Урок биологии для 9 класса «Сам себе доктор»



МОУ «СОШ села Рыбушка»

МОУ «ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября»

Саратовского района Саратовской области


Урок биологии для 9 класса

«Сам себе доктор»




9 класс (8 часов)






Составитель: Кабардина О.В.

учитель химии, биологии

МОУ «СОШ села Рыбушка»

МОУ «ООШ п.ц.у. с-за «15 лет Октября»

Саратовского района Саратовской области






2012




Пояснительная записка.

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход к предпрофильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися.

Биология как наука, сферы человеческой деятельности и области образования имеет высокую социальную значимость. Благодаря практической направленности, своему содержанию, высокой мировоззренческой значимости элективный курс биологической направленности может быть широко востребован учащимися. Программа является актуальной для подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения.

Элективный курс, объёмом 8 часов, по теме «Сам себе доктор», предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ, изучающих цикл естественнонаучных дисциплин. Изучение курса рекомендуется осуществлять в первом полугодии (2 четверть).

Первейшая потребность человека — сохранение его жизни и здоровья. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь нужно научиться ценить и беречь свое здоровье и здоровье близких людей. Умение вовремя и правильно оказать помощь при несчастном случае или заболевании поможет сохранить чью-то жизнь и избежать осложнений.

Особенностью курса является его социальная потребность, что побуждает учащихся к интеграции знаний и применения их на практике. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, ОБЖ, ОЗОЖ, медицины.

Развитие интереса учащихся к предмету, предусматривает активные формы обучения групповые, игровые, семинары, практические работы.

Логика реализации программы основывается на принципах актуализации и интеграции имеющихся знаний, выявления проблем и их решения.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся теоретические и практические занятия, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, практические работы, приёмы проектной деятельности.

В курсе рассматриваются сведения о первой медицинской помощи (ПМП) при травмах и несчастных случаях.

Особенностью занятий является тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию практических умений и навыков. Экспериментальную часть программы школьники выполняют парами или группами. Практические работы ориентированы на приобретение учащимися навы­ков оказания ПМП.

В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, педагог, спасатель и других, требующих специализированных знаний в данном направлении.

Для контроля знаний используются устные опросы, тестирование, отчёт о проделанной работе, доклады, сообщения, рефераты, проектная деятельность.

Реализацию программы элективного курса можно считать успешной в случае выраженного интереса учащихся к его содержанию, к самостоятельному поиску информации, проведению наблюдений, выбору и завершению проектов, по результатам их деятельности, применение полученных знаний на практике.

Цель программы: создание ориентационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Задачи:

  • Воспитать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества.

  • Освоить знания о биологической составляющей естественнонаучной картины мира.

  • Развить познавательную активности учащихся через межпредметные связи, показать роль естественных наук в процессе познания.

  • Сформировать образное и теоретическое мышление, расширить кругозор обучающихся.

  • Сформировать умения оказания навыков помощи и взаимопомощи, анализировать информацию, научить проводить эксперимент, интерпретировать информацию, обобщать, делать выводы, разрабатывать проект, развивать умений самостоятельной работы, используя богатство знаний и умений.

  • Развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.

  • Раскрыть роль полученных умений и навыков, способствовать формированию здорового образа жизни, применение полученных знаний и умений, решение практических задач в повседневной жизни.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • понятия «здоровье» и «болезнь»;

  • факторы здоровья и факторы риска болезни;

  • приемы оказания ПМП;

  • основные принципы лекарственной помощи;

  • правила выполнения массажа;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • оказывать ПМП при несчастных случаях;

  • накладывать повязки;

  • накладывать жгут при кровотечениях;

  • проводить иммобилизацию при повреждениях скелета;

  • проводить инъекции;

  • выполнять точечный массаж;

  • работать с дополнительной литературой;

  • работать в группе;

  • определять цель, выделять объект исследования;

  • наблюдать и изучать;

  • выдвигать гипотезы;

  • составлять отчёт, придерживаясь определённой структуры;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты практической работы, участвовать в дискуссии.


Содержание программы.

1. Введение.

Цели и задачи курса. Роль курса в актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, педагог, повар и других, требующих знаний в области медицины, биологии.

2. Принципы оказания само- и взаимопомощи.

Принципы оказания само- и взаимопомощи. Основы медицинских знаний. Правила оказания I медицинской помощи. Измерение артериального давления. Понятие инъекций и правила их выполнения. Приёмы выполнения точечного массажа.

3. Травмы (раны).

Понятие травмы. Виды травм. Осложнения травм. Оказание I медицинской помощи при травмах. Правила наложения повязок. Травматический шок. Признаки шока. Оказание I медицинской помощи при шоке.

4. Кровотечения.

Кровотечения. Виды кровотечений. Оказание I медицинской помощи при кровотечениях.

Правила наложения жгута. Использование подручных средств для остановки кровотечения.

5. Повреждения скелета.

Классификация повреждения скелета. Понятие растяжения связок, вывиха, перелома. Виды переломов. Оказание I медицинской помощи при повреждениях скелета.

6. Остановка работы сердца и дыхания.

Причины остановки работы сердца и дыхания. Понятие реанимации. Оказание I медицинской помощи при остановке сердца и дыхания одним и двумя спасателями.

7. Действие температур.

Ожоги. Степени ожогов. Осложнения. Действие низких температур. Степени обморожений. Замерзание. Оказание I медицинской помощи при ожогах, обморожениях, замерзании.

8.Подведение итогов.

Практическая работа: «Оказание I медицинской помощи при различных поражениях и повреждениях».




Учебно-тематический план.


Тема занятия.


Изучаемые вопросы.


Вид деятельности

Планируемые результаты обучения

Образовательный продукт


теория

практика


Введение

Цели и задачи курса. Роль курса в актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, педагог, повар и других, требующих знаний в области медицины, биологии.

1 ч лекция беседа рассказ



Уяснить цели и задачи курса, его роль в формировании осознанного выбора профессии. Выбрать тему сообщения, доклада, реферата, творческой работы для итогового занятия.

Тезисы.

Принципы оказания само- и взаимопо-мощи. Точечный массаж.



Принципы оказания само- и взаимопомощи. Основы медицинских знаний. Правила оказания I медицинской помощи. Измерение артериального давления. Прави-ла наложения по-вязок. Понятие инъекций и правила их выполнения. Приёмы выполнения точечного массажа.


0,3 ч беседа


0,7 ч

Измерение артериального давления. Выполнение инъекций.

Приёмы выполнения точечного массажа.

Знать принципы оказания само- и взаимопомощи, основы медицин-ских знаний, правила оказания I медицинской помощи.

Умение измерять артериальное давление, выполнять инъекции,проводить точечный массаж.

Сообщение, доклад, тезисы, наблюдение, практическая работа № 1,2,3.



Травмы (раны).


Понятие травмы. Виды травм. Осложнения травм. Оказание I медицинской помощи при травмах. Правила наложение повязок на разные части тела. Травматический шок. Признаки шока. Оказание I медицинской помощи при шоке.

0,3 ч

лекция, беседа

0,7 ч

Оказание I медицинской помощи при разных видах травм. Обработка ран. Наложение повязок. Оказание I медицинской помощи при шоке.


Знать понятие травмы, виды травм, осложнения травм, понятие травматического шока, признаки шока.

Умение оказания I медицинской помощи при травмах и шоке, наложение повязок.


Сообщение, доклад, тезисы, наблюдение, практическая работа № 4,5.



Кровотечения.



Кровотечения. Виды кровотечений. Оказание I медицинской помощи при кровотечениях. Правила наложения жгута. Использование подручных средств для остановки кровотечения.

0,3 ч

лекция, беседа

0,7 ч

Наложение жгута. Остановка различных видов кровотечений. Оказание I медицинской помощи при кровотечениях. Остановка кровотечений с помощью подручных средств.

Знать виды кровотечений, правила наложения жгута. Умение оказания I медицинской помощи при кровотечениях, использовать подручные средства для остановки кровотечения.

Сообщение, доклад, тезисы, наблюдение, практическая работа № 6.



Повреждения скелета.


Классификация повреждения скелета. Понятие растяжения связок, вывиха, перелома. Виды переломов. Оказание I медицинской помощи при повреждениях скелета.

0,5 ч

лекция, беседа

0,5 ч

Оказание I медицинской помощи при повреждениях скелета. Оказание I медицинской помощи при повреждениях скелета с помощью

подручных средств.

Знать классификацию повреждений скелета, понятие растяжения связок, вывиха, перелома, виды переломов.

Умение оказания I медицинской помощи при повреждениях скелета.

Сообщение, доклад, тезисы, наблюдение, практическая работа № 7.





Остановка работы сердца и дыхания.


Причины остановки работы сердца и дыхания. Понятие реанимации. Оказание I медицинской помощи при остановке сердца и дыхания одним и двумя спасателями. Возможные ошибки при проведении реанимации.

0,7 ч

лекция, беседа

0,3 ч

Оказание I медицинской помощи при остановке дыхания и работы сердца одним и двумя спасателями (демонстрация).

Знать причины остановки работы сердца и дыхания, понятие реанимации, возможные ошибки при проведении реанимации.

Умение оказания I медицинской помощи при остановке сердца и дыхания одним и двумя спасателями.

Сообщение, доклад, тезисы, наблюдение, практическая работа № 8.



Действие температур.

Ожоги. Степени ожогов. Осложнения. Действие низких температур. Степени обморожений. Замерзание. Оказание I медицинской помощи при ожогах, обморожениях, замерзании.

0,75 ч

лекция, беседа

0,25 ч

Оказание I медицинской помощи при ожогах и обморожениях.

Знать понятие ожогов и обморожений, замерзания, возможные осложнения.

Умение оказания I медицинской помощи при ожогах, обморожениях, замерзании.


Сообщение, доклад, тезисы, наблюдение, практическая работа № 9.

Подведение итогов.

Презентация творческих работ. Практическая работа: «Оказание I медицинской помощи при различных поражениях и повреждениях».

0,5 ч

конфе-ренция, презентация.

0,5 ч

Оказание I медицинской помощи при различных поражениях и повреждениях.

Умение оказание I медицинской помощи при различных поражениях и повреждениях.

Представление и защита творческих работ.

Итоговая практическая работа.




Темы сообщений, докладов, рефератов, творческих работ.

1. Профессия – врач.

2. Окружающая среда и здоровье человека.

3. Нетрадиционная медицина.

4. Народные средства в медицине.

5. Антисептики.

6. Народная мудрость гласит… (Народные пословицы и поговорки о климате, погоде и здоровье).

7. Лечебный массаж и его значение.

8. Витамины и здоровье.

9. Мода и здоровье.

Литература для учителя.


  1. Байкулова Н.Г. и др. ПМП при травмах. — Сара­тов. 2001.

  2. Бирюкова А.С. Секреты массажа. М.: 1984.

  3. Великорецкий А.И., Первая помощь до прихода врача. – М.: Медицина, 1985.

  4. Гайко Б.А. и др., Медико-санитарная подготовка учащихся. – 0 М.: Просвещение, 1984.

  5. Михайлов А.А. и др., Справочник фельдшера. – М.: Медицина, 1990.

  6. Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. — М.
    1981.

  7. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. — М. 1984

  8. Подборка журналов «Биология в школе» за 2003 – 2006 г.г.

  9. Электронная библиотека. http://rushim.ru.books

Литература для учащихся.


  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001», 2СD. 2000.

  2. Васильев З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. — М. 1984.

  3. Головлев М.И, Основы медицинских знаний учащихся. — М: Просвещение. 1991.

  4. Драгомилов А.Г. и др., Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М: Просвещение. 1989.

  6. Косицкий Г.И. и др. Резервы нашего организма. Книга для учащихся. М: Просвещение. 1993.

  7. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду, — М.: Медицина. 1988.

  8. Смирнов А.Т. и др., Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл. – М.: ООО «Издательство АСТ»,

  9. Энциклопедия для детей. АВАНТА +, Биология, 2003.

  10. Энциклопедия для детей. АВАНТА +, Химия, 2003.

  11. Энциклопедия для детей. АВАНТА +, Человек, 2003.

  12. Я познаю мир. Биология. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2006.

  13. Я познаю мир. Медицина. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2006.

  14. Я познаю мир. Химия. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2006.

  15. http://portfolio.1september.ru


Практические работы.


Практическая работа № 1. «Измерение артериального давления».

Оборудование: манометр, фонендоскоп.

Порядок работы:

  1. Одеть манжетку на плечо. Рука испытуемого, на которую надета манжетка, должна спокойно
    лежать на столе ладонью вверх. Проверить, не пережимают ли локти испытуемого шланги.

  2. Положить манометр на стол.

  3. Перед нача­лом работы подсоединить манжетку к манометру.

  4. Концы трубок фонендоскопа вставить в уши, воронку подсунуть под манжетку спереди при­
    мерно на глубину 2 см от локтевой ямки, там, где прощупывается пульс.

  5. Накачать с помощью груши воздух в манжетку до момента, когда никаких звуков в трубке слышно не будет. Потом начать медленно выпускать воздух, что приведет к снижению давления.

  6. Когда в трубке фонендоскопа появятся пульсирующие звуки, отметьте показания манометра и запишите значение верхнего (систолического) давления.

  7. Когда звуки в трубке исчезнут, запишите значение нижнего (диастолического) давления.

Практическая работа № 2. «Выполнение инъекций».

Оборудование: вата, спирт, перчатки, одноразовый шприц, ампула с лекарством.

Порядок работы:

  1. Провести обработку рук.

  2. Забор лекарства.

  3. Внутримышечные инъекции делаются под углом 90° в верхний наружный квадрат ягодицы, в наружную поверхность плеча на границе между верхней и средней трети. В наружную поверхность бедра на границе между верхней и средней трети.

  4. Вводя лекарство в мышцу на 2/3 иглы, предварительно протерев место инъекции двумя, смо­ченными спиртом, тампонами.

  5. Подкожные инъекции делаются под углом 45° в кожный валик. В наружную поверхность бед­ра, плеча, в область живота, под лопатку, в ладонную поверхность предплечья.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: допущение вытекания или неполного введе­ния лекарства, инъекция сделана не в ту область тела, не верно произведён забор лекарства.

Практическая работа № 3. Приёмы точечного массажа.

Порядок работы:

На теле человека есть определённые жизненные цент­ры, воздействие на них путём точечного массажа помо­гает защититься от простуды и некоторых других забо­леваний.

  1. Вымыть руки.

  2. Пальцем слегка надавить на выбранную точку.

  3. Выполнять круговые движения пальцем сначала в одну сторону, затем в другую в течение 15-20 секунд.

  4. Сделать перерыв 10-15 секунд.

  5. Повторить 5 – 6 раз.

ПОМНИТЕ: массаж проводится чистыми руками, в точке массажа чувствуются лёгкая боль и тепло.

Точки здоровья.

1. При массаже этой точки уменьшается кашель, боль в груди.

2. При массаже повышается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

3, 4. Массаж точек шеи поможет уменьшить боль в горле при простуде. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.

5. Массаж точки уменьшит боль в горле при ангине и при воспалении в ухе.

6. Массаж точки поможет восстановить дыхание через нос при насморке, уменьшит слабость.

7. Массаж точек поможет укрепить организм и вызовет ощущение бодрости.

  1. Если поглаживать уши улучшается общее состояние организма.

ПОМНИТЕ: массаж проводится ежедневно утром и вечером.





Практическая работа № 4. Обработка ран и наложение повязок.

Оборудование: вата, спирт, спиртовая настойка йода, перчатки, перевязочный материал, ножницы, булавки.


Правила наложения повязок:

1. Пострадавший должен находится в удобном для бинтования положении. Перевязываемая часть должна быть доступной бинтованию.

2. Бинтующий должен находиться лицом к пост­радавшему, чтобы контроли­ровать его состояние.

3. Бинт держат в правой руке, а левой удерживают повязку и разглаживают ходы бинта.

4. Бинт раска­тывают от себя, не отрывая от повязки, слева направо, каждым по­следующим ходом (туром) перекрывая предыдущий наполовину.

5. Направление витков должно быть единым во всех слоях повязки. Свободный конец бинта должен состав­лять прямой угол с рукой, в которой находится рулон бинта.

6. Бинтование проводят от периферии к центру, конечность бинтуется снизу вверх.

7. Бинтование начинают с наиболее узкого места, переходя к более широкому.

8. Первые обороты бинта накладывают один на другой. Каждый последующий оборот бинта наклады­вается в косом направлении и должен покрывать предыдущий на половину закреп­ляя его.

9. Повязка накладывается не очень туго, чтобы не нарушить кровообра­щение, и не очень слабо, чтобы она не спадала с раны.

10. Для лучшего облегания бинта через каждые 2-3 оборота следует делать перекрут бинта.

11. В конце перевязки необходимо сделать закреп­ляющие слои и завязать концы бинта, образованные его разрывом по длине.

Порядок работы:

1. Провести обработку рук.

2. Обнажить рану, не загрязняя ее и не причиняя боли пораженному.

3. Верхнюю одежду снимают или разрезают. Сначала снимают одежду со здоровой стороны, затем – с пораженной.

3. Обработать кожу вокруг раны:

а) при ранени­ях волосистых участков аккуратно выстричь во­лосы ножницами;

б) очистить кожу вокруг раны от грязи с помощью тампона, смоченного в спирте;

в) обработать кожу вокруг раны 5% раствором настойки йода.

ПОМНИТЕ: при обработке кожи надо ис­ключить возможность попадания настойки йода в рану!

4. Наложить на рану стерильную салфетку, асептическую повязку или стерильную ватно-марлевую.

5. Поверх сал­фетки (повязки) наложить слой стерильной ваты, тщательно разровнять ее.

6. Наложить бинт.

7. Закре­пить повязку.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: нарушение стерильности, неправильное положение бинта в руках, на­ложение повязки не на ту область (сторону), не закрепление повязки.

Практическая работа № 5. Оказание первой помощи при шоке.

Порядок работы:

1. Утеплить, согреть пострадавшего. Накрыть одеялом, теплой одеждой.

2. Дать обезболивающие средства: 1-2 таблетки анальгина максимально мелко раздавить между двумя чайными ложками, засыпать под язык (не запивать).

  1. Обработать раны.

  2. Дать обильное солевое питье (несколько стаканов) из расчета 0,5 чайной ложки питьевой соды, 0,5 чайной ложки поваренной соли на 1 литр воды (тщательно перемешать), горячий сладкий чай, кофе.

Практическая работа № 6. Остановка кровотечения. Наложения жгута.

Оборудование: вата, спирт, раствор перекиси водорода, спиртовая настойка йода, перчатки, перевязочный материал, жгут, косынка, ножницы, булавки, бумага, карандаш.

Порядок работы:

Капиллярное кровотечение:

1. Рану промыть 3% раствором перекиси водорода.

2. Смазать края раны йодной настойкой.

3. Наложить чистую марлевую повязку.

Венозное кровотечение:

1. Рану промыть 3% раствором перекиси водорода.

2. Смазать края раны йодной настойкой.

3. Наложить на рану давящую повязку.

Артериальное кровотечение:

1. Рану промыть 3% раствором перекиси водорода.

2. Смазать края раны йодной настойкой.

3. Прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения.

4. Наложить жгут из резины или любого другого материала.

5. Наложить повязку на рану.

Правила наложения жгута:

1. Место, на которое накладывается жгут, накрыть чистым лоскутом материи или бинтом.

2. Наложить жгут выше места повреждения.

3. К жгуту при­крепить записку с точным указанием времени его наложения (жгут накладывают не более чем на два часа).

4. По истечении времени ненадолго ослабить жгут, когда кровообращение в конечности восстановится, жгут опять затягивают.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: не правильно определён тип кровотечения, жгут накладывается на голое тело, чрезмерное перетягивание конечности или наличие пульса на сосуде, не зафиксировано время наложения жгута, жгут наложен ниже места повреждения.


Практическая работа № 7. Оказание помощи при повреждениях скелета.

Оборудование: вата, перевязочный материал, спирт, спиртовая настойка йода, косынка, шины, ножницы, пузырь со льдом.

Порядок работы:

Растяжение связок:

1. К поврежденному месту прило­жить холод.

2. Наложить тугую фиксирующую повязку.

Вывих:

  1. Обеспечить полный покой суставу.

  2. Зафиксировать сустав в том положении, в котором он находится.

  3. К травмированному суставу следует при­ложить холод.

Перелом конечностей:

  1. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой.

ПОМНИТЕ: шину подгоняют по здоровой конечности; шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних суставах.

2. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами или полотенцем.

3. Если нет шины, сломанную руку прибин­товывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

4. При открытых переломах надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Перелом рёбер:

1. Пострадавшему необходимо выдохнуть из легких как можно больше воздуха.

2. Грудную клетку туго забинто­вывать.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: плохо подогнаны средства иммобилизации; неправильное положение, приданное конечности; подвижность в ближайших к перелому суставах; при иммобилизации верхней конечности рука не подвешена на косынке.

Практическая работа № 8. Реанимация одним и двумя спасателями.

Порядок работы:

Непрямой массаж сердца.

1. Уложить больного на твердую поверхность.

  1. Освободить грудь и живот от стесняющих частей одежды.

  2. Производится удар кулаком в средний отдел грудины.

  3. Проверять пульс на сонной артерии.

ПОМНИТЕ: достаточно резкий удар кулаком проводится с высоты 20-30 см по средней трети тела грудины.

  1. При отсутствии сердечных сокращений при­ступают к наружному массажу сердца.

  2. Основа­ние кисти, являющееся рабочей частью при про­ведении массажа, должно находиться выше мечевидного отростка грудины на два поперечни­ка пальца; ось основания кисти должна соответ­ствовать оси грудины.

  3. Основание второй кисти должно находиться на тыле первой (нижней) кисти под углом 90 граду­сов.

Пальцы обеих кистей должны быть выпрям­лены.

  1. Сжатие (сдавление) грудины необходимо про­водить толчкообразно, выпрямленными руками, без сгибания их в суставах, всем корпусом.

ПОМНИТЕ: грудину необходимо смещать (проги­бать) на 3-4 см по направлению к позвоночнику. Частота сжатий грудины должна быть около 60 раз в минуту или несколько более.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: неправильное положение рук на грудине; недостаточная глубина прогибания грудины; недостаточно мощный, короткий толчок; не ослаблен пояс.

Контроль осуществляется:

  1. по пульсу на сонных (или бедренных) арте­риях;

  2. по состоянию зрачков;

  3. по реакции зрачков на свет — при необхо­димости;

  4. по появлению самостоятельного дыхания (активных вдохов и пассивных выдохов);

  5. по розовению губ, восстановлению окраски кожных покровов (поздний признак).

ПОМНИТЕ: массаж сердца в это время не пре­кращать! Продолжать его одной рукой!

Искусственная вентиляция лёгких.

1. Уложить больного на твердую поверхность.

2. Освободить грудь и живот от стесняющих частей одежды.

3. Запрокинуть голову, открыть рот, вывести нижнюю челюсть кпереди; первым, вторым пальцами руки, фикси­рующей лоб, зажать нос.

4. Сделать достаточно глубокий вдох, плотно прижать губы ко рту пострадавшего (обеспечить полную герметич­ность!).

5. Сильно, резко выдохнуть воздух в рот по­страдавшего.

6. Сделать 3-5 подобных выдохов в быстром темпе, один за другим, не ожидая пас­сивного выдоха (выхода воздуха из легких).

ПОМНИТЕ: при полноценной, правильной ИВЛ в легкие нужно вдохнуть 1-1,5 л воздуха. Для этого спасателю необходимо сделать доста­точно глубокий вдох. Частота ИВЛ должна быть 10-12 раз в 1 мин. (один раз в 5 с).

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: не запрокинута голова (или недостаточно за­прокинута) — воздух идет в желудок; недостаточный объем вдуваемого воздуха; частота вдохов 8 раз в минуту и менее; плохо зажат нос при методе рот в рот или рот — при методе рот в нос.

ПОМНИТЕ: все эти ошибки могут привести к неэффективности реанимации!

Реанимация одним спасателем.

  1. Провести диагностику состояния: окликнуть пострадавше­го, потрясти его за плечо.

  2. При отсутствии реак­ции определить пульс на сонной (или бедренной) артерии; определить состояние зрачков.

  3. Определить, нет ли тяжелых травм шеи с переломами шейных позвонков, тяжелых травм черепа (в этом слу­чае запрокидывать голову нельзя).

  4. Положить горизон­тально на спину на жёсткую поверхность.

  5. Ослабить одежду.

  6. Проверить, восстановить проходимость дыха­тельных.

  7. Запрокинуть голову.

  8. Приступить к проведе­нию ИВЛ.

ПОМНИТЕ: необходимо следить за подъемом передней стенки груди в момент вдоха!

  1. Провести в быстром темпе 3-5 вдохов постра­давшему без пауз.

  2. Проверить пульс на сонной (бедрен­ной) артерии, зрачок.

  3. При отсутствии пульса, расширенном зрачке, отсутствии реакции зрачка НЕМЕДЛЕННО нанести удар кулаком по средней трети грудины.

  4. При отсутствии должного эффекта приступить к комплексу реанимации — ИВЛ и наружному массажу сердца в соотношении 2:15.

ПОМНИТЕ: каждый толчок при наружном массаже сердца состоит из двух составляющих: толчка, с прогибанием грудины на 3-4 см и за­держки.

Реанимация проводится в ритме12—15 массажных толчков, 2 быстро следующих один за другим искусствен­ных вдоха возможно большей глубины.

Реанимация двумя спасателями.

  1. Первый спасатель располагается у головы, второй – у груди пострадавшего (все работы должны осуществляться строго синхронно).

  2. Первый спасатель (ведущий) проверяет пульс, зрачки, устанавливает состояние клинической смерти (необходимость реанимации).

  3. Вместе со вторым спасателем располагает пострадавшего на жестком основании.

  4. Первый спасатель ослабляет галстук, ворот­ник.

  5. Второй спасатель ослабляет одежду.

  6. Первый спасатель проверяет и обеспечивает проходимость дыхательных путей.

  7. Первый спасатель осуществляет ИВЛ: 3-5 искусственных вдохов без пауз. После этого проверяет пульс, зрачки. При отсутствии пульса он дает коман­ду второму спасателю о проведении массажа сердца.

  8. Второй спасатель немедленно приступает к массажу сердца: наносит удар кулаком по сред­ней трети грудины.

  9. После удара первый спасатель проверяет пульс на сонной артерии, зрачок; при отсутствии реакции дает команду на продолжение массажа сердца.

  10. Второй спасатель, на выдохе пострадавшего, осуществляет цикл наружного массажа сердца (сжатия проводятся в ритме 60-70 толчков в 1 мин.; глубина прогибания грудины 3-4 см).

ПОМНИТЕ: все работы осуществляются строго синхрон­но, в соотношении 1:5, контроль пульса, состояния зрачков первый спасатель производит постоянно, в перерывах между ИВЛ, т.е. во время массажа сердца.

  1. При длительной реанимации спасателям целе­сообразно периодически меняться местами.

Реанимация проводится в ритме 5 — 6 толчков массажа, 1 вдох.


Практическая работа № 9. Помощь при ожогах и отморожениях.

Порядок работы:

Первая помощь при термических ожогах.

  1. Погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло.

  2. Обожженным дается теплое подсоленное питье.

  3. Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшую к ожогу.

ПОМНИТЕ: нельзя вскры­вать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

  1. На ожоговую поверх­ность накладывают стерильную повязку. При обширных ожогах, занимающих большую поверхность тела, пораженного лучше всего завернуть в чистую простыню.

  2. Провести все мероприятия по предупреждению шока.

  3. Транспортировать пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при обморожениях.

  1. Пострадавшего переводят в теплое помещение, кладут в ванну с теплой водой (tо 22-25о, постепенно повышается до 33-36о), а если такой возможности нет, то защищают его от холода на месте.

  2. Дают ему горячий чай, кофе.

  3. Мокрую одежду и обувь по возможности заменяют сухой.

  4. Отмороженные участки протирают спиртом, одеколоном и нежно растирают ватным тампоном или вымытыми сухими руками до покраснения кожи.

  5. Накладывают стерильную повязку.

ПОМНИТЕ: не рекомендуется при отморожениях любой степени растирать поврежденные участ­ки кожи снегом. Это может привести к ухудшению состояния пострадавшего.

Итоговая практическая работа (работа в парах).

Карточки с заданиями (возможны варианты).

Карточка № 1. Резаная рана правого предплечья, артериальное кровотечение; ожог левой голени.

Карточка № 2. Открытый перелом левого плеча, осложнённый венозным кровотечением.

Карточка № 3. Вывих правого плечевого сустава, болевой шок.

Карточка № 4. Потеря сознания. Остановка дыхания.

Карточка № 5. Потеря сознания. Остановка сердца.

Карточка № 6. Точечный массаж при кашле, насморке, ангине, боли в ухе.

Карточка № 7. Измерить артериальное давление, сделать внутримышечную инъекцию, наложить повязку на голеностопный сустав.

Карточка № 8. Перелом рёбер, закрытый перелом костей правой голени, ушиб головы.

Оценивается точность и скорость выполнения задания.



Свежие документы:  Тема: «Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств, самоконтроля и гигиены»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: