Сценарий внеклассного мероприятия по биологии, 7 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Золотухинская средняя общеобразовательная школа

МО «Ахтубинский район»»

















Подготовила

Учитель биологии

Однобокова Елена Вячеславовна














Золотуха 2010-2011 уч.год.

Цели:

1. Обобщение и углубление биологических и экологических знаний по теме «Птицы», полученных на предыдущих этапах обучения.

2. Развитие разносторонних  интеллектуальных и творческих способностей.

3. Воспитание экологической культуры школьников.


Ведущий. Весна… Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей — пернатых странников. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи…

Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

Исполняют песню «Белые голуби»

Итак, наша игра начинается.

Право первого хода предоставляется той команде, которая быстрее ответит на вопрос.

Скажи ты мне,

Какой чудак и днем,

И ночью носит фрак?

(Пингвин.)

Гейм первый. «Знакомство»

Капитан команды представляет игроков и отдает эмб­лему команды жюри. Жюри оценивает соответствие названия эмблемы с биологической направленностью игры, оценивает оригинальность пятью баллами.

Гейм второй. «Круг знаний»

Каждой команде задается по 5 вопросов для выявления круга знаний о строении и особенностях жизнедеятельно­сти птицы. Цена вопроса 1 балл.

Вопросы 1 команде.

  1. Какая птица считается символом мудрости и познания?

(сова)

2. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле?

(У козодоя.)

3. Почему клёст зимой гнезда вьет?

(Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)?

4 Для чего у пеликана есть под клювом кожистый мешок?

(Прижимая клюв к грудине, пеликан освобождает мешок от воды и наполняет его рыбой.)

5 У какой птицы птенцы насиживают яйца?

(У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

Вопросы 2 команде.
1.
Кого называют лесным доктором?

(дятла)

2. Дышит ли птенец в яйце?

(Дышит, так как поры скорлу­пы пропускают воздух.)

3. Кто носом деревья сажает?

(Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)
4. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой.

( ласточка)

5. Какую птицу называют ночной кошкой?

( сову)


Гейм третий. «Орнитологический футбол».

      Команды по очереди должны назвать названия птиц на буквы алфавита. Проиграет та команда, которая не сможет ответить.

Например:

                     А – аист                                      Б – беркут

                     В – ворона                                  Г – грач

                     Д – дрозд                                    Е – ельник     

                     Ж – жаворонок                           З – зяблик  

                     И – иволга                                  К – казарка

                     Л – ласточка                              М – мандаринка

                     Н – нанду                                   О – орел

                     П – перепел                               Р – рябчик                        

                     С – скворец                                Т — типун

                     У – удод                                     Ф – филин

                     Х – хохлан                                  Ц – цапля  

                     Ч – чечетка                                Ш – шилоклювка

                     Щ – щегол                                  Э – эму

                     Ю —   юла                                    Я – ястреб


Гейм четвертый. «Заморочки из мешочка»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами вопросов, на каждый ответ дается 30 с. Если команда не справляется, вопрос переходит в зал. За каж­дый правильный ответ — один балл.

Если достанется бочонок с подковкой, то это «счаст­ливый случай», команда получает три дополнительных очка и одно очко за ответ на шуточный вопрос.

  1. Какие птицы предвещают дождь?

(Ласточки.)

  1. Назовите самую крупную птицу, обитающую в России.

(Дрофа.)

3. Определите, из какого произведения этот отрывок?
Вот полночною порой
Свет разлился над горой
Будто полдни наступают,
Жар-птицы налетают,
Стали бегать и кричать,
И пшено с вином клевать…
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то, — сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету,
Словно батюшкина печь!
(Ершов «Конек-горбунок»)

4. Трехмачтовое парусное судно 18-19 веков и птица называются Одинаково. Как?

(Фрегат)

5. Как  называется наука, изучающая птиц?

(Орнитология).

6. Почему в гнездах ворон, сорок, скворцов и др. можно обнаружить разные блестящие предметы?

(Эти птицы наделены странной особенностью собирать, а иногда во­ровать в домах и тащить в гнездо блестящие предметы.)

  1. Может ли петух назвать себя птицей?

(Нет. Ведь он не может разговаривать.)

  1. Какая птица определяет срок жизни человека?

(Кукушка.)

9.Когда температура тела у птицы выше: зимой или летом?

(Одинаковая круглый год— птицы теплокровны.)

  1. От какой птицы зависит количество детей в семье?

(От аиста.)

Гейм пятый «Ты — мне, я — тебе»


Команда должна заранее приготовить три вопроса для Соперников. На размышление — 20 с. Организаторы игры (жюри) выбирают наиболее интересный вопрос. За каж­дый правильный ответ — один балл.

Пауза Узнай птицу
(Звучат записи стука дятла)
Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздается короткий отрывистый стук. Найдет эта птица в лесу дерево с расщелинкой и устроит в ней свою «кузнецу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достает из-под чешуек семена. Питаются они насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. С утра до позднего вечера работает он, долбит дерево крепким, как долото клювом, а потом длинным языком достает насекомых. Дерево долбит несколько дней, пока не получится дупло. Гнездится в дуплах деревьев.
(Звучит пение скворца)
Майское утро… Рассвет. С реки незаметно ползет, надвигается голубой туман. Но вот туман розовеет. Восходит солнце. И с первыми лучами просыпаются птицы. Их голосами полнится старый бор. Вот защелкал чародей леса. И кажется, будто притихший лес только и ждал его первой трели Затрепетало, заговорило каждое деревце. Недаром об этой птице говорят: «Е лесном оркестре — это первая скрипка — самая трепетная, самая звонкая и сама* нежная».
А на вид он скромен: маленький, серенький с длинным хвостом v большими, немного грустными глазами. Прилетает он к нам — ранней весной когда кое-где еще лежит снег. Прилет этих птиц — верный признак весны.

Гейм шестой. «Темная лошадка»


Ведущий читает вопрос. Команда, которая раньше под­нимет руку, отвечает первой. Если обе команды не ответи­ли, вопрос переходит в зал зрителям.


1. Удивительно красиво белоснежное оперение этой пти­цы. Весной, с наступлением брачного периода, на ее спи­не вырастают и сохраняются до начала лета особые чудес­ные перья, напоминающие своеобразную кружевную на­кидку. Длинные пучки этих перьев, колыхающиеся при малейшем колебании воздуха, называют эгретками. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и цени­лись очень высоко, но это привело к почти полному ее истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Назо­вите ее. (Белая цапля.)

2. Один из самых лучших певцов. Его пение часто срав­нивают с пением соловья. Натуралист Кайгородов расска­зывает: «Мне известны многие случаи, когда несведущие люди принимали этот свист за соловьиный и уверяли, что слышали соловья, в то время, когда в лесу еще местами лежал нестаявший снег. Они не хотели верить, что подоб­ные звуки могли принадлежать какой-то другой птице». Но в отличие от соловья не услышишь знамени­того соловьиного щелканья и раскатов. О какой птице на­шей фауны идет речь? (Певчий дрозд.)

3. Одна из замечательных особенностей поведения этой птицы — великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Это качество и по­служило причиной ее одомашнивания, которое произош­ло 5—6 тыс. лет назад. Она может проводить в полете много часов подряд и иногда развивает скорость до 100 км/ч. Эту птицу использовали как почтальона. Кто это? (Голубь.)

4. Основная пища этих птиц — насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пер­натых только они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядо­витой шерстью. Натуралисты в старину отмечали, что глотка и желудок этих птиц изнутри покрыты мехом. Наблюдение верно, только «мех» этот не собственный. Это многочис­ленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эту шерсть. О какой полезной для леса птицы идет речь?

Так же эта птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда (Кукушка.)


Гейм седьмой. «Игра в прятки»


В каждом приведенном выражении найти скрытые цве­ток и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время на задание ограничено


  1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, а Вы Пьер?

(Ми­моза, выпь.)

  1. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла — не меньше сорока.

(Ромашка, сорока.)

  1. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит — и

дома. (Ирис, пеночка.)

  1. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга.

(Роза, иволга.)

  1. Ты сегодня кто? — Я сегодня шпион. — Пароль? — У-два, ракушка.

(Пион, варакушка.)

  1. А задачки-то хороши. Повникай, повникай — это тебе не шуточки.

(Шиповник, уточки.)


Гейм восьмой. «Дальше, дальше…»


Знаете ли вы орнитофауну?

  1. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки?

(Стрижи.)

  1. Назовите самую маленькую птицу нашей средней поло­сы?

(Королек)

  1. Какие птицы не летают?

(Страус африканский, пингвин.)

  1. Какая наша птица может ползать по стволу вниз голо­вой?

(Поползень.)

  1. Какая птица умеет дразниться?

(Попугай .)

  1. Какая птица ходит под водой?

(Оляпка.)

  1. Какие птицы не высиживают яйца?

(Кукушки, сорные куры, некоторые шалашники и др.)

  1. Какая птица нашей местности самая большая?

(Дрофа.)

  1. Какая наша птица выводит птенцов зимой?

(Клест.)

  1. Какие птицы самые дальнозоркие?

(Грифы.)

  1. Какая птица откладывает самые большие яйца?

(Страус.)

  1. Какая птица носит фамилию писателя?

(Гоголь.)

  1. Какая птица совершает самый дальний перелет?

(По­лярная крачка.)

  1. Какая птичка может летать хвостом вперед?

(Колибри.)

  1. К названию какой русский реки надо прибавить одну букву, чтобы получилось название птицы?

(Волга)

  1. Есть ли у скворца своя песня?

(Нет.)

17.Какой птице дали снежное имя?

(Снегири )

18 . Какая птица летает в «очках» на носу?

(Филин.)

19. Какая птица хвостом разноцветным гордится?

(павлин).

20. Чья стая обещает снег?

(гусей)

21. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?

(грачи)

  1. Какая птица предвещает бурю?

(буревестник)

23.Птица – национальная эмблема России?

(орел)

  1. Самый крупный пингвин?

(императорский)

  1. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку?

(славка)

  1. Древняя птица?

(археоптерикс)

  1. Что внутри птичьих костей?

(воздух)

  1. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге?

(нет).

  1. К названию какого знака препинания надо прибавить 3 буквы, чтобы получилось название птицы?

(ласточка)


Домашнее задание

И в заключение, мы проверим ваше домашнее задание, которое находилось в газете. Вам нужно было разгадать кроссворд, и птичьи загадки. За каждый правильный ответ 1 балл.

Пока наше самое справедливое жури подводит итоги 5 класс представляет вашему вниманию сказку «Суд птиц.»


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

Ответы.

   1. голубь                  6. кулик                         11. лебедь               16. тукан

   2. гоацин                  7. ара                            12. гагарка              17. стриж

   3. иволга                  8. гарпия                       13. грач                   18. майна

   4. рябчик                  9. скворец                    14. журавль            19. страус

   5. соловей               10. снегирь                   15. филин               20. желан   

  

г

ю

и

в

з

а

н

й

ф

ф

т

в

о

р

н

и

з

л


о

л

ч

о

л

г

ь

е

ш

р

с

к

и

е

ц

к

л

е


л

у

б

ь

й

а

о

в

г

а

о

р

г

к

о

м

е

б


р

т

у

ц

с

о

л

у

р

к

ч

а

и

с

с

е

д

ь


ф

и

л

и

с

р

и

ж

о

н

с

к

ь

ц

т

с

и

о


ы

ч

к

н

с

т

о

р

й

ц

к

и

ч

а

р

м

ж

е


л

в

о

а

р

а

т

ю

р

я

б

ч

р

у

з

г

ю

л

 

м

а

й

н

а

ь

у

к

т

ю

ж

н

к

с

л

а

н

а


е

р

г

и

р

ь

н

а

ь

н

у

о

л

ь

и

г

р

а


с

н

е

з

ь

щ

я

н

р

и

р

а

в

р

ю

а

р

к


и

г

о

н

к

л

у

р

л

и

к

в

а

н

и

н

з

а


н

а

р

п

и

я

ч

к

у

ц

и

г

о

а

ц

к

и

я


 

 











Используемая литература:

  1. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

  2. Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.

  3. Тематические игры и праздники по биологии Л.В.Сорокина – Издательство Сфера, 2008.

Интернет-ресурсы: 

www.bio.1september.ru






Свежие документы:  Лабораторные работы по биологии 8 класс (углубленное изучение)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: