Сценарий «Размножение и развитие организмов»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОРОНЕЖА

«Размножение и развитие организмов»

Открытый урок на городской семинар



Выполнила: учитель биологии высшей квалификационной категории Мальцева Ольга Валерьевна

Воронеж 2009-2010




«Размножение и развитие организмов»

Задачи урока:

  • повторить и обобщить знания о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях половых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении;

  • продолжить развитие умений учащихся анализировать биологические явления, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания на практике;

  • осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация,

  • компьютер,

  • проектор,

  • дидактический материал, тесты

  • микроскоп, микропрепараты.


«Мне необходимо разобраться самому,

а чтобы разобраться самому,

надо думать сообща». (Б.Васильев)

Ход урока:


Учитель: Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет. Мы изучили многие процессы характерные для живых организмов. Цель сегодняшнего урока повторить и обобщить полученные знания, а также оценить их.

Ориентировочно-мотивационный этап. (Слайд №)

Проводится групповая и индивидуальная работа.


1. Митотический цикл клетки.

2. Мейоз.

3. Бесполое и половое размножение.

4. Яйцеклетки, сперматозоиды. Гаметогенез.

5. Оплодотворение


Операционно-исполнительный этап.


Работа учащихся по карточкам.


  1. Сравните процессы митоза и мейоза (работа с динамическими моделями)

  2. Озвучить видео ролик.

  3. Назовите зоны гаметогенеза (работа с таблицей)

  4. Каковы особенности образования и строения мужских и женских половых клеток? (работа с микроскопом и микропрераратами)

  5. Какой способ размножения эволюционно возник раньше? Приведите доказательства.

  6. Раскройте биологический смысл процесса оплодотворения.


  1. Учитель: Сравните процессы митоза и мейоза. Слайд №

Ученик: Митоз — это такое деление клетки, в результате которого получаются две клетки с исходным набором хромосом (2n, если материнская клетка была диплоидной, и 1n, если клетка была гаплоидной, например, при образовании пыльцы из микроспоры); митоз — это бесполый процесс размножения. При мейозе в результате двух последовательных делений, во втором из которых не происходит образование копий хромосом, из исходной диплоидной клетки (2n) образуются четыре гаплоидные (n). При этом осуществляется перекомбинация наследственных признаков вследствие кроссинговера, происходящего в профазе I мейоза.

  1. Учитель: Назовите зоны гаметогенеза. Каковы особенности образования и строения мужских и женских половых клеток? Слайд № 5


Ученик:Мужские половые клетки (гаметы) — сперматозоиды — образуются в результате сперматогенеза (гр. сперма — семя и генезис — рождение).

Этот процесс идет в три стадии: размножение в семенниках диплоидных клеток сперматогенной ткани, в результате, которого образуются сперматоциты (2n); рост сперматоцитов, сопровождающийся синтезом ДНК и достраиванием второй хроматиды; созревание сперматоцитов, которые делятся мейозом с образованием гаплоидных (n) сперматозоидов.

Хромосомные наборы сперматозоидов (человека и других млекопитающих) различаются по половым хромосомам: одни несут Х-, а другие — Y-хромосому.

Женские половые клетки (гаметы) — яйцеклетки — образуются в результате оогенеза (гр. оон — яйцо и генезис — рождение).

Этот процесс идет в яичниках тоже в три стадии: размножение в яичниках диплоидных клеток оогенной ткани, в результате, которого образуются ооциты (2n); рост ооцитов, сопровождающийся синтезом ДНК и построением второй хроматиды хромосом; созревание ооцитов и их деление мейозом. В результате из ооцита образуется одна гаплоидная яйцеклетка с однохроматидными хромосомами (1n1c) и три редукционных (или полярных) тельца. В дальнейшем яйцеклетка участвует в половом процессе, а редукционные тельца отмирают.

Процесс образования мужских и женских гамет называется гаметогенезом.

Ученик: Отличия в строении сперматозоидов и яйцеклеток связаны с их функциями. Яйцеклетки в процессе созревания покрываются оболочками (в некоторых случаях, например, у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, возникает ряд дополнительных оболочек). Функция оболочек — защита яйцеклетки и зародыша от внешних неблагоприятных воздействий.

Функция сперматозоидов заключается в доставке в яйцеклетку генетической информации и стимуляции ее развития. В связи с этим в сперматозоидах происходит значительная перестройка: аппарат Гольджи располагается на переднем конце головки, преобразуясь в кольцевое тельце (акросому), выделяющее ферменты, которые действуют на оболочку яйца. Митохондрии компактно упаковываются вокруг появившегося жгутика, образуя шейку. В сформированном сперматозоиде содержатся также центриоли.


  1. Учитель: Какой способ размножения эволюционно возник раньше? Приведите доказательства. Раскройте биологический смысл процесса оплодотворения.

Ученик: Более древним в эволюционном отношении является бесполое размножение; доказательством этого является тот факт, что именно этот тип размножения характерен для прокариотов — бактерий и цианобактерий — первых организмов, появившихся на Земле.

При этом клетки получают ту же наследственную информацию, которая содержалась в исходной (материнской) клетке.


Ученик: Оплодотворение — это процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой с последующим слиянием их ядер и образованием диплоидной зиготы. Биологическое значение этого процесса состоит в том, что при слиянии мужских и женских гамет образуется новый организм, несущий признаки обоих родительских организмов. При образовании гамет в мейозе возникают клетки с разным сочетанием хромосом, поэтому после оплодотворения новые организмы сочетают в себе признаки отца и матери в различных комбинациях. В результате этого значительно увеличивается наследственное разнообразие организмов.


  1. Учитель: Решите биологические задачи:


  1. У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом, по вашему мнению, содержится у кроликов: а) в одной яйцеклетке; б) в одной сперматозоиде; в) в одной зиготе (оплодотворённой яйцеклетке); г) в одной соматической клетке детей (один крольчонок развивается из одной зиготы); д) в одной соматической клетке внуков?

  2. Приводим два противоречивых факта: 1) при половом размножении молодая особь развивается в результате оплодотворения – слияния двух половых клеток; 2) однако в клетках детей количество хромосом не увеличивается, оно остаётся постоянным, таким же, как в клетках родителей. Как показывают микроскопические исследования, постоянство числа хромосом сохраняется и у внуков, и у правнуков, и во всех последующих поколениях, хотя каждому их них предшествует слияние половых клеток. Сопоставьте эти факты и объясните: почему при половом размножении, несмотря на предшествующее оплодотворение, число хромосом в клетках нового потомства остаётся постоянным, таким же, как и у родителей, а не увеличивается с каждым поколением.


Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: Выполните проверочную работу по уровням

1 вариант

Уровень А

Выберите один верный ответ.


1. Размножение — это процесс:

а) увеличения числа клеток;

б) воспроизведения себе подобных;

в) развития организмов в процессе эволюции;

г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.


2. Оплодотворение — это процесс, в результате которого:

а) происходит слияние мужской и женских гамет;

б) не образуется зигота;

в) образуется гаплоидная клетка:

г) развиваются гаметы.


3. Обмен наследственной информацией происходит при:

а) почковании;

б) половом размножении;

в) митозе — непрямом делении клеток;

г) вегетативном размножении.

4. При митозе спирализация (конденсация, уплотнение) хромосом происходит во время:

а) интерфазы;

б) профазы;

в) метафазы;

г) анафазы.

5. В интерфазе митоза происходит:

а) удвоение ДНК;

б) расхождение хромосом к полюсам клетки;

в) разделение цитоплазмы;

г) образование нитей веретена деления.


Уровень В

Каждому термину в левом столбике подберите соответствующую ему характеристику в правом столбике.

1 — бесполое размножение;
2 спорообразование;
3 — анафаза;
4 — амитоз;
5 — митоз;

а) способ воспроизведения дочерних особей, который обеспечивается специализированными половыми клетками;
б) фаза митоза, во время которой центромеры делятся, однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки;
в) способ бесполого размножения, при котором размножение происходит при помощи спор, специализированных клеток, образующихся в материнском организме;
г) способ деления непрямого клеток, связанный с расхождением гомологичных хромосом, характерен для соматических клеток всех эукариот, универсальный тип деления клеток;
д) фаза митоза, в которой нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом и двухроматидные хромосомы сосредоточиваются у экватора клетки;
е) способ бесполого размножения организмов отдельными органами, частями органов или тела;
ж) размножение, при котором воспроизведение себе подобных осуществляется с помощью соматических клеток;
и) совокупность процессов, протекающих в клетке с момента ее возникновения до гибели или последующего деления;
к) период подготовки клетки к делению, важнейшим событием которого является редупликация (удвоение количества) ДНК;
л) прямое деление клеток надвое, не связанное с прохождением фаз, сопровождается перетяжкой ядра.








Уровень С

Вставьте в текст пропущенные слова

1. Первичная перетяжка хромосомы называется ____________.

2. Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки во время _______________.

3. Выберите несколько правильных ответов на поставленный вопрос.

Какие сочетания плоидности и количества молекул ДНК возможны в различные фазы митоза?

а — 2n1с;

б — 2n4с;

в — 2n3с;

г — 1n2с;

д — 1n1с;

е — 4n4с;

ж — 2n2с.

4. Вспомните последовательность периодов жизненного цикла клетки и запишите соответствующие им буквы в нужном порядке:

а — митоз;

б — постсинтетический период;

в — синтетический период;

г — пресинтетический период.


2 вариант

Уровень А

Выберите один верный ответ.


1. Выберите признак, характерный для митотического деления клетки:

а) при помощи него образуются сперматозоиды млекопитающих животных;

б) это деление характерно для некоторых клеток, образовавшихся в яичниках и семенниках;

в) в результате этого деления образуются диплоидные клетки;

г) в результате этого деления образуются гаплоидные клетки.


2. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

а) быстрому росту численности вида;

б) возникновению изменений у особей вида;

в) появлению внешней изменчивости;

г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.


3. В анафазе митоза:

а) дочерние хромосомы расходятся;

б) формируется веретено деления;

в) происходит удвоение ДНК;

г) происходит разделение клеток.


4. При вегетативном размножении дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;

б) одной специализированной клетки:

в) множества клеток одинакового происхождения;

г) множества клеток разного происхождения.


5. Амитоз — это:

а) прямое деление клеток надвое, не связанное с прохождением фаз;

б) процесс образования половых клеток;

в) деление соматических клеток эукариот с расхождением хромосом;

г) промежуток времени от момента возникновения клетки до ее гибели или последующего ее деления.


Уровень В

Каждому термину в левом столбике подберите соответствующую ему характеристику в правом столбике.


1 — половое размножение;
2 — интерфаза;
3 — жизненный цикл клетки;
4 — метафаза;
5 — вегетативное размножение.

а) способ воспроизведения дочерних особей, который обеспечивается специализированными половыми клетками;
б) фаза митоза, во время которой центромеры делятся, однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки;
в) способ бесполого размножения, при котором размножение происходит при помощи спор, специализированных клеток, образующихся в материнском организме;
г) способ деления непрямого клеток, связанный с расхождением гомологичных хромосом, характерен для соматических клеток всех эукариот, универсальный тип деления клеток;
д) фаза митоза, в которой нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом и двухроматидные хромосомы сосредоточиваются у экватора клетки;
е) способ бесполого размножения организмов отдельными органами, частями органов или тела;
ж) размножение, при котором воспроизведение себе подобных осуществляется с помощью соматических клеток;
и) совокупность процессов, протекающих в клетке с момента ее возникновения до гибели или последующего деления;
к) период подготовки клетки к делению, важнейшим событием которого является редупликация (удвоение количества) ДНК;
л) прямое деление клеток надвое, не связанное с прохождением фаз, сопровождается перетяжкой ядра.








Уровень С

Вставьте в текст пропущенные слова

1. Ядра соматических клеток содержат __________________ набор хромосом.

2. В митозе различают четыре фазы _________________, ___________, _____________ и ___________________.

3. Выберите один верный ответ.

Митоз не обеспечивает:

а) образования клеток кожи человека;

б) сохранения постоянного для вида числа хромосом;

в) генетического разнообразия видов;

д) бесполого размножения.

4. Вспомните последовательность событий, происходящих в процессе митоза, и запишите соответствующие буквы в нужном порядке:

а — распределение хромосом у экватора клетки;

б — деление цитоплазмы;

в — спирализация и утолщение хромосом;

г — расхождение хроматид к полюсам клетки;

д — образование новых ядер.

Ответы:

1 вариант

Уровень А-1б,2а,3б,4б,5а

Уровень В







Уровень С




2 вариант

Уровень А- 1в,2а,3а,4в,5а

Уровень В







Уровень С



Вывод :

  1. Выделяют 2 формы размножения организмов _________ и __________

  2. В основе всех форм бесполого размножения: почкования, спорообразования, _______, и деления клеток одноклеточных организмов лежит ___________ деление.

  3. Половое размножение осуществляется при помощи половых клеток __________, мужских ( ___________ ) и женских ( ___________ ).

  4. Более древний способ размножения __________ размножение.

  5. Половое размножение имеет очень большое эволюционное преимущество по сравнению с бесполым размножением. Появление новых комбинаций генов обеспечивает более успешное и быстрое приспособление _______________.

  6. Мейоз дает генетическое разнообразие из-за _______________ и ____________ .

  7. Слияние половых клеток — ____________ приводит к образованию зиготы и служит началом развития организма.

С момента образования зиготы начинается процесс индивидуального развития организма.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Значение водорослей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: