Урок биологии в 8 классе «Значение питания в жизни человека»


Тема урока биологии в 8 классе «Значение питания в жизни человека»

«Любой организм связан со средой через пищу.

Это необходимая и существенная связь»

И.П.Павлов.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы универсальных учебных действий.


Образовательная цель: способствовать осознанию анатомо — физиологических понятий пищеварительной системы: о питательных веществах, о пищеварении, о значении органов пищеварительной системы, о ферментах, о пищеварительных железах, всасывании и усвоении питательных веществ;

Развивающая цель: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;

Воспитательная цель: формировать понимание развития своего интеллекта как целостной характеристики современной личности, развивать коммуникативные способности.

Технологии: проектная деятельность, групповая, ИКТ, здоровье – сберегающая, проблемно – поисковая, исследовательская деятельность, саморазвивающего обучения и самовоспитания, педагогика сотрудничества.

Тип урока: интегрированный урок по биологии и химии, урок-исследование.

Учебное оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, дополнительная литература, творческие работы учащихся, презентации, главная модель проекта.



Ход урока

Этап урока

(Этапы работы над проектом)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап — запуск проекта

Человек живет в мире информации, которую можно разделить на три потока. Сенсорная или чувствительная информация воспринимается органами чувств. Вербальная или словестная (устная или письменная) информация, воспринимается через вторую сигнальную систему. Третий вид информации – структурная (химическая) – воздух и пища. Этот поток информации поступает в организм через дыхательную и пищеварительную системы. Каждый человек и человечество в целом питаются столько лет, сколько они существуют. С появлением человека в процессе эволюции, его необходимой потребностью стало питание. Именно оно помогло человеку приспосабливаться к условиям среды обитания. В чем состоит роль питания для человека? Почему он не может обходиться без пищи и ежедневно требует пополнения. Поэтому тема нашего проекта «Значение питания в жизни человека». Цель проекта: осознание роли питания и значимости питательных веществ в жизни человека, значение пищеварительной системы. Всем участникам проекта выдаются жетоны трех цветов (красный, желтый, коричневый). Учащихся формируются 3 большие группы, состоящие из 2-х подгрупп (1 подгруппа – учащиеся 8 класса, 2 подгруппа – учащиеся 11 класса).

Готовят учебники и другие источники информации. Разбирают жетоны. Учащиеся, имеющие однородные жетоны формируют вначале малые группы (подгруппы) из учащихся 8 и 11 классов, а затем большие группы по общей проблеме.

Целеполагание и мотивация (планирование работы)

Дает справку. Чтобы жить человека или любое живое существо, должны питаться. Немецкий ученый Карл Фойт во II половине XIX века разработал научное представление о физиологических потребностях человека в основных пищевых веществах и энергии. Смотри эпиграф к уроку. Противоположный взгляд – насколько это не существенная связь?

Определяет проблему: любой организм должен питаться. Для чего? Зачем? Как часто? Насколько это ему необходимо. Формирует задания (Подроблемы) для проектной работы учащихся. Каждой группе предлагает определить форму презентации проекта. Каждая группа работает над одной из проблем (проекция вопросов на доске). К проектным заданиям предлагается определенная литература.

Анализируют проблему. Учащиеся 8 и 11 классов выбирают задание для самостоятельной работы (каждая группа выполняет задание по предложенной проблеме). Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности. Определяют форму презентации проекта (в виде таблицы, схемы, графика, рисунка, опорного конспекте и т.д.) и количество выступающих (один, пара или целая группа)





Вы посмотрели и ознакомились с вашими заданиями. Давайте повторим основные понятия. Это мы должны сделать для того, чтобы определить уровень готовности к поисковой работе. Актуализация понятий.

Подроблемы 8 класса.

Проектное задание № 1.

  1. Дайте определение понятия «питание».

  2. В чем заключается функция питания?






Проектное задание № 2

  1. Выясните сущность пищеварения, почему его нет у растений.

  2. Назовите типы пищеварения.




Проектное задание № 3

  1. В чем заключается значение пищеварительной системы, в связи, с чем она возникла?

  2. Чем представлена она у человека?


Подроблемы 9 класса.

Проектное задание № 1.

  1. Почему цепь питания начинается с растений, какова роль фотосинтеза?

  2. Какие органические вещества входят в состав продуктов? Назовите их и дайте краткую характеристику.

Проектное задание № 2.

  1. Определить состав пищевых продуктов на содержание в них: крахмала, белка, глюкозы, жиров.

  2. Какие еще вещества входят в состав пищевых продуктов?


Проектное задание № 3.

  1. Какова роль питательных веществ в организме: белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ.








Группа №1. Выполняют проект, раскрывают смысловое значение понятия питания, типы питания. Подготавливают выступление и оформляют презентацию.




Группа №2. Выполняют проект, конструируют объяснения, почему у растений нет процесса пищеварения. Подготавливают выступление и оформляют презентацию.

Группа № 3. Выполняют проект, используют плакат – опору для доклада, подготавливают ответы на вопросы.




Группа №1. Выполняют проект, конструируют объяснения о космической роли растений. Подготавливают выступление и оформляют презентацию.


Группа №2. В ходе проведения опытов определяют наличие химических соединений в пищевых продуктах. Подготавливают выступление и оформляют презентацию.

Группа № 3.

Выполняют проект, объясняют роль питательных веществ в организме. Подготавливают выступление и оформляют презентацию.

Актуализация знаний и умений. (Определение уровня готовности к поисковой работе).

Предлагает дать определения базовых понятий для реализации проекта: питание, пища, пищеварение, автотрофы, гетеротрофы, питательные вещества: минеральные вещества, вода и органические вещества. Напоминает алгоритм выполнения проекта.

Дают определения.


Вспоминают алгоритм исследования. Обсуждают, как и где найти необходимую информацию для выполнения проекта.

Первичное усвоение знаний (сбор информации).

Предлагает дополнительные источники информации (литературу, рисунки, микропрепараты и др.) и консультирует учащихся.

Знакомятся с информацией и отбирают необходимые источники. В ходе дискуссии в группах отбирают главное, основное содержание будущего проекта.

Осмысление учебного материала (структурирование информации)

Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на необходимые источники информации.

Продолжение самостоятельной работы учащихся, структурирование содержания проекта.

Закрепление учебного материала (обмен информацией).

Организует работу между подгруппами 8 и 9 классов, выполнявших задания по общей проблеме.

Идет обмен информацией между малыми группами 8 и 9 классов, засушивают ответы, уточняют результаты и форму творческого проекта. Определяют количество учеников для защиты.

Применение знаний в новой ситуации (оформление результатов).

Корректирует работу учащихся, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформления и содержания плакатов, схем, таблиц, графиков и т.д.)

Каждая группа оформляет свой проект в соответствие с выбранной формой: готовят таблицы, опорные конспекты, рисунки, плакаты с выступлениями. Озвучивание ключевой мысли проекта.

Проверка и оценка результатов (экспертиза).

Организует защиту каждой группы. Предлагает сформулировать главную мысль проекта, и если необходимо по ходу защиты сформулировать вопросы для помощи в экспертизе. Выводит смысл построенной общей (главной) модели: питание – необходимая жизненная потребность живого организма, в том числе и человека. Наука о питании опирается на достижения физиологии и биохимии. Физиологические основы питания разработаны великим русским ученым И.П. Павловым. Не одни раз в день мы оставляем свои дела, чтобы поесть. Питательные вещества, поступающие с пищей, расщепляются в желудочно-кишечном тракте, благодаря ферментам пищеварительных желез. Пища не только источник энергии, необходимый для жизнедеятельности, но и материал для роста и развития организма человека.

Защита проекта. Оформляют свою часть проекта на общую модель проекта. Сдают проекты учителю.

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия)

Предлагает учащимся выразить свое отношение к уроку – проекту, о своей работе в нем, что делали, что получилось, где возникли трудности и затруднения, взяв в руки жетоны красного цвета — радость, интерес, достижение цели проекта и желтого цвета – спокойствие, умиротворение.

Подведение итогов работы. На этом наш с вами проект закончен, вы сегодня очень хорошо поработали.

Обучающиеся с помощью жетонов определяют результативность деятельной при выполнении заданий проекта. Выражают свое отношение к проекту, что нового узнали. Смотрят на доске проекция диаграммы потребления витаминов в Москве и Курске и увлекательные факты.


Свежие документы:  Проектная деятельность на уроках биологии и химии как один из факторов развития одаренности учащихся

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: