Тест по биологии для 7 класса «Птицы»


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Свердловской области

Кафедра естественнонаучного и математического образования





Проект проверочной работы по теме «Птицы»



(ВМ «Итоговая аттестация обучающихся в форме ОГЭ и ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла (биология)» (108 час.) )






Шумкова Татьяна

Петровна

МАОУ СОШ №184 «Новая школа»












Екатеринбург 2014







Проект проверочной работы по теме «Птицы» для учащихся 7 класса в формате ОГЭ


Учебный материал по теме «Птицы» рассматривается на двух уроках в рамках курса «Многообразие живых организмов». В тоже время, вопросы по этой теме встречаются в всех трех частях экзаменационной работы ЕГЭ и ОГЭ. Назначение проверочной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по теме «Птицы» за курс 7 класса и рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников.

Целью данной работы является разработка проверочной работы по теме «Птицы» в двух вариантах.

Проверочная работа может быть использована для подготовки к ОГЭ.


Задачи проектной работы:

-изучить нормативные документы и учебно – методическую литературу, определяющую требования к уровню усвоения учебного материала по теме «Птицы»;

-составить кодификатор проверочной работы по теме «Птицы»;

-разработать два варианта проверочной работы в формате ОГЭ;

-составить характеристику данной работы.

Планируемый результат:

  1. Создание проверочной работе по теме «Птицы» в двух вариантах в формате ОГЭ

  2. Собственное повышение квалификации

  3. Повышение качества подготовки учащихся 7 класса по теме «Птицы»

Объектом исследования является биологическое образование на II ступени образования.

Предметом исследования является качество биологического образования на ступени основного общего образования.































Проверочная работа

Птицы

Автор–составитель: Шумкова Татьяна Петровна, учитель биологии МАОУ СОШ №184 «Новая школа»

Цель работы: с помощью составленной работы проверить уровень усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объёме, установленном требованиями ГОС за курс основного общего образования по теме «Птицы».



Кодификатор темы

Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы



1



Биология как наука


1.1

Методы изучения птиц

2.



Внешнее строение птиц.



2.1

Покровы тела



3



Внутреннее строение птиц.


3.1

Опорно- двигательная система. Дыхательная система.


3.2

Кровеносная система.


3.3

Пищеварительная система



4



Размножение и развитие



4.1


Особенности размножения и развития



5



Происхождение. Приспособленность к среде обитания


5.1

Происхождение птиц


5.2

Приспособленность к среде обитания


5.3

Черты прогрессивной организации птиц














Проверочная работа

Птицы

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИСЯ

На выполнение проверочной работы по теме дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.

Часть 1 содержит 6 заданий (А1 – А6). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 перенесите номер выбранного ответа в бланк. Если вы написали не тот номер, то зачеркните его и рядом напишите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1 – В3). Для заданий части 2 ответ в форме последовательности цифр записывается в бланк. Для каждой цифры используйте отдельную ячейку. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 1 задание С1, на которое следует дать развернутый ответ. Задание выполняется в бланке ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Внимание! Во время выполнения проверочной работы обучающимся не разрешается использование дополнительных материалов.

Желаем успехов!

















Вариант 1

А1. Наука о птицах называется

  1. птицеводство

  2. орнитология

  3. кинология

  4. ихтиология

А2. Кожа птиц

  1. тонкая, сухая, вся покрыта роговыми образованиями

  2. тонкая, сухая, лишена желез (только копчиковая), вся покрыта перьями

  3. тонкая, сухая, имеется одна копчиковая железа, на теле есть участки, лишенные перьев

  4. пронизана многочисленными железами, выделяющими слизь

А3. Ночные хищные птицы имеют

  1. хорошее зрение и развитые маховые перья

  2. мягкое и рыхлое оперение и хороший слух

  3. слабо оперенную переднюю часть головы и шеи

  4. маленькие размеры и прекрасный слух



А4. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут, то

  1. свойства оперения практически не изменится

  2. перья прилипнут к телу, и оно приобретет более обтекаемую форму

  3. численность птиц возрастает, так как таких птиц не будут поедать хищники

  4. перья слипнуться, вода будет легко проникать к коже, и птицы погибнут от охлаждения

А5. У какой птицы максимально развит мускульный отдел желудка:

  1. у тетерева

  2. у орла

  3. у дятла

  4. у синицы

А6. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Найдите аналогичную связь между третьим и одним из 4 данных понятий.

Локтевая кость: предплечье=цевка: __________

  1. голень

  2. кисть

  3. стопа

  4. бедро

Часть В

В1. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных. Ответ занесите в таблицу.

Особенности кровеносной системы

Классы животных

1. В сердце венозная кровь

А. Костные рыбы

2. В сердце четыре камеры

Б. Птицы

3. Венозная кровь из сердца поступает к легким


4. Два круга кровообращения


5. В сердце две камеры


6. Один круг кровообращения




В2. Выберите несколько правильных ответов. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

  1. Легкость и прочность скелета

  2. Интенсивность обмена веществ

  3. Смешанная кровь в сердце

  4. Костный череп

  5. Клюв без зубов

  6. Головной мозг из пяти отделов

В3. Установите последовательность соподчинения соответствующих терминов систематическим категориям. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. вид ________________

  2. род _________________

  3. семейство ___________________

  4. отряд ________________

  5. класс _________________

  6. тип ___________________

  1. Удод обыкновенный

  2. Хордовые

  3. Удодообразные

  4. Удодовые

  5. Удод

  6. Птицы







Часть С

С1. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

Почему размножение птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?











































Проверочная работа

Птицы

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИСЯ

На выполнение проверочной работы по теме дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.

Часть 1 содержит 6 заданий (А1 – А6). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 перенесите номер выбранного ответа в бланк. Если вы написали не тот номер, то зачеркните его и рядом напишите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1 – В3). Для заданий части 2 ответ в форме последовательности цифр записывается в бланк. Для каждой цифры используйте отдельную ячейку. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 1 задание С1, на которое следует дать развернутый ответ. Задание выполняется в бланке ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Внимание! Во время выполнения проверочной работы обучающимся не разрешается использование дополнительных материалов.

Желаем успехов!


Вариант 2

А1. Строение археоптерикса позволила изучить наука

  1. систематика

  2. палеонтология

  3. физиология

  4. арахнология

А2. Часть пера, погруженная в кожу, называется

  1. ствол

  2. опахало

  3. очин

  4. бородки

А3. Особенностью строения страуса является

  1. сохранение строение скелета как у летающих птиц

  2. бородки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха

  3. хорошо развиты грудные мышцы и мышцы ног

  4. грудина плоская без киля

А4. Если в воду попадает много стирального порошка, то у водоплавающих птиц

  1. перья станут более чистыми и легкими

  2. свойства оперения практически не изменятся

  3. жир на перьях раствориться, вода начнет быстро их смачивать

  4. перья при попадании порошка образуют плотный водонепроницаемый слой

А5. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

  1. характеру пищи

  2. вскармливанию детенышей

  3. полету

  4. необходимости все время запасать пищу

А6. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Найдите аналогичную связь между третьим и одним из 4 данных понятий.

Нижние конечности: цевка=воздушные мешки: __________

  1. газообмен

  2. дыхательная система

  3. высокий уровень обмена веществ

  4. выделительная система

Часть В

В1. Установите соответствие между признаком археоптерикса и классом позвоночных, на родство с которым этот признак указывает

Признаки археоптерикса

Классы позвоночных

1. Хвост удлиненный, состоящий из 20 позвонков

А. Птицы

2. Тело покрыто перьями

Б. Пресмыкающиеся

3. Кости не наполнены воздухом


4. Передние конечности видоизменены в крылья


5. На ногах четыре пальца: три направлены вперед, один назад


6. Челюсти с мелкими зубами




В2. Выберите несколько правильных ответов. Ответ запишите в виде последовательности букв. Головной мозг птиц отличается от головного мозга земноводных

  1. наличием продолговатого мозга

  2. увеличением полушарий переднего мозга

  3. уменьшением переднего мозга

  4. большим развитием среднего мозга

  5. наличием промежуточного мозга

  6. лучшим развитием мозжечка

В3. Установите последовательность этапов эволюции кровеносной системы хордовых животных. Ответ запишите в виде последовательности букв.

  1. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из непарных предсердия и желудочков, развиты из только жаберные сосуды

  2. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделенных неполной перегородкой

  3. Замкнутая кровеносная система, лишенная сердца

  4. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочков, разделенных полной перегородкой

  5. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление сосудов легких

  6. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление легочных артерий

Часть С

С1. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% от собственного веса. Почему он так много ест?

















БЛАНК ОТВЕТОВ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ



ФИ обучающегося ______________________Класс ______Вариант_____



А1

А2

А3

А4

А5

А6








В1

1

2

3

4

5

6









В2






В3









С1















Максимальный балл за выполнение заданий:

  • Часть А – 1 балл (всего 6 баллов);

  • Часть В – 2 балла (всего 6 баллов);

  • Часть С – 3 балла.

Итого – 15 баллов


  • 14 – 15 баллов – «отлично»;

  • 11 – 13 баллов – «хорошо»;

  • 8 – 10 баллов – «удовлетворительно».


Общее число набранных баллов ____________Оценка_______


Подпись проверяющего_________________





Ответы

Вариант 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

2

3

2

4

1

3


В1

1

2

3

4

5

6

А

Б

Б

Б

А

А



В2

1

2

6



В3

1

5

3

4

6

2



Часть С. С1.

Содержание верного ответа и рекомендации к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа

1. У птиц развиты строительство защищенных гнезд и насиживание яиц

2. Выкармливание, обучение выводка

3. Групповая защита птенцов


Ответ включает все вышеназванные элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки



2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки



1

Ответ неправильный





Вариант 2

А1

А2

А3

А4

А5

А6

2

3

4

3

3

2


В1

1

2

3

4

5

6

Б

А

Б

А

А

Б



В2

2

4

6



В3

3

1

6

5

2

4



Часть С. С1.

Содержание верного ответа и рекомендации к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа

1. Воробьи – птицы мелкие

2. Для того чтобы обмен веществ был достаточно эффективным, он должен быть очень быстрым. Для этого нужно много есть.

3. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест.


Ответ включает все вышеназванные элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки



2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки



1

Ответ неправильный



Характеристика проверочной работы «Птицы»


задания

Код по кодификатору

Надпредметные умения

Уровни деятельности

Качество усвоения знаний

ВАРИАНТ 1

А1

1.1

называть

в знакомой ситуации

прочность

А2

2.1

объяснять

в знакомой ситуации

прочность, гибкость

А3

5.2

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

А4

2.1

объяснять

в измененной

ситуации

прочность, гибкость

А5

3.3

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

А6

3.1

анализировать

в измененной ситуации

осознанность

В1

5.1

5.3

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

прочность, глубина

В2



5.3

характеризовать


в измененной ситуации

полнота




В3



5.1


устанавливать логическую последовательность

в измененной ситуации

гибкость



С1



3.3 5.3


анализировать, идентифицировать

в новой ситуации

логика, глубина, гибкость















Характеристика проверочной работы «Птицы»


задания

Код по кодификатору

Надпредметные умения

Уровни деятельности

Качество усвоения знаний

ВАРИАНТ 2

А1

1.1

называть

в знакомой ситуации

прочность

А2

2.1

объяснять

в знакомой ситуации

прочность, гибкость

А3

5.2

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

А4

2.1

объяснять

в измененной

ситуации

прочность, гибкость

А5

3.3

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

А6

3.1

анализировать

в измененной ситуации

осознанность

В1

5.1

5.3

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

прочность, глубина

В2



5.3

характеризовать


в измененной ситуации

полнота


В3



5.1


устанавливать логическую последовательность

в измененной ситуации

гибкость

С1

4.1 5.3

анализировать, идентифицировать

в новой ситуации

логика, глубина, гибкость









Список литературы

Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни. – Изд. 3-е, дополн. -Ростов н / Д: Легион, 2012

Лернер И. Г. ГИА 2009. Биология. Сборник заданий. М.: Эксмо 2009

Лернер И. Г. Биология. Животные. Тестовые задания к основным учебникам 7-8 классы. (АВС. Все уровни ЕГЭ). М.: Эксмо, 2008

Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В., Трофимов С.Б. 9 класс. ГИА. Биология. Тематические тренировочные задания. 2009. М.: Эксмо 2009

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: разнообразие живых организмов: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2008



Заключение

При работе над этим проектом решались следующие задачи:

-изучить нормативные документы и учебно – методическую литературу, определяющую требования к уровню усвоения учебного материала по теме «Птицы»;

-составить кодификатор проверочной работы по теме «Птицы»;

-разработать два варианта проверочной работы в формате ОГЭ;

-составить характеристику данной работы.

Планируемый результат частично достигнут

— создана проверочная работа по теме «Птицы» в двух вариантах в формате ОГЭ

— в ходе самостоятельной работы над проектом достигнуто повышение квалификации.

В ближайшее время при изучении темы «Птицы» необходимо применить проверочную работу с целью повышение качества подготовки учащихся 7 класса по данной теме.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Нервная система»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: