Творческое объединение «Биология»




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Майское













Рабочая программа


объединения «Биология»





Возраст детей 12-17 лет




Срок реализации программы 3 года





Педагог дополнительного образования

Кузьмина Наталья Викторовна







2014-2015 уч.г.

Пояснительная записка

Данная программа имеет эколого-биологическую направленность и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; с учетом Закона РФ «Об образовании»; примерной программы по биологии ; требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана — Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана — Граф, 2012. — 304 с.

Данная программа объединения по биологии предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии.

Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. В связи с этим основной метод обучения – деятельностный.

Актуальность данной программы определяется интересом старшеклассников к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.

В процессе обучения учащиеся приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии, которые позволяют:

лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

глубже изучить особенности морфологии, физиологии и воспроизведения представителей основных царств живых организмов, понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;

познакомиться с принципом системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;

на базе современного учения о клетке сформировать представление об единстве и многообразии клеточных типов, основных чертах строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений;

лучше понять проявления фундаментальных свойств организма — наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном), углубить представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;

более глубоко понимать психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, иметь представление о

биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли;

иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, понимать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов.

Наряду с основной задачей – углубленного изучения отдельных тем – программа дополнительного образования позволяет систематизировать знания старшеклассников по основным разделам биологии, что, в свою очередь, делает ее полезной при подготовке выпускников школы к вступительным экзаменам по биологии в ВУЗы. Контрольные задания составлены в тестовой форме различных типов, которая используется как при государственном тестировании, так и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Образовательная программа предназначена для детей 12-17 лет. Программа рассчитана на 3 года – 384 часов. Каждый год обучения составляет 128 часов ,4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа).

Цель программы: углубление знаний учащихся по основным проблемам биологии.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • Сформировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира.

  • Научить систематизировать биологические знания и выделять главные аспекты.

2.Воспитательные:

  • воспитывать инициативу, ответственность;

  • расширить способы взаимодействия с окружающими людьми;

  • воспитывать интерес к миру живых существ;

  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

  • прививать любовь к родному краю.

3. Развивающие:

  • формулировать проблему;

  • развивать творческие способности детей;

  • разрабатывать и проводить эксперимент;

  • делать выводы и предложения.


Основные формы и методы изучения – теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита заданий с изготовлением мультимедийной презентации.

Формы организации обучающихся различны: коллективная, групповая или индивидуальная.

Форма итоговой отчетности: защита индивидуального проекта, тестовый контроль знаний.

Ожидаемые результаты.

В процессе изучения программы учащиеся приобретают следующие знания:

  • Об истории развития биологии и места биологии в системе естественно-научных дисциплин;

  • О многообразии живого мира,

  • О строении организмов, о единстве взаимосвязи строения и функции;

  • Об онтогенезе и филогенезе;

  • О роли живых организмов в природе и жизни человека.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

  • осмысливать и систематизировать знания о живых организмах, полученные на уроках, при чтении литературы, просмотре фильмов, личных наблюдений за явлениями природы;

  • подбирать и использовать современные методы исследования природных явлений и процессов;

  • анализировать и обобщать изученный материал.

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта).

Тематический план первого года занятий объединения



Тема

Кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

1

Введение

2

1

1

2

Общие представления о системах органического мира

4

2

2

3

Анатомия и морфология растений. Растения в системе органического мира.

28

14

14

4

Систематика растений

12

6

6

5

Царство животных. Зоология беспозвоночных

44

22

22

6

Царство животных. Зоология позвоночных

28

14

14

7

Зоогеография

8

4

4

8

Итоговое занятие. Летнее задание. Экскурсия

2

1

1

Итого

128

64

64




Календарно-тематическое планирование

первого года занятий объединения


занятия

занятия

по

теме


дата


тема занятия

количество

часов


примечание




Введение

2


1

1


История развития биологии. Знакомство с целями и задачами курса.

1

ТЗ

2

2


Вводный инструктаж по ТБ. Входная диагностика.

1

ПР




Общие представления о системах органического мира

4


3

1


Основные признаки живого

1

ТЗ

4

2


Принципы классификации

1

ТЗ

5

6

3

4


Создание мультимедийной презентации «Система органического мира»

2

ПР




Анатомия и морфология растений

28


7

1


Растения в системе органического мира

1

ТЗ

8

2


Общие признаки царства Растения

1

ТЗ

9

3


Строение растительной клетки

1

ТЗ

10

4


Изучение техники микроскопирования

1

ПР

11

5


Изучение микроскопического строения растительной клетки

1

ПР

12

6


Приготовление микропрепарата элодеи

1

ПР

13

7


Структурно-функциональные особенности тканевой организации растений

1

ТЗ

14

8


Изучение микроскопического строения тканей растений

1

ПР

15

16

9

10


Органный уровень организации растительного организма

2

ТЗ

17

18

11

12


Вегетативные органы растений: корень и побег

2

ТЗ

19

13


Определение типа корневой системы

1

ПР

20

14


Изучение микроскопического строения корня

1

ПР

21

15


Изучение микроскопического строения стебля

1

ПР

22

16


Изучение микроскопического строения листа

1

ПР

23

24

17

18


Особенности вегетативного, бесполого и полового размножения растений

2

ТЗ

25

19


Вегетативное размножение растений

1

ПР

26

27

20

21


Размножение и выращивание растений

2

ПР

28

29

22

23


Генеративные органы растений: гинецей и андроцей.

2

ТЗ

30

24



Опыление и двойное оплодотворение

1

ТЗ

31

25


Образование семян

1

ТЗ

32

26


Проращивание семян

1

ПР

33

27


Создание мультимедийной презентации «Жизненный цикл растений»

1

ПР

34

28


Решение тестовых заданий

1

ПР




Систематика растений

12


35

1


Низшие растения. Систематика водорослей

1

ТЗ

36

2


Микроскопическое изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей

1

ПР

37

3


Высшие растения

1

ТЗ

38

4


Отделы высших споровых растений

1

ТЗ

39

5


Отдел Голосеменных

1

ТЗ

40

6


Определение рода и вида древесного растения

1

ПР

41

7


Отдел Покрытосеменные

1

ТЗ

42

8


Основные семейства классов Однодольных и Двудольных растений

1

ТЗ

43

9


Работа с определителем высших растений

1

ПР

44

10


Составление мультимедийной презентации «Высшие споровые растения», «Семенные растения»

1

ПР

45

11


Решение тестовых заданий

1

ПР

46

12


Экскурсия в Ботанический сад и в оранжерею

1

ПР




Царство животных. Зоология беспозвоночных

44


47

1


Роль и распространение представителей важнейших таксономических групп

1

ТЗ

48

2


Животное царство- часть органического мира

1

ТЗ

49

3


Составление сравнительной характеристики растений и животных

1

ПР

50

4


Подцарство Простейшие. Особенности организации и жизнедеятельности простейших

1

ТЗ

51

52

5

6


Изучение одноклеточных животных на микропрепаратах

2

ПР

53

7


Определение вида простейшего животного

1

ПР

54

8


Подцарство Многоклеточные.

1

ТЗ

55

9


Губки

1

ТЗ

56

10


Тип Кишечнополостные

1

ТЗ

57

11


Тип Плоские черви. Общая характеристика

1

ТЗ

58

12


Многообразие плоских червей

1

ТЗ

59

13


Жизненный цикл паразитических плоских червей

1

ТЗ

60

14


Тип Круглые черви

1

ТЗ

61

15


Целомические животные

1

ТЗ

62

16


Многообразие круглых червей

1

ТЗ

63

17


Тип Кольчатые черви. Общая характеристика

1

ТЗ

64

65

18

19


Представители классов Олигохеты, Полихеты, Пиявки.

2

ТЗ

66

20


Гирудотерапия

1

ТЗ

67

21


Тип Моллюски. Общая характеристика

1

ТЗ

68

22


Определение вида моллюска

1

ПР

69

23


Изучение многообразия моллюсков

1

ТЗ

70

71

24

25


Определение животных на примере раковин пресноводных моллюсков

2

ПР

72

73

26

27


Выполнение проекта «Значение моллюсков»

2

ПР

74

28


Тип Членистоногие

1

ТЗ

75

29


Общая характеристика

1

ТЗ

76

30


Ароморфозы типа

1

ТЗ

77

31


Многообразие членистоногих

1

ТЗ

78

32


Определение вида насекомых

1

ПР

79

33


Изучение внешнего строения комнатной мухи

1

ПР

80

34


Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы

1

ПР

81

35


Изучение коллекций насекомых – вредителей сада

1

ПР

82

36


Изучение коллекций насекомых – вредителей огорода

1

ПР

83

37


Изучение коллекций насекомых – вредителей комнатных растений

1

ПР

84

38


Меры борьбы с насекомыми- вредителями

1

ПР

85

39


Общественные и полезные насекомые

1

ПР

86

40


Выполнение проекта «Пчеловодство»

1

ПР

87

88

89

41

42

43


Определение родов одноклеточных и многоклеточных животных

3

ПР

90

44


Экскурсия «Разнообразие членистоногих в природе»

1

ПР




Царство животных. Зоология позвоночных

28


91

92

1

2


Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп.

2

ТЗ

93

3


История изучения животных

1

ТЗ

94

4


Тип Хордовые. Общие признаки типа

1

ТЗ

95

5


Характеристика подтипов Оболочники, Бесчерепные, Черепные.

1

ТЗ

96

97

6

7


Классы Хрящевые и Костные рыбы

2

ТЗ

98

8


Изучение внутреннего строения рыб

1

ПР

99

9


Наблюдение за живыми рыбами. Определение возраста рыбы по чешуе

1

ПР

100

10


Изучение внешнего строения рыбы

1

ПР

101

11


Выявление приспособлений рыб к водной среде обитания

1

ПР

102

12



Класс Земноводные

1

ТЗ

103

13


Изучение внешнего строения лягушки

1

ПР

104

14


Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах

1

ПР

105

15


Класс Пресмыкающиеся

1

ТЗ

106

16


Изучение внешнего строения ящерицы

1

ПР

107

17


Сравнение скелетов ящерицы и лягушки

1

ПР

108

18


Составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся

1

ПР

109

19


Класс Птицы

1

ТЗ

110

20


Внешнее и внутреннее строение птицы

1

ПР

111

21


Приспособление птиц к полету. Наблюдение за живыми птицами

1

ТЗ

112

22


Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы

1

ПР

113

23


Многообразие птиц

1

ТЗ

114

24


Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития

1

ТЗ

115

25


Знакомство с представителями основных отрядов

1

ТЗ

116

26


Выполнение проекта «Характеристика отряда Млекопитающих»

1

ПР

117

27


Многообразие животных в природе. Решение тестовых заданий

1

ПР

118

28


Экскурсия в зоологический музей г. Самара

1

ПР




Зоогеография

8


119

1


Изучение происхождения и эволюции фаун

1

ТЗ

120

121


2

3


Основные зоогеографические области суши

2

ТЗ

122

123

4

5



Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши

2

ПР

124

6


Особенности островных фаун

1

ТЗ

125

126

7

8


Составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков

2

ПР




Итоговое занятие

2


127

1


Повторение и закрепление основных вопросов 1-го года обучения

1

ТЗ

128

2


Тестовый контроль по итогам 1-го года обучения

1

ПР



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I— го года обучения


Тема № 1 (2 часа)

Введение

Основные вопросы

История развития биологии и место биологии в системе естественно-научных дисциплин; роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом. Знакомство с целями и задачами курса.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные этапы в развитии биологии, значение знаний биологии, прикладные отрасли биологии.

Уметь анализировать и оценивать этапы исследования биологического разнообразия, объяснять практическое значение знаний биологии.

Тематика практических работ

Входная диагностика, защита реферата.


Тема № 2 (4 часа)

Общие представления о системах органического мира.

Основные вопросы

Основные признаки живого. Уровни организации живых организмов. Принципы классификации. Сущность жизни. Структурные уровни организации живой материи.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные свойства живой материи, многообразие форм жизни, характерные признаки биосистем, уровни организации живой материи, компоненты, их образующие, основные процессы, протекающие на каждом уровне.

Уметь выявлять признаки различия живой и неживой материи, сравнивать между собой структурные уровни организации жизни, объяснять общие свойства биосистем.

Самостоятельная работа

Составление мультимедийной презентации «Система органического мира», проведение биологических исследований: наблюдение, эксперимент.


Тема № 3 (28 часов)

Анатомия и морфология растений.

Основные вопросы

Растения в системе органического мира. Общие признаки царства Растения. Строение растительной клетки. Структурно-функциональные особенности тканевой организации растений. Органный уровень организации растительного организма. Вегетативные органы растений: корень и побег. Особенности вегетативного, бесполого и полового размножения растений. Генеративные органы растений: гинецей и андроцей. Опыление и двойное оплодотворение. Образование семян.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные признаки царства растения, органоиды растительной клетки, характеристику растительных тканей и органов, функции органов, их видоизменения, способы размножения растений, условия прорастания семян и развития растений.

Уметь сравнивать растения с бактериями, грибами и животными, готовить микропрепараты растительных тканей, делать биологические рисунки, определять типы корневых систем, проверять всхожесть семян, проращивать их, размножать растения.

Самостоятельная работа

Наблюдение за живой клеткой, приготовление микропрепарата листа элодеи и рассматривание строения растительных клеток, проращивание семян, размножение и выращивание растений.

Тематика практических работ

Изучение техники микроскопирования, изучение микроскопического строения растительной клетки, изучение микроскопического строения тканей растений, определение типа корневой системы, изучение микроскопического строения корня, стебля, листа, вегетативное размножение растений, составление мультимедийной презентации «Жизненный цикл растений». Решение тестовых заданий.


Тема № 4 (12 часов)

Систематика растений.

Основные вопросы

Таксономия царства Растений. Низшие растения. Размножение водорослей. Основные направления эволюции водорослей. Систематика водорослей: отделы Зеленые, Красные и Бурые водоросли. Подцарство Высшие растения. Эволюционные изменения жизненного цикла высших растений. Отделы высших споровых растений: Риниофиты, Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Семенные растения – основные черты усложнения организации. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Основные семейства классов Однодольных и Двудольных растений.

Требования к знаниям и умениям

Знать систематику царства растения, отличия низших растений от высших, характеристику основных отделов и классов растений, особенности их жизненного цикла, усложнение растений в ходе эволюции.

Уметь сравнивать представителей разных отделов растений, находить прогрессивные черты в их строении, объяснять их значение.

Самостоятельная работа

Работа с определителем высших растений, изготовление гербария, определение рода и вида древесного растения.

Тематика практических работ

Микроскопическое изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей, работа с определителем растений. Составление мультимедийной презентации «Высшие споровые растения» или «Семенные растения». Решение тестовых заданий.

Экскурсии в Ботанический сад и в оранжерею.


Тема № 5 (44 часов)

Царство животных. Зоология беспозвоночных.

Основные вопросы

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Животное царство – часть органического мира. Подцарство Простейшие. Таксономия и особенности организации и жизнедеятельности простейших. Подцарство Многоклеточные. Губки. Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Многообразие типа. Жизненный цикл паразитических плоских червей. Тип Круглые черви. Целомические животные. Изучение многообразия круглых червей. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки. Гирудотерапия. Тип Моллюски. Общая характеристика. Изучение многообразия моллюсков. Тип Членистоногие. Общая характеристика. Ароморфозы типа. Многообразие членистоногих.

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки животных, основных (типичных) представителей таксономических групп, признаки крупных таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, жизненные циклы паразитических червей, черты прогрессивного развития.

Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Самостоятельная работа

Изучение одноклеточных животных на микропрепаратах, определение семейства животных на примере раковин пресноводных моллюсков (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые), определение родов одноклеточных и многоклеточных животных, наблюдение за движением инфузорий в водной среде, изучение внешнего строения комнатной мухи, рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы, изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений, меры борьбы с ними.

Тематика практических работ

Составление сравнительной характеристики растений и животных, микроскопическое изучение простейших, определение вида простейшего животного, определение вида моллюска, определение вида насекомых, выполнение проектов: «Значение моллюсков», «Развитие пчеловодства».

Экскурсия: Разнообразие членистоногих (природная среда).

Тема № 6 (28 часов)

Царство животных. Зоология позвоночных.

Основные вопросы

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. История изучения животных. Тип Хордовые. Общие признаки типа. Характеристика подтипов Личиночнохордовые (Оболочники), Бесчерепные, Черепные (Позвоночные). Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Класс Земноводные (Амфибии) и Пресмыкающиеся (Рептилии). Класс Птицы. Приспособление птиц к полету. Многообразие птиц. Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития. Знакомство с представителями основных отрядов.

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки крупных таксономических групп, признаки основных (типичных) представителей таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, черты прогрессивного развития.

Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Самостоятельная работа

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах. Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями, черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы. Внутреннее строение птицы (по готовым влажным препаратам). Изучение строения куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами.

Тематика практических работ

Составление сравнительной характеристики подтипов, выявление приспособлений рыб к водной среде обитания, изучение внутреннего строения рыб, составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся, выполнение проекта «Характеристика отряда Млекопитающих».

Экскурсия: Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. Разнообразие животных родного края (зоологический музей). Знакомство с птицами леса. Решение тестовых заданий.


Тема № 7 (8 часов)

Зоогеография.

Основные вопросы

Изучение происхождения и эволюции фаун, то есть исторически сложившихся комплексов животных, объединенных общностью области распространения. Основные зоогеографические области суши. Особенности островных фаун.

Требования к знаниям и умениям

Знать о происхождении и эволюции фаун, закономерностях географического распространения животных и причинах, обусловливающих это распространение, особенности фаун, населяющих различные зоогеографические царства.

Уметь составлять характеристики флоры и фауны зоогеографических областей суши и островных сообществ.

Самостоятельная работа

Изучить зоогеографическое подразделение Мирового океана: разделение Мирового океана на области и подобласти. Границы, экологическая характеристика и характерные представители фауны Арктической, Бореальной, Антибореальной, Индо-Пацифической, Тропико-Атлантической и Антарктической областей. Зоогеографическое подразделение суши: принципы зоогеографического районирования (систематический, исторический и эволюционный). Расчленение суши на зоогеографические царства (Нотогея, Неогея, Палеогея, Арктогея) и их краткая характеристика.

Тематика практических работ

Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши, составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков.

Тема № 8 (2 часа)

Итоговое занятие.

Основные вопросы

Повторение и закрепление основных вопросов 1-го года обучения.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные признаки растений и животных.

Уметь выделять существенные признаки классификации живых существ; характеризовать разные уровни организации живой материи.

Тематика практических работ

Тестовый контроль по итогам первого года обучения.


Тематический план второго года занятий объединения




Тема

Кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

1

Введение

2

1

1

2

Гистология

16

8

8

3

Строение тела человека

72

36

36

4

Эволюция человека и его предков.

6

3

3

5

Молекулярная биология: строение и химический состав клетки. Обмен веществ и поток энергии в клетке

30

15

15

6

Итоговое занятие. Летнее задание. Экскурсия

2

1

1

Итого

128

64

64



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II— го года обучения


Тема № 1 (2 часа)

Введение

Основные вопросы

Вводная лекция. Знакомство с целями и задачами курса.

Требования к знаниям и умениям

Знать предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние анатомии и физиологии человека как науки.

Уметь составлять логический план ответа при изложении изученного материала.

Тематика практических работ

Входная диагностика


Тема № 2 (16 часов)

Гистология

Основные вопросы

Клеточный и тканевой уровень орга­низации животных и человека. Основ­ные типы тка­ней. Клетки и межкле­точное вещество. Функциональная морфология всех типов тканей. Строение, функции, классификация. Измене­ния тканей в онто- и филогенезе. Влияние факторов сре­ды на клетки и ткани. Гистоге­нез и ре­генерация тканей.

Требования к знаниям и умениям

Знать общие принципы организации и функционирования тканей, происхождение тканей в онто- и филогенезе, межклеточные и межтканевые взаимодействия и значение тканевого уровня организации в эволюции многоклеточных животных; морфологическую и функциональную классификацию тканей человека и животных, их общие и частные характеристики, строение и функции; освоить навыки работы со световым микроскопом, с гистологическими препаратами.

Уметь зарисовывать участки тканей с гистологических препаратов; уметь определять типы тканей человека и животных по гистологическим препаратам, микрофотографиям или рисункам тканей.

Самостоятельная работа

Содержание и задачи современной гистологии, эмбриологии, их значение в биологии. Основные этапы развития гистологии. Характеристика основ­ных отечественных гистологических школ в ХIХ веке. История отече­ственной эмбриологии и её основоположники. Современный период в развитии гистологии и эмбриологии. Видные отече­ственные морфологические школы. Методы исследования в гистологии и эмбриологии. Современные методы объективной качественной и количе­ственной оценки гистологических препаратов. Задачи и методы эмбриоло­гии. Сравнительная эмбриология как основа для понимания эмбриональ­ного развития человека. Онто — и филогенез.

Тематика практических работ

Практические работы «Изучение микроскопического строения эпителиальных тканей», «Изучение микроскопического строения соединительных тканей», «Изучение микроскопического строения мышечных тканей», «Изучение микроскопического строения нервных тканей». Тестовый контроль тканей.


Тема № 3 (72 часов)

Строение тела человека

Основные вопросы

Знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека; особенности человека как вида животного царства; изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями; формирование системы общебиологических понятий; знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых; освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни;расширение экологических знаний учащихся, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Требования к знаниям и умениям

Знать предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние анатомии и физиологии человека как науки; принципы строения и функционирования отдельных систем органов человека и всего организма в целом; условия правильного, гармоничного развития организма человека, влияние негативных факторов на здоровье; основные закономерности физиологических процессов и их механизмы; взаимообусловленность и неразрывную связь между строением и функцией; значение регуляции функций как условие физиологического равновесия организма.

Уметь выявлять главные особенности строения, обеспечивающие специфические физиологические процессы и механизмы; определять местоположение и взаиморасположение органов в организме; выявлять определенные черты строения и жизнедеятельности в связи с особенностями существования человека; применять анатомические и физиологические знания в жизни, в том числе в качестве профилактики различных заболеваний; пользоваться лабораторным оборудованием: микроскопом, различными приборами для измерения физиологических параметров; проектировать и проводить простые эксперименты по изучению работы отдельных органов и систем органов; экологически правильно вести себя в различных ситуациях с целью сохранения здоровья.

Самостоятельная работа

Изучение тем:

  • Физиологические основы трудовой деятельности

  • Биоритмология

  • Репродуктивная функция и половое поведение человека

  • Физиологические основы здорового образа жизни

Самостоятельная работа: «Расчет суточной нормы питания»

Тематика практических работ

Практические работы «Строение и свойства декальцинированной и прокаленной и кости», «Внешнее и внутреннее строение костей», «Изучение закономерностей работы мышц при динамических и статических нагрузках», «Обнаружение ферментов слюны и изучение их действия на вещества пищи», «Макроскопическое и микроскопическое строение легких», «Определение собственных легочных объемов методом спирометрии», «Строение сердца человека», «Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках», «Строение кровеносных сосудов (артерий и вен)», «Первая помощь при кровотечениях», «Форменные элементы крови (клетки крови на микропрепарате)», «Определение группы крови», «Определение времени сенсомоторной реакции», «Оценка уравновешенности нервных процессов», «Роль нервной системы в регуляции работы органов (сердца, легких) при различных физиологических состояниях», «Оценка подвижности нервных процессов по переделки положительной реакции в тормозную», «Исследование объема кратковременной памяти», «Исследование динамики процесса заучивания», «Закономерности реакции зрачка на степень освещенности глаза. Определение остроты зрения», «Определение костной звуковой проводимости», «Исследование тактильной чувствительности», «Исследование температурной чувствительности».

Защита рефератов «Болезни эндокринной регуляции и их профилактика»

Просмотр фильма о ВИЧ-инфекции

Защита проектов: «Влияние факторов окружающей среды на индивидуальное развитие человека»


Тема № 4 (6 часов)

Эволюция человека и его предков.

Основные вопросы

Антропология — наука о человеке. Общие методологические и теоретические основы исследовательской работы в области антропологии. Предмет, задачи и содержание антропологической науки. Работы классиков отечественной (российской и советской) антропологии. Человек как биологический вид. Время появления приматов. Эволюционный путь человека. Факторы антропогенеза.

Требования к знаниям и умениям

Знать предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние антропологии как науки, этапы антропогенеза, биологические и социальные факторы антропогенеза и их роль.

Уметь выявлять главные причины эволюции человека, показывать роль отдельных факторов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, человеческих рас.

Тематика практических работ

Защита рефератов по выбранной теме:

  • Этапы становления физической антропологии в России.

  • Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке.

  • Научная и организаторская деятельность А.П. Богданова и Д.Н. Анучина в области антропологии.

Защита проекта «Этапы антропогенеза»


Тема № 5 (30 часов)

Молекулярная биология: строение и химический состав клетки.

Обмен веществ и поток энергии в клетке.

Основные вопросы

Изучение классификации, строения и свойств органических веществ; процессов биосинтеза сложных органических веществ из неорганических соединений; связи между жизнедеятельностью организмов и протекающими в них биохимическими процессами, реализации наследственной информации.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные принципы структурной организации биологических макромолекул – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; физико-химические свойства аминокислот и их роль в формировании структуры и функционировании молекулы белка; функциональную роль белков и нуклеиновых кислот в процессах жизнедеятельности; роль ферментов для биотехнологии; свойства и роль ДНК и РНК в воспроизведении и передаче генетической информации; структурные особенности и свойства углеводов и липидов, их биологические функции.

Уметь выделять биополимеры; идентифицировать функциональные группы органических соединений, природные органические соединения разных классов; исследовать свойства природных соединений.

Тематика практических работ

Выполнение проекта «История развития молекулярной биологии» или «Роль неорганических веществ в клетке»

Практические работы «Качественные реакции на белки», «Качественные реакции на углеводы и липиды», «Выделение ДНК из биологического материала», «Выделение хлорофилла из листьев растений».

Решение задач: биосинтез белка, энергетический обмен.

Тема № 6 (2 часа)

Итоговое занятие.

Основные вопросы

Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира, о химическом составе живых организмов.

Требования к знаниям и умениям

Знать фундаментальные законы и принципы существования организма человека; особенности человека как вида животного царства.

Уметь проводить клинико-физиологические исследования организма человека; давать физиологическую трактовку показателей, полученных в результате исследования отдельных функций здорового организма; оценивать нормальное состояние функций организма и их резервных возможностей; идентифицировать функциональные группы органических соединений, природные органические соединения разных классов; исследовать свойства природных соединений.

Тематика практических работ

Тестовый контроль по итогам второго года обучения.

Тематический план третьего года занятий объединения




Тема

Кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

1

Введение

2

1

1

2

Цитология

10

5

5

3

Деление клеток

10

5

5

4

Индивидуальное развитие организмов

10

5

5

5

Основы генетики

40

20

20

6

Развитие органического мира

14

7

8

7

Эволюционное учение

18

9

9

8

Экология

22

11

11

9

Итоговое занятие. Летнее задание. Экскурсия

2

1

1

Итого

128

64

64


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

III— го года обучения


Тема № 1 (2 часа)

Введение

Основные вопросы

Вводная лекция. Знакомство с целями и задачами курса.

Требования к знаниям и умениям

Знать предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние общей биологии как науки.

Тематика практических работ

Входная диагностика


Тема № 2 (10 часов)

Цитология

Основные вопросы

Этапы развития цитологии, клеточная теория, ее основные положения; особенности строения клеток прокариот и эукариот; химический состав клеток; деление клеток; ядро клетки и его компоненты; цитоплазма и ее структурные компоненты.

Требования к знаниям и умениям

Знать структурно-функциональную организацию клеток животных и растений; клеточный цикл и его регуляцию, механизмы деления клеток (митоза и мейоза) и их генетически детерминированной гибели; принципы дифференцировки клеток как процесса их функциональной специализации в многоклеточном организме.

Уметь настраивать световой микроскоп и работать на нем; изготавливать препараты растительных и животных клеток и проводить их цитологическое исследование, выявлять основные компоненты клетки; сравнивать растительную и животную клетки, прокариотическую и эукариотическую клетки.

Самостоятельная работа

Изучение истории развития цитологии

Тематика практических работ

Выполнение проекта «История развития цитологии», «Методы цитологии»

Лабораторные работы: микроскопическое изучение строения клетки, особенности строения растительных и животных клеток, наблюдение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Семинар «Клеточный уровень организации жизни»


Тема 3 (10 часов)

Деление клеток.

Основные вопросы

Деление клеток – цитологическая основа процессов размножения. Митоз – этапы и регуляция. Цитокинез. Особенности амитоза. Значение митоза. Мейоз – основа полового размножения и комбинативной изменчивости организмов. Формы размножения организмов. Строение и образование мужских и женских гамет. Особенности полового размножения и гаметогенеза животных и растений. Чередование поколений у растений. Редукция гаметофита в ходе эволюции растений.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные этапы клеточного цикла, основные способы деления клетки: митоз, амитоз, мейоз.

Уметь сравнивать разные типы деления клеток.

Тематика практических работ

Лабораторная работа «Наблюдение деления ядра в клетках кончика корня лука». Решение задач. Тестовый контроль знаний.


Тема 4 (10 часов)

Индивидуальное развитие организмов.

Основные вопросы

Дифференцировка клеток. Эмбриология – наука о развитии живых организмов на первом этапе онтогенеза. Основные особенности развития животных. Оплодотворение и образование зиготы. Механизмы предотвращения полиспермии. Этапы формирования зародыша и механизмы регуляции дифференцировки. Особенности развития растительного организма. Этапы онтогенеза растений. Формирование зародыша покрытосеменных. Генетический контроль эмбриогенеза растений.

Требования к знаниям и умениям

Знать периоды эмбрионального развития, взаимосвязь онто- и филогенеза в про­цессе развития, адап­тацию к условиям окружающей среды в про­цессе развития, формирова­ние систем органов в эм­бриональный период, становление функциональ­ных систем в процессе раз­вития, гистогенез, органогенез, системогенез.

Уметь устанавливать взаимосвязь онто-и филогенеза, характеризовать этапы онтогенеза; сравнивать разные типы онтогенеза (с метаморфозом и без него, с полным превращением и с неполным); делать выводы на основе сравнения.

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов «Развитие эмбриологии»

Тематика практических работ

Практическая работа «Микроскопическое изучение этапов эмбриогенеза».

Составление мультимедийной презентации «Онтогенез у животных и растений». Тестовый контроль знаний.


Тема № 5 (40 часов)

Основы генетики

Основные вопросы

История возникновения генетики, как науки. 3 периода развития генетики. Вклад русских и зарубежных ученых в развитие генетики. Современный этап развития генетики, научные достижения и перспективы развития. Генетический анализ – основной метод генетики. Специфика работ Г.Менделя. Законы наследования. Моно-, ди- и поигибридное скрещивание. Закон «чистоты гамет». Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее и возвратное скрещивание. Типы взаимодействия генов. Взаимодействие неаллельных генов. Явление сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана. Закономерности неполного сцепления генов. Перекрест хромосом (кроссинговер) и его цитологическое доказательство. Генетические доказательства линейного расположения генов в группе сцепления. Генетические карты высших организмов. Комбинативная и мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Цитоплазматическая наследственность. Генетика человека Генные болезни человека. Медико-генетические консультации. Генетика пола. Генетика популяций. Генетические основы селекции.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные этапы развития генетики, основные законы генетики, типы скрещиваний, типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, сущность и значение кроссинговера, генетические карты, исследование генетики человека, основные методы изучения генетики человека, типы наследования признаков у человека, влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека. Уметь составлять схемы скрещивания, уметь решать генетические задачи разной степени сложности, составлять и анализировать родословную.

Самостоятельная работа

Изучение истории развития генетики: Представления о наследственности и изменчивости в доменделевский период. Взгляды античных натурфилософов на изменчивость и наследственность. Работы Й. Кёльрейтера, Т. Найта, О. Сажрэ, Ш. Нодена. Теория пангенезиса Ч. Дарвина. Работы Ф. Гальтона, А. Вейсмана. Работы Г. Менделя и их значение. Развитие генетики в XX в. Переоткрытие законов Менделя: работы Г. де Фриза, К. Корренса, Э. Чермака, У. Бэтсона, В. Иоганнсена. Основные этапы развития генетики в ХХ веке. Хромосомная теория Т. Х. Моргана. Выдающиеся отечественные генетики: Ю.А. Филипченко, Н.К. Кольцов, Н.П. Дубинин, В.Н. Тимофеев-Ресовский, И.А. Рапопорт, А.С. Серебровский, С.И. Алиханян, Д.К. Беляев. Особенности развития отечественной генетики.

Тематика практических работ

Практические работы:

  • Решение задач по законам наследования. Генетический анализ гибридов первого и второго поколения при моно- и дигибридном скрещивании. Вычисление критерия соответствия Х2.

  • Эксперименты по взаимодействию генов на дрозофиле. Биометрические методы в генетических исследованиях. Решение задач.

  • Определение положения гена в группе сцепления. Решение генетических задач.

  • Генеалогический метод в генетике человека. Принципы оценки степени риска при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленном с полом наследовании. Решение задач на медико-генетическое консультирование.

  • Анализ родословных с различными типами наследования. Решение генетических задач.

  • Статистические методы в популяционной генетике. Составление модели популяции.

Выполнение проекта и создание презентации «Генетические болезни человека и их изучение»

Тема 6 (14 часов)

Развитие органического мира.

Основные вопросы

Возникновение жизни. Гипотезы возникновения жизни. Различные подходы к определению жизни. Появление первых клеток. Появление эукариот. Появление многоклеточных организмов. Гипотезы возникновения многоклеточности. Основные пути развития многоклеточных. Развитие органического мира. Геохронологические шкалы. Руководящие ископаемые. Основные события эволюции жизни планетарного масштаба. Общие закономерности процесса биологической эволюции. Динамика биоразнообразия. Глобальные биотические кризисы.

Требования к знаниям и умениям

Знать разные гипотезы возникновения жизни и основные этапы развития органического мира; значение сохранения биоразнообразия.

Уметь использовать биологические знания для обоснования единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей, в живой природе; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас.

Самостоятельная работа

Изучение гипотез возникновения жизни на Земле.

Тематика практических работ

Защита реферата «Гипотезы возникновения жизни на Земле».

Создание проекта и презентации «Основные этапы развития жизни на Земле».

Практическая работа «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».

Конференция «Сохранение биологического разнообразия».

Тема № 7 (18 часов)

Эволюционное учение.

Основные вопросы

Эволюционное учение. Определение и основные характеристики биологической эволюции. Предпосылки эволюционных теорий. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Основные положения теории Ч.Дарвина. Критика дарвинизма. Основные положения СТЭ и место в ней идей Ч. Дарвина. Популяция – единица эволюционного процесса. Особь, популяция, вид с точки зрения СТЭ. Генетические основы микроэволюции. Определение понятий «биологический вид». Вид как конечный продукт эволюционного процесса. Разнообразие видовых критериев и их универсальность. Факторы эволюции. Макроэволюция, ее основные направления.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные положения эволюционных теорий (Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина и СТЭ); учений (о путях и направлениях эволюции); сущность законов (зародышевого сходства, биогенетического; строение биологических объектов: вида и популяции; сущность биологических процессов и явлений: действие искуственного, двищущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, эволюция биосферы; современную биологическую терминологию и символику.

Уметь объяснять: роль биологических теорий, принципов, гипотез в формировании современной естественной картины мира, причины эволюции видов; устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; решать задачи разной сложности; описывать особей вида по морфологическому критерию; сравнивать процессы и явления и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные эволюционные теории.

Самостоятельная работа

Знакомство с биографией ученых эволюционистов.

Тематика практических работ

Защита реферата об одном из ученых-эволюционистов

Практическая работа «Определение критерия вида»

Практические работы «Определение нормы реакции признака», «Морфологические адаптации пернатых хищников как результат действия естественного отбора»

Семинар «История создания эволюционной теории. Наследие Чарльза Дарвина» и «Проблемы макроэволюции»


Тема 8 (22 часа)

Экология.

Основные вопросы

Предмет, содержание и задачи экологии. Краткая история развития экологических знаний. Характерные свойства живых систем. Уровни организации живых систем: популяция, биоценоз, экосистема, биосфера. Экосистемный и популяционный подходы в экологии. Экология – научная основа рационального природопользования и охраны природных ресурсов. Методы экологических исследований. Общее понятие среды обитания как целостной системы экологических факторов. Характеристика основных сред жизни. Основные принципы адаптации живых организмов к среде обитания. Классификация факторов среды. Биологические часы. Антропогенные факторы, их особенности. Многообразие и возрастающее влияние антропогенных факторов. Экологическое значение воздействия антропогенных факторов на условия существования живых организмов. Понятия о биоценозах и экосистемах. Энергия и вещество в экосистемах. Трофические уровни, пищевые цепи и сети экосистем. Учение о биосфере В.И.Вернадского. Биогеохимический круговорот вещества и энергии и стабильность биосферы. Адаптация организмов к условиям окружающей среды. Экологическая ниша организма.

Требования к знаниям и умениям

Знать определения основных экологических понятий; типы взаимодействий организмов; разнообразие биотических связей; количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, отношения организмов в популяциях; строение и функционирование экосистем; законы биологической продуктивности; саморазвитие экосистем; биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; биосферу как глобальную экосистему; место человека в экосистеме Земли.

Уметь решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; строить графики простейших экологических зависимостей; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества; определять уровень загрязнения воздуха и воды; охранять пресноводных рыб в период нереста; охранять полезных насекомых; подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц; охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных; бороться с ускоренной эрозией почв.

Самостоятельная работа

Определение пылевого загрязнения атмосферного воздуха; оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе; анализ микрофлоры почвы, воздуха и воды; выявление приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозе.

Тематика практических работ

Выявление приспособлений животных и растений к среде обитания

Выявление влияния абиотических факторов на жизнедеятельность живых организмов

Решение экологических задач на тему «Влияние антропогенного фактора»

Составление цепей питания и решение экологических задач

Защита экологических проектов


Тема 9 (2 часа)

Итоговое занятие.

Основные вопросы

Целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира, систематизация биологических знаний, адекватная оценка взаимосвязи природы и человека.

Требования к знаниям и умениям

Знать историю развития биологии, ее место в системе естественно-научных дисциплин; многообразие живого мира, строение организмов, единство взаимосвязи строения и функции; онтогенез и филогенез, роль живых организмов в природе и жизни человека.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тематика практических работ

Подведение итогов. Оценка индивидуальных достижений учащихся. Конференция.

Методическое обеспечение

Формы и методы обучения

Посещая объединение обучаемый может получить большой набор навыков и знаний, необходимых ему в дальнейшей учебе. Качество обучения и количество получаемых навыков и знаний во многом зависит от форм обучения.

Коллективные формы обучения позволяют:

  • развивать логическое мышление

  • отстаивать свою точку зрения в дискуссиях

  • развивать коммуникабельность

  • дают возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам

  • наладить взаимоотношения между учащимися, что имеет огромное значение, особенно при проведении конкурсных и выставочных мероприятий.

Индивидуальные формы обучения позволяют:

  • выявить склонности и интересы обучаемого;

  • развить индивидуальные способности обучаемого;

  • устранить отставание в приобретении необходимых навыков и знаний.

Коллективные формы обучения включают в себя:

  • проведение бесед;

  • проведение экскурсий;

  • участие в массовых мероприятиях, выставках и конкурсах;

  • распределение учащихся по группам, занятых решением определённых задач теоретического и практического плана;

  • наставничество и опека успевающих над отстающими, старших над младшими.

Индивидуальные формы обучения включают в себя:

  • выполнение лабораторных и практических работ;

  • написание рефератов;

  • участие в разработке и изготовлении проектов и презентаций;

  • индивидуальные работы с учащимися, направленные на восстановление и закрепление слабо развитых навыков и знаний.

Индивидуальные методы обучения позволяют выявить и развить «уникальные» способности обучаемого и воспитать личность, обладающую только ей свойственным набором качеств, навыков и знаний, позволяющих ребенку легче адаптироваться и развиваться в реальной жизни.

Индивидуальное обучение оказывает наибольшее влияние на отношения обучаемого и педагога. Педагог, в конечном счёте, является (должен являться) центром детского коллектива, и его отношения к каждому из обучаемых напрямую влияет на развитие всего коллектива.

Самостоятельная работа обучающихся, предусмотренная учебным планом, соответствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует детей на умение применять теоретические знания на практике.




Способы выявления результатов обучения

  • тестирование

  • защита рефератов и индивидуальных проектов.

В конце каждого курса проводится контроль знаний, обычно в устной, иногда — в письменной форме. В это время от школьника требуется продемонстрировать не только успешное воспроизведение материала во всех подробностях, но и свободное использование этого материала при решении творческих задач, способность свободно рассуждать на предложенную тему с использованием материала данного курса, а также всех ранее изученных учебных курсов, высказывать разумные гипотезы о ходе и особенностях биологических явлений, не обсуждавшихся в рамках изученной программы, но как-то с ней связанных.


Формы подведения итогов реализации программы:

    1. участие в выставке «Юннат»;

    2. участие в экомарафоне;

    3. участие в экологической и биологической олимпиадах;

    4. участие в экологических конкурсах рисунков, плакатов, поделок и т.д.;

    5. участие в конкурсе исследовательских работ.


Техническое оснащение занятий


Перечень инструментов, необходимых для реализации программы


Раздел: РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Гербарий по морфологии и биологии растений

Гербарий «Растительные сообщества»

Гербарий с определительными карточками по систематике растений

Гербарий «Основные отделы растений»

Гербарий «Сельскохозяйственные растения»

Гербарий «Сорные растения»

Коллекции

Голосеменные растения

Плоды и семена

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»


Раздел: ЖИВОТНЫЕ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Влажные препараты

Внутреннее строение брюхоногого моллюска

Внутреннее строение млекопитающего

Внутреннее строение птицы

Внутреннее строение рыбы

Полип

Развитие костистой рыбы

Развитие млекопитающего

Развитие птицы

Коллекции

Вредители важнейших сельскохозяйственных культур

Вредители леса

Представители отряда насекомых

Пчела медоносная

Раковины моллюсков

Иглокожие

Развитие насекомых

Шелководство

Набор микропрепаратов по теме «Животные»

СКЕЛЕТЫ

Демонстрационные: скелет конечности лошади, овцы, кошки или кролика

Раздаточные: по скелету рыбы, птицы, млекопитающего.

Скелет голубя и крысы

МУЛЯЖИ

Ископаемые формы животных, позвоночные животные

Чучела: ворона серая, голубь дикий, суслик или крыса.

МОДЕЛИ

Мозг позвоночных и строение яйца птицы.


Раздел: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Набор микропрепаратов по разделу « Человек и его здоровье»


МОДЕЛИ

Скелет человека, торс человека, глаз человека, позвонки, почка (можно заменить рельефными моделями), сердце (можно заменить рельефными моделями).


РЕЛЬЕФНЫЕ МОДЕЛИ

Строение сердца, кожа человека, пищеварительная система человека, строение почки, строение спинного мозга, строение уха человека, железы внутренней секреции, строение кожи человека, органы полости тела человека, пищеварительная система человека, строение легких и почки.

ПРИБОРЫ

Прибор для демонстрации дыхательных процессов и для определения содержания углекислого газа в воздухе

ПОСОБИЯ ПЕЧАТНЫЕ

Оказание доврачебной помощи при несчастных случаях, таблицы по анатомии и физиологии, по гигиене.


Раздел: ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Гербарии по курсу основ общей биологии,

Коллекции: агроценоз, биоценоз, виды защитной окраски животных приспособительные особенности организмов, формы сохранности ископаемых растений и животных

Набор микропрепаратов по общей биологии

МУЛЯЖИ И МОДЕЛИ

Набор муляжей плодов и корнеплодов полиплоидных растений, модель ДНК, набор палеонтологических находок «Происхождение человека».

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Биотехнология, основы экологии, развитие растительного и животного мира, система органического мира, таблицы по генетике, по общей биологии, уровни организации живой природы.


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ по всем курсам программы


ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ

Лупа (7-10х), лупа препаровальная, микроскоп учебный с 2 объективами

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ОПЫТОВ

Воронка лабораторная Д=75 или 100, зажим пробирочный, колба коническая 500 мл, колпак стеклянный, ложка для сжигания веществ, мензурка 500 мл, набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ, спиртовка лабораторная, цилиндр измерительный 250 мл, чаша выпарительная № 3 или 4, чаша коническая с обручем 190 мм, шпатель фарфоровый, штатив лабораторный, пробирки ПХ-14, штатив для пробирок на 10 шт


ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Лоток для раздаточного материала, препаровальные инструменты, иглы препаровальные, пинцет анатомический, ножницы с одним острым концом, скальпель брюшистый, рулетка 10 м


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА по 1 шт.

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, устройство для затемнение окон


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

для учителя

  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс: В 4 т. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 544 с.: ил.

  2. Биохимия / Под ред. акад. Е.С. Северина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 768с.

  3. Верещагина, В. А. Основы общей цитологии : учебное пособие / В. А. Верещагина. − М. : Издательский центр «Академия», 2007. − 176 с.

  4. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010. – 318 с.: ил.

  5. Каюмова, Е. А. Гистология с основами эмбриологии : практикум / Е. А. Каюмова. — Томск : издательство ТГПУ, 2007. — 71 с.

  6. Новиков В.С., Губанов. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 415 с.: ил.

для обучающихся

1. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. Т.3. — М.: Мир, 1994.— С. 7 — 149.

2. Анатомия человека: Учебник для вузов. Курепина М.М., Ожигова А.П., «Владос» — 2002, 384 стр.

3. Биохимия// Ред.Северин Е.С.— М.: Изд.дом ГЭОТАР-МЕД, 2003, 780 с.

4. Букринская А.Г., Жданов В.М. Рассказы о вирусах //Новое в жизни, науке, технике. Серия “Биология”.— М., 1986. № 4.— 64 с.

5. Захаров В., Мамонтов С., Сивоглазов В.. Биология. Общие закономерности. — М.: Школа-пресс, 1996.— 120 с.

6. Вилли К., Детье В. Биология: Пер. с англ.— М.: Мир, 1974. — 824 с.

7. Гилберт С. Биология развития: в 3-х т.— М.: Мир, 1993.

8. Грант В. Эволюционный процесс: Краткий обзор эволюционных теорий. — М.: Мир, 1991.— 488 с.

9. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. — М., 1990, 2002.

10. Данилова Н.Н, Крылов А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: учебник. — М.: Учебная литература, 1997.

11. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. — Прага: Изд-во «Артия», 1983.— 559 с.

12. Жизнь растений: в 6-ти т., — М.: Просвещение, 1977.

13. Иванова-Казас О.М. Эволюционная эмбриология животных. — СПб.:Наука, 1995. — 565 с.

14. Кауфман Б.З., Фрадкова Л.И. Учебное пособие по биологии для старшеклассников и абитуриентов. — Петрозаводск, 1995. — 144 с.

15. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ.— М.: Мир. —1988.– 671 с.

16. Льюин Б. Гены. — М., 1987. — 544 с.

17. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 1995. — 478 с.

18. Матюшин Г.Н. У истоков человечества. — М.: Мысль, 1982.– 144 с.

19. Медведев С.С. Физиология растений. — С.-Пт., 2004.

20. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. — М., 1994. —415 с.

21. Основы общей биологии: Пер. с нем./ Под ред. Э Либберта.— М.:Мир, 1982.— 440 с.

22. Пехов А.П. Биология и общая генетика. — М., 1994. — 440 с.

23. Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам. Иллюстрированное введение в молекулярную биологию. — М., 1988. — 143 с.

24. Северцов А.С. Основы теории эволюции.— М.: Изд-во МГУ, 1987.—320 с.

25. Серавин Л.А. Похвальное слово Жану Батисту Ламарку // Вестник

Санкт-Петербургского университета. 1994. — Сер. 3.— Вып.4 (№24).— С. 3-17.

26. Стокли К. Биология. Шк. иллюстр. справочник. — М., 1995. — 128 с.

27. Токин Б.П. Общая эмбриология. — М., 1987. — 480 с.

28. Уошберн Дж. У. Эволюция человека // Эволюция. — М.: Мир,1981.— С. 219-239.

29. Хауэлс У. 20 миллионов лет эволюции //Наука и Жизнь. — 1986. —№5.— С. 74-85.

30. Цилинский Я.Я. Популяционная структура и эволюция вирусов. —М., 1988. — 240 с.

31. Шугольский В.В. Физиология центральной нервной системы — М.:МГУ, 1997.

32. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.— М.: Высшая школа, 1989.— 335 с.

Интернет ресурсы:

  1. https://www.forest.ru/- леса России

  2. https://anatomius.ru – материалы по возрастной анатомии и физиологии;

  3. https://anatomyonline.ru – анатомический словарь онлайн;

  4. https://meduniver.com/Medical/Anatom – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии человека;

  5. https://miranatomy.ru – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.

  6. https://mwanatomy.info – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями;

  7. https://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях;

  8. https://www.e-anatomy.ru – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека

  9. www.vokrugsveta.ru — Вокруг света

  10. www.droug.ru. — журнал «Друг»

  11. www.geoclub.ru — журнал «Гео»

  12. www.zooclub.ru/animals — газета «Мое зверье»

  13. https://bio.1september.ru/ — газета «Биология» —

  14. www.zooland.ru — «Кирилл и Мефодий. Животный мир»

  15. www.herba.msu.ru — «Херба» -– ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова

  16. www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm — «Редкие и исчезающие животные России»

  17. www.biodan.narod.ru — «БиоДан. Новости биологии»

  18. www.zoomax.ru — «Животные»

  19. www.zooclub.ru — «Зооклуб. Все о животных»




Свежие документы:  Программа для работы с одарёнными детьми "Биология в жизни человека"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: