич Вяземский в своём стихотворении «Берёза» показывает неразрывную связь Родины и этого удивительного дерева.

Средь избранных дерев берёза

Не поэтически глядит;

Но в ней – душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных

От ближних радостная весть,

Хоть пара слов собственноручных,

Где сердцу много что прочесть.

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, берёза, словно

От милой матери письмо.

Поэзия помогает решать одну из задач экологического воспитания — воспитание чувства патриотизма и любви к России. Родина начинается с того места, где ты родился, где пошло твоё детство. Закончить я хочу строками стихотворения Зарайского поэта Анатолия Рудакова:

Но теперь вас снова, милые берёзы,

Наяву я вижу, а не в снах и грёзах,

С юга в край родимый прилетели птицы.

Пусть любовь былая в сердце возвратится.


Литература


1. Русские поэты XIX века: первая половина. Сост. М. С. Вуколова. Вступ. ст. Л. И. Ошанина. авт. посл. В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 1991. — (Библиотека словесника).
2. Русские поэты XIX века: вторая  половина. Сост. Т. П. Казымова; . Вступ. ст. Ю. В. Лебедев. . — М.: Просвещение, 1991. — (Библиотека словесника).
3. Пушкин А.С, Некрасов Н. А., Фет А. А. Радуга. — М.: Детская литература, 1993
4. Зарайская лира: сборник посвящён 80-летию Зарайского литературного объединения,  ГУП МО «Коломенская типография», 2008 г.

7


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: