статья «Учебник «Биология» как средство формирования информационных компетентностей учащихся»



МБОУ Большеивановская СОШ






Обобщение педагогического опыта по теме

«Учебник «Биология» как средство формирования

информационных компетентностей учащихся»

















Выполнила

учитель биологии

высшей категории

Волобуева Надежда Николаевна






2014 год

Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Считаю, что задача педагога заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний.

В предложенном мною опыте представлены различные приёмы организации работы учащихся с информационным источником – учебником «Биология», что способствует формированию информационных компетентностей школьников. Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся и представлена в виде системного формирования приёмов работы с книгой. В процессе коллективной работы каждый ученик старается сделать задание быстрее, лучше и интереснее.

Главная точка опоры в работе с учебником на уроках биологии – запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования его, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Познавательную деятельность учащихся по предмету «Биология» строю через формирование специальных умений: ориентироваться в учебнике, работать с текстом, биологическими терминами, читать и анализировать иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, работать с инструктивными карточками учебника. Подробнее остановлюсь на формировании некоторых специальных умений по своему предмету.

  1. Умение ориентироваться в учебнике

Развитие данного умения предполагает:

  • уметь называть основные части учебника и объяснять роль каждой из них;

  • по оглавлению определять содержание глав;

  • находить быстро параграфы изученного и незнакомого учебного материала, сведения по тому или иному вопросу;

  • использовать изложенные в статье «Как работать с учебником» сигналы – символы, шрифтовые выделения.

Впервые к работе с учебником биологии школьники преступают в 6 классе. С первого урока направляю усилия на формирование умений ориентироваться в учебнике. Для этого предлагаю задания: выяснить, что такое титульный лист учебника, о чём он рассказывает. При этом происходит знакомство с названием книги, авторским коллективом, годом и местом издания и в каких классах школы он будет изучаться. Далее идёт работа со статьёй «Как работать с учебником», при этом рассматриваются и объясняются условные обозначения, сигналы-символы. Эти знания важны, т.к усвоение их, в дальнейшем, позволит экономить время на уроке. Важным считаю и умение пользоваться аппаратом ориентировки учебника, знать особенности оглавления и значения шрифтовых выделений. Всё это позволяет учащимся составить представление о содержании и структуре учебника, его главах, соотношении его различных частей, выявить основные рубрики, оперативно найти нужные страницы.

Работу с оглавлением организую с помощью вопросов и заданий типа:

  • сколько глав в учебнике;

  • сколько параграфов во главе;

  • укажите с помощью оглавления номера страниц, на которых раскрывается тот или иной вопрос;

  • пользуясь оглавлением, определить основное содержание главы.

Эти вопросы я использую не только на вводном уроке, но и при изучении каждой новой главы, т.к эта работа организует учащихся и привлекает их внимание к новому материалу.

  1. Умение работать с текстом учебника

Данное умение предполагает:

  • развитие способностей быстро читать и понимать текст;

  • выделять главные мысли;

  • пересказывать содержание параграфа;

  • подбирать материал для ответа на вопрос;

  • составлять схемы – свёрстки;

  • заполнять таблицы;

  • составлять план и конспект учебной статьи;

— составлять разноуровневые вопросы к тексту;

  • использовать приобретённые знания для решения познавательных задач;

— резюмировать информацию.

Известно, что самую важную и большую по объёму, значительную по смысловой нагрузке часть учебника составляет текст. За время работы в школе заметила, что значительная часть учащихся в классах затрудняются при пересказе не только длинных и сложных текстов, но и достаточно простых и коротких. Это свидетельствует об ослабленной памяти. Такие дети нуждаются в специальных опорах, благодаря которым они обретают уверенность в своих ответах. Изучив технологию В.Н. Зайцева, я ввела в свои уроки «самарский вариант» пересказа коротких текстов. Его можно использовать на разных этапах урока. Пересказ «по-самарски» предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:

  • чтение отрывка текста длительностью по 1-2 минуты;

  • осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);

  • запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору учеников);

  • образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;

  • жужжащий пересказ в парах;

  • пересказ текста слабым учеником

Замечено, что ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует всё лучшим и лучшим ответам учеников. Ради экономии времени тренировку можно проводить по текстам домашнего задания. В этом случае опускаю первые два упражнения и начинаю работать сразу с записи ключевых слов.

Наиболее важные тексты требуют значительной работы по осмыслению логичности материала с опорой на план и здесь часто учителями допускается традиционная ошибка: не используя пересказа «по-самарски», сразу переходят к составлению плана, не считаясь с тем, что для средних, а тем более слабых учащихся это не по силам. Обучая пересказу коротких текстов, постепенно перехожу от простого к сложному через логичный и лаконичный пересказ к краткому и точному изложению большого объёма учебного материала.

За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. И помощником в решении этой проблемы на уроках биологии у меня выступает синквейн. Слово синквейн произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Синквейн требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённому поводу.

Знакомство учащихся с синквейном начинаю с первых уроков в 6 классе, объясняя, как пишутся такие стихотворения:

  • Первая строчка – название темы одним словом. Чаще всего это существительное, но может быть местоимение.

  • Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. Для работы над второй строчкой выслушиваю мнения детей и записываю на доску все их предложения. Затем совместно выбираем два наиболее точных слова.

  • Третья строчка – это три глагола, показывающие действия в пределах темы. Работа над ней идёт также как и над второй строкой.

  • Четвёртая строчка – фраза их четырёх – пяти слов, показывающая отношение автора к этой теме. Выбираем её коллегиально.

  • Пятая строчка – завершение темы. Это синоним слова в первой строке, выраженный любой частью речи.

В результате такой последовательной работы с текстами учебников в 6-8 классах у учащихся получаются интересные синквейны.

Значительное место в организации деятельности учащихся занимает работа по составлению плана, статьи или параграфа, т.к это способствует систематизации материала. Это довольно сложная деятельность и она вызывает у «слабых» и у «средних» учащихся большие трудности. Как правило, именно у таких детей пункты плана не отражают содержания, не связаны друг с другом по смыслу, состоят из вопросительных предложений. По такому плану тяжело связно пересказать содержание. Обучение составлению плана начинаю с 7 класса. Знаю из опыта, что этот навык тяжело вырабатывается и приживается, поэтому прибегаю к хитрости, ненавязчиво заинтересовывая детей. Задания по составлению плана называю «кустик идей». В чём же смысл этого метода?

Любую информацию можно изобразить в виде небольшой логической схемы. Она поможет выделить главное и второстепенное, лучше запомнить и воспроизвести информацию. Эта схема напоминает куст, где есть центр (ствол), есть главные и второстепенные ветви. Этот приём интересен, он увлекает детей, помогая им думать, систематизировать и структурировать мысли. Обучение приёму веду коллективно, выслушиваю мысли детей и составляю «куст» на доске. В дальнейшем, рассматривая подробно с детьми схему на доске, веду беседу: «Не правда ли, наш «куст» похож на пункты плана? Это те несколько смысловых блоков, на которых держится текст. А на каждой ветке – ягодки-идеи, раскрывающие, расширяющие и углубляющие смысловые блоки (пункты плана)». Так ненавязчиво ввожу в урок умение составлять простой и сложный план. В дальнейшем эта работа идёт в парах и индивидуально и дети по своему «кустику идей» делают пересказ.

После того, как учащиеся овладевают умением выделять главные мысли и находить ответы на вопросы, учу их составлять вопросы к тексту. Обучение приёму составления вопросов начинаю с анализа вопросов к параграфу учебника. Делаю это в игровой форме, условно предлагая детям разделить вопросы на «тонкие» и «толстые». «Тонкий» вопрос – это простой вопрос, конкретный, фактологический. Ответ на него односложный и чёткий – «да», «нет». «Толстый» вопрос – предполагает развёрнутый подробный ответ с объяснением, это часто проблемный вопрос. Правило составление вопросов выношу в соответствующую таблицу «Банк вопросов». Данный приём работы с книгой по формированию вопросов – дело сложное и учатся этому школьники на всех ступенях обучения.

Считаю, что формирование приёмов работы с учебной книгой относится к жизненно важным, т.к. позволяет учащимся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни. Овладевая содержательной стороной информации, учащиеся сопоставляют её с имеющимися знаниями, оценивают её значимость, подтверждают истинность своими примерами. Это говорит о том, что систематическая работа с учебником на уроках биологии не только формирует информационные компетентности учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний и уровень интеллектуального развития школьников.

Мой опыт основан на научно – практических идеях ряда учёных и педагогов:

А.Н. Мягкова – идея формирования умений ориентирования в учебнике.

В.Н. Зайцев, Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт – обобщили приёмы работы с текстом учебной книги.

И.В. Болгова учитель биологии СОШ № 1945 г. Москвы – приёмы формирования биологических понятий.

ЛИТЕРАТУРА

1.В.Н. Зайцев «Диагностико — технологическое управление процессом обучения», М; «Народное образование» №7,8,9 2000 г; №2,5,6 2001 г.

2. Н.П. Майорова, С.М. Шурухт, Е.Е. Чепурных « Обучение жизненно-важным навыкам в школе» С-Петербург, Организвание – культура 2002 г.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Анатолий Седугин «Про умную собаку»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: