Технологическая карта урока.
биология | |
Класс | 5 |
Тип урока | Изучение нового материала |
Тема | Химический состав клетки |
Цель |
Формирование знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.
Осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма.
Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности. |
Основные понятия | Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. |
Планируемый результат Создание возможного состава клетки | |
Предметные умения
| Личностные УУД: понимание общности химического состава клеток всех живых организмов. Осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма. Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; планирование — определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. Биология. введение в биологию. 5 класс. Учебник — навигатор. Технические средства обучения: компьютер, проектор, СД диск (электронное приложение к учебнику), электронные учебники. Лабораторное оборудование: семена подсолнечника, картофель, кусочки марли и бумаги, раствор йода, пипетка, салфетка.
|
Дидактические задачи этапов урока
Дидактические задачи
| |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Домашнее задание | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. |
Технология изучения
Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный
| Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества. | Приветствует обучающихся. Настраивает на успешную работу на уроке.
| Приветствуют учителя.
|
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: способность к решению познавательных задач по биологии. Метапредметные (УУД): познавательные: умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | 1. Проводит инструктаж по выполнению теста с использованием электронного учебника. Обращает внимание на лист самоконтроля.
2. Использует СД диск для проверки знаний, выбирая правильный ответ. | 1. Включают электронные учебники, выполняют тест, записывают свой результат в лист самоконтроля, выданный учителем.
2. Называют правильные ответы на вопросы теста. |
Постановка учебной проблемы | Предметные: осознание того что предстоит освоить в ходе урока. Метапредметные (УУД): познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; регулятивные: планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Слово учителя: Сегодня мы, выступим в роли учёных – исследователей и поможем мальчику Васе восстановить съеденные гусеницами слова! Посмотрите на слайд! Демонстрирует интерактивы про органические и неорганические вещества.
| Слушают учителя, настраиваются на работу по изучению нового материала.
|
Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Личностные: установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; Метапредметные (УУД) регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы, цели урока. | Слово учителя: Ребята, скажите пожалуйста, из чего состоят все живые организмы? (из клеток) Верно!
А кто из вас знает из чего состоят клетки живых организмов? Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? Учитель слушает ответы ребят, вносит коррективы, выбирает наиболее верный ответ. | Отвечают на вопросы. формулируют тему урока. |
Открытие нового знания | Предметные: Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал.
Метапредметные (УУД) регулятивные: осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу.
познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
| Проверьте правильность своих догадок. Найдите параграф 6 в электронном учебнике. используйте оглавление. Прочитайте название параграфа, запишите тему урока в тетрадь. «Химический состав клетки»
1. Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 34, ответьте на вопрос на какие две группы делят ученые вещества? Ответ: (неорганические, органические) Верно!
2. Составьте в тетради схему.
Хим. состав клетки
Неорг. Орган. Вода Белки Минеральн.соли Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты
3. Слово учителя: А сейчас ребята мы с вами докажем, что в клетках действительно содержатся органические вещества жиры и белки. Поработайте в группе. Мы откроем нашу виртуальную лабораторию в электронном учебнике. Найдите лабораторную работу «Крахмал и жиры в клетках растений»
|
Записывают в тетрадях тему урока.
1.Рассматривают рисунок в учебнике. Отвечают на вопрос учителя.
2. Составляют таблицу в тетрадях.
3. Формируют группы. Выполняют лабораторную работу.
|
Первичная проверка понимания |
| Слово учителя: Внимательно рассмотрите результаты опыта с йодом в виртуальной лаборатории. Используя слова для вставки «отсутствует», «присутствует» запишите правильные ответы в электронном учебнике. Зеленый цвет — ответ верный.
Запишите свой результат в карточку самоконтроля (Приложение) Учитель проверяет правильность выполнения заданий в лабораторной работе, используя СД диск.
|
Выполняют задание. Результат записывают в лист самоконтроля.
Называют правильные ответы. |
Применение учебных знаний | Предметные: способность к решению познавательных задач по биологии.
Метапредметные (УУД) регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.
познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; преобразование информации из текста в схему.
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| Слово учителя Ребята, давайте поможем мальчику Васе восстановить съеденные гусеницами слова! Учитель использует интерактив про органические и неорганические вещества.
| Работают с электронным учебником, вставляют пропущенные слова. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Метапредметные (УУД): регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
коммуникативные:оценка собственных действий и действий партнера; умение точно выражать свои мысли. |
| Отвечают на вопросы учителя. |
Домашнее задание | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные (УУД): регулятивные: постановка учебной задачи с учетом конечного результата.
| Объясняет дифференцированное домашнее задание.
| Записывают домашнее задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка самоконтроля
Тест. Напиши количество верных ответов.
|
Лабораторная работа «Крахмал и жиры в клетках растений» Напиши количество верных ответов.
|
Карточка самоконтроля
Тест. Напиши количество верных ответов.
|
Лабораторная работа «Крахмал и жиры в клетках растений» Напиши количество верных ответов.
|
Карточка самоконтроля
Тест. Напиши количество верных ответов.
|
Лабораторная работа «Крахмал и жиры в клетках растений» Напиши количество верных ответов.
|
Карточка самоконтроля
Тест. Напиши количество верных ответов.
|
Лабораторная работа «Крахмал и жиры в клетках растений» Напиши количество верных ответов.
|
Карточка самоконтроля
Тест. Напиши количество верных ответов.
|
Лабораторная работа «Крахмал и жиры в клетках растений» Напиши количество верных ответов.
|