БОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
Самоанализ профессиональных достижений педагога
Черновой Елены Васильевны
Выполнила:
Учитель биологии
Чернова Е.В.
ОМСК 2011
Самоанализ профессиональных достижений педагога
Черновой Елены Васильевны,
учителя биологии
БОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа№1»
Информация о педагоге
Стаж (общий, педагогический) 25 лет
Квалификационная категория (какая, дата присвоения) Высшая категория, 30.11.2006г.
Учебная нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам:
2008-2009 — 25 ч
2009-2010 — 26ч
2010-2011 — 26ч
1. Динамика учебных результатов обучения за период с предыдущей аттестации (последние три года).
1.1. Учебные достижения обучающихся:
Количество Обучаемых | Обученность | Качество знаний | Результаты ЕГЭ, ГИА | ||||||
К-во сдававших 9 класс, экзамен по выбору | результат | ||||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | %
| обученность | Качество знаний | ||
2008-2009 | 162 | 145 | 90 | 36 | 22 | 26 | 67 | 97 | 23 |
2009-2010 | 168 | 152 | 92 | 40 | 24 | 32 | 78 | 97 | 25 |
2010-2011 | 176 | 162 | 94 | 48 | 27 | 34 | 86 | 99 | 29 |
Обученность и качество знаний не очень высокие, это объясняется особенностью контингента учащихся школы при исправительной колонии. Обучающиеся имеют низкий уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), низкий уровень обучаемости и большие пробелы в знаниях и умениях. Кроме того, у большинства учащихся практически отсутствует мотивация. Это ребята, которые по разным причинам не смогли окончить дневную школу, так называемые «трудные дети». Многие учащихся имеют большой перерыв в учёбе. На начало обучения проводятся стартовые диагностические контрольные работы, около 60% учащихся выполняют «неудовлетворительно». К концу года успеваемость повышается за счет создания условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся, проведения коррекционной работы, применения современных образовательных технологий, учёта индивидуальных особенностей ученика, постоянного осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому ученику в зоне ближайшего развития.
1.2. Участие обучающихся в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках, научно-практических конференциях и т.д.
Доля участников школьного уровня | Доля участников муниципального уровня | Доля участников регионального уровня | Доля участников уровня федерального и международного уровней | |||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
2008-2009 | 11 | 12 | 1 | 0,5 |
|
| 3 | 1,5 |
2009-2010 | 14 | 13 | 3 | 1,5 |
|
| 7 | 4 |
2010-2011 | 16 | 16 | 7 | 4 | 3 | 4 | 14 | 8 |
Комментарии (до 1 тыс. знаков)
Статистические данные отражают ежегодный рост активности учащихся. Количество участников в заочных конкурсах, олимпиадах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях увеличилось.
1. «Зимние интеллектуальные игры 2009 (№12)» — Тулинов Роман (9кл), Габдулин Евгений (9 кл), Ревва Сергей (12 кл.), сертификат участника.
2. «Двенадцатый Турнир им. М.В. Ломоносова» — Тулинов Р.(10кл.), Габдулин Е.(10 кл.), Чекмачков Е.(8 кл.), сертификат участника.
3. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» — Мамчур Алексей, диплом федерального победителя III степени, учащийся Тулинов Роман, диплом регионального победителя I степени, и одиннадцать обучающихся — сертификаты участников данного конкурса.
4. «Зимние интеллектуальные игры 2010» — Эбзеев Николай (8 кл.), Габдулин Евгений (10кл), Тулинов Роман (10 кл), сертификаты.
5. Конкурс «Ресурсосбережение» — дипломы лауреатов Общероссийского общественного Движения творческих педагогов Мамчур Алексей (9 кл) и Воронцов Максим (12 кл) в номинации плакат на тему «Сохраним природу – сохраним планету», Завильский Владимир (9 кл) — диплом лауреата «Экологического центра» города Омска.
Данные результаты были получены благодаря посещению факультативных занятий, индивидуальных консультаций, коллективных тренингов, а также участию во внеклассных мероприятиях по биологии.
1.3. Количество и качество творческих работ обучающихся (подтверждается экспертными заключениями и рецензиями)
Фамилия, имя обучающегося | Тема творческой работы | Экспертное заключение (отзыв, рецензия)* | |
2010 2011 2009-2010 | Воронцов Максим Яров Олег Обухов Павел Тулинов Роман Габдулин Евгений Воронцов Максим Мамчур Алексей Никитин Алексей Завильский Владимир Завильский Владимир, Воронцов Максим
| Плакат «Мир без наркотиков» конкурс «Моё здоровье – моя судьба, судьба России» Сочинение на конкурс «Солнечные странички» XVI Межрегионального экологического фестиваля: «Белая берёза» Стихи на конкурс «Солнечные странички» XVI Межрегионального экологического фестиваля: «Белая берёза» Плакат городского конкурса «Ресурсосбережения» Эскизы детских поделок, сувениров для команды «Радуга» МОУ «Лицей № 137» для Российского Рождественского фестиваля в г. Обнинске. | Отзыв МОУ ДОД «Эколого-биологического центра. Отзыв МОУ ДОД «Эколого-биологического центра. Отзывы МОУ ДОД «Эколого-биологического центра». Отзывы МОУ ДОД «Эколого-биологического центра». Отзыв о сотрудничестве МОУ «Лицей №137».
|
* указывается фамилия, имя отчество рецензента (эксперта), должность, дата экспертизы
2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
2.1. Информация о внеурочной деятельности по учебным предметам
Факультативы | Кружки | Секции | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
2009 | 19 | 12 |
|
|
|
|
2010 | 28 | 17 |
|
|
|
|
2011 | 41 | 26 |
|
|
|
|
Комментарии (до 1 тыс. знаков)__
В течение 5 лет веду факультативный курс «Личная экология человека», составленного на основе программы элективного курса «Личная экология человека» М.Г. Ерёмина, Т.Ф. Коркина, под редакцией Т.С. Горбуновой. Основной целью данного факультативного курса – формирование здорового образа жизни. Учащихся особенно заинтересовали следующие темы: «Жить 180 лет – это реально?», «Питание и здоровье», «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека». Одним из успехов работы по данному направлению является то, что выпускник нашей школы Обухов Павел, ныне студент СГА (при ИК -6), организовал волонтёрское движение «Потенциал», целью которого является сохранение в условиях колонии строгого режима жизненного потенциала, который будет так необходим учащимся при освобождении. В программе работы данного движения имеется курс лекций для всех осужденных колонии на тему «Здоровый образ жизни», а также осуществляется просмотр фильмов по этой тематике. Учащиеся, посещающие факультатив, приняли активное участие в конкурсах различного уровня.
2.2. Информация о призовых местах, занятых обучающимися в олимпиадах, спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах, выставках и др.
2009 г | 2010 | 2011 | ||||
Вид состязаний | ФИО обучающегося, место | Вид состязаний | ФИО обучающегося, место | Вид состязаний | ФИО обучающегося, место | |
Региональный Межрегиональный Всероссийский. |
|
|
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Челоек и природа»
|
Мамчур Алексей диплом III степени | «Ресурсосбережение» -конкурс плакатов
«Леонардо»
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»
Конкурс «Ресурсосбережения» номинация: плакат «Сохраним природу – сохраним планету» | Завильский Владимир, диплом лауреата
Тулинов Роман, Диплом лауреата
Тулинов Роман, диплом I степени
Завильский Владимир, диплом лауреата общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь |
|
|
|
|
| Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»
| Мамчур Алексей, диплом IIIстепени Эбзеев Николай, диплом 1 степени. |
|
|
|
|
| Конкурс «Ресурсосбережения» номинация плакат «Сохраним природу – сохраним планету»
| Воронцов Максим, диплом лауреата общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь». |
Комментарии (до 1 тыс. знаков)
Особенностью школы закрытого типа является то, что отсутствует возможность участия обучающихся в открытых соревнованиях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Поэтому я использую возможность участия в заочных и дистанционных конкурсах:
2009г. «Зимние интеллектуальные игры» — межрегиональный конкур, участие -3человек;
2010г. «Зимние интеллектуальные игры» — межрегиональный конкурс-5человек
2010г. Конкурс «Моё здоровье – моя судьба, судьба России», номинация плакат «Мир без наркотиков» – 12человек;
2010г. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа -4 человека;
2011г. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»– 15человек.
В связи с тем, что основная масса обучающихся в школе закрытого типа имеет очень низкий уровень обучаемости, потенциал учащихся для участия даже в заочных турах олимпиад и различных конкурсах очень невысок, поэтому в основном ребята получают сертификаты за участие в конкурсах, а не дипломы победителей. Но всё -таки имеются несколько учащихся, которые постоянно повышают свой интеллект за счёт чтения литературы, так как возможности использования информации из интернета у них нет.
3. Создание педагогом условий для приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта.
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
классного руководителя Классные часы | 11А, 5а 1.«Я и закон».
2. « Ваш выбор» — о вреде курения.
3. «Откуда Новый год пришел?». 4.«Радости и сложности общения». 5.«История государственной символики». 6. «Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух».
| 12а, 8.1 1.«Закон и ответственность». 2. «Омск в прошлом и настоящем».
3. «Наркотики – знак беды». 4. «О дружбе и товариществе».
5. «Как избежать конфликтов в семье». 6. «Святое право-Отчизну защищать» | 10д,10е 1.«Час здоровья»
2.«Человек, который изобрёл 20 век» (о Николе Тесла) 3.«Царица математики» 4.«Важнейшие открытия 21 века» « Блок и Менделеев» 5.«Загляните в мамины глаза»
6.«Из истории освоения космоса».
|
организатора проектной деятельности | 1.Проекты: «Через тернии к звёздам», (предметная декада) 2.Проект-конкурс «Новогоднее украшение школы»
3.Проведение предметных недель, интеллектуальных марафонов. 4.Конкурсы прикладного творчества, чтецов «С чего начинается Родина». | 1.Проекты: «Через тернии к звёздам». (предметная декада) 2.Достопримечательности Омска (презентация с сочинениями учащихся) 3.Научно-практическая конференция для учащихся
| 1.Проекты: «В созвездии планет» (предметная декада)
2.«О чём рассказали старые семейные фотографии» (экспозиция с комментариями 3.Проект-конкурс «Новогоднее украшение школы»
4.Конкурсы прикладного творчества, чтецов «С чего начинается Родина» |
Другая деятельность по организации приобретения обучающимися позитивного социального опыта | 1.Анкетирование «Мои размышления о доброте»
2.Участие в фестивале – конкурсе «Творческий салют», посвящённом году семьи
3.День Здоровья.
| 1.Защита рисунков и плакатов «Мы против курения». 2.Мини-газета по итогам классного часа «Взаимоотношение учителя и ученика» (содержание газеты). 3.День Здоровья, 4.Сбор фото и видеоматериалов, создание слайд-шоу для выпускников «Школьная страна»
| 1.Участие в литературной викторине
2.Сбор фото и видеоматериалов, создание слайд-шоу для выпускников «Школьная страна»
|
Годы Направления деятельности | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
участие учащихся в самоуправлении класса, школы | Организована работа органов самоуправления класса под руководством учителя.
| Организована работа органов самоуправления класса под руководством учителя.
| Организована работа органов самоуправления класса под руководством учителя. Создаются временные творческие группы для проведения мероприятий.
|
помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам; | Участие в проведении концертов для детей из детского дома №4. | Участие в проведении концертов для детей из детского дома №4. | Участие в проведении концертов для детей из детского дома №4. |
благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды |
|
|
|
Взаимодействия школьного, ученического сообщества с местными властными структурами |
|
|
|
Комментарии (до 1 тыс. знаков)
Целью воспитательной деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личностных качеств осужденных учащихся, их адаптации в обществе.
В классе проводилась целенаправленная работа по формированию классного коллектива. 10-е классы создавались на базе 9-х классов и к ним добавилось много новых ребят. Это достаточно сложный процесс в условиях нашей школы.
Созданы благоприятные условия для обретения обучающимися позитивного социального опыта:
— участие обучающихся в самоуправлении класса, в деятельности микрогрупп;
— участие в проектах, конкурсах, постановках, где общий результат зависит от вклада каждого, что несёт социальную значимость:
В процессе целенаправленной работы по воспитанию социально адаптированной личности у обучающихся формируется готовность к самостоятельным действиям и поступкам, развивается способность к сотрудничеству, доверие, коллективизм, чувство ответственность за свои действия
К концу учебного года у большинства учащихся проявляются такие личностные качества, как взаимопонимание и взаимоуважение друг к другу, к преподавателям.
4. Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных и воспитательных технологий, в том числе информационных технологий (описание 2 тыс. знаков, включающее название ОТ, цель использования, авторское дидактическое обеспечение и результат).
В своей педагогической деятельности использую образовательные технологии, адекватные содержанию обучения биологии с учетом особенностей осужденных учащихся: модульного обучения, вузовская технология (Д.Г. Левитес), игровую технологию. Приступила к разработке дидактического материала, образовательных технологий: «ТОГИС» и «Критического мышления».
Технология модульного обучения.
Цель: осуществление индивидуального подхода к обучающимся, включение каждого в осознанную учебную деятельность, обучение осужденных в зоне их ближайшего развития.
Сущность технологии заключается в том, что учащиеся самостоятельно достигают целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий.
Использование данной технологии позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность.
Мною составлены модули к проведению уроков по следующим темам
7 класс: «Двустворчатые моллюски», «Морские кишечнополостные», «Плесневые грибы и дрожжи», «Круглые черви»;
9 класс: «Химический состав клетки», «Закономерности наследственности»;
11 класс: «Задачи селекции», «Вирусы».
Результаты:
Повышение процента обученности учащихся с 90% (2009г) до 94%(2011г)
Умение учащихся самостоятельно приобретать знания
Получение учащимися своевременной индивидуальной консультации по пробелам в изучении модуля
Вузовская технология (Д.Г. Левитес)
Вузовская технология – это форма организации процесса обучения, которая сочетает в себе лекции, семинары по отработке материала лекции с помощью опорного конспекта, индивидуальные консультации, зачёты.
Цель: повысить обученность и качества знаний учащихся, используя личностно-ориентированный подход к каждому осужденному.
Данная технология позволяет своевременно выявлять пробелы в знаниях и ликвидировать их на индивидуальных консультациях. Разработаны опорные конспекты практически по всем курсам преподавания биологии, тексты зачетов по всем темам курса биологии
Результаты:
Учащиеся работая самостоятельно с опорными конспектами, овладевают многими коммуникативными универсальными учебными действиями
В результате использования данной технологии повысился процент обученности учащихся с 89% до 94%
Учащиеся стали участвовать в заочных конкурсах регионального и федерального уровня.
5. Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе (описание педагогической системы 4 тыс. знаков).
Тема: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся уроках биологии.
Цель: формирование коммуникативной компетентности осужденного учащегося на основе использования опорных конспектов.
Сущность педагогической системы: создание развивающей среды образовательного процесса, стимулирующей проявление коммуникативной активности осужденных учащихся при изучении курса биологии.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что осужденные учащиеся на очень низком уровне владеют коммуникативными умениями. Входящие диагностики показывают следующее:
Коммуникативные умения и навыки. | 7а | 7б | 7в | 8а | 8б | 8в | |
1 | Постановка вопросов | 20% | 21% | 22% | 48% | 47% | 30% |
2 | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 40% | 42% | 38% | 80% | 78% | 48% |
3 | Контроль действий партнёра | 10% | 14% | 14% | 37% | 40% | 18% |
4 | Владение монологической речью | 11% | 12% | 12% | 42% | 39% | 14% |
5 | Владение диалогической речью | 13% | 14% | 12% | 28% | 32% | 13% |
6 | % успеваемости. | 79% | 81% | 76% | 93% | 92% | 89% |
Для реализации поставленной цели разработаны опорные конспекты. Составлен алгоритм работы по ним.
Знакомство с содержанием опорного конспекта.
Учащиеся отвечают на поставленные в опорном конспекте вопросы (учитель при этом напоминает: о том, что в каждом вопросе имеется ключевое слово для ответа отвечать на вопрос нужно полным предложением).
Учащиеся сами задают вопросы по данной теме (на доске помещены некоторые речевые конструкции, такие как:
можно ли … в чём сходство …
являются ли … каковы разновидности …
что такое … назовите основные …
как изменяется … каково значение …
чем отличаются … перечислите …
что происходит … каковы …
что представляет собой … зачем …)
Например, учащиеся 9-го класса при изучении темы «Макроэволюция», используя речевые конструкции (процесс речи предполагает, с одной стороны формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны – восприятие речевых конструкций и их понимание) могут задать следующие вопросы:
а) каковы основные направления макроэволюции?
б) что представляет собой ароморфоз?
в) чем отличается ароморфоз от идиоадаптации?
г) какие доказательства макроэволюции существуют?
д) как изменяется строение организма при переходе к паразитизму?
е) можно ли фотосинтез назвать ароморфозом?
Так как ребята отвечают на вопросы и задают их на этапе изучения новой темы, часто используются не только опорный конспект, но и работа с учебником. В опорном конспекте указываются конкретные страницы, на которых имеется информация для ответа на вопросы, т.е. отрабатывается попутно умение отвечать на вопрос, используя учебник.
На данном этапе учащиеся выполняют предложенные в опорном конспекте задания по теме, типа:
а) установите соответствие:
б) выберите верный ответ:
в) какие утверждения верны:
г) найдите лишнее слово.
Учащиеся делают обобщение по изучаемой теме, используя в качестве пунктов плана, выделенные другим шрифтом заголовки в опорном конспекте.
После чёткого проведения четырёх этапов урока, на пятом учащиеся способны дать связный, обобщённый рассказ по той или иной теме, например: при изучении темы: «Класс однодольные растения», учащиеся в конце урока дают связную чёткую характеристику класса однодольных, используя при этом примеры конкретных растений.
При работе по опорным конспектам используются парные, индивидуальные формы организации учебной деятельности; методы: репродуктивный, частично-поисковый, видеоряд.
Итоговые диагностики показывают следующие результаты:
Коммуникативные умения и навыки. | 7а | 7б | 7в | 8а | 8б | 8в | |
1 | Постановка вопросов | 48% | 52% | 42% | 72% | 78% | 50% |
2 | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 80% | 78% | 39% | 95% | 92% | 46% |
3 | Контроль действий партнёра | 37% | 38% | 30% | 66% | 69% | 48% |
4 | Владение монологической речью | 42% | 34% | 29% | 58% | 59% | 38% |
5 | Владение диалогической речью | 29% | 30% | 16% | 30% | 42% | 36% |
6 | % успеваемости. | 93% | 91% | 78% | 98% | 96% | 82% |
Выводы:
Использование опорных конспектов очень эффективно в нашей школе, так как позволяет экономить время на изучение предмета при уменьшенном количестве часов.
Опорные конспекты позволяют индивидуализировать работу с учащимися разного уровня обучаемости.
Опорные конспекты позволяют развивать коммуникативные универсальные учебные действия учащихся: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, контроль действий партнёра, владение монологической речью, владение диалогической речью.
Представление методической системы
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011
| |
Школьный | *Педсовет по теме «Компетентностный подход в образовании как средство формирования успешной личности». Тема выступления «Компетентностный подход при обучении биологии | * Педсовет по теме «Индивидуальная работа как условие воспитания успешной личности». Тема выступления: «Воспитательные возможности уроках биологии» | *Заседание МО учителей естественно-математического цикла. Тема: «Развитие коммуникативных универсальных действий на уроках биологии». |
Муниципальный | * | * | Выступление в музее Народного просвещения по теме: «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии». |
Региональный | * | *Участие в педагогическом марафоне по теме: «Развитие коммуникативных умений и навыков при работе с опорными конспектами на уроках биологии» | * |
Федеральный |
|
| 1.Печатная работа в рамках фестиваля «Открытый урок» по теме: «Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опорных конспектов» 2.Электронное периодическое издание «Педагогический мир по теме: Развитие универсальных учебных действий при работе с опорными конспектами на уроках биологии» 3.На персональной странице сайта «45 минут –проект для педагога» по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ». |
* указать форму представления методической системы (мастер-класс, тренинг, семинар, адрес блога и т.д.), тему, дату и место проведения, количество участников
Кем используется опыт: педагогами вечерних школ закрытого типа: Непочатова Е.Д.; дневных общеобразовательных школ:
— Калюга А.С. МОУ Раздолинская ООШ Павлоградского района,
— Михайлова И.В. Знаменский район, деревня Слобода.
— Хватова С.Н. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска.
6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.
Что делает педагог (КПК, семинары, тренинги, конкурсы и т.п.) | Полученные результаты и эффекты | |
2008-2009 | ||
1 Освоение новых средств ИКТ.
| 1 Посещение уроков коллег. 2 Изучение материала в сети творческих учителей | Использование ИКТ на уроках, во внеклассной работе, при подготовке к конкурсам. |
2009-2010 | ||
1 Обобщить опыт работы по теме «Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках биологии».
| 1.6.Областной педагогический марафон на базе института развития образования Омской области. 2 Открытый урок. | Результаты контрольных срезов, зачетов.
|
2010-2011 | ||
1. Применение современных технологий.
2. Повышение уровня предметных знаний по биологии
3.Создание рабочей тетради по биологии с региональным компонентом по программе «Омское Прииртышье» 4. Повышение уровня знаний по психологии осужденных учащихся.
5. Формы, методы, приемы работы по развитию познавательной активности учащихся. | 1.Курсы повышения квалификации: «Обновление содержания и методики обновления биологии» в БОУ ДПО «ИРООО»
2.Заочная олимпиада учителей-предметников, организованная БОУ ДПО «ИРООО». 3.Творческая группа при БОУ ДПО «ИРООО» на кафедре естествознания.
4Всероссийский конкурс по психологической публицистике»
5. Сотрудничество с МОУ ДОД «Детский экологический центр». | 1. Выступление с опытом работы на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла. 2.Сертификат участника.
3.Группа начала работу.
4.Публикация статьи «Психология взаимоотношений при формировании нового коллектива» 5. Участие обучающихся в региональных, федеральных конкурсах. |
Комментарии (до 1 тыс. знаков)_______________________
Направлениями самообразования я выбираю: профессиональное, педагогическое, психолого-педагогическое, методическое и личностное, как основные:
— изучение методик работы с осужденными учащимися ;
— чтение методической, педагогической, пенитенциарной, предметной литературы, периодической литературы, интернет – публикаций;
— систематическое повышение квалификации на курсах;
— изучение программного обеспечения, необходимого не только для учебного процесса, но и для внеклассной деятельности;
— посещение семинаров, мастер-классов коллег, конференций с целью повышения качества преподавания предмета;
— проведение семинаров, открытых мероприятий с целью обмена опытом;
Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, районных, школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, приобретаю методическую литературу, выписываю журнал «Открытая школа», газету «Первое сентября».Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе. Изучаю материал в сети творческих учителей.
Список литературы:
https://www.ed-union.ru/page.html?region=1&sid=&page=27