Тема урока: «Биотические связи в природе» 9 класс


Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог: Лункина Татьяна Александровна

Предмет: биология

Класс: 9

Тема урока: «Биотические связи в природе»


Этапы работы


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

  • Организационный момент

Цель, которую должны достичь обучающиеся:

Настроиться на работу на уроке, быстро включиться в деловой ритм.



Цель, которая должна быть достигнута учителем:

— проверить организацию рабочего пространства обучающихся;

— привлечь внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности;

-подготовить обучающихся к активному восприятию нового материала;


Задачи:

— создать положительный эмоциональный настрой;

— настроить обучающихся на коммуникативную работу на уроке;

-создать ситуацию заинтересованности;


Методы организации урока:

-работа с учебником и тетрадью.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся.


Проверка подготовленности обучающихся к учебной деятельности


-учитель:

На рабочем месте дневник, учебник, рабочая тетрадь.

(повторение1-2 мин.)

фиксация отсутствующих.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся.








Работа с учебником и рабочей тетрадью.(повторение домашнего задания.)




  • Опрос обучающихся по заданному на дом материалу


Цели, которые ставит учитель перед обучающимися:

— закрепить знания обучающихся по теме «Общие факторы действия на организмы.»


Цель для учителя:

— установить степень усвоения заданного материала;

— выявить типичные недостатки в знаниях и умениях обучающихся.

Задачи:

— способствовать формированию навыков доступно и понятно излагать свои мысли;

— способствовать развитию умения применять полученные знания на практике.

Методы:

— фронтальная беседа;

— самооценка обучающихся, как метод повышения учебной активности и учебной мотивации.


Критерии:

успешное выполнение задания.

Перед началом работы учитель акцентирует внимание обучающихся на основные термины и понятия, обращает внимание на критерий оценки работы обучающихся на данном этапе работы

Проводит фронтальный опрос по изученному материалу.
























— для обучающихся, особенно не уверенных в себе, важна не только оценка, но и похвала, которая повышает мотивацию учебной деятельности;

Подход к обучающимся дифференцированный


Обучающиеся дают ответ на поставленные вопросы;

Заполняют индивидуальные карты первого этапа урока (самооценка по критериям ответа)


Какими умениями должны обладать обучающиеся:

— Знать основные термины и понятия;

— Называть факторы, влияющие на организм;

— Уметь классифицировать экологические факторы;

— приводить примеры;

— знать среды жизни живых организмов;

— приводить примеры живых организмов разных сред обитания;

— называть типы приспособленности живых организмов к условиям среды обитания;

-уметь приводить примеры приспособленности живых организмов к различным условиям обитания;

  • Изучение нового материала:


Цели, которые должны достигнуть обучающиеся:

— закрепить знания о действии основных факторов , влияющих на живые организмы;

-усвоить понятия «Взаимоотношения организмов в природе»:

«Хищничество», «Конкуренция»,

«Симбиоз»

«Паразитизм»

— уметь отличать типы взаимоотношений живых организмов в природе;

— уметь приводить примеры разных типов взаимоотношений живых организмов в природе;

-уметь называть признаки, присущие каждому типу взаимоотношений живых организмов в природе;

— уметь дать оценку значения типов взаимоотношений живых организмов в природе;


Цели, которые должны быть достигнуты учителем:

— способствовать формированию представлений о типах взаимоотношений живых организмов в природе;

— способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе приобретения новых знаний по «кейс — технологии» ;

— способствовать повышению интереса к учебному процессу;

— способствовать развитию учебной и социальной мотивации;

— способствовать развитию умения логически мыслить, анализировать, обобщать;

— способствовать развитию навыков работы в группах;

— способствовать развитию навыков умения слушать других.

Задачи:

— организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся;

— добиться от обучающихся восприятия , осознания, обобщения и систематизации новых знаний;

— добиться усвоения обучающимися способов, путей и средств достижения результата;

— выработать соответствующие умения на основе приобретённых знаний.


Методы представления нового учебного материала:

— работа по «кейс — технологии»


Методы организации деятельности обучающихся:

— работа с консультантами;

— работа в группах сменного состава;

— творческая работа в паре в сети интернет – ресурсов.

— презентация;

— рассказ;

— беседа;


Методы мотивации учебной деятельности:

— актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся;

-использование приёмов мышления, сравнения, обобщения, анализа;

-предъявление учебных требований;


Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к новому материалу:

— правильность действия обучающихся в процессе работы;

— заинтересованность обучающихся во время решения поставленных задач.




Видеофрагмент документального фильма «Живая природа»


Вступительное слово учителя о том, что предметом изучения нового материала на уроке будут хорошо знакомые из жизненного опыта типы взаимоотношений живых организмов в природе.

Мотивирует целеполагание урока.

Учитель конкретизирует тему урока, показывает слайд на экране:

«Взаимоотношения живых организмов в природе»

Знакомит обучающихся с планом работы на данном этапе урока.

Ставит задачи, которые должны решить обучающиеся в ходе изучения нового материала.

Выполняет роль консультанта.

Координирует работу в группах.

Обучающиеся смотрят видеофильм и делают выводы о том, что они будут изучать на уроке.














Обучающиеся определят и ставят цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь







Работа в группах сменного состава с консультантами по «кейс — технологии»

Ведет запись в тетрадь

Отвечают на вопросы консультана

Делают выводы, приводят примеры взаимоотношений живых организмов в природе на каждом этапе (остановка «Хищничество», «Конкуренция», «Симбиоз», «Паразитизм»)


Индивидуальная работа творческой группы (2 человека) в интернет – сети (составление презентации к теме урока «Взаимоотношения живых организмов в природе»).

  • Закрепление учебного материала


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

— закрепить знания о типах взаимоотношений живых организмов в природе;

— углубить знания о целостности мира живой природы;

— овладеть всеми видами познавательной деятельности,

— уметь анализировать, — работать в группе, в паре, в поисках нужной информации в сети интернет;

— уметь логически излагать свои мысли;

— уметь делать выводы и умозаключения на основе полученных знаний;

-уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях;


Цель, которая должна быть достигнута учителем:

— способствовать закреплению изученного материала

— «доведение» ЗУН,

полученных на уроке до оптимального уровня;

— способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;


Задачи:

-уметь решать познавательные задачи, направленные на умение объяснять типы взаимоотношений живых организмов в природе;

— добиться от обучающихся восприятия и осознания обобщения и систематизации новых знаний;

— уметь соотносить действия с планируемым результатом( работа в группе; работа в паре;

работа с интернет -ресурсами);

— уметь составлять и защищать презентации;

— обосновывать свою позицию и согласовывать свою деятельность с деятельностью других обучающихся;

— создать ситуацию «успеха» для обучающихся с разным уровнем обученности.


Формы работы:

— групповая

-работа в паре

— презентация

— фронтальная

— дидактическая игра

— беседа

-рефлексия

— подведение итогов урока.


Критерии, позволяющие определить степень усвоения учебного материала:

— обучающиеся должны уметь свободно и правильно излагать свои мысли по изученному материалу;

— правильно и обоснованно определять типы взаимоотношений живых организмов в природе;

— уметь дать правильный, содержательный ответ;





Учитель проводит фронтальную беседу с одновременной презентацией по каждому типу взаимоотношений живых организмов в природе.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя;

Делают записи в тетрадях.





Работа у доски (дидактическая игра «Крестики — нолики» — «Хищник- жертва»)





Работа в паре у доски

«Трофические связи»




Работа в группах:

  • Составить цепь питания пресноводного водоёма. Определить тип питания представителей каждого звена в цепи питания. Построить возможные ответвления в каждом звене цепи питания.

  • Из предложенного перечня выписать «Продуценты», «Консументы», «Редуценты»: клевер, Жук – могильщик. Дождевой червь, осина, заяц. Золотистый щур. Лиса, бактерии гниения, , дуб, синица. Орёл. волк, пчела. Построить цепь питания из предложенных организмов.

  • Построить возможные «треугольники» конкурентных взаимоотношений в природе. «Предложите пищу» более слабому хищнику.







Отчёт творческой группы:

Представление и защита презентации «Типы взаимоотношения живых организмов в природе» .



Заполнение листов самооценки на уроке.

  • Задание на дом:


Цель для обучающихся:

— знать типы взаимоотношений живых организмов в природе;

— уметь приводить примеры;

— применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях.


Цель для учителя:

— контроль за степенью сформированности умений и навыков;

— формировать навыки и умения самостоятельной деятельности и подготовки к самообразованию;

— развивать творческие способности, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию;

— способствовать воспитанию нравственных черт характера: самостоятельность, сознательность, ответственность, аккуратность.


Критерии успешного выполнения домашнего задания:

— Успешное и эффективное усвоение материала на уроке;

— содружество и сотрудничество обучающихся, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников.



Домашнее задание должно выводить обучающихся на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнил в классе.

П.53

По выбору ответить на вопросы 1-3 (письменно — реферат, презентация).

Запись домашнего задания в дневник (дифференцированный выбор творческого задания).




Свежие документы:  Программа элективного курса для 11 класса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: