Сценарий классного часа «Модно ли быть здоровым»


Сценарий классного часа.

«Модно ли быть здоровым».

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» Г. Гейне.


Цель:

— сформировать у студентов представление о себе, своем здоровье как о самой важной ценности.

— создать условия для первичной оценки студентам своего здоровья.

— раскрыть понятие здорового образа жизни;
— показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуациям;
— информировать ребят о ложном действии «удовольствия», получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.

Задачи: Создать условия для формирования у студентов стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир, сформировать понятия о здоровом образе жизни.

Оборудования и материалы: медиапроектор, телевизор, слайд-шоу. Фотографии эталонов красоты разного времени. Музыкальное сопровождение.

Подготовительный этап:

Провести анкетирование среди студентов и преподавателей колледжа.

Анкета 1.

Проранжируйте список из 9 социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека.

  • Карьера;

  • Семейное благополучие;

  • Здоровье;

  • Материальный достаток;

  • Образование;

  • Работа, которая приносит радость;

  • Свобода;

  • Наличие близких друзей;

  • Интересное общество.


Анкета 2.

Как вы думаете, какое из определений здоровья наиболее вам близко. Выберите из предложенного списка.

  • Здоровье это состояние психического и физического благополучия человека (хорошее самочувствие, отсутствие болезни, привлекательная внешность, хорошая фигура, ровное хорошее настроение, способность противостоять стрессам).

  • Здоровье это социальное благополучие (возможность обеспечит себя и своих близких, возможность иметь хорошую семью и здоровых детей, возможность сделать карьеру).

  • Здоровье это личностный рост и самореализация (возможность реализовать свои способности и идеи; возможность быть полезным, нужным другим людям, возможность многому научиться).



Ход классного часа.

(звучит приятная музыка, все рассаживаются)

Преподаватель. Добрый день, дорогие друзья!2009 год объявлен в России годом молодёжи. Никто иной, как вы молодёжь вы студенты нашего колледжа. Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о приобщении к здоровому образу жизни, о роли здоровья в жизни и деятельности человека. Поговорим о том модно ли быть здоровым? А помогут нам в этом разобраться и провести открытый информационный классный час студенты 32к группы.

Что бы вы пожелали самому близкому вам человеку?

Все предложенные студентами пожелания записываются на доске:

СЧАCТЬЯ
ЛЮБВИ
ЗДОРОВЬЯ
РАДОСТИ
УЛЫБОК
ВЕРНОСТИ
УСПЕХА
ДОЛГОЛЕТИЯ

Преподаватель. Какое из предложенных вами пожеланий является самым главным, от которого зависит благополучие человека?

Конечно же это здоровье.

Вопрос, который мы сегодня попытаемся, разобрать на первый взгляд покажется банальным. Действительно, ну кто не знает что такое здоровье.

(вопрос в зал: «Что такое здоровье?» реплики из зала).


Вот тут возникает проблема – как же дать определение термину здоровья.

Одни говорят, что это отсутствие болезни, красивая фигура, высокая работоспособность, способность самосовершенствоваться и развиваться. Действительно это так. Но, тут сразу возникает еще один вопрос. А кто более здоров — инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий насыщенной и интересной жизнью, сумевший реализоваться в профессиональной сфере любимой и любящей в семье или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно будущей по жизни, не стремящийся к развитию?

У всякого времени свои эталоны красоты и здоровья. Каждая культурно-историческая эпоха порождает свое представление о здоровье, его роли в жизни человека.

Признанным эталоном женской красоты и здоровья Древнего Египта считается царица Нефертити — стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица, полные губы и огромные миндалевидные глаза, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

На фото: Голова Нефертити, жены Эхнатона, выполнена из песчаника.

Идеалы красоты и здоровья Древней Греции и Рима воплотились в знаменитейших скульптурах. Богиня любви и красоты (Венера – в Риме и Афродита – в Греции) до сих пор считается эталоном – именно от нее пошла знаменитая «формула» 90-60-90.
На фото:Венера Таврическая, римская копия по греческому оригиналу III век до н. э.

Так античный человек рассматривал заботу о собственном здоровье, развитие физических свойств и качеств как одно из условий духовного совершенствования – «В здоровом теле – здоровый дух».

Суть средневековых представлений о здоровье отражена в салернском кодексе здоровья:

Если врачей не хватает, пусть будет врачами твоими.

Трое: Веселый характер, покой и умеренность в пище.

Здесь здоровый человек – тот, кто способен примерить собственные потребности и возможности, отказаться от излишеств довольствоваться имеющимися.

В XVII считалось, что если женщина носит 44-й размер одежды, то она чем-то больна и не может растить здоровое потомство. Так, один из хронистов XVI столетия приводит свою формулу женской красоты, кратную числу три: «Три белые – кожа, зубы, руки. Три черные – глаза, брови, ресницы. Три красные – губы, щеки, ногти. Три длинные – тело, волосы и руки. Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие – рот, плечо, ступня. Три тонкие – пальцы, волосы, губы. Три округлые – руки, торс, бедра. Три маленькие – груди, нос и ноги.»

На фото: Вечеллио Тициан «Даная» (около 1554 года)

В XVII веке, на смену пышной женщине пришел другой идеал: женщина должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами (женские прически достигали 50-60 см в высоту и поддерживались специальными проволочками), костюмы отличала красочность, огромное количество украшений.

На фото: Елизавета I Тюдор (годы жизни 1533-1603)

Схожее понимание сути здоровья было и в XVIII веке. Вот выдержки одного из документов того времени. «….все, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочно удовольствия всегда превращается в скорбь».

Период Неоклассицизма в середине XVIII века ознаменовал возвращение к старым греческим идеалам. Красавица XVIII века — женщина полная и крупная. Дородность и полнота считаются идеалом красоты, и художники XVIII века в портретах нарочно округляют дамские формы. Барокко ценило пышность, а бремя габаритных фижм и тяжелой парчи можно было возложить только на крепкое тело. Принятым идеалам красоты соответствовало и отношение к аппетиту: женщины XVIII века ели много, нисколько этим не смущаясь.

На фото: Мария Антуанетта (Луиза-Елизавета Виже-Лебрен, конец XVIII века )

В XIX веке идеал красоты был непостоянен: в самом его начале была в моде хрупкая, изящная женщина. Этот эффект достигался платьями с завышенной талией, сшитыми из легких шифоновых тканей. Благодаря этому создавалось ощущение невесомости и призрачности.
На фото: Наталья Николаевна Гончарова.


Сегодня для характеристики здоровья по самым приблизительным подсчетам существуют около 300 различных определений, в которых используются многообразные критерии.

(слайды с определением термина)

В толковом словаре русского языка здоровье – это правильная нормальная деятельность организма. (т.е. ничего не болит, нормальная температура).

Всемирная организация здравоохранения тоже дает определение термину здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Какое определение дали бы студенты и преподаватели нашего колледжа. Чтобы это узнать мы провели анкетирование.

Нашим респондентам было предложено 3 варианта определений, термина здоровья. Мы провели анкетирование среди студентов 1 –3 курсов 2-х отделений. Всего было опрошено 300 человек. К анкетированию присоединились и преподаватели 15. человек. Обработав данные анкеты, пришли к выводу: ….80.% студентов и 90 преподавателей считают, что здоровье это –1 вариант ответа

%…………………………………..

1% воздержались от ответа не смогли сформировать, что действительно они вкладывают в это понятие.

Здоровье – сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязь и взаимодействие с окружающим миром. Сегодня все чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого духовного развития личности. Подлинно здоровый человек в этом случае тот, кто не просто «благополучен», но и стремиться к совершенствованию, раскрытию и преумножению собственных способностей и возможностей, расширению, связей с окружающим миром. Здоровье рассматривается в системе культурных, нравственных координат.

В подростковом возрасте закладываются основные формы здорового образа жизни. Не маловажная роль отводится сохранению здоровья в нашем колледже.

Ведь студенты 1 –2 курсов это подростки 15-16 лет. Ежегодно студенты нашего колледжа активно принимают участие в спортивных соревнованиях города, республики России. Занимают призовые места. Работают секции по волейболу, баскетболу. Наши преподаватели ежегодно совершают зимний поход на лыжах. В общежитии нашего колледжа есть действующий тренажерный зал.

Подростковый возраст – это время серьезных физиологических перестроек. Активно образующиеся гормоны, буквально создающие новую «химическую среду» организма, становятся причиной резких переводов настроения. У подростков отличаются колебания артериального давления, головные боли, резкое изменение настроение.

Мы сейчас Вам покажем сценку, в которой попытаемся осветить наиболее часто встречаемые негативные проявления подросткового возраста, т.е. студентов.

(1 курс сценка)

( Маша, почему ты так плохо сегодня выглядишь? Да вчера до 12 ночи гуляла до 3 утра уроки делала не выспалась..

Как жить надоело Каждый день домашнее задание, ни минуты покоя.

Одно из основных проявлений подросткового возраста – чувство взрослости. Для юношей и девушек чрезвычайно важно, что бы окружающие воспринимали их как взрослых людей, они требуют признания за собой прав, одинаковых с взрослыми, претендуют на самостоятельность выбора, принятия решений при этом далеко не всегда готовы взять на себя, ответственность за принятое решение. Весьма распространенным способом демонстрации своей взрослости оказывается нарушение всевозможных табу и запретов.

Одними из вредных привычек и факторов влияющих на здоровье являются курение, алкоголизм, наркомания, экологическая обстановка, режим и гигиена питание.

Нам бы немного хотелось остановиться на этом. Особенно на последствии, для здоровья раз мы о нем, говорим сегодня.

Вредные привычки.

Курение

Курение — одна из наиболее распространенных вредных привычек. В развитых странах сигареты — причина свыше 20% смертей.

Открытие Америки (1492 г.) подарило человечеству два знаменитых растения — картофель и табак. Гёте заметил, что картофель стал для человека благословением, а табак — карой. — Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекари имеют право продавать табак, только как лечебное средство.
— В Турции курильщиков сажали на кол. В конце 16 века в Англии за курение казнили, а головы казнённых с трубкой во рту выставляли на площади.
В Россию завезли зелье в начале 17 века, курильщиков также не миловали. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех у кого будет найден табак, надобно пытать и бить кнутом, пока тот не признается, откуда добыл.
— В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание — тренировка на вело тренажере. Педагоги полагают, что подобный метод не только отучит провинившегося от сигареты, но и приобщит к спорту. В США запрещена реклама табака, а за курение в общественном месте взимают штраф. Трое из четырёх американцев не курят.
У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и безопасные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты и т.д.
Воздух, которым дышат сегодня люди, засорён пылью, выхлопными газами.…А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака. Курение оказывает резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2 — 3 раза, раком лёгких болеют в 15 раз чаще, а риск заболеть раком лёгких возрастает у злостных курильщиков в 46 раз. Курение влияет на содержание гемоглобина в крови.
Уродства у курящих матерей встречаются в 2 раза чаще, чем у матерей, которые не курят. Чаще всего уродуется нервная система плода: дети рождаются с водянкой головного мозга, недоразвитым спинным мозгом, и т.д. 
Специалисты предлагают два способа борьбы с курением:
1-й: постепенное отвыкание путём медленного снижения количества выкуриваемых сигарет;
2-й: полный отказ от курения, замена сигареты конфетой. Избавление от вредной привычки, прежде всего победа каждого человека над своей слабостью.



Влияние на здоровье.

У курильщиков намного чаще возникают хронический бронхит, туберкулез и другие легочные заболевания.

Курение — один из основных факторов риска развития атеросклероза, инфарктов и инсультов, а также онкологических заболеваний (главным образом рака легких).

У курильщиков наблюдается сокращение жизни в среднем на 10—15 лет.

У курильщиков сосуды изнашиваются на 10—15 лет раньше, чем у некурящих людей.

Отмечается старение кожи на 20 лет раньше нормы.

Курение родителей отрицательно влияет

на здоровье ребенка, вызывая врожденные физические дефекты, генетические заболевания и детские раковые болезни, включая лейкемию — рак крови.

Помощь при никотиновой зависимости:

  • убрать с глаз все предметы, напоминающие о курении. В доме и на рабочем месте не должно быть места сигаретам, зажигалкам, пепельницам;

  • назначить точную дату отказа от курения;

  • ставить себе цель только на один день. Не зарекаться бросить курить навсегда;

  • научиться переключать внимание;

  • когда невыносимо захотелось закурить, нужно немедленно встать и начать что-нибудь делать.

На отдельном листке записать «подарки» от курения, а на оборотной стороне перечислить результаты отказа от курения:

  • укрепление здоровья;

  • улучшение взаимоотношений в семье;

  • повышение умственных и физических способностей;

  • спокойная нервная система;

  • повышение устойчивости к стрессам;

  • высокая работоспособность;

  • рост самоуважения.

Алкоголизм

Алкоголизм — хроническое заболевание, вы­званное систематическим употреблением спиртных напитков. Вначале алкогольное отравление ведет к функциональным изменениям обмена веществ. После того как возникнет психическая зависимость, пьянство превращается в болезнь — алкоголизм.

По данным статистики, взрослые, трудоспособные россияне выпивают до 25 л чистого алкоголя в год. В нашей стране до 80% правонарушений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Наиболее высокая заболеваемость хроническим алкоголизмом в возрасте 20—22 лет. В возрасте 40— 45 лет отмечается наибольшая смертность людей от употребления алкоголя. Вследствие болезней, вызванных чрезмерным употреблением алкоголя, теряется от 9 до 22 лет жизни.

Злоупотребление спиртными напитками приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой системы, почек, печени, желудка, кишечника, психики. Пьянство укорачивает жизнь на 15 — 20 лет. Под влиянием алкоголя у 43% мужчин было установлено ослабление половой функции. Будучи неспособным к нормальной супружеской жизни и не зная покоя от мысли, что такой аномалии нет у их жён, алкоголики склонны обвинять своих жён в измене.
Под влиянием алкоголя глубокие изменения происходят в половой системе женщины: нарушается менструальный цикл, нередко возникает бесплодие. Пьющая женщина — это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична. Если пьянство отца приводит к рождению умственно отсталых или не вполне полноценных детей, то пьянство матери, и тем более во время беременности, ведёт к рождению детей — инвалидов, не способных к нормальному умственному и физическому развитию, к труду и нередко умирающих в первые месяцы жизни. Употребление алкоголя может стать причиной выкидыша, рождения мёртвого ребенка, расстройства их физического и умственного развития, эпилепсии.
Не случайна пословица: «Муж пьёт — полдома горит. Жена пьёт — весь дом горит«. Социологи подсчитали, что событий, за которые «нельзя не выпить», у человека набирается 40 — 50 за год. Не много ли? 

Факторы риска.

Систематическое употребление алкоголя. К группе риска относятся люди, употребляющие более 200 г крепких напитков в неделю (или 0,5 л вина). Это усредненный критерий. Реакция организма на алкоголь достаточно индивидуальна, поэтому алкоголиком может стать и человек, употребляющий спиртные напитки реже указанного.

Возраст (каждый второй алкоголик начинает выпивать до 14 лет).

Пол (женщины спиваются быстрее)

Пьющие родители.

Нервно-психические расстройств сия, истерия, неврозы.


Влияние на здоровье.

Алкоголь поражает головной мозг центральную нервную систему, печень, желудок, почки и другие органы.

Систематическое употребление алкоголя угнетает ферментативную активность органов.

Алкоголь — один из основных факторов возникновения гипертонической болезни, инфарктов и инсультов, онкологических заболеваний.

Употребление алкоголя приводит к половой слабости и к импотенции.

У алкоголиков наблюдаются психозы, деградация личности.

Зачатие в пьяном виде приводит в лучшем к рождению физиологически неполноценных детей, в худшем – к рождению детей с патологиями мозга. Алкоголизм разрушает, семьи калечит психику детей.


Симптомы алкогольной зависимости.

Психическая зависимость, поначалу проявляющаяся в том, что алкоголик ищет выпивки.

Быстрое опьянение.

Похмельный синдром.

Запои.


Наркомания

Наркомания — болезненное влечение к наркотикам, т. е. веществам синтетического или растительного происхождения, оказывающим специфическое (психическое и физическое) воздействие на нервную систему и организм в целом.

Привыкание к наркотикам возможно уже после одного-двух приемов. Зависимость от этих веществ настолько прочна, что не помогают методы самолечения. Необходимо сделать все возможное, чтобы вырвать наркомана из привычной для него среды, где он легко может достать наркотики. При этом нужно понимать, что смена места жительства в пределах одного города, как правило, ничего не дает: наркоман все способ избежать опеки и восстановит: знакомства.

Наркомания опасна и тем, что синдромы абстиненции («ломки») после прекращения длительного приема наркотиков болезненны и иногда приводят к смерти. Помочь здесь может лишь своевременное врачебное вмешательство. Следует помнить, что даже у излечившегося наркомана сохраняется потенциальная тяга к наркотикам на протяжении всей оставшейся жизни.

Наркомания — это болезненное влечение к употреблению некоторых лекарств, веществ, парализующих центральную нервную систему. Это опий, гашиш, снотворные средства, стимуляторы центральной нервной системы.
В чём вред наркомании?
1 — е: организм начинает разрушаться, сгорают нервные клетки, снижаются защитные реакции организма, человек подвержен заболеваниям. Наркотики вызывают предраковые процессы в лёгких, атрофию мозга, разрушается кровь.
2 — е: идёт общая деградация личности в 15 — 20 раз быстрее, чем от алкоголя.
3 — е: наркоманы — потенциальные преступники: стремясь получить свою дозу наркотика, часто прибегают к насилию, преступлению.
Наркоманов преследуют навязчивые идеи, чрезмерная раздражительность. Часто наркоманы прибегают к попытке покончить с собой.
Проявлением токсикомании подростков является увлечение вдыханием паров различных химикатов: клея, бензина, ацетона, красок и других средств бытовой химии. Известно, что продолжительное нюханье может вызвать красочные галлюцинации. При передозировке возникают устрашающие видения, спасаясь от которых нюхальщик может, например, выпасть в окно. Токсические вещества воздействуют на мозг, нервные клетки которого погибают. В короткие сроки может развиться слабоумие.
Статистика показывает, что 60% молодёжи приобщилась к наркотикам из любопытства.
Формула: «Я попробую и брошу» — самая распространённая ловушка. Ни под каким видом, ни под каким предлогом — ни из любопытства, ни из смелости, ни из чувства товарищества — не принимайте наркотики и токсические средства.

Факторы риска.

  • Подростковый возраст и связанные с ним особенности поведения: социальная незрелость, склонность к безделью, слабоволие.

  • Наследственная предрасположенность: родители-наркоманы или алкоголики, психические заболевания родителей.


Влияние на здоровье.

Уже после трех месяцев употребления наркотиков могут проявляться следующие нарушения:

— поражение центральной нервной системы, возникают психическая зависимость, депрессии, острые психозы;

— поражение иммунной системы; наблюдаются снижение иммунитета, нарушения обмена веществ, высокая вероятность заражения инфекционным гепатитом и ВИЧ (СПИДом);

  • поражение репродуктивной системы: у женщин прекращаются месячные, наступает бесплодие, у мужчин развивается импотенция.


У наркомана «со стажем» отмечается.

— бледность, утрата эластичности кожи, блеска глаз, ногтей, волос, расслоение ногтей, выпадение волос, похудание;

  • слабость миокарда с повышенной вероятностью к инфаркту и инсульту;

  • сокращение жизни на 20—25 лет;

  • высокая смертность от передозировки.


Видимые признаки наркомании.

— Лицо теряет свою естественную окраску. В зависимости от типа наркотика это или бледный цвет лица, или землистый, или желтушный.

— Рубцы на коже рук — следы суицидальных попыток или манифестации попытки самоубийства.

— Следы инъекций или рубцовые изменения на коже в области крупных подкожных вен.

  • Синяки, следы падений или ушибов при нарушении координации движений после инъекции наркотика.

— «Всклокоченные», без естественного блеска волосы.

  • Снижение физической выносливости, повышенная утомляемость.

  • Снижение массы тела.


Признаки абстиненции.

После прекращения длительного приема наркотиков у наркомана наблюдается «ломка»:

насморк, слезотечение, непреодолимая зевота, боли в животе, понос или постоянные позывы к акту дефекации;

боли в коленных, голеностопных, локтевых суставах, пояснице, тянущие боли в икроножных мышцах;

болевые ощущения смягчаются, если наркомана отвлечь разговором или каким-либо делом. В состоянии абстиненции больные не могут спокойно сидеть на одном месте, они постоянно находятся в суетливом движении. В таких случаях родители могут подумать, что у ребенка грипп, простудное заболевание или кишечное отравление. Поведение подростков в это время носит негативную окраску: от плаксивого до агрессивного.

Они стараются вырваться из «ломки».


Поведенческие признаки наркомании.

Потеря интереса к учебе. Частые прогулы уроков, особенно в утренние часы. Если подросток уже имеет сформированную зависимость от наркотиков, то для него обязателен утренний прием наркотика для снятия симптомов «ломки», которые накопились за ночь.

Резкие изменения настроения в течение одних суток без видимых причин. Настроение может меняться несколько раз от плохого к хорошему и наоборот. Ребенок может внезапно вспылить, возможна агрессия по отношению к родителям. Часто наблюдается замкнутость в обществе взрослых ; и развязность в обществе сверстников.

Лживость, эмоциональное огрубление психики, бедность суждений, недостаток инициативы.

Отказ под каким-либо предлогом покидать микрорайон своего проживания на несколько дней, например, для поездки на дачу. Подросток боится покинуть место, где он легко может достать наркотик. Если наркомана все же удается увезти на 2—3 дня из этого района, то у него могут развиться признаки абстиненции.

Питание

Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность. 
Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов.  Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания: 
— витамин «С» — в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках;  — витамин «А» — в рыбьем жире, печёнке, сливочном масле, яичных желтках, молоке, рыбе, моркови, помидорах, тыкве, шпинате, салате, петрушке, вишне, малине, сливе;
— витамин «В» — в дрожжах, муке крупного помола, молодом горохе, фасоли и т. д. Конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день. Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. «Кто жаден до еды, дойдёт до беды» — гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу. Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром — сытный завтрак, после полудня — обед, вечером, часа за два до сна, — скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей — и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время. Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи). И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача.

Здоровье и гигиена

В настоящее время известно более 10 000 болезней. Здоровье — самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье — это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил. Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом, и оно становиться доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что, приняв купель при рождении, она второй раз умывалась перед свадьбой. Генрих Наваррский просит свою возлюбленную: «Не мойся, милая, буду у тебя через три недели«. К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером королю, например, на золотом подносе подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым он протирал руки и лицо. На Руси активную борьбу за гигиену вёл Пётр I, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда почти в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда.
Студенты в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза. В школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание
.

Экологическое сознание и поведение

Заботясь о себе, об удовлетворении своих запросов, люди мало заботятся о сохранении самой природы — дома, в которых они живут, часто наносят вред природе и в результате люди вредят самим себе, своему здоровью. В настоящее время появилась отрасль науки и практики, занимающаяся проблемой взаимодействия человека и природы — экология.
В результате хозяйственной деятельности человека воздушная среда загрязнена вредными веществами. Вдыхание такого воздуха ведёт к тяжёлым заболеваниям человека.
Вредные вещества из воздушной среды могут переходить в водную среду. Также вода загрязняется хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами.
Одна из наиболее тяжёлых форм загрязнения — кислотные дожди, которые убивают растения, губят почвы, загрязняют поверхностные и подземные воды. Поэтому питьевую воду необходимо отстаивать и кипятить.
Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами отражаются и на качестве продуктов питания. Продукты питания следует тщательно промывать перед употреблением.
В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей природы. Решение этих вопросов зависит от каждого из нас, от нашего экологического сознания.

Обосновывая причины несоблюдения тех или иных правил здорового образа жизни, студенты ссылаются на «нехватку времени», «загруженность домашними делами», нехватку материальных средств, гораздо реже упоминают о личностных факторах – дисциплинированности, организованности, наличие знаний о том как заботиться о своем организме.

Так только треть студентов занимаются спортом 25% студентов спят не менее 7 часов, 15% соблюдают режим питания.

А ведь это совсем не сложно. Сейчас наши девочки покажут комплекс утренних упражнений, которые можно сделать после пробуждения.

(физическая зарядка под музыку).


Между образом жизни и здоровьем существует тесная связь, и наиболее полно она выражается в понятии здоровый образ жизни.

В понятии здоровый образ жизни входят составляющие:

  • Отказ от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • Оптимальный двигательный режим;

  • Рациональное питание;

  • Закаливание;

  • Личная гигиена;

  • Положительные эмоции.

Песни, которые сопровождают нас всю жизнь помогают нам в создании положительных эмоций. Одну из них мы сейчас и послушаем.

Здоровье во все века очень ценилось, не случайно про здоровье создано много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.

  1. Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь.

  2. Здоровому все здорово.

  3. Здоровье не купишь.

  4. Болезнь человека не красит.

  5. Труд – здоровье, лень – болезнь.

  6. Здоровье дороже богатства.

  7. Береги платье снова, а здоровье смолоду.

  8. В здоровом теле – здоровый дух.


Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в тоже время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Для того чтобы определить, как наши студенты воспринимают понятие здоровье и есть ли какие – либо особенности в отношении современной молодежи к проблеме здоровья и здорового образа жизни. Мы провели анкетирование среди студентов и преподавателей.

Мы предложили нашим респондентам проран жировать список из 9 социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека. (презентация)

Оказалось здоровье входит в круг социальных приоритетов у студентов и преподавателей. У студентов оно занимает 1 место, у преподавателей 1 место


Таким образом, анализ актуальных представлений студентов о здоровье позволяет сделать следующие выводы. Для большинства из них очевидно значимость здоровья.

Получается, что наши студенты прекрасно осознают, что быть здоровым это здорово. Быть здоровым это модно.

Литература



1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками—СПб.: Питер, 2007.

2. Касаткин В. Н., Чечельницкая СМ., Рачев-ский Е.Л. Здоровье: организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. — М., 2003.

3. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.

4. Макляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.

5. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Когнито-Центр, 2001.

6. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. — СПб.,: Питер, 2006.

7. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В.Дубровиной. 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

8. Психология здоровья: учебник для вузов /Под ред. Г.С.Никифорова. — СПб.: Изд-во Петер, 2003.

9. Семонятова Т.П., Паршутин И.А. Психологическое сопровождение образовательной программы «здоровье». — М., 2003.

10. Сомоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: Изд-во Психотерапии, 2003.

11. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб., 2000.

12. Берез и н СВ., Лисецкий К.С. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. — Самара, 2001.

13. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. — М.: Академия, 2001.

14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах. —М., 2002.

15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. — М., 2001.

16. Майков И. А. Ценностные ориентиры современных подростков. — М., 2004.


Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Признаки растений. Цветковые растения и их органы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: