Статья «Формирование навыков сравнительного анализа на уроках биологии»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»


г. Кемерово






Статья по теме:

Формирование навыков сравнительного анализа на уроках биологии.






подготовили

учитель биологии МОУ №84

Свиридова Татьяна Олеговна,

учитель биологии В(с)ОШ №13

Штуро Наталья Юрьевна


















г. Кемерово



Формирование навыков сравнительного анализа на уроках биологии.

Модернизация Российского образования является одним из приоритетов сегодняшней российской образовательной политики. Концепция модернизации образования определяет обеспечение качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими  темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение темпов ряда задач возможно только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес основан на свойственной человеку врожденной познавательной  потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут достоянием школьников.

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. Обучение, умственное развитие, воспитание личности, межпредметные связи – основные задачи, являющиеся связующим звеном в формировании интереса, именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их  приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Многочисленные исследования (М.Ф.Беляев, А.А. Гордон и др.), а также  результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в  ряде случаев отрицательный  познавательный интерес к обучению. Показателем этого являются информированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с биологическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников познавательного интереса не ново. Я.А.Каменский, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считая интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

Свежие документы:  Конспект урока с презентацией по теме "Имя числительное. Обобщение изученного" 6 класс

К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он утверждал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного результата.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике желание учиться, без которого он  далеко не уйдет.

К.Д. Ушинский считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

Обобщенный взгляд на проведенные данными авторами исследования позволяет сделать вывод о том, что в самом общем виде познавательный интерес представляет собой личностное образование, сопряженное  с потребностями, в котором органически представлены все важные для  личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

— Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

— Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

— Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

— Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

— Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

— Чем чаще  проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

— Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.





Одним из направлений успешного усвоения биологических знаний мы видим в активизации познавательной деятельности на уроках через формирование навыков сравнительного анализа.

На своем опыте мы убедились, что усвоение биологических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать разнообразные методы изложения и закрепления материала. Однако, далеко не каждый урок, на котором было много наглядных средств, содействует  развитию самостоятельности обучающихся. Только при соблюдении  определенных педагогических условий наглядный метод приводит к этой цели. Показ, демонстрация наглядных средств, должна возбуждать  мысль, а не просто служить фоном для рассказа учителя.

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников.

Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса природоведения, из средств массовой информации и материал представляется хорошо известным и неинтересным. Поэтому с помощью проблемных вопросов, карточек-заданий, индивидуальных заданий и т.д я стараюсь показать учащимся его новизну.

Важное значение в развитии обучающихся имеет использование на уроках    

 биологии текстовых таблиц, которые позволяют проанализировать

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова" 3-7 класс

 изученные объекты, их явление, определить характерные черты. Сложность таких таблиц зависит от подготовленности учащихся, учебных целей и содержание учебного материала. Перечисленные факторы и определяют содержание текста таблиц. Текстовые таблицы могут быть аналитические, сравнительные, обобщающие.

     Аналитические текстовые таблицы способствуют лучшему пониманию учащимися изучаемого объекта, помогают разобраться в его особенностях, установить наиболее существенные стороны, обратить на них внимание и запомнить.

      Для систематизации результатов наблюдений в природе целесообразно использовать специальные сравнительные таблицы. Так, в разделе «Животные», можно дать задание заполнить одну из приведенных таблиц (приложение № 1).

    Заполнение  подобных таблиц вносит существенный вклад в умение обобщать. Процесс обобщения предваряет  членение изучаемого явления на части, выявление важнейших  признаков их сравнения и сопоставления. Вот почему так важно, чтобы учебная работа не ограничивалась простым заполнением граф.  Необходимо, чтобы обучающиеся  на основании материала таблицы делали  обобщающие выводы.

      Сравнительные текстовые таблицы используются почти во всех темах курса биологии. По мере формирования навыков заполнения таблиц, обобщения по ним задания усложняются. Для учащихся 5-7 классов даются задания:

  • заполнить таблицы, позволяющие сравнивать основные группы растений;

  • воздушное питание и дыхание растений;

  • представителей разных типов беспозвоночных;

  • представителей различных классов позвоночных и т.д.

Для учащихся старших классов:

  • задания самим составить сравнительно-обобщающие таблицы (приложение №2).

    Так же как  и аналитические, сравнительные таблицы могут быть посвящены материалу не только одного, но и нескольких уроков, и последовательно заполняться по мере изучения учебного материала. Например, в разделе «Растения» (приложение №3)

      Использование сравнительных текстовых таблиц  предполагает применение логических операций, что активизирует познавательную деятельность обучающихся, и в конечном итоге способствует развитию их самостоятельного мышления.

Через заполнение данных таблиц у обучающихся вырабатываются навыки сравнительного анализа изучаемых объектов, обобщение с последующим выводом по результату заполнения таблицы.

    



























Приложение №1

Таблица №1

Сравнительная характеристика Надкласса Рыбы и Класса Земноводные

Признаки сравнения

Надкласс Рыбы

Класс Земноводные


Среда обитания

водная

наземно-водная

Части тела

обтекаемое, голова плавно переходит в туловище и хвост, у большинства тело сплющено в боковом направлении (кроме донных)

обтекаемое, голова плавно переходит в туловище, тело сплющено в спинно-брюшном направлении, две пары конечностей

Покров тела

чешуя

голая кожа

Наличие кожных желез

вырабатывают слизь для уменьшения трения в воде

вырабатывают слизь для кожного дыхания

Органы передвижения

плавники: спиной, анальный, хвостовой, пара грудных, пара брюшных

Две пары конечностей с хорошо развитыми пальцами, задние конечности имеют плавательные перепонки

Органы чувств

зрение – глаза без век, слух – внутреннее ухо, обоняние – ноздри, боковая линия

зрение – глаза снабжённые мигательными веками, слух – внутреннее и среднее ухо с барабанной перепонкой, обоняние – ноздри, боковая линия – головастики и тритоны

Вывод: в результате сравнения рыб с земноводными можно сделать вывод: 1. внешнее строение связано со средой обитания;

2. переход в воздушную среду сопровождается появлением ряда приспособлений: хорошо развитые конечности, мигательные веки, среднее ухо;

3. связь с водной средой земноводных прослеживается в наличии плавательных перепонок, слизи, обтекаемой форме тела

Таблица №2

Сравнительная характеристика отрядов класса пресмыкающиеся

Признаки срвнения

Отряд Крокодилы

Отряд Черепахи

Отряд Клювоголовые

Отряд Чешуйчатые

Среда обитания





Количество видов





Представители





Внешнее строение





Роль в природе





Вывод: о прогрессивности отрядов



























Приложение №2

Таблица №3

Сравнение теорий строения Вселенной

«Природоведение» 5 класс

Признаки сравнения

Аристотель

Аристарх Самосский

Птолемей

Николай Коперник

Современная теория


Век






Центр Вселенной






Подвижность небесных тел






Границы Вселенной






Вывод

Таблица №4

Сравнение процессов дыхания и горения

«Растения» 6 класс

Признаки сравнения

Дыхание

Горение


Поглощаемый газ



Выделяемый газ



Энергия



Вывод: в процессе дыхание происходит накопление выделяемой энергии, в

отличии от процессов горения









Таблица №5

Задание для старших классов

Составьте сравнительную таблицу «Строение прокариотических и эукариотических клеток» с последующим выводом.

Признаки сравнения

Прокариоты

Эукариоты

Наличие клеточной стенки



Наличие ядра



Наличие мембранных органоидов



Наличие органоидов



Генетический материал



Вывод:

































Приложение №3

Таблица №6

Сравнение отделов царства Растения

Название отдела

Количество видов

Среда обитания

Строение тела

Размно-

жение

Значение

Примеры растений

Водоросли








Моховидные








Папоротнико-

видные







Голосеменные








Покрыто-

семенные







Вывод: об усложнении строения растений в процессе эволюции























Список литературы


1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие . — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

2.Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: Учебное пособие. — М: Просвещение, 1989.

3. Кулько, В.А., Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей — М.: Просвещение, 1983.
























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: