Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности 6 класс


Урок биологии с краеведением в 6 классе


Тема: «Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности»


Цели:

    1. Обобщить знания о значении растений в жизни человека и животных;

    2. Побуждать интерес к разным видам растений, стремление узнавать о них больше;

    3. Развивать мышление, воображение.

    4. Воспитывать чувство ответственности, бережливости к природе


Оборудование : ПК, Детская энциклопедия Кирилл и Мефодий (электронная версия), диск « Флора окрестностей села Тумановка Москаленского района Омской области»


Ход урока:

  1. Организационный момент

— проверка готовности класса к уроку

— посещаемость


  1. Актуализация опорных знаний

1. Закончить предложение (учащиеся отвечают на листах, на обороте доски даны правильные ответы, взаимопроверка, оценивание «5» -10 верных ответов, «4» — 8-9 верных ответов, «3» — 5-7 верных) :

  1. Наука, изучающая особенности живой природы и ее разнообразие (биология)

  2. Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе (царство).

  3. Растения в первый год растут, на второй год образуют плоды и семена называются… (многолетние)

  4. Наука, изучающая царство растений (ботаника)

  5. Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей (культурные)

  6. Древнегреческий ученый , который заложил начало изучению растений в 4 веке до н.э. (Теофраст)

  7. Растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека (дикорастущие)

  8. Общий внешний облик растения ( жизненная форма)

  9. растения, которые используют в медицине и ветеринарии (лечат животных) (лекарственные).

  10. Растения, жизнь которых укладывается в один вегетативный период. (однолетние)




2. Заслушивание сообщений о разнообразии растительного мира своего края.

( на предыдущем уроке было дано задание по группам.

Найти информацию и оформить на формате А4 с кратким сообщением о:

— необычных и удивительных деревьях, растущих на территории Омской области

— необычных и удивительных кустарниках, растущих на территории Омской области

— необычных и удивительных цветах, растущих на территории Омской области

— лекарственных растениях, растущих на территории Омской области

— растениях, занесенных в Красную книгу Омской области

По ходу сообщений на доску вывешиваются рисунки, фотографии растений.)

3. Изучение новой темы.

Посмотрите как разнообразен растительный мир Омской области. Общее число ныне живущих видов растений на Земле – приблизительно 400-500 тысяч! (по разным данным). Теофрасту было известно около 600 видов растений

— Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня ? ( Роль …..)

— Какова цель нашего урока ? (Выяснить …)

— Зачем нам это необходимо знать ? (Жизненно важно….)

1. перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее .


Значение растений

В природе

В жизни человека

В жизни животных

















2.Беседа, по ходу которой заполняется таблица

Какова роль растений в природе? (ответы детей )

Большинство растений имеют зеленый цвет, а значит, способны. К фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов. Точно определить объем работы. Выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода. Параллельно они выделяют в атмосферу кислород, так необходимый нам необходимый нам для дыхания.

Представьте себе. Что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода. Сколько нужно для дыхания трех человек. А один гектар зеленых насаждений поглощает в течение часа восемь килограммов углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют двести человек за то же время!

— участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

— участвуют в снегозадержании

— участвуют в закреплении оврагов и горных склонов

— участвуют в поддержании полноводия рек

— защищают от шума

— участвуют в очистке воздуха от пыли и газов, дыма и копоти

Еловые насаждения площадью в 1 га могут задерживать на кронах деревьев до 32 тонн пыли в год, сосновые – 35, вяза- 43, дуба – 54, бука – 68. хвойные выделяют фитонциды, вещества, убивающие микробы – возбудителей человека и растений.


— Какова роль растений в жизни животных ? (ответы детей)

Зеленые растения являются также местообитанием и убежищем для многих животных. Кроме того, животные используется растения не только в качестве пищи, но и как «лекарства » от нескольких болезней.


3. Самостоятельная работа с учебником.

Попробуйте ответить на вопрос: « Какова роль растений в жизни человека?» пользуясь текстом учебника И.Н Пономаревой п.1. Также вы можете самостоятельно дополнить ответ на этот вопрос.

— продукты питания

— топливо

— строительный материал

— одежда из растительных тканей (хлопок, лен)

— источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности

— лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов

— декоративная роль

— охрана и улучшение окружающей среды


    1. Презентация диска « Флора окрестностей села Тумановка Москаленского района Омской области»


    1. Просмотр слайдов «Как человек приручил растения. Из чего варят кашу» раздела «Растения» энциклопедии Кирилла и Мефодия


4. Подведение итогов.

Заслушать ребят о результатах заполнения таблицы


Формирование вывода: Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов, в природе в целом.


  1. Домашнее задание.

Творческое задание: Сочините сказку, в которой главными героями были бы растения.


Задание для учеников, интересующихся биологией: Найти и оформить в формате А4 информацию о растениях- символах.


Свежие документы:  Рабочая программа по биологии для 6 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: